Змей горыныч иурка: перекати поле. минное поле

    Практически самоубийственная работа
    Минные тралы
    Потомки «Бангалорской торпеды» — трубы, наполненные взрывчатым веществом, широко используются и по сей день для стремительного проделывания проходов в многорядных заграждениях из колючей проволоки
    Так проделывают проходы в минных полях. Ракета вытягивает за собой пластиковый шланг с зарядом разминирования, за которым разматывается тормозной трос.

В то время, когда он всецело натягивается, ракета отцепляется и заряд падает на землю. проход — и Взрыв готов!
США также имеют похожее оружие.

    Американский удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) размещается или на прицепе за танком либо вторым транспортером, или на мостоукладчике М60 AVLB, что в этом варианте приобретает обозначение М 60 AVLM (Armored Vehicle Launched MICLIC). Вот лишь выполнение выяснилось куда хуже
    На протяжении первой иракской войны («Буря в пустыне») более половины пусков М58 была неудачными. В СССР кроме того у УР-67 неудачные пуски носили единичный темперамент. В полной мере быть может, обстоятельство содержится в том, что конструкторы отечественных «почтовых коробок» изначально ориентировались на воинов-срочников и создавали совокупность, талантливую исправно функционировать в произвольных условиях и с любым персоналом

Самый популярный метод проделывания проходов в минных полях, весьма медленный, трудоемкий и страшный, заключался в следующем: в ночь перед атакой саперы ползли к вражеским минным полям, отыскивали мины и снимали их.Змей горыныч иурка: перекати поле. минное поле После этого ставили символы, каковые видны своим пехоте и танкистам, но незаметны сопернику.

Но миноискатели не выявляют мин в древесных либо пластмассовых корпусах, а поиск посредством щупа либо штыка — дело очень трудоемкое: при противотанковых мин необходимо прокалывать щупом почву каждые 20−30 см. Ширина стандартного прохода 6 метров, протяженность в большинстве случаев в пределах 100−200 метров. Получается, что для одного прохода необходимо уколоть почву как минимум 15−30 тысяч раз.

И это ночью, ползком и под постоянной угрозой быть найденными.

Так как соперник пристально смотрит за собственными минными полями и старается не разрешить нейтрализовать их. Помимо этого, ночная активизация вражеских саперов — верный показатель утреннего наступления соперника.

К примеру, перед Курской битвой, в ночь на 5 июля 1943 года, отечественные разведчики на нейтральной полосе захватили германского воина. Он молчал, но солдатская книжка была достаточно красноречива — сапер! Значит, с восходом солнца атака.

Начала германской операции «Цитадель» отечественные ожидали, немцы всячески скрывали дату наступления, но не отправить саперов снимать мины не могли. Так и произошло — утром началась битва. Но как же обеспечить надёжное пространство для намеченной атаки, не выдав и не сорвав ее?

Из пушки — по минам

Инженеры всех противоборствующих сторон искали методы стремительного проделывания проходов в минных полях, причем как возможно ближе по времени к моменту атаки, дабы обороняющиеся опоздали закрыть их новыми минами.

Минные тралы, каковые не через чур удачно разрабатывали британцы и значительно успешнее советские эксперты, задачу разминирования решали не всецело. Во-первых, их далеко не всегда было вероятно применить, во-вторых, для каждого трала требовался танк. А танки были в недостатке.

Минные поля пробовали расстреливать 76-мм и более большой артиллерией. Для проделывания одного прохода требовалось от 160 до 400 снарядов.

Вдобавок умелые стрельбы продемонстрировали, что требуется весьма меткая, снайперская стрельба, с весьма правильным равномерным распределением снарядов. Но кроме того и тогда в проходе остается пара необезвреженных мин.

Увидим, что для атакующего полка нужно иметь приблизительно 10 проходов. Это 10−30 залпов десяти артиллерийских дивизионов. А позже нужно будет двигаться по лунному пейзажу, целым воронкам, вырытым тяжелыми фугасными боеприпасами.

Это весьма тяжело и для танков, и для пехоты.

Словом, артиллерия — не способ.

Бангалорская торпеда

В 1912 году английский инженерный капитан Мак-Клинток, проходивший службу в саперном полку в индийском городе Бангалор штата Бенгали, изобрел средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Он забрал железную трубу длиной 5,5 м и заполнил ее 27 килограммами пироксилина. Удлиненный заряд подсовывали под проволочный забор и взрывали.

Несколькими последовательными взрывами возможно было пробить проход для пехоты.

Данный заряд из-за собственной формы взял наименование «Бангалорская торпеда». Он был очень действенным средством против спиралей и многорядных заборов из колючей проволоки, которыми так богаты были оборонительные позиции армий Первой Мировой. Армейские скоро сообразили, что возможно соединять между собой пара «торпед», а к передним секциям крепить колесики либо лыжи, дабы легче было двигать заряд под заграждения.

Во время Второй мировой «Бангалорская торпеда» отыскала самое широкое использование и у вермахта, и у союзников. Трубы стали соединять между собой особыми замками либо посредством резьбовых муфт, так возможно было наращивать ее до длины 100 а также 200 метров. В большинстве случаев таковой заряд прицепляли к танку, оснащенному минным тралом.

Танк прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты.

Британцы в первой половине 40-ых годов XX века на базе танка Churchill III создали машину Churchill Snake («Змея»), которая перевозила 16 пятиметровых зарядов. Но использование этого варианта «Бангалорской торпеды» оставалось прошлым. Требовалось свинтить долгий заряд нужной протяженности, что посредством автомобили доставлялся на минное поле.

В СССР на данный метод проделывания проходов в минных полях обратили внимание еще в 1930-х годах. Но слабость промышленной базы не разрешила организовать производство советских «Бангалорских торпед».

И лишь в послевоенное время, во время бурного развития инженерных инженерных средств и войск, Советская армия взяла собственный вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) — трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг).

на данный момент

Но в Советской армии на этом не остановились. Посредством хомутов три заряда УЗ соединялись в треугольную секцию УЗ-3. Из таких секций возможно было собрать заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров.

Взрыв удлиненного заряда, доставляемого на минное поле танком с тралом, заставлял сработать мины в полосе шириной шесть метров.

Заряд УЗ-3 стал коньком генералов инженерных армий. Взрыв для того чтобы количества взрывчатки, разложенной в течении 100 метров, был очень зрелищным для находившихся на учениях полководцев — как отечественных, так и зарубежных. Наконец-то саперы имели возможность наглядно и эффектно продемонстрировать собственную работу: смотрелось это не меньше красиво, чем бомбовая «дорожка».

Но скоро маршал инженерных армий Харченко заключил, что все существующие методы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы во вражеских минных полях должны появляться неожиданно и мгновенно. Мгновенность зарядом УЗ-3 обеспечивается.

А вот с внезапностью дело не хорошо. Одинокий танк, медлительно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, очевидно неимеетвозможности ее обеспечить.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы внесли предложение засунуть между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и мало вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой набор УЗ-3Р на автомобиле нужно доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). После этого саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, дабы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200−300 м, замаскировать и ожидать приказа.

Во время огневой подготовки, в то время, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а после этого падает на землю. Взрыв — и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, превосходно заметный идущим в наступление пехоте и танкам.

Ось прохода — поверхностная четкая канавка в почве.

Но гладко было на бумаге Опробования УЗ-3Р распознали его ограничения — уклон местности не более 2−3% и высота препятствий не более 50−80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А в то время, когда УЗ-3Р поступили в армии, выявился еще один весьма значительный недочёт.

Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго в один момент выходить на рабочий режим.

Этого промышленность обеспечить не имела возможности. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей выяснилось неосуществимым добиться однообразного сопротивления соединений. В следствии в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени.

Разброс был маленьким — сотые и десятые доли секунд, но в следствии эта огромная змея начинала со ужасным ревом, изрыгая дым и пламя, извиваться в стороны, вверх и вниз. Позже она приподнималась и начинала все стремительнее двигаться вперед

А позже, натолкнувшись на какой-либо пенек либо холмик, быстро взмывала в небо и разламывалась на составные части, каковые с шумом и визгом начинали мотаться по небу в различные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку делали команду «Все в укрытие!». Саперы, превосходно знавшие плохой нрав собственного питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за свойство демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р взял меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», и вдобавок и за то, что саперному лейтенанту, взявшему изрядный нагоняй, со собственными воинами позже приходилось весь день ходить по полю, собирая в кучу обломки — практически 4 тонны взрывчатки и железного лома.

Урка

Во второй половине 60-ых годов XX века на вооружение инженерных армий поступает в полной мере приличная машина, талантливая делать то, чего не имел возможности «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования примера 1967 года). В армейском обиходе ее сходу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие).

Позднее усовершенствованный вариант взял обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от размещения ближней границы вражеского минного его глубины и поля машина в необходимое время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и создаёт пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10−15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину.

По окончании того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, дабы выровнять заряд в прямую линию. Начальник машины по кабелю (в тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда. Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия.

Начальник автомобили посредством пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях в большинстве случаев сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки армейских: сочетание большой прочности, гибкости и мягкости делало его незаменимым подспорьем в быту, значительно чаще его применяли как буксирный трос для автомашин.) Целый процесс разминирования не занимает и трех мин.: наряду с этим проход в минном поле проделывается вправду неожиданно и мгновенно.

Снаружи УР-77 слабо отличается от каждый военной машины и не завлекает особенного внимания соперника. А вдруг установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то распознать, что это как раз «Урка», сможет лишь эксперт, да да и то с близкого расстояния. Так что кроме того в случае если разведка соперника заметит установки УР-77, то, вероятнее, примет их за самоходные гаубицы — никакого особого предлога для тревоги, простое усиление артиллерии.

И все-таки Змей Горыныч

Примечательно, что ясное прозвище «Змей Горыныч» по наследству медлено перешло от УЗ-3Р к УР-67, а позже и к УР-77. Но сейчас уже как раз от прекрасного и страшноватого зрелища: неожиданно раздается дикий гул ракетного двигателя, и в небо начинает все стремительнее подниматься маленькая ракета, за которой тянется что-то белое. Позже ракета улетает вперед (сработал заряд отцепки), и на землю падает змеящаяся длиннющая колбаса.

Маленькая пауза, и тяжелый взрыв сотрясает небеса и землю. Тёмный дым и летящие комья почвы. Через несколько мин. тому, кто раньше ни при каких обстоятельствах не видел работы УР-77, останется лишь задать вопрос: «Мужики, а что это было-то?!»

Позднее был создан вариант «Змея Горыныча», которому не требовалась базисная гусеничная машина. Набор, взявший обозначение УР-83П, перевозили на простом грузовике и собирали в простом танковом окопе. Пусковая установка представляла собой легкую раму.

Само собой разумеется, оперативность УР-83П существенно уступает УР-77, но при заблаговременной подготовке атаки их возможно установить какое количество угодно в том месте, где нужно, замаскировать и кратко растолковать пехотинцу либо танкисту порядок пуска («Надави вот эту кнопку и скрывайся»).

Завершая рассказ о «Змее Горыныче», стоит заявить, что эта машина — одно из лучших боевых средств преодоления минных полей. Лучшее, но не стопроцентное. Мины были таким оружием, удовлетворительных средств противодействия которому и сейчас создать никому не удалось.

Не существует ни всецело надежных средств поиска мин, ни средств их обезвреживания либо уничтожения.

Выручает только то, что как правило используемые мины достаточно простые, стандартные и устанавливают их стандартными же способами. Помимо этого, в большинстве случаев тот, кто их устанавливает, оставляет себе возможность их обезвреживания. Но в случае если начинают соревноваться минер и деминер, последний неизбежно проигрывает, какие конкретно бы изощренные методы он ни использовал.

Взрывом по взрывателям

    Детонирующий кабель ДКПР-4

Взрыв удлиненного заряда в большинстве случаев не ведет к детонации взрывчатки в минах. Замечательная ударная волна сработать нажимные взрыватели противотанковых и противопехотных мин. А вот на магнитные либо штыревые взрыватели взрыв фактически не оказывает действия.

Помимо этого, существуют минные взрыватели нажимного действия, реагирующие только на второе нажатие — таков, к примеру, коммунистический взрыватель МВД-62 либо британский No.5 Mk.4. А потому, что заряд разминирования дает лишь один удар, взрывной способ проделывания прохода — также не панацея.

«Змей Горыныч» и его головы

    Военная машина разминирования БМР-3М с тралом КМТ-7 за тралением мин.

Работа, пожалуй, потяжелее труда шахтеров
Базисным шасси УР-67 был плавающий гусеничный БТР БТР-50ПК, а УР-77 — плавающее шасси самоходной артсистемы 2С1 «Гвоздика» с легким бронированием. Так, на марше и при выдвижении к пределу атаки УР-77 не будет отставать от танков. В последний момент, в то время, когда обороняющимся уже поздно что-либо предпринимать, «Урка» выскочит из-за танков и сделает проход. Кроме того два: машина несет на себе сходу два заряда разминирования

Носовая часть: Двигатель, трансмиссия

В носовой части автомобили находится двигатель, отделение и трансмиссия управления, где находится механик-водитель автомобили. В средней части установлена невращающаяся башня, складывающаяся из двух частей. В передней части башни размещается начальник автомобили (он же оператор пусковой установки).

Задняя подъемная часть: Направляющие

В задней подъемной части башни размещены две направляющие для ракетных двигателей. Под башней расположены отсеки для двух зарядов разминирования, соединенных с двигателями, а в кормовой части — отсеки для тормозных верёвок.

Заряд разминирования: УЗП-77

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых шланга длиной по 93 метра, содержащих 725 кг пластичной взрывчатки. Любой из этих шлангов собирают из девяти секций детонирующего кабеля ДКПР-4, каковые соединяются посредством резьбовых накидных гаек и муфт.

Секция детонирующего кабеля ДКПР-4 представляет собой эластичную пластиковую трубу длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. В она набита пластичной взрывчаткой ПВВ-7 (40,25 кг). Секции взрывного кабеля соединяются между собой посредством накидных гаек.

Заряд УЗП-77 укладывают в особый отсек автомобили и посредством особых переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, что помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6−8 сек. При подаче заряда на 200 м употребляется один двигатель ДМ-70, а на 500 м — два двигателя.

За счет трансформации длины тормозного каната возможно регулировать дальность подачи заряда (само собой разумеется, в рамках ее предельного значения).

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77. Следовательно, одна установка способна выполнить два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Либо же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№55, май 2007).

Как работают машины разминирования УР-77 и УР -83


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: