Правописание звонких и глухих согласных

Задание 1. Викторенко Лилия.

Тема. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, Контролируемые УДАРЕНИЕМ

Гласные в безударном положении пишутся равно как и под ударением:

1) в корнях: водить – водит, синеть – светло синий;

2) в приставках: подкачать – подступ, отбывать– отбыл;

3) в суффиксах: подводник – проводник, меловой – медовый;

4) в окончаниях: в поле – в письме.

Примечание. В корнях глаголов безударный гласный нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-: наколоть – наколет, но не накалывать.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите морфемный состав слов.

Бл..кировка, вып..чка, зач..стить, кн..жение, обл..ниться, огр..ждённый, подм..стерье, проз..лень, тр..п..тать, ут..желённый.

Тесты

А. Обусл..вливаться – проверочное слово «слава»? Дайте ваш вариант произношения, написания, проверки.

Б. Благосл..влять – написание гласной в корне мотивируется сочетанием «благая слава» либо «благое слово»?

Задание 2. Денисов Дмитрий.

Тема. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ Контролируемые УДАРЕНИЕМ

Правописание звонких и глухих согласных

Правописание безударных гласных, не контролируемых ударением, устанавливается по орфографическому словарю. Эти слова смогут быть как исконно русские (сапог, стакан), так и заимствованные из вторых языков (палисадник, винегрет). Их направляться запоминать.

Исторический комментарий. В лингвистике изучением вопроса о происхождении слова, о значении его, положенном в базу номинации, занимается этимология (от греч. etymon – подлинное значение слова, logos – учение). Пользуясь толковыми и этимологическими словарями русского, устанавливайте и растолковывайте значения слов, дабы не допускать фальшивой трактовки происхождения слов.

Знание происхождения слова оказывает помощь верно писать его: к примеру, фольклор от англ. folklore (в первом слоге пишется о).

Упражнение. Распределите эти слова на две группы:

1) с контролируемым ударением гласным в корне;

2) слова контролируемым ударением гласным в корне.

Б..к..лея, б..ндероль, безм..тежный, с..рень вып..чка, просв..щение, ф..л..телист, м..л..орация растр..сти, пр..тендент, зап..стреть, к..в..лерия пок..яние, сл..ток, неув..даемый, сн..гирь ..ранж..рея, п..скарь.

Тесты

А. Конкретно ли возможно ответить на вопрос, какую букву – а либо о – направляться писать в словах эст..када, барх..тка, к..мпания?

Б. Что неспециализированного в написании лингвистических терминов ..бзац, ..ллофон, ..налогия, ..нтонимы, ..построф. ..реал, ..рхаизм и о каком их происхождении это свидетельствует?

Задание 3. Жилкина Таня.

Тема. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ Контролируемые УДАРЕНИЕМ

Правописание безударных гласных, не контролируемых ударением, устанавливается по орфографическому словарю. Эти слова смогут быть как исконно русские (сапог, стакан), так и заимствованные из вторых языков (палисадник, винегрет). Их направляться запоминать.

Исторический комментарий. В лингвистике изучением вопроса о происхождении слова, о значении его, положенном в базу номинации, занимается этимология (от греч. etymon – подлинное значение слова, logos – учение). Пользуясь толковыми и этимологическими словарями русского, устанавливайте и растолковывайте значения слов, дабы не допускать фальшивой трактовки происхождения слов.

Знание происхождения слова оказывает помощь верно писать его: к примеру, фольклор от англ. folklore (в первом слоге пишется о).

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и контролируя себя по орфографическому словарю.

Апл..дировать, б..т..скаф, г..р..зонт, инт..лл..генция, к..лейдоскоп, нейтр..л..тет, обл..гация, п..рaб..ла, тр..туар, ур..гулированный, ф..т..листический, хр..з..нтема, ч..мпион, экск..ватор, юв..лирный

Тесты

А. Оказывает помощь ли морфемный анализ в написании слов пр..амбула, пр..вилегия, пал..садник?

Б. Оказывает помощь ли этимологическая справка в написании слов обл..ко (ср. обволакивать), об..яние (ср. байки, баять), б..гровый (ср. багр «наименование цвета»)?

В. Верно ли подобраны проверочные слова:
прерогативы – рог, привилегия – вить?

Задание 4. Захарченко Миша.

ГЛАСНЫЕ По окончании ШИПЯЩИХ

1. По окончании шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы я, ю, ы, э, а пишутся по традиции о, у, и, е (жар, журавль, живой, жердь; ход, шум, шип, шерсть; чад, чудо, чистый, честь; щавель, щука, щи, щель).

Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие, и имена личные иноязычного происхождения (Шяуляй, Чюрленис, Жюль Верн и др.)

2. В корнях по окончании шипящих под ударением пишется е(ё), соответствующее звуку [о], в случае если в безударном положении звук [о] чередуется со звуком [э] (жёлтый – желтеть, недорогой – дешевле). В остальных случаях пишется о (крыжовник, шоколад, чопорный, чащоба).

Дифференцирующие написания: буква о пишется в корне существительных (ожог, поджог), а буква ё – в корне глаголов (ожёг, поджёг).

3. В прилагательных и ударных окончаниях существительных по окончании шипящих пишется буква о (ключом, плащом; чужой, громадного). Буква е(ё) пишется в окончаниях глаголов (течёт, стережёшь) и в формах местоимения что (о чём, на чём).

4. В ударных суффиксах существительных, наречий и прилагательных по окончании шипящих пишется буква о (кружок, рубашонка, ежовый, холщовый, свежо, горячо). Буква е(ё) пишется в суффиксах существительных ёвк-/-ёр- (ночёвка, дирижёр); в суффиксе прилагательных ён- (сушёный); в глагольном суффиксе -ёвыва- (затушёвывать); в суффиксе страдательных причастий -ённ- (приглашённый).

Примечание. В фамилиях на -ов/-ев(-ёв) в cyффиксе смогут писаться буквы о, е, ё, что зависит от традиции (Сычов, Сычёв, Сычев).

5. В окончаниях и суффиксах существительных, наречий и прилагательных в безударном положении по окончании шипящих пишется буква е (саквояжем, добычей, рыжему, старшего, угрожающе).

Исторический комментарий. В древнерусском языке согласные ж, ш, ч, щ были мягкими. По окончании них имели возможность употребляться лишь гласные и, е, ъ (буква «ерь»), а, у(ю), к примеру: др.-рус. жити, щекъ, шьлъ, жаръ, чюжъ, доушоу (буква оу – «оукъ» – передавала звук [у]).

В более позднее время (по закону перехода э в о) звук [э], выясняясь в позиции по окончании мягкого перед жёстким под ударением, изменился в о – из этого написания шёл, шел, шьлъ; ножом, ножем, ножьмъ; сучок, соучек, соучькъ. К концу XIV в. шипящие ж, ш отвердели, и по окончании них стали произноситься гласные [ы], [о], [у] ([шыт’], [жыт’], [шоры], [жок], [шум], [жук]). Но написание и, а, у, е по окончании шипящих по традиции сохранилось.

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Результаты работы удостоверьтесь в надежности по орфографическому словарю.

Значения незнакомых слов установите по одному из толковых словарей русского.

Аж..рный, бесп..щадный, ж..ри, зач..хнуть, ож..вление, ощ..выпиваю, параш..тист, площ..дка, сброш..ровать, соуч..стие, транж..ра, ч..ть-ч..ть, ш..рота, щ..пальце, яныч..р.

Тест. Распределите эти слова на три группы:

1) о, e(ё) в корне;

2) о, е(ё) в суффиксе;

3) о, е(ё) в окончании.

Боч..к, доктор..вать, доктор..м, выч..ркивать грач..нок, груш..вый, дириж..р, ж..лудь, ж..кей затуш..вывать, изнемож..нный, кабач..к, капюш..н клич..м, ключ..м, корч..вка, молодож..н, недоч..т, ноч..вка, обж..ра, (сказать) общ.., парч..вый, пощ..чина, пш..нка, разж..вывать, распаш..нка, ретуш..р, реш..тка, суш..ный, трущ..ба, чащ..ба, ч..лка, ш..лк, ш..рты, экипаж..м.

Задание 5. Калуженко Илья.

ГЛАСНЫЕ По окончании ШИПЯЩИХ

1. По окончании шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы я, ю, ы, э, а пишутся по традиции о, у, и, е (жар, журавль, живой, жердь; ход, шум, шип, шерсть; чад, чудо, чистый, честь; щавель, щука, щи, щель).

Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие, и имена личные иноязычного происхождения (Шяуляй, Чюрленис, Жюль Верн и др.)

2. В корнях по окончании шипящих под ударением пишется е(ё), соответствующее звуку [о], в случае если в безударном положении звук [о] чередуется со звуком [э] (жёлтый – желтеть, недорогой – дешевле). В остальных случаях пишется о (крыжовник, шоколад, чопорный, чащоба).

Дифференцирующие написания: буква о пишется в корне существительных (ожог, поджог), а буква ё – в корне глаголов (ожёг, поджёг).

3. В прилагательных и ударных окончаниях существительных по окончании шипящих пишется буква о (ключом, плащом; чужой, громадного). Буква е(ё) пишется в окончаниях глаголов (течёт, стережёшь) и в формах местоимения что (о чём, на чём).

4. В ударных суффиксах существительных, наречий и прилагательных по окончании шипящих пишется буква о (кружок, рубашонка, ежовый, холщовый, свежо, горячо). Буква е(ё) пишется в суффиксах существительных ёвк-/-ёр- (ночёвка, дирижёр); в суффиксе прилагательных ён- (сушёный); в глагольном суффиксе -ёвыва- (затушёвывать); в суффиксе страдательных причастий -ённ- (приглашённый).

Примечание. В фамилиях на -ов/-ев(-ёв) в cyффиксе смогут писаться буквы о, е, ё, что зависит от традиции (Сычов, Сычёв, Сычев).

5. В окончаниях и суффиксах существительных, наречий и прилагательных в безударном положении по окончании шипящих пишется буква е (саквояжем, добычей, рыжему, старшего, угрожающе).

Исторический комментарий. В древнерусском языке согласные ж, ш, ч, щ были мягкими. По окончании них имели возможность употребляться лишь гласные и, е, ъ (буква «ерь»), а, у(ю), к примеру: др.-рус. жити, щекъ, шьлъ, жаръ, чюжъ, доушоу (буква оу – «оукъ» – передавала звук [у]).

В более позднее время (по закону перехода э в о) звук [э], выясняясь в позиции по окончании мягкого перед жёстким под ударением, изменился в о – из этого написания шёл, шел, шьлъ; ножом, ножем, ножьмъ; сучок, соучек, соучькъ.

К концу XIV в. шипящие ж, ш отвердели, и по окончании них стали произноситься гласные [ы], [о], [у] ([шыт’], [жыт’], [шоры], [жок], [шум], [жук]). Но написание и, а, у, е по окончании шипящих по традиции сохранилось.

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Анч..ус, бесш..вный, дж..уль, ж..лудь, ж..сткий, ж..нглировать, изж..га, кош..лка, маж..рный, печ..нка, расч..ска, трущ-.ба, ч..лн, ш..фёрский, щ..голь, электросч..тчик.

Тест. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как вы определяете, какую букву направляться писать по окончании шипящих.

Укажите морфему, содержащую орфограмму.

1. Я возвращ..юсь. Лижет мне ладонь пуш..стый кот, мурлыкает умильней (Ахм.). 2. Полночной порою в болотной глуш.. чуть слышно, очень тихо шуршат камыш… О ч..м они шепч..т? (Бальм.) 3. Пять ч..вств – дорога лж.. (Бальм.).

4. Брат мой, приблизься ко мне!

Легч.. вдвоём (Ф .С.). 5. Где ж вы, одноклассницы – девч..нки? Через годы всё смотрю вам вслед – стираные ветхие юбч..нки треплет ветер предвоенных лет (Др.).

Задание 6. Клименченко Елена.

ГЛАСНЫЕ По окончании ц

1. По окончании ц пишутся по традиции буквы а, е, у (царский, полезный, цукаты). Буквы ю, я, э по окончании ц смогут встретиться лишь в иноязычных словах (Цюрих, Друцэ, Цявловская и др.).

2 По окончании ц буква ы пишется в окончаниях существительных (косцы, синицы), в суффиксе и окончаниях -ын прилагательных (круглолицый, куцый, лисицын, сестрицын). В именах собственных в суффиксе -ын буква ы либо и пишется по традиции (Спицын, Спицин). В любой другой ситуации по окончании ц пишется и (милиция, цикорий, медицинский).

Исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цып-цып, цыкнуть, цыц.

3. По окончании ц под ударением буквы o, e пишутся в соответствии с произношением (кольцом, цокот, танцор; целиться, церковь, полезный).

В безударном положении по окончании ц пишется о в словах, производных от глагола цокать (цокотуха и др.), а также в некоторых иноязычных словах (герцог, др и скерцо.). В остальных случаях по окончании ц пишется буква е (гарцевать, лисицей, сердце).

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Гласные по окончании ц выделите. Укажите исключения.

Глиц..ния, иниц..атива, лейкоц..т, одноц..линдровый, панц..рь, пац..ент, принц..п, рец..див, ц..ган, ц..кнуть.

Тест. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Установите, в какой морфеме пропущена буква,

1. Сиц..лия! Тревожные костры и беженц..в измученные лиц.. (Др.). 2. Они идут на грац..озный мостик (Сев.). 3. О порфирные ц..кая граниты, спотыкается крестьянская лошадка (в один раз.).

4. Марья Кирилловна сидела в собственной комнате, вышивая на пяльц..х (П.).

5. Высушенное ветром озимое жито как будто бы на ц..почках поднимается… (Ш.).

Задание 7. Ломакин Артем.

ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Правописание звонких и глухих согласных устанавливается подбором проверочного слова, в котором данный согласный должен быть перед гласным либо согласными л, м, н, р, в (косьба – косить, наглый – дерзить, зябкий – зябнуть, тяжёлый – тяжесть).

В случае если проверочное слово нельзя подобрать, написание звонкого либо глухого согласного устанавливается по орфографическому словарю (айсберг, ветчина, тут, сдоба, асбест, вокзал).

направляться запомнить: для некоторых слов (типа абстракция, транскрипция) запрещено в качестве проверочных применять родственные слова (абстрагировать, транскрибировать).

Упражнение. Распределите эти слова на две группы:

1) слова, в которых выделенные согласные проверяются вторыми словами либо формами слова;

2) слова, в которых выделенные согласные не проверяются.

Вперёд, грузчик, дорожка, женитьба, ковш, колодцы, астронавт, кувшин, ландшафт, масштаб, мундштук, по-людски, разведчик, редко, рентген, сбруя, фельдшер, футбол.

Тест. К данным словам подберите проверочные слова для определения написания звонких либо глухих согласных. В каких случаях происходит озвончение либо оглушение согласных?

Борода, вперемежку, вперемешку, идти, изморозь, изморось, молотьба, пробка, сказка, тряпка, тулупчик, шефствовать.

Задание 8. Манова Ирина.

2. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ
И СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ сч, зч, шч, жч, стч, здч

1. Для написания слов с сочетаниями согласных вств, здн, лнц, ндск, нтск, рдц, стб, стн, стл направляться подобрать проверочное слово, в котором по окончании первого либо второго согласного был бы гласный (поздний – запоздалый, честный – честен).

Написание некоторых слов в современном русском языке не проверяется исходным корнем: блеснуть (но сверкать), плеснуть (но плескать), лосниться (но лоск), склянка (но стекло), лестница (но лесенка).

направляться запомнить слова, в которых нет не произносимого согласного: инцидент, косный («отсталый, тяготеющий к привычному»), компрометировать, констатировать, страшный, прецедент, ровесник, страшный, принимать участие, шествовать (шествие), яства и др.

2. Сочетания согласных сч, зч, шч, стч, здч, обозначающие продолжительный звук [ш*], пишутся на стыке суффикса и корня (рассказчик, объездчик), различных суффиксов (веснушчатый), корня и приставки (вычислять, недобросовестный). Буквой щ звук [ш*] передается в том случае, если он входит в состав одной морфемы (щука, дощатый).

Упражнение. Проанализируйте эти слова, определяя, имеется либо нет непроизносимая согласная в корне. Укажите эту букву.

Безмол..ствовать, благос..ный, високос..ый (год), горес..ный, дилетан..ский, доблес..ный, доплес..нуть, компроме..тировать, наперс..ница, предвес..ник, пре лес..ный, ровес..ник, своекорыс..ный, тягос..ный, уча..ствовать.

Упражнение. Подберите к данным словам с непроизносимыми согласными проверочные. Составьте со всеми словами предложения.

Костный – косный, свистнуть – свиснуть, стлать – слать, яства – явственно, шефствовать – шествовать, констатация – константа.

Задание 9. Милькевичуте Кристина.

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Сочетание однообразных согласных в слове формирует орфографическую трудность: в одних словах они произносятся как один продолжительный звук (жжёт [жот]), в других – как один недолгий звук (металл [м?иэтал]). Двойные согласные свойственны для заимствованных слов (аккумулятор, территория, террорист).

В корнях исконно русских слов двойные согласные видятся редко:

жж: в жжёт, зажжёт (второе [ж] восходит к [г] – ср. жгу); жужжать, жужжание, жужжалка (и в однокоренных словах); вожжи, дрожжи, можжевельник (и в производных от этих слов);

сс: в ссора и его производных (поссориться, перессориться; при сочетании трех букв с пишутся лишь две: рассориться, не смотря на то, что рас+ссор-и-ть-ся); в словах с корнем росс- (Российская Федерация, великоросс и т. п.);

Примечание. В корне рус- пишется одна буква с (русистика, обрусеть). В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат различным морфемам – суффиксу и корню.

нн: в одиннадцать и его производных.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание удвоенных согласных в корнях.

Ак..лиматизация, стел..аж, ком..промис.., гал..ерея, новел..ист, телеграм..ка, кар..икатура, апел..яция, оперет..ка, ал..огичность, рус..истика, програм..ка.

ТЕСТЫ

А. Отыщите соответствующую мотивацию для верного написания согласных:

белужий – белуший (белуха? белуга?)

дублет – дуплет («второй экземпляр»?, «выстрел»?)

кобчик – копчик («часть позвоночника»?, «птица»?)

рябчик – ряпчик («рыба»?, «птица»?)

тёзка – тёска («тесание»?, «совпадение имен»?)

Задание 10. Негиаджанова Жанна.

Видеоурок по русскому языку Звонкие и глухие согласные звуки


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: