Военные планеры

Про военное

    Blohm und Voss BV 40 (Германия, 1944). Неповторимая германская попытка выстроить планер-истребитель. На схеме прекрасно видна очень неудобная поза пилота.
    Испытатели жаловались, что шея за время полета затекает чудовищно.
    Было выстроено семь пробных экземпляров, но в серию BV 40 так и не отправился.

Если сравнивать с самолетом планер имеет множество недочётов. Прежде всего это невозможность взлетать самостоятельно: планер возможно запустить посредством другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача либо, к примеру, катапульты. Второй минус — без шуток ограниченная дальность полета.

Само собой разумеется, в 2003 году пилот-рекордист Клаус Олманн на сверхлегком Schempp-Hirth Nimbus умудрился преодолеть в одном свободном полете 3009 км, но расстояние полета обычного планера кроме того сейчас чуть ли превышает 60 км.

Что уж сказать о военных временах, в то время, когда конструкции и материалы были существенно примитивнее! Наконец, еще один значимый минус — ограничение по массе. Чем тяжелее планер, тем хуже его летные характеристики, исходя из этого обвесить подобную машину оружием от кабины до хвоста не окажется.

Однако плюсы — бесшумность, простота и дешевизна в изготовлении — постоянно привлекали армейских инженеров.Военные планеры

    Waco CG-4A (США, 1942) Самый массовый военно-десантный планер в мире, выстроено практически 14 000 автомобилей в разных модификациях. Кроме США, планеры находились на вооружении Канады, Чехословакии и Великобритании и обширно употреблялись в разных операциях. До наших дней сохранилось порядка 20 планеров Waco CG-4A

Сумрачный гений

самая известной историей с армейским применением планеров была, само собой разумеется, попытка Рихарда Фогта, известного своим нетривиальным мышлением (чего стоил, к примеру, асимметричный истребитель!). Как ни необычно, основной конструктор Blohm und Voss отталкивался вовсе не от дешевизны конструкции (она стала побочным эффектом), а от необходимости уменьшить истребитель. Правильнее, его фронтальную площадь, потому, что простые самолеты все чаще расстреливались соперником «в лоб».

Осуществить собственную идею Фогт решил достаточно уникальным методом — избавившись от двигателя.

Предложение Фогта было принято в первой половине 40-ых годов двадцатого века, а к весне 1944-го планер Blohm und Voss BV 40 готовьсяк опробованиям. Конструкция была предельно несложна: кабина из бронелистов (самый замечательный, лобовой, имел толщину 20 мм), фюзеляж из клепаного железа и древесная хвостовая часть, элементарные крылья (древесный каркас, обшитый фанерой).

Планер чем-то напоминал известные японские самолеты, предназначенные для камикадзе, — таким ненадежным и необычным он казался окружающим. Еще более удивляло, что пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в особую стойку. Но обзор у него был потрясающий: перед ним пребывало большое стекло — бронированное, 120-миллиметровое.

    Ввиду того, что пилоты были над грузовым отсеком, аэродинамика Ц-25 была хуже, чем у соперников, но для десантного планера нужная загрузка была превалирующим причиной.

Так или иначе, в последних числахМая — начале июня совершили последовательность опробований, и планер продемонстрировал себя прекрасно (Фогт по большому счету редко ошибался, легко движение его мышления был весьма необыкновенен). Не обращая внимания на утрату нескольких прототипов, большая достигнутая на протяжении опробований скорость — 470 км/ч — обнадеживала, да и пилоты восхваляли устойчивость планера. Однако все жаловались на очень ноги и: неудобную позу руки скоро затекали, а полет имел возможность длиться довольно продолжительное время, в особенности с учетом предварительной буксировки.

Предполагалось, что Blohm und Voss BV 40 станет успешным истребителем. Будучи весьма компактным и практически незаметным (кстати, полная бесшумность также играла свою роль), планер имел возможность приблизиться к самолету соперника — прежде всего расчет шел на тяжелые бомбардировщики B-17 Flying Fortress — на расстояние атаки. А дальше в дело вступали две 30-мм пушки MK 108.

Но все закончилось равно как и многие другие проекты тевтонского гения. Был дан заказ на партию планеров к весне 1945 года, но уже в осеннюю пору 1944-го его отменили, а проект скоропалительно свернули. Обстоятельства были несложны: у теряющей собственные активы Германии не оставалось средств на экзотику, в бой шли лишь проверенные ответы.

BV 40 так и опоздал повоевать.

    General Aircraft Hamilcar (Англия, 1942) Один из самых громадных военных планеров, когда-либо производившихся серийно. Употреблялся в ряде больших десантных операций.

Военно-транспортная тематика

Проект Фогта был самым известным, но не единственным в истории (такие утверждения часто возможно встретить в сетевых и книжных источниках). По большому счету, планеры употреблялись на войне достаточно довольно часто — и немцами, и союзниками. Лишь это были, само собой разумеется, не экзотические истребители, а в полной мере простые военно-транспортные автомобили, вместительные и выстроенные по классической планерной схеме.

Известными германскими планерами аналогичного типа были Gotha Go 242 и огромный Messerschmitt Me 321. Наиболее значимые их характеристики — вместимость, бесшумность и дешевизна. К примеру, рама Go 242 была сварена из металлических труб, а обшивка представляла собой сочетание фанеры (в носовой части) и пропитанного огнеупорной смесью полотна (на остальном фюзеляже).

Главной задачей Go 242, созданного еще в 1941-м, был десант: планер вмещал 21 человека или 2400 кг груза, имел возможность очень тихо пересечь линию фронта и приземлиться, делая функцию «трояна» (как метко назвал машину известный летчик-ас Эрнст Удет). По окончании разгрузки и приземления планер уничтожался. «Тягачом» служил самолет Heinkel He 111, причем в один момент он имел возможность поднимать два «прицепа».

Планер Go 242 имел множество модификаций, а также с пороховыми толкачами, с колёсными тележками и лыжами, с санитарным оборудованием и различным вооружением. Всего было произведено более 1500 экземпляров планера — и они удачно продемонстрировали себя в деле личного состава и доставки грузов на Восточном фронте.

Messerschmitt Me 321 Gigant, кроме этого задуманный как одноразовый планер снабжения, был менее успешной идеей. Техническое задание подразумевало доставку планером таких грузов, как танки PzKpfw III и IV, штурмовых орудий, тягачей либо 200 пехотинцев! Примечательно, что первые прототипы делала компания Junkers.

Ее творение Ju 322 по прозвищу «Мамонт» выяснилось чудовищно неустойчивым в полете. А необходимость применения недорогих материалов при огромной массе (представьте себе размах крыла в 62 м и собственную массу в 26 т!) стала причиной опасности машины и крайней хрупкости. Умелые «Юнкерсы» разобрали, и знамя подхватил «Мессершмитт».

В феврале 1941 года первые образцы Me 321 поднялись в воздух и продемонстрировали себя хорошо. Главной проблемой стала буксировка планера с 20-тонным грузом на борту.

Изначально употреблялись «тройки» самолетов Ju 90, но для аналогичной слаженности требовалась высочайшая квалификация пилотов (а ее отсутствие как минимум в один раз стало причиной гибели и аварии всех четырех автомобилей).

Потом создали особый двухфюзеляжный тягач Heinkel Не.111Z Zwilling. Боевое использование «Гигантов» ограничивалось небольшим количеством тягачей и сложностью конструкции (при всей ее низкой стоимости). Всего было произведено около сотни Me 321, более либо менее систематично использовавшихся в целях снабжения, но уже к 1943 году программу свернули.

    Один из уникальных проектов Павла Гроховского, известного своим нетривиальным мышлением, — транспортный аэропоезд. Ведущий самолет по проекту Гроховского имел возможность буксировать до десяти планеров с грузом.

Проект реализован не был.

На советских фабриках

Весьма интересно совпадение в фамилиях первых советских конструкторов, создававших военно-десантные планеры: три «гр» — Гроховский, Грибовский и Грошев. Как раз в КБ Павла Гроховского в первой половине 30-ых годов двадцатого века был выстроен первый в мире военно-десантный планер Г-63. Но солиднейший вклад в разработку аналогичных автомобилей внес все-таки Владислав Грибовский.

Его первый буксировочный планер Г-14 поднялся в воздух в первой половине 30-ых годов XX века, и именно он создал один из самые массовых советских военно-десантных планеров Г-11. Несложная древесная машина вмещала десантников и 11 пилота в полной амуниции. Строились Г-11 из дерева, для взлета употреблялось неубираемое шасси, для посадки — лыжа.

С учетом того, что с момента поступления приказа на разработку (7 июля 1941 года) до появления фактически планера (август) прошло менее двух месяцев, совершенство конструкции поражало: все летчики-испытатели одобряли характеристики автомобили, ее надёжность и полётные качества.

Потом в конструкцию планера вносились усовершенствования и многочисленные изменения. На его базе кроме того выстроили мотопланер. Г-11 систематично употреблялись для оборудования и доставки десанта в зону военных действий; время от времени планер над территорией, сбрасывал груз, разворачивался и возвращался на точку приземления, откуда его имели возможность забрать.

Действительно, правильное количество изготовленных Г-11 выяснить тяжело: производился он с перерывами, на различных фабриках впредь до 1948 года. В первоначальный период войны (1941−1942 годы) было сделано порядка 300 аппаратов.

    Ц-25 (СССР, 1944), рассчитанный на 25 десантников либо 2200 кг груза, стал более идеальной заменой известной модели КЦ-25. Главным недочётом последней была неудачная совокупность загрузки, не разрешавшая полноценно применять грузоподъемность планера.

На Ц-25 же носовую часть сделали откидной, что существенно упростило загрузку.

не меньше известными планерами военно-десантного назначения были А-7 Антонова и КЦ-20 Колесникова и Цыбина. В случае если первый был достаточно компактен (вмещал семь человек, включая пилота), то второй стал самым большим из военно-десантных планеров СССР — вмещал он 20 солдат либо 2,2 т груза. Не обращая внимания на то что КЦ-20 было выпущено всего 68 штук, им сопутствовал армейский успех.

Много раз советские планеры удачно перевозили десант за линию фронта (где и уничтожались — цельнодеревянная конструкция прекрасно горела). Послевоенным развитием КЦ-20 стал тяжелый Ц-25, выпускавшийся с 1947 года.

Кстати, весьма хорошо поработали планеры для снабжения партизан. Они запускались на оккупированную территорию, садились на партизанских «аэропортах», в том месте же и сжигались. Доставляли все: оружие, снаряды, смазочные материалы, антифриз для танковых частей и т. д. Говорят, что за всю войну ни одного советского планера не сбили.

В полной мере быть может, что это правда: кроме того найти десантный планер очень сложно, в особенности в то время, когда он беззвучно летит ночью, а сбить — совсем очень трудная задача.

По большому счету, советских военно-десантных планеров хватало большое количество — как умелых, так и отправившихся в серию. Увлекательным направлением разработок, кстати, были буксировочные планеры, к примеру ГН-8 конструкции Грошева. Таковой планер от самолета по большому счету не отцеплялся, а являлся прицепом для повышения грузоподъемности базисной автомобили.

    Крылья танка К уникальным армейским планерам относился, само собой разумеется, легендарный А-40 «Крылья танка», спроектированный Антоновым в 1941—1942 годах а также изготовленный в одном экземпляре.

По идее Антонова, особая планерная совокупность «навешивалась» на серийный легкий танк Т-60. На протяжении единственного пробного полета в сентябре 1942 года с танка была в целях облегчения снята фактически вся экипировка, но мощности все равно не хватало. Буксировщик поднял планер только на 40 м, да и до рассчетных 160 км/ч было весьма на большом растоянии.

Проект закрыли.

К слову, схожий проект был и у британцев (Baynes Bat).

Два слова о союзниках

Союзники, в частности американцы и британцы, также не были чужды военно-планерной тематики. К примеру, известным планером был тяжелый английский General Aircraft Hamilcar, талантливый перевезти легкий танк. В принципе, по конструкции он не отличался от вторых моделей — максимально легкий, из недорогих материалов (по большей части — дерева), но наряду с этим размерами приближался к германскому «Гиганту» (протяженность — 20 м, размах крыла — 33).

Использовался General Aircraft Hamilcar в ряде английских воздушно-десантных операций, а также «Тонга» (5−7 июля 1944 года) и Голландской (17−25 сентября 1944-го). Всего было выстроено 344 экземпляра. Более компактным (да и более распространенным) английским глайдером тех лет был Airspeed AS.51 Horsa, вмещавший 25 десантников.

Американцы, в отличие от европейцев, не поскупились на количество армейских планеров. Самая ходовая их модель, Waco CG-4A, созданная в 1942-м, была изготовлена числом, превышающем 13 900 штук! Waco активно использовался в разных операциях как американцами, так и англичанами — в первый раз в Сицилийской операции (10 июля — 17 августа 1943 года).

При длине в 14,8 м он имел возможность вместить, кроме двух пилотов, 13 пехотинцев с амуницией, либо хороший армейский Jeep (под размеры которого и проектировался), либо второй груз схожей массы.

По большому счету десантные планеры на войне использовались везде, существовали конструкций и десятки систем. Да и сейчас нельзя сказать, дабы это транспортное средство совсем ушло в прошлое. Главное преимущество планера, бесшумность при достаточной вместительности, разрешает совсем незаметно пробраться на большом растоянии на территорию соперника, а конструкция, полностью лишенная железных подробностей, «убережет» от радаров.

Исходя из этого в полной мере возможно, что когда-либо тема десантных планеров возродится из пепла. И только фантастический истребитель Blohm und Voss BV 40 окончательно останется частью истории.

Статья «Троянские кони войны» размещена в издании «Популярная механика» (№127, май 2013).

Культура 30-х годов — История России XX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: