Опоздавшие навойну: ракетные танки

    «Объект 775» Из всех советских ракетных танков «Объект 775», созданный на ЧТЗ, более всего будет похожим обычный: у него имеется пушка и башня с нарезным стволом. Однако высота 775-го — всего 1750 мм, и потому выглядит он пара деформированным.
    Как ни необычно, первый в истории ракетный танк РБТ-5 был создан в СССР еще в первой половине 30-ых годов XX века. Установка с двумя неуправляемыми ракетами длиной 1805 мм крепилась на башню серийного танка БТ-5 без демонтажа главного оружия (пушки).

Действительно, на опробованиях РБТ-5 продемонстрировал себя достаточно слабо, и работы были прекращены.
Объект 287 Необычный внешний вид «Объекта 287» обусловлен прежде всего необходимостью снизить его высоту.

    На его поворотной части размещались две 73-мм пушки 2А25 «Молния». Между ними прекрасно виден люк, из которого при приведении автомобили в состояние боевой готовности выдвигалась пусковая установка ТУРС «Тайфун». Экипаж размешался в прекрасно защищенной капсуле в корпуса.
    ИТ-1, он же «объект 150» ИТ-1 так и остался единственным «чистым» ракетным танком, когда-либо находившимся на вооружении. В походном положении пусковая установка «Дракон» скрывалась в башни; под броней размещался и боекомплект: 15 ракет ЗМ7, 12 из которых размешались в автоматизированной укладке. Повторную подачу заряда, запуск и заряжание возможно было создавать через 25 секунд по окончании выстрела.

Опоздавшие навойну: ракетные танки

Вначале стоит разобраться в терминологии. Сейчас многие главные боевые танки имеют возможность запускать управляемые ракеты — и Т-80, и Т-90. Действительно, это в основном «изюминка» советских и русских боевых автомобилей: нарезные пушки английских «Челленджеров» не разрешают организовать запуск ПТУР, не смотря на то, что раньше подобные разработки велись и за границей («Шеридан», французский AMX-13).

«Ракетными танками» потом мы будем именовать только те боевые единицы, для которых ракетное оружие (ПТУР) было главным.

Первые в мире противотанковые управляемые ракеты Ruhrstahl X-7 созданы в Германии под конец войны; к 1945 году они готовьсяк применению и массовому производству, но Рейху уже не хватало мощностей и сил: перед терпящей поражение Германией находились другие задачи. Однако начало было положено. Новый вид оружия разрабатывали в ряде государств, и уже в 1950-х французские SS.10 нашли боевое использование.

ПТУР давали слово целиком и полностью поменять стратегию танкового боя.

В случае если для пушечного оружия обычная расстояние — 1,5 — 2 км, то, используя ракеты, возможно было действенно атаковать танк на расстоянии до трех километров. Конечно, появился вопрос об установке пусковых устройств для ПТУР на самих танках

Введение в вопрос

Разработки велись в двух направлениях. Во-первых, это создание действенных ракетных истребителей танков, талантливых уничтожать последние на сверхдальней расстоянии. Во-вторых, применение пусковых установок как дополнительного оружия для серийных боевых автомобилей — это направление и привело в итоге к созданию Т-64, первого серийного советского танка, талантливого стрелять как боеприпасами, так и управляемыми ракетами.

В принципе, второе направление намного проще с технологической стороны: серийные танки (Т-54, Т-55, Т-62 и другие) попросту оборудовали предназначенными для боевых автомобилей ПТУР «Малютка». Но в качестве главного оружия для танка «Малютка» не годилась, исходя из этого под проекты ракетных танков велась личная разработка совсем вторых комплексов.

С 1957 года на Уралвагонзаводе началась разработка ракетного истребителя танков под кодовым заглавием «Объект 150». Начальником проекта стал Леонид Карцев, в то время основной конструктор завода. Специально для «150-го» подготавливался и ракетный комплекс 2К4 «Дракон».

Непременно, работа над ракетными танками велась на конкурсной базе: параллельно с Уралвагонзаводом напряженно трудился Кировский (безбашенный ракетный танк, «Объект 287») и Челябинский (ракетный танк «Объект 775») фабрики. Под новые танки, соответственно, разрабатывали другие ракетные комплексы — «Тайфун» и «Лотос».

Всего в 1950 — 1960-х годах было создано и испытано восемь разных танковых ракетных установок, но только в нескольких случаях полноценные ракетные танки были изготовлены «в металле» и испытаны. О них мы и поболтаем.

«Объект 287»

Машина, созданная в Ленинграде на Кировском заводе под управлением Жозефа Яковлевича Котина на шасси умелого среднего танка «Объект 430», прежде всего напоминала разобранный танк. Другими словами корпус у нее был, а башни не было. Правильнее, вместо башни на 287-й устанавливалась вращающаяся платформа, по высоте находящаяся вровень с корпусом.

В размещался экипаж (два человека) и пусковая установка, которая в боевом положении выдвигалась наружу.

Механик-командир и водитель-оператор (он же стрелок и наводчик) пребывали в изолированной капсуле, талантливой обезопасисть и от радиации, а также, при крайней необходимости, от атомного оружия — само собой разумеется, в разумных пределах.

В неотёсанном приближении у 287-го объекта было два «ноу-хау»: фактически ТУРС (танковый управляемый ракетный боеприпас) и умелое двойное бронирование, сделанное по принципу «бутерброда»: 90-мм бронирование — 130-мм слой стеклопластика — 30-мм бронирование — противорадиационный подбой. Установки для пуска 140-мм ТУРС 9М15 «Тайфун», созданные специально для 287-го в ОКБ-16, стабилизировались в вертикальной плоскости: так, танк имел возможность прицельно стрелять на скорости до тридцати километров/ч.

Управление ракетами осуществлялось по радиолучу. В качестве запасного оружия употреблялись две 73-мм пушки 2А25 «Молния» и спаренные с ними пулеметы.

Все смотрелось достаточно гладко. Теоретически 287-й имел возможность со большого расстояния поражать движущиеся цели, оставаясь очень тяжёлой мишенью, среди них и благодаря собственной высоте (1750 мм, недалеко от среднего людской роста). Но на опробованиях 1964 года танк провалился — прежде всего из-за крайней ненадежности ракетной установки.

Из 45 испытательных пусков было зафиксировано 16 промахов и 8 попаданий, остальные же пуски сопровождались отказами! В том же году 287-й послали на доработку, которой так и не суждено было завершиться, потому, что его прямой соперник, ИТ-1 (экс-объект 150), продемонстрировал себя значительно лучше.

Была и еще одна кировская машина из данной серии — «Объект 288». Она была создана на протяжении упомянутых «доработок». На то же шасси, что и у 287-го, установили вместо двигателя 5ТДФ два газотурбинных агрегата ГТД-350, а вместо башни — испытательную лабораторию для снятия данных с шасси.

ГТД-350 продемонстрировали себя значительно хуже, чем уникальный двигатель, и ракетное оборудование на 288-й так и не поставили.

Всего было произведено пять соответствующих шасси — четыре для 287-х и одно для 288-го объекта. Автомобили сохранились (по одной каждого типа) и находятся сейчас в танковом музее в Кубинке наровне с множеством вторых неповторимых экспонатов.

«Объект 775»

Параллельно с ленинградцами над ракетным танком трудились челябинские эксперты. Их разработка, «Объект 775», до сих пор приводит к самой пристальному вниманию визитёров музея в Кубинке из-за необычной наружности. Проект создавался под управлением Павла Исакова; работа над ним началась чуть позднее, чем над 287-м, в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

В отличие от соперника, у 775-го была башня и 125-мм пушка (правильнее, пусковая установка) Д-126, талантливая стрелять как ТУРС, так и неуправляемыми ракетами (НУРС) «Бур».

В общем и целом, собственными чертями 775-й не очень сильно отличался от параллельных разработок. Пусковая установка для ПТУР «Рубин» стабилизировалась в двух плоскостях и разрешала стрелять на ходу.

Как и в 287-м, в обрисовываемом объекте экипаж размешался в изолированной и защищенной капсуле в башни. При ее конструировании применили занимательное техническое ответ: как бы ни повернулась башня, механик-водитель «вращался» независимо от нее; его приборы и место наблюдения размешались на отдельной поворотной платформе. Такая непростая совокупность была обусловлена необходимостью уменьшить неспециализированную высоту танка: то, что экипаж расположили в башне, а не в корпусе, существенно оказало влияние на дизайн автомобили.

775-й не приняли на вооружение. Сложная конструкция с «башней в башни» не оправдала себя: обзорность оставалась ужасной. «Рубин» подводил меньше, чем «Тайфун», но высокой надежностью и он не отличался. Действительно, одно техническое ответ 775-го стало в какой-то мере революционным: в первый раз управляемые ракеты возможно было запускать из танковой пушки.

К слову, ствол Д-126 имел нарезы для стабилизации неуправляемых «Буров».

На протяжении испытаний и разработки показался и последовательность модификаций, в частности «Объект 775Т» со спаренными газотурбинными двигателями и «Объект 780» — первый в истории танк, талантливый вести стрельбу и ТУРС, и простыми артиллерийскими боеприпасами из одного ствола.

ИТ-1

И все-таки один ракетный танк — уникальный! — в серийное производство отправился. Проектировать его начали раньше других, во второй половине 50-ых годов XX века, на базе параллельно проектируемого Т-62 (но, начальные разработки велись на базе Т-54). В качестве главного оружия использовались управляемые ракеты 2К4 «Дракон».

Опробования, совершённые, как и при с остальными ракетными танками, в первой половине 60-ых годов двадцатого века, продемонстрировали очень хорошие результаты. Распознанные недочёты были достаточно легко устранимы; главным преимуществом «Объекта 150» (в то время ИТ-1 носил такое наименование) была его высокая надежность относительно конкурентов. На протяжении зимних опробований случился характерный инцидент: реактивная струя ракеты запорошила снегом прицельное отверстие.

Данный недочёт устранили легко, организовав подачу направленной воздушной завесы в течение 1,5 секунды по окончании пуска. В течение полусекунды ракета летела неуправляемой, после этого стрелок приобретал доступ к радиокомандам (управление ракетой, как и в других совокупностях, осуществлялось при помощи радиолуча). Чтобы в один момент имели возможность функционировать пара ИТ-1, руководить ракетами возможно было на разных комбинациях из семи частот и двух радиокодов.

Эффективность ИТ-1 продемонстрировал легко поразительную. Теоретически один таковой агрегат имел возможность в одиночку стереть с лица земли целую танковую роту, не подпустив к себе ни одну машину соперника на расстояние прицельной стрельбы. Опробования дали конструкторам совсем замечательное число — около 90% действенных попаданий по стационарным и движущимся целям.

Само собой разумеется, серийному производству ИТ-1 был дан зеленый свет, и во второй половине 60-ых годов XX века истребитель танков поступил на вооружение советской армии.

Но так вышло, что в один момент с ИТ-1 (правильнее, годом ранее) на вооружение поступил и параллельно разрабатывавшийся главный боевой танк Т-64. Его гладкоствольная пушка имела возможность употребляться в качестве пусковой установки для ТУРС и наряду с этим вести пламя артиллерийскими боеприпасами, что низвело все преимущества ИТ на нет. Действительно, серийная модификация Т-64Б, оснащенная ПУ ТУРС, была принята на вооружение только во второй половине 70-ых годов двадцатого века — но все равно разработка сугубо «ракетных» танков теряла собственный суть.

И в первой половине 70-ых годов XX века, спустя всего два года, легендарный ИТ-1 отправился на покой. Работа над ним не осталась без следа: все наработки потом понадобились при проектировании ракетно-пушечных танков.

Другие конструкции

Вообще-то, перечисленные танки были не единственными советскими ракетными танками той поры. Еще во времена ВОВ реактивную ракетную установкупробовали установить на базу Т-60, были и иные попытки. В частности, во второй половине 50-ых годов XX века на Кировском заводе был выстроен в металле опытный образец «Объект 282» на базе тяжелого танка Т-10.

Кое-какие примененные в конструкции его брони ответа потом нашли собственный место в «Объекте 287». Работы по 282-му свернули в частности из-за недочётов через чур тяжелого шасси: ракетный танк должен быть более «юрким». До наших дней 282-й не сохранился.

Кроме этого в действительности существовал (и дошел до наших дней) ракетный танк «Объект 757», выстроенный в Челябинске на шасси ИС-3М и вооруженный упомянутым «Рубином». Но и от него потом отказались в пользу более легких конструкций. Существовало еще множество проектов.

Рассказ о них занял бы через чур много места, а все технические ответы, использованные при их разработке, так или иначе нашли собственный воплощение в настоящих автомобилях.

Ракетные танки мало опоздали. Покажись ПТУР в 1930-х годах, а танки с ТУРС в начале, скажем, 1940-х, кто знает, как изменился бы движение Второй мировой. В частности, это относится германских разработок — учитывая склонность немцев к непростым техническим ответам.

Возможно, прекрасно, что история не знает сослагательного наклонения.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№113, март 2012).

ПЕСНИ 60-Х ГГ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Огнеметные танки

    Самое популярное заблуждение, которое связано с огнеметными танками, связано с тем, что большой урон наносится неприятелю конкретно на протяжении…

  • Сухопутный крейсер: стотонный танк

    Так имел возможность бы смотреться тысячетонный танк Эдуарда Гроте, главное оружие которого складывалось из двух корабельных 305-мм пушек. На фоне…

  • Зачем внашем стойле кентавр?: танки

    Итальянский «истребитель танков» Centauro: вчерашний сутки европейской инженерной мысли либо будущее русском армии? Rooikat (ЮАР) Rooikat на языке…

  • Иностранные танки вармии ссср

    Британские дамы готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Англии тогда все советское было весьма актуальным и популярным, так что…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: