Епархиальное управление по уставу … 1988 года. экзархаты

Учитывая настоящие события церковной судьбе, сложившиеся в 1940-е гг., Поместный Собор 1945 г. в собственном Положении Об управлении Русской Православной Церковью пересмотрел Определение о епархиальном управлении, принятое в 1918 г. Отдел 3 Положения озаглавлен Епархия. РПЦ, — говорится в ст. 23, — разделяется на епархии, границы которых должны совпадать с гражданскими границами — областными, краевыми, республиканскими [1].

Принцип соответствия церковных границ гражданским отвечает канонам (II Всел. 17; IV Всел. 38; Антиох.

9), практике Старой Церкви и традициям Русской Церкви. В древности в Киевской Руси епархиальные границы сообразовывались с границами удельных княжеств; в синодальную эру — с административным делением страны на губернии.

В соответствии с Положению 1945 г., епархиальный архиерей носит титул по собственному кафедральному городу. Еще при Помощник Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополите Сергии, в 1927 г., вынесено было распоряжение о том, дабы епархии именовались по новым заглавиям собственных кафедральных городов. Именно тогда и показались титулы епископов Ленинградского, Калининского, Куйбышевского.

Каноническим основанием для того чтобы переименования, смутившего некоторых церковных людей, есть 7 правило I Мирового Собора: в нем епископ города, в древности именовавшегося Иерусалимом, носит новый титул — по заглавию города, данному ему языческим императором Адрианом — Элия.Епархиальное управление по уставу … 1988 года. экзархаты Только по окончании того, как город снова начал именоваться Иерусалимом, епископы Матери всех Церквей стали титуловаться Иерусалимскими.

На основании ст. 24 Положения епархиальный архиерей назначается указом Святейшего Патриарха. В статье говорится только об одном моменте в поставлении епископа — об утверждении его избрания.

Само же избрание осуществляется Синодом под руководством Патриарха. 4 правило I Мирового Собора для избрания епископа предполагает Собор по крайней мере трех епископов митрополии и согласие всех остальных, изъявленное при помощи издания грамот. В практике отечественной Церкви отсутствующих епископов воображают члены Синода, вызываемые поочередно.

В положении определяются права и обязанности епархиальных архиереев довольно собственных епархий, высшей церковной и государственной власти . Епархиальный архиерей стоит во главе епархии; он есть важным главою вверенной ему епархии [2]. В епархии ему в собственности вся власть; в частности, право обращаться с архипастырскими посланиями к собственной пастве; он назначает чиновниковов епархии и настоятелей храмов, дает им указания, приобретает от них отчеты за каждое полугодие, награждает этих клириков и должностных лиц; следит за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии.

Епархиальный архиерей есть полноправным участником высших учреждений Русской Церкви — Поместного Собора, Священного Синода и Архиерейского Собора — в порядке очереди. Одновременно с этим епископ подотчетен всем этим органам и управляющему их Патриарху. Епархиальные архиереи воображают Патриарху ежегодный отчет по епархии в соответствии с установленной форме.

Епархиальный архиерей есть единственным лицом, которое может сноситься по епархиальным делам с местными представителями гражданской власти, например, по вопросам об открытии в епархии духовно-учебных заведений, о предоставлении храма либо молитвенного дома приходской общине (ст. 32 Положения). Как единственный представитель епархии перед гражданской властью, он имеет должностные печать и штамп, зарегистрированные надлежащей гражданской властью.

Именно поэтому его акты приобретают публично-правовое значение.

Вместо Епархиальных советов и Епархиальных собраний, предусмотренных Определением о епархиальном управлении 1918 г., в Положении предусмотрено, что при Епархиальном архиерее состоит только один коллегиальный орган — Епархиальный Совет. Но учреждение его не было нужным, а зависело от воли самого архиерея, потому что Совет существует в том месте, где, как сообщено в Положении, такой будет архиереем образован [3].

Это не означало, но, словно бы существование Совета зависело от архиерейского произвола; как гласила ст. 26, архиерей может руководить епархией единолично по местным условиям и, так, быть либо не быть Епархиальному Совету, определялось исходя из местных условий той либо другой епархии, а не личных мотивов архиерея. Епархиальный совет, в соответствии с Положением, только содействует архиерею в управлении епархией, но не ограничивает его власти.

Статья 27 гласит: Задача Епархиального совета подготовлять к архиерейскому ответу дела, направляемые в Епархиальный совет для данной цели епархиальным архиереем [4]. Так, Совет не имел решающего голоса и являлся лишь совещательным и запасным учреждением. В соответствии с Положению Поместного Собора 1945 г., Епархиальный совет складывался из 3-5 лиц, назначаемых архиереем.

Миряне не допускались к членству в Епархиальном совете. Не считая Епархиального совета, при архиерее должна была состоять Канцелярия во главе с секретарем, снабжающая выполнение распоряжений архиерея.

Что касается управления отдельными частями епархии, то Поместный Собор в 1945 г., в сущности, возвратился к практике, существовавшей до 1918 г. В Положении ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических Рекомендациях, введенных Собором 1917-1918 гг. Отменяется в Положении и выборность благочинных. В соответствии с ст.

79 благочинные назначаются епархиальным архиереем. Круг обязанностей благочинного обрисован в ст. 30 Положения.

По ней благочинный есть надзорным и аккуратным органом архиерея. Он следит за поведением и деятельностью приходского духовенства, посещает приходы как минимум несколько раз в каждое полугодие и год воображает архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа, а в особо важных случаях — доносит архиерею без всяких отлагательств. Благочинный просит о награждении подведомственных ему мирян и клириков.

При необходимости он делает братские увещания другим клирикам и приходским настоятелям, заботится о том, дабы верующие приходов, временно оставшихся без священников, не лишены были духовного окормления.

1. Положение об управлении Русской православной Церкви. М. 1945. С. 4. ^

2. В том месте же. С. 4. ^

3. В том месте же. ^

4. В том месте же. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: