Древнескандинавский героический эпос

Жанр смелого эпоса имеет последовательность изюминок: 1) смелый эпос (песни о храбрецах) в большинстве случаев основан на исторических событиях, но искажает их до неузнаваемости; 2) преобразование исторической базы однотипно: событие незначительное, периферийное преобразовывается во всемирно-историческое, огромное по масштабам; 3) настоящие события, лежащие в базе смелых сюжетов, в большинстве случаев, берутся не из истории народа, создающего этот эпос.

Лучший пример всех трех изюминок – «Илиада», но и для «Старшей Эдды» они также сохраняют силу.

Главный смелый сюжет «Старшей Эдды» заимствован не из истории скандинавов – он восходит к эре Великого переселения народов и сохраняет память об уничтожении Аттилой в пятом веке королевства бургундов. Потом, это событие – отнюдь не из цикла всемирно-исторических, но как раз оно, а не многовековая (и в итоге – успешная) борьба германцев с Римом дало начало древнегерманскому эпосу.

В «Старшей Эдде» имеется множество независимых смелых песней, но кое-какие из них связаны в единый сюжет посредством повторяющегося (сквозного) мотива «рокового золота». Целостное повествование двухчастно: оно имеет два сюжетных «ядра» – героико-мифологическое и героико-историческое.Древнескандинавский героический эпос

Героико-мифологическая часть начинается с ввода мотива «рокового золота», движущего повествование; это история убийства асами Оттра и выкупа за него. После этого – эпизоды конфликта Регина и Фафнира из-за взятого сокровища, мести Регина – руками Сигурда, убийства Регина Сигурдом, что стал обладателем клада, встречи Сигурда и Брюнхильд и обмена клятвами верности, эпизоды невольной измены Сигурда Брюнхильд для Гудрун, женитьбы Гуннара на Брюнхильд и ее мести Сигурду.

Героико-историческое ядро включает эпизоды сватовства Атли к Гудрун, приглашения им Гуннара и Хёгни на пир; поездки братьев в замок Атли, их убийства для все того же золота и мести Гудрун мужу за смерть братьев. Эти две части отличаются не только источниками, но и принципиально разным поведением протагонистов. По сути, это оппозиция двух типов храбрецов: паре «Сигурд – Брюнхильд» противостоит пара «Гудрун – Гуннар».

Сигурд и Брюнхильд – эталоны нормативного поведения, потому, что они послушны велениям судьбы. В этом послушании Сигурд доходит до «смелой пассивности»: он действует не по собственной воле, а следуя течению событий, в которых он слышит голос судьбы. Сигурд подчиняется ему не долго думая и не колеблясь: убивает Фафнира по воле Регина, Регина – в силу необходимости, клянется в верности Брюнхильд – по ее настоянию, женится на Гудрун по воле ее матери и т.д.

Брюнхильд вкладывает в послушание судьбе больше личной страсти, чем Сигурд: для нее покорность судьбе свидетельствует исполнение долга, требующего мести клятвопреступнику. Но наряду с этим она не поддается ни женской слабости, ни ревности и не превышает меру возмездия. Гуннар и Гудрун – носители противоположной этики, этики смелой чрезмерности.

Она проявляется в немыслимой для древних скандинавов наглости – будь то рвение Гуннара встать над судьбой ценой саморазрушения либо содействовать Гудрун выйти за мстительности и человеческие пределы жестокости. Однако, для слушателей «Эдды» обе категории храбрецов равняется заслуживают восхищения, потому, что принадлежат полному прошлому: в настоящем уже неосуществима ни «эталонная» покорность судьбе, ни запредельность бросаемого ей вызова.

Лекция 6

Каролингское восстановление

Эра безжалостных королевств, совпадающая с так называемыми «чёрными столетиями», завершилась в конце VIII в. н.э. благодаря Карлу Великому, французскому правителю из семейства Каролингов. Во-первых, по причине того, что он завоевал большая часть этих недолговечных стран, во-вторых, по причине того, что эти завоевания поменяли «этическую доминанту» германской военной знати с разрушения на созидание.

Как свидетельствуют источники, рвение к разрушению преобладало в данной среде до Карла, потому, что отождествлялось с «методом чести и славы», необходимым для солдата. Карл Великий, победивший лангобардов, аваров, баварцев, вестготов, славян, саксов и т.д., создал огромное многоплеменное государство, которое он желал сделать стабильным и долговечным. Оно должно было основываться на принципе «один монарх – один закон – одна вера».

Это означало, что 1) Карл прекратил быть лишь королем франков и становился правителем всех собственных подданных; 2) прекращалось разделение подданных на две категории — живущих по германскому праву и римскому; 3) от безразличия в вопросах веры государство переходило к борьбе и римской активной поддержке церкви с язычеством. Для правителя безжалостной страны это была новая и беспрецедентная задача, исходя из этого, делая собственную программу, Карл стремился опереться на авторитетный пример – многовековой опыт римского госстроительстве.

Логическим завершением данной программы стало принятие Карлом титула императора и провозглашение его страны Римской Империей в 800 г. н.э. Карл, неграмотный и жёсткий солдат, осознал, что исполнение «реставрационной» программы нереально без привлечения лучших интеллектуальных сил его времени. По всей Европе он собирал самых образованных и ученых монахов, составивших в итоге так именуемую Академию.

В состав ее участников входили франк Эйнхард, вестгот Теодульф, лангобард Павел Диакон, а возглавлял ее англосаксонский монах Алкуин.

В деятельности Академии Карла Великого возможно выделить три направления: образовательное (просветительское), идеологическое, литературное. Образовательное направление – это восстановление уничтоженной сети начальных школ с преподаванием на латыни. Идеологическое направление – это формирование общеимперской элиты, свободной от «партикулярного» (родоплеменного) сознания.

Литературное направление наименее прагматично, но и оно развивалось в контексте «реставрационной» программы Карла Великого, вычислявшего культуру – и в особенности словесность — неотъемлемым атрибутом «Римского» (другими словами цивилизованного, верного) страны. Исходя из этого члены Каролингской Академии брали себе псевдонимами имена великих римских классиков: среди академиков были собственный «Цицерон», собственный «Вергилий», собственный «Гораций»… Это обязывающий выбор: он предполагает тщательное изучение стиля соответствующего автора и его имитацию.

Частично оживает совокупность жанров древней литературы. Так, Алкуин пишет эпические поэмы, послания, панегирики, эпиграммы, буколические диалоги. Эйнхард формирует биографию Карла Великого, во многом ориентируясь на повествовательный стиль Светония в «Жизни двенадцати цезарей».

Перу Павла Диакона принадлежат гимны, эпитафии, исторические произведения.

Академия была распущена практически сразу после смерти Карла в 814 г. н.э. его преемником Людовиком Благочестивым, не одобрявшим ее через чур светского духа.

При всей скромности ее литературных достижений Каролингская Академия с ее хорошими пристрастиями начала целоепоследовательности попыток возвращения к древней культуре, что завершился Великим Восстановлением XIV-XVI столетий.

Лекция 7

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: