Броня крепка итанки наши круглы: бронеэкзотика началахх века

    «Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре — боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес.
    Практически это перекатной бронещит либо мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не достаточно лишь двигателя
    Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на неприятеля сидящие в бойцы, цепляясь руками за скобы.

Тормозами помогали выдвижные ножевые упоры. Отсутствие оружия делает непонятным назначение устройства — по-видимому, его возможно разглядывать в качестве БТР для сближения с передовыми окопами соперника.

    Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля
    «Сходукет» В. Лукина, либо «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г. Самая впечатляющая и поражающая воображение мысль — бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического университета за отвлечённую неуспеваемость, потому, что все свободное время посвящал разработке сходукета) заставляет отыскать в памяти не меньше громоздкий «царь-танк» (либо «боевую колесницу») Н. Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м
    Шаротанк И. Лысова, СССР, 1928 г. Танк в виде огромного шара с пулемётами и пушками в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «трансформацией центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива

Броня крепка итанки наши круглы: бронеэкзотика началахх века

Сфероходом по распутью

В шаре все едино — и колеса, и кабина Сферические вездеходы в далеком прошлом завлекали внимание конструкторов. Это по-настоящему вездеходная техника. Громадный диаметр корпуса-колеса снабжает хорошую проходимость на пересеченной местности, разрешая преодолевать высокие вертикальные препятствия, овраги и широкие рвы.

Громадная площадь опорной поверхности разрешает машине вольно идти по непроходимому болоту, зыбучим пескам, сыпучему снегу, крутым склонам песчаных дюн, другими словами в том месте, где простые «вездеходы» проваливаются, буксуют и без посторонней помощи выбраться не смогут. Одно из дополнительных преимуществ данной конструкции — ее амфибийность. Громадный количество корпуса снабжает громадную грузоподъемность (водоизмещение) автомобили на воде.

А двигаться по поверхности машине разрешает свободное вращение внешней оболочки, которая делает роль движителя, и протектора, делающего роль плиц гребного колеса.

Наряду с этим кинематическая схема со вольно вращающимся внешним сферическим корпусом разрешает машине по окончании остановки начать перемещение в любую сторону без разворота всего вездехода.

Машина движется лишь за счет смещения центра тяжести в нужную сторону. Устойчивость вездехода может обеспечиваться как замечательным гироскопом, так и просто низким размещением центра тяжести. Единственная неприятность — обзорность: создание прозрачного корпуса проблематично, а использование радиопрозрачных материалов (углепластик, к примеру) разрешает ориентироваться лишь посредством радиолокатора.

В прежние времена научно-популярные издания обожали публиковать картинки на тему «Мир двухтысячного года». В том, придуманном, будущем мире по воздуху мчались причудливые махолеты, по земле катились шароходы Двухтысячный год уже миновал. Мир остался таким, какой он имеется, — ни тебе махолетов, ни шароходов Возможно, они покажутся в «мире трехтысячного года»?

Но в действительности мысль не погибла и Сейчас. К примеру, уже в двадцать первом веке в Российской Федерации создано стабилизированное шасси для роботов в виде моноцикла, другими словами автомобили в виде единственного колеса, в котором смонтированы двигатель и все совокупности управления роботом.

Шаротанк

Межвоенный период — это время опытов и поисков. Мысль сферической военной машины захватила умы конструкторов многих государств. Она практически носилась в воздухе.

Так как при всей экзотичности идеи была очевидна высокая проходимость агрегата (целый корпус — одно громадное колесо, а его громадный количество снабжает преодоление и плавучесть водных рубежей) и повышенная пулестойкость сферического бронекорпуса, форма которого заметно увеличивает возможность рикошета.

Отечественный соотечественник С.Г. Зайцев еще в 1925 году запатентовал «шарообразный танк», что складывался из двух положенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка являлась основным корпусом автомобили, в ее нижней части размещались все экипаж и механизмы.

Внешняя бронеоболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Перемещение автомобили происходило посредством двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки довольно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения влево-вправо особого груза, что приводил к изменению центра тяжести внутренней оболочки.

Как же танкист будет видеть через две целые оболочки? Эту проблему изобретатель решил изящно: экипаж вел наблюдение через два перископа, проходящие через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Создатель очень отмечал как преимущество собственной автомобили то событие, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, поскольку возрастает возможность рикошета.

Действительно, создатель совсем забыл упомянуть, где же размещается самое основное — оружие его чудо-машины? В действительности, не по принципу же «сама едет, сама давит»

Во второй половине 20-ых годов XX века второй отечественный изобретатель, В. Майер, внес предложение «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» — два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Позади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, — этакая белка в колесе, которая наряду с этим еще должна была стрелять из пулемета Но, создатель толком не пояснил, как как раз ехал «щит». Это, само собой разумеется, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию шар — и двигатель-танк готов.

Не совсем ясно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, что катили на неприятеля сидящие в бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами помогали выдвижные ножевые упоры. Главным преимуществом собственной «бронебочки» создатель вычислял дешевизну и уверял, что в сражении она не уступит полноценному танку!

Не смотря на то, что орудий почему-то не нарисовал.

И. Лысов во второй половине 20-ых годов двадцатого века подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не продемонстрированными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «трансформацией центра тяжести».

Но самая впечатляющая и поражающая воображение мысль — «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно наименование чего стоит!), предложенная во второй половине 20-ых годов двадцатого века. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло

Буржуины также не спали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х германские и японские компании начали деятельно разрабатывать танки шарообразной формы.

В тот же период, а правильнее — во второй половине 30-ых годов двадцатого века, один изобретатель из Техаса (США) внес предложение проект уникального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую металлическую кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку.

Эта внешняя оболочка складывалась из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, пребывавший в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи трансформации скорости одного из полушарий (левого либо правого).

Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой размешались окна для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок.

Кабина при необходимости могла быть прекрасно защищена от отравляющих веществ.

Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме таковой танк представляет собой весьма малую и неудобную мишень для бомб и гранат соперника; ему не страшен пулеметный и огонь артиллерии, поскольку пули и легкие боеприпасы скользят по шаровидной поверхности, теряя собственный направление. Напоследок изобретатель отметил большую проходимость танка в самых тяжелых условиях.

Инженерная идея не спала кроме того в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», что рассматривался Рабочей группой по реализации оборонных изобретений Армейского отдела Ленинградского горкома ВКП (б).

Конкретный бронеколобок

Все приведенное выше — не более чем игра и теоретические изыскания инженерного ума. Но так как существовал и реально выстроенный настоящий шаротанк! В танковом музее в подмосковной Кубинке хранится умелый германский легкий шар-танк Kugelpanzer времен Второй мировой. Об этом аппарате практически ничего не известно.

Отечественные армии захватили его в конце войны на Куммерсдорфском полигоне вермахта совместно со сверхтяжелым «Маусом» («Мышонком»).

Оружия он не имел и использовался как самоходный наблюдательный пункт (для передового артнаблюдения и корректировки артогня).

Толщина его брони образовывает 5 мм. Масса — 1,8 т. Одноцилиндровый мотоциклетный двухтактный карбюраторный двигатель мощностью 25 л.с. разрешает развивать скорость до восьми километров/ч. По бокам центрального цилиндрического отсека в рост человека расположены две вращающиеся полусферы, каковые и являлись движителем.

Позади установлен небольшой хвостовой опорный каток. Двигатель приводил в воздействие полусферы, снабженные грунтозацепами. Танкист, само собой разумеется, не бегал, как белка в колесе: в корпусе оборудовано в полной мере комфортное место для водителя-наблюдателя — единственного члена экипажа. Спереди, на уровне глаз сидящего бойца, находится смотровая щель.

Входной люк для танкиста расположен позади.

Особенно озадачивает полное отсутствие на данной экзотической машине оружия. Либо бронеколобок — сам по себе оружие, асфальтовый каток, легко закатывающий неприятелей?..

Поиски дополнительной информации по архивам и запросы в Германию никаких результатов не дали. Похоже, немцы также ничего не знают об этом детище конструкторской мысли.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№72, октябрь 2008).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: