Епархиальное управление по положению об управлении русской православной церкви 1945 г

Учитывая настоящие события церковной судьбе, сложившиеся в 1940-е гг., Поместный Собор 1945 г. в собственном Положении Об управлении Русской Православной Церковью пересмотрел Определение о епархиальном управлении, принятое в 1918 г. Отдел 3 Положения озаглавлен Епархия. РПЦ, — говорится в ст. 23, — разделяется на епархии, границы которых должны совпадать с гражданскими границами — областными, краевыми, республиканскими [1].

Принцип соответствия церковных границ гражданским отвечает канонам (II Всел. 17; IV Всел. 38; Антиох.

9), практике Старой Церкви и традициям Русской Церкви.

В древности в Киевской Руси епархиальные границы сообразовывались с границами удельных княжеств; в синодальную эру — с административным делением страны на губернии.

В соответствии с Положению 1945 г., епархиальный архиерей носит титул по собственному кафедральному городу. Еще при Помощник Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополите Сергии, в 1927 г., вынесено было распоряжение о том, дабы епархии именовались по новым заглавиям собственных кафедральных городов. Именно тогда и показались титулы епископов Ленинградского, Калининского, Куйбышевского.

Каноническим основанием для того чтобы переименования, смутившего некоторых церковных людей, есть 7 правило I Мирового Собора: в нем епископ города, в древности именовавшегося Иерусалимом, носит новый титул — по заглавию города, данному ему языческим императором Адрианом — Элия.Епархиальное управление по положению об управлении русской православной церкви 1945 г Только по окончании того, как город снова начал именоваться Иерусалимом, епископы Матери всех Церквей стали титуловаться Иерусалимскими.

На основании ст. 24 Положения епархиальный архиерей назначается указом Святейшего Патриарха. В статье говорится только об одном моменте в поставлении епископа — об утверждении его избрания. Само же избрание осуществляется Синодом под руководством Патриарха.

4 правило I Мирового Собора для избрания епископа предполагает Собор по крайней мере трех епископов митрополии и согласие всех остальных, изъявленное при помощи издания грамот.

В практике отечественной Церкви отсутствующих епископов воображают члены Синода, вызываемые поочередно.

В положении определяются права и обязанности епархиальных архиереев довольно собственных епархий, высшей церковной и государственной власти . Епархиальный архиерей стоит во главе епархии; он есть важным главою вверенной ему епархии [2]. В епархии ему в собственности вся власть; в частности, право обращаться с архипастырскими посланиями к собственной пастве; он назначает чиновниковов епархии и настоятелей храмов, дает им указания, приобретает от них отчеты за каждое полугодие, награждает этих клириков и должностных лиц; следит за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии.

Епархиальный архиерей есть полноправным участником высших учреждений Русской Церкви — Поместного Собора, Священного Синода и Архиерейского Собора — в порядке очереди. Одновременно с этим епископ подотчетен всем этим органам и возглавляющему их Патриарху. Епархиальные архиереи воображают Патриарху ежегодный отчет по епархии в соответствии с установленной форме.

Епархиальный архиерей есть единственным лицом, которое может сноситься по епархиальным делам с местными представителями гражданской власти, например, по вопросам об открытии в епархии духовно-учебных заведений, о предоставлении храма либо молитвенного дома приходской общине (ст. 32 Положения). Как единственный представитель епархии перед гражданской властью, он имеет должностные печать и штамп, зарегистрированные надлежащей гражданской властью.

Именно поэтому его акты приобретают публично-правовое значение.

Вместо Епархиальных советов и Епархиальных собраний, предусмотренных Определением о епархиальном управлении 1918 г., в Положении предусмотрено, что при Епархиальном архиерее состоит только один коллегиальный орган — Епархиальный Совет. Но учреждение его не было нужным, а зависело от воли самого архиерея, потому что Совет существует в том месте, где, как сообщено в Положении, такой будет архиереем образован [3].

Это не означало, но, словно бы существование Совета зависело от архиерейского произвола; как гласила ст. 26, архиерей может руководить епархией единолично по местным условиям и, так, быть либо не быть Епархиальному Совету, определялось исходя из местных условий той либо другой епархии, а не личных мотивов архиерея. Епархиальный совет, в соответствии с Положением, только содействует архиерею в управлении епархией, но не ограничивает его власти.

Статья 27 гласит: Задача Епархиального совета подготовлять к архиерейскому ответу дела, направляемые в Епархиальный совет для данной цели епархиальным архиереем [4]. Так, Совет не имел решающего голоса и являлся лишь совещательным и запасным учреждением. В соответствии с Положению Поместного Собора 1945 г., Епархиальный совет складывался из 3-5 лиц, назначаемых архиереем.

Миряне не допускались к членству в Епархиальном совете.

Не считая Епархиального совета, при архиерее должна была состоять Канцелярия во главе с секретарем, снабжающая выполнение распоряжений архиерея.

Что касается управления отдельными частями епархии, то Поместный Собор в 1945 г., в сущности, возвратился к практике, существовавшей до 1918 г. В Положении ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических Рекомендациях, введенных Собором 1917-1918 гг. Отменяется в Положении и выборность благочинных. В соответствии с ст.

79 благочинные назначаются епархиальным архиереем.

Круг обязанностей благочинного обрисован в ст. 30 Положения. По ней благочинный есть надзорным и аккуратным органом архиерея.

Он следит за поведением и деятельностью приходского духовенства, посещает приходы как минимум несколько раз в каждое полугодие и год воображает архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа, а в особо важных случаях — доносит архиерею без всяких отлагательств.

Благочинный просит о награждении подведомственных ему мирян и клириков. При необходимости он делает братские увещания другим клирикам и приходским настоятелям, заботится о том, дабы верующие приходов, временно оставшихся без священников, не лишены были духовного окормления.

1. Положение об управлении Русской православной Церкви. М. 1945. С. 4. ^

2. В том месте же. С. 4. ^

3. В том месте же. ^

4. В том месте же. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: