Последняя японская амазонка

Герои войны

Во второй половине XIX века в Европе и Соединённых Штатах были поразительно популярны фотокарточки из экзотических государств с изображением местных девушек. На зрителя томно наблюдали колоритные красивые женщины различной степени обнажённости из Океании, Ближнего и Африки Востока. По окончании окончания гражданской войны в Японии подобные фотографии стали привозить и оттуда.

В них также хватало эротики, но западных мужчин пленил совсем второй образ – девушки с самурайским клинком.

Таковой была и представительница клана Айдзу по имени Накано Такэки. Кем же были японские девушки-самураи и какой была их роль в гражданской войне 1868–1869 годов?

старинное оружие и Смутные времена

В то время, когда в 1850-е годы в Японии началось резкое ослабление сёгуната (позднее повлекшее за собой гражданскую войну), то оказалось, что арсеналы большинства феодальных княжеств завалены оружием примера XVI века. Только затеявшие смуту южные кланы Тёсю, Тоса, Сацума и Сага заранее вооружились револьверами, нарезными пушками и винтовками. Во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века, в начале войны, противостоявшая южанам немногочисленная правительственная армия не через чур очень сильно уступала мятежникам в подготовке и вооружении.

Но по последовательности политических событий эти войска не смогли противостоять южному альянсу и практически сразу после начала войны прекратили сопротивление.

Последняя японская амазонка
Хорошие студийные фотокарточки «девушек-самураев». имена моделей и Автор работ малоизвестны
источник: jacar.go.jp

С началом военных действий верные сёгунату северные княжества сходу выставили бессчётные самурайские ополчения. Смотрелось это воинство равно как и тремя столетиями ранее. Неудивительно, что в первой же битве при Тоба-Фусими северяне были наголову разгромлены южанами.

Полностью устаревшие самурайские доспехи, копья, луки и аркебузы не могли противостоять западному огнестрельному оружию воинов альянса.

Уместное в шестанадцатом веке, но совсем архаичное для XIX века оружие феодального воинства сёгуната. У первого и последнего из солдат в руках нагинаты. Фотограф – Кусукабэ Кимбей, 1880-е годы
источник: jacar.go.jp

Приверженцы сёгуната прилагали титанические упрочнения к тому, дабы переоснастить остатки собственных дружин новым оружием, но время было потеряно. Южане установили контроль над императорским двором и провозгласили себя имперской правительственной армией. К армейскому поражению добавилось поражение идеологическое – многие союзники дома Токугава переметнулись к мятежникам.

В то время, когда империалисты вторглись на север, остановить их должны были стенки древних замков, классическое самурайское оружие женщины и местного… воинства.

женщины и Война из самурайских семей

Мать, дочь и жена самурая были опорой японского солдата в течении многих столетий. Самурай хранил верность собственному господину, а дамы из воинского сословия оберегали дом, имущество и честь рода. Так называемый не сильный пол переносил все тяготы наравне с мужчинами, а в крайнем случае имел возможность подняться на защиту родного очага с оружием в руках.

В случае если же появлялась угроза попасть в руки неприятеля, то дамам следовало избежать бесчестия, лишив жизни собственных детей, родных, а после этого совершить суицид, перерезав себе сонную артерию.

Самурай с сестрой и матерью. Фотограф – австрийский дипломат Раймунд фон Штильфрид, 1871 год
источник: tomburnettcollection.com

Долгий клинок всегда был оружием мужчин, знаком их особенного места в обществе. Дамам же были дешёвы: приёмы борьбы без оружия; применение ножей, дротиков и кинжалов; мастерство стрельбы из лука. Прямого запрета на обучение девочек мастерству боя на клинках не существовало, но куда более верным и нужным оружием для дамы считалась нагината.

В переводе с японского нагината свидетельствует «косящий клинок». Само наименование показывает, что это оружие стало развитием как раз японского меча. Дабы расширить расстояние до соперника, протяженность круглой в сечении рукояти была увеличена до 180 см.

На втором финише оружия был изогнутый односторонний меч длиной около 60 см. Лезвие, по форме похожее на маленький японский клинок, отделяется от древка кольцеобразной гардой. Это оружие показалось в седьмом веке и на протяжении нескончаемых междоусобных солдат доказало собственную эффективность.

Зарубежными функциональными аналогами нагинаты являются европейская глефа, китайский гуань дао и русский бердыш.

В японском языке не существует понятия «дама-самурай» – традиционно считалось, что даме не место рядом с мужчиной на поле битвы. Но жизнь сложнее любых теорий, и для любого правила существуют исключения – с древних времен в Японии существовали дамы-воительницы, сражавшиеся бок о бок со женихами и своими мужьями. Их именовали онна бугейся, что дословно свидетельствует «дама боевых искусств».

Самая узнаваемая японская воительница Томоэ-годзен прославилась в войне Гэмпэй (1180–1185). Вот как обрисовывает её «Повесть о доме Тайра»: «…белолица, с долгими волосами, писаная красивая женщина! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче!

Верхом ли, в пешем ли строю – с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни всевышних, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а в то время, когда начиналась битва, натягивала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась клинком, брала в руки замечательный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный солдат! Неоднократно гремела слава о ее подвигах, никто не имел возможности сравниться с нею в отваге…» Живописец – Ким Фудзивара
Источник: asahi.com
Последняя из онна бугейся

Во второй половине 40-ых годов XIX века в княжестве Айдзу в семье самурая по имени Накано Хэйная родилась девочка, которую назвали Такэко. Двумя годами позднее появилась её младшая сестра Юко. Папа сестёр являлся чиновником при княжеской казне, а потому девочки росли в обеспеченной семье.

Старшая сестра была более талантливым ребёнком и уже в пять лет удивляла взрослых собственными знаниями. Позднее юная Такэко продемонстрировала собственный талант в поэзии и каллиграфии, но больше всего ей нравились уроки боевых искусств. Страсть к оружию (особенно к нагинате) так сблизила Такэко и её учителя Дайсуке Акаока, что родители решили обручить девочку с племянником мастера боевых искусств.

Ей было девять лет, а её суженому – десять.

Скоро Такэко переселилась в дом собственного учителя, а тот удочерил её. В тогдашней Японии считалось обычным, в то время, когда дети в раннем возрасте покидали родительский дом, дабы обучаться какой-либо профессии. В четырнадцатилетнем возрасте Такэко сама стала преподавателем боевых начала и искусств обучать дам клана Айдзу обращению с нагинатой.

В то время, когда во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века началась гражданская война, сестры Накано имели славу настоящих красавиц – правда о Такэко ходили сплетни, что махать нагинатой ей нравится больше, чем общаться с парнями. Тогда же в ее личной жизни случилось очередное ответственное событие – пришло время вступить в брак с женихом. Но женщина отказывалась кроме того думать об этом в столь тяжёлое для клана время – это стало причиной разрыву с мастером Дайсуке, и юная красивая женщина возвратилась в собственную семью.

Слава о её таланте и навыках в обращении с нагинатой разрешили девушке открыть собственную школу.

Посмертный портрет Накано Такэки, написанный со слов современников. Создатель малоизвестен
источник: digital.archives.go.jp
Беда приходит в дом

С началом гражданской войны клан Айдзу сохранил верность сёгуну – за это ему было нужно расплачиваться по окончании поражения союзников дома Токугава в сражении при Тоба-Фусими. В октябре 1868 года по окончании победы в битве на перевале Бонари императорские армии устремились к Айдзувакамацу – родовому замку клана Айдзу. Непрочный альянс северных княжеств распался, и родной клан Накано Такэки остался один на один с альянсом южных княжеств.

Еще молодая императорская армия (кайгун) смогла выделить для операции против Айдзу 15 000 прекрасно вооруженных и обученных воинов с нарезными пушками и винтовками. Им противостояло пятитысячное ополчение солдат клана, огнестрельное оружие которых, по большей части, было представлено устаревшими гладкоствольными мушкетами. Более того, многие из них были вооружены только мечами и копьями.

Солдаты Айдзу отчаянно защищали дальние подступы к собственной столице, но остановить неприятеля не смогли.

Армия японского императора периода войны Босин. Классическая японская печать на бамбуковых досках
источник: digital.archives.go.jp

Беженцы со всей округи собрались у замка, но были перед закрытыми воротами. Гарнизон Айдзувакамацу не имел правильных сведений о местонахождении соперника и не рискнул быть застигнутым неожиданно.

На стихийном собрании кое-какие дамы из самурайских семей внесли предложение создать дзёситай – собственный отряд для противодействия захватчикам : «Чем сидеть и ожидать момента, в то время, когда необходимо будет убить себя, лучше сражаться!» сестра и Мать отечественной героини поддержали эту идею и внесли предложение, дабы умелая в боевых искусствах Такэко возглавила их мелкую «женскую армию» из двадцати человек. Предложение было принято.

Сначала мужчины отвергли помощь отважных воительниц, но положение ухудшалось так скоро, что отчаявшиеся самураи решили применять дзёситай в сражении. Правда и тут сказались японские традиции – женский отряд не был включён в перечень воинских формирований клана, а Такэко и её подчиненные должны были обрезать волосы и облачиться в мужскую одежду. Дамы подчинились требованиям мужчин.

Бой на «Мосту слёз» и падение клана Айдзу

Дзёситай направили в качестве подкрепления отряду солдат, защищавшему серьёзный мост на дороге к Айдзувакамацу – местные обитатели именовали его «Мостом слёз». 25 мая 1868 года в 8 часов вечера наблюдатели увидели приближающихся вражеских солдат. Те постарались сходу пробиться на другой берег реки, но были отбиты мушкетёрами Айдзу.

Тогда имперцы развернули стрелковые шеренги по обе стороны от моста – под прикрытием плотного ружейного огня их воины устремились на мост.

Защитники обнажили мечи и ринулись навстречу наступавшим… Вступив в рукопашный бой, дамы перемешались с мужчинами. Такэко убила нескольких неприятелей и сражалась с очередным, в то время, когда ей в голову попала пуля. Так погибла воительница Накано Такэки, что был всего двадцать один год.

Бой на «Мосту слёз». Классическая японская печать на бамбуковых досках
источник: jacar.go.jp

В Японии популярна легенда о том, что роковая пуля смертельно ранила последнюю онна бугейся в грудь. Оставаясь в сознании, она якобы попросила собственную сестру Юко оказать помощь ей совершить ритуальное суицид и отрубить ей голову, но доказательств этому нет. Точно известно только то, что местные крестьяне, замечавшие за боем, помогли Юко вынести тело сестры с поля боя и похоронить его в близлежащем сливовом саду.

Княжество Айдзу продолжало сопротивление до ноября 1868 года, в то время, когда родовой замок Айдзувакамацу пал по окончании месячной осады. По окончании смерти Такэко женский отряд сосредоточился на оказании медицинской помощи раненым. Мать отечественной героини погибла при штурме замка, а сестра сохранилась и пережила войну Босин.

Немногие не успевшие убить себя самураи и их близкие родственики попали в плен и были посланы в особые лагеря.

Для тогдашней Японии пережить падение собственного клана было невиданным новшеством, победителям кроме этого было в новинку оставлять в живых поверженных неприятелей.

Семья самураев из поверженного клана Айдзу: в центре, под покрывалом – папа семейства; за ним – убившие себя члены его семьи; справа – офицер императорской армии. Сцена в музее в замке Айдзувакамацу
источник: jp-history.info

Но такое отношение распространялось не на всех обитателей захваченного княжества. Семьям погибших самураев, и простолюдинам из других замков и селений повезло куда меньше. Воины императорской армии грабили дома, насиловали дам, при мельчайшем сопротивлении – жестоко пытали и убивали обитателей.

Особенной «доблестью» у захватчиков считалось изнасилование всех дам одной семьи. В собственных письмах на родину солдаты из Тёсю и Сацумы хвастались, что в Айдзу больше нет девственниц старше восьми лет. Многие дамы беременели от насильников и пробовали избавиться от детей в собственной утробе, но довольно часто погибали наряду с этим, другие – убивали собственных новорожденных.

Необходимо подчеркнуть, что прошлые правители жестоко эксплуатировали крестьян, и те всячески приветствовали приход воинов императора. Тем громадным было их разочарование…

Ко всем горестям добавилось то, что южане запретили хоронить погибших до февраля следующего года. Лишь весной, опасаясь эпидемий, новые власти приказали собрать останки и зарыть их в неспециализированных могилах.

Героиня прошлого в современной Японии

Онна бугейся (дама-солдат) стала результатом многовекового развития японского общества. Являясь «последним пределом» обороны феодального клана и хранительницей чести, она была верной опорой самураю. Виртуозно обладая таким суровым оружием как нагината, дама из семьи солдат была страшным соперником кроме того для лучших бойцов-мужчин.

Как раз в опоре на древние традиции была её сила, это же стало её слабостью.

Револьверы, винтовки, картечницы и нарезные пушки были действеннее древних средневекового оружия и боевых искусств – в новом мире сила духа больше не имела возможности противостоять мощи разработок, и онна бугейся окончательно ушли в прошлое.

Память о последней воительнице из клана Айдзу жива в Японии и сейчас. В её честь установлен монумент, а на ежегодном историческом фестивале в Айдзувакамацу неизменно возможно заметить девушек в костюмах женского отряда дзёситай.

Японские девушки изображают «женский отряд» на ежегодном фестивале в городе Айдзувакамацу
источник: asahi.com

Источники:

  1. Japan Center for Asian Historical Records JACAR (jacar.go.jp)
  2. National Archives of Japan (digital.archives.go.jp)
  3. National Library Digital Collection (dl.ndl.go.jp)
  4. University of Tokyo Library System: digital archives division (dl.itc.u-tokyo.ac.jp)
  5. Kyoto University Digital Library (edb.kulib.kyoto-u.ac.jp)

Making Bamboo boards in Thailand การสับฟากทำฝาและพื้นไม้ไผ่


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Армия папаш» — последний оплот британии

    6 сентября 1944 года правительство Великобитании постановило прекратить необходимую военную подготовку ополчения Хоум Гард, прозванного на острове…

  • Последние самураи империи

    По окончании того, как в сентябре 1945 года Япония признала собственный поражение, маленькие группы воинов, ушедшие в джунгли Индонезии и Индокитая, все…

  • Фото дня: последний король шотландии

    11 апреля 1979 года на протяжении Угандийско-танзанийской войны армия Танзании при помощи угандийских повстанцев заняла столицу Уганды Кампалу. Президент…

  • Последний день моего детства

    Книга памяти моей ЗАПИСКИ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦА ГЛАВА ПЕРВАЯ НАЧАЛО. Предки говорили: «То, что заметил в юные годы записано на камне, то, что заметил во…