Этапы разработки и оформления книжной выставки

1. Выбор темы.

Она обязана соответствовать двум требованиям: быть актуальной на сегодня и увлекательной для читателей. Тему выставки нужно конкретизировать. К примеру, презентация книги по теме «творчество и Жизнь А. С. Пушкина» весьма объемная по содержанию, исходя из этого лучше выбрать в качестве заглавия определенный период судьбы писателя: «Лицейские годы», «Болдинская осень»; жанр либо тему творчества: «Повести Пушкина», «Адресаты амурной лирики»; неизвестные факты биографии: «Малоизвестный Пушкин».

Отраслевые выставки целесообразно разрабатывать не по одной области знаний, а на их пересечении.

2. Определение читательского и целевого назначения.

Показатели, оказывающие громаднейшее влияние на характер и содержание восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одинаковая тема предполагает разную структуру (разделы) выставки, отбор и оформление документов.

Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодня они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные.

3.отбор и Выявление документов.Этапы разработки и оформления книжной выставки

Применяя библиографические и методические пособия, СБА (картотеки и каталоги), нужно распознать все документы, какие конкретно имеется в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и материалы. Подбирая их в фонде, нужно отобрать соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую данные, имеющим привлекательный внешний вид.

4. Определение структуры выставки.

Формулирование заголовка, названий разделов; подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Основное требование тут – структура обязана содействовать раскрытию содержания темы и заострять внимание на самые важных проблемах.

Заголовок должен быть:

• информационно-емким, передающим сущность;

• лаконичным (4–6 слов);

• нестандартными (в виде свитка, колокола, воздушного шарика, цветка, рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки, солнышка, облачка);

• заголовком возможно крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строки из песни, стихотворения («Кладовая традиций», «Чтение – это жизнь, наполненная смыслом», «Монументы бывают не только людям»).

Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяется количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Нужно, дабы один из разделов был посвящен краеведению.

Для оформления экспозиции, кроме художественных элементов (иллюстраций, портретов, плакатов, репродукций картин, фотографий), возможно применять различные предметы и аксессуары:

• декоративные элементы (цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель);

• природный материал (шишки, ракушки, камни, корни, ветки) и поделки из него;

• творческие работы (картинки, поделки, отзывы, мини-произведения);

• вещи и предметы, помогающие создать образ человека либо эры (веер, свечи, бинокль, солдатский котелок, игрушки, макеты, муляжи).

Необходимое условие работы на данном этапе – чувства меры и выдерживание стиля.

5. Группировка документов.

Классифицирование отобранных документов по разделам выставки, в соответствии с проработанным 3-у и 4-у пунктам настоящего замысла.

6. Оформление книжной выставки.

Значение верного оформления книжной выставки громадно, в особенности для читателей детской библиотеки. Нужно как возможно бросче и яснее раскрыть его ценность и содержание издания.

Для привлечения внимания пользователя библиотеки к книге не хватает ее на полку, нужна кропотливая работа по компоновке и отбору изданий, оформлению материала, вычленению цитат, афоризмов и изречений. Частенько отмечается несоблюдение методики оформления выставки: не составляются библиографические описания к разворотам книг, статей из изданий, изоизданий, отсутствуют цитаты к разделам и информация об их авторах.

Выставка обязана завлекать внимание читателей. Выполняя правила библиотечного дизайна, имея достаточный уровень эстетического восприятия, библиотекарь может создать увлекательную экспозицию из самых различных материалов (ватман, цветная бумага, картон, ткань, пенопласт, фанера), верно подбирая и сочетая цвета (нужно применять не более трех). Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана заглавием, к примеру: «Многоцветные страницы», «Радостная мозаика».

В оформлении направляться применять три главных цвета: красный, светло синий, желтый, и три дополнительных: зеленый, оранжевый, фиолетовый, каковые помогают для подчеркивания главных цветов. Самый удачно сочетаются: белый с синим, красным, зеленым; красно-белый и светло синий; тёмный с желтым, оранжевым, золотым, серебряным.

Восприятие цвета зависит от возраста. Детям, к примеру, нравятся контрастные сочетания – светло синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, напротив, предпочитают пастельные тона.

Шрифты для разделов и заголовка должны соответствовать содержанию выставки. К примеру, в случае если экспозиция посвящена истории России либо устному народному творчеству (сказкам, пословицам, былинам, поговоркам, тайным), то заголовок лучше написать гарнитурой, стилизованной под старославянскую. В случае если выставка предлагает материал о средневековье, феодалах, рыцарях – возможно выбрать готический шрифт.

На выставке о войне будет уместен строгий стиль, а на выставках, посвященных поэзии либо жанру амурного романа – легкий, вензельный.

Кроме этого возможно применять:

— наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала;

— объемную организацию информационной среды – разрезанные смещенные иллюстрации, оживляющие визуальное пространство;

— объемные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов;

— подвесные цитаты;

— атрибутивные последовательности – дублирование изображений (в различном масштабе либо в различных ракурсах);

— фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно.

Выставки смогут размешаться в самых разных местах: в вестибюле, окнах и витринах, на столах. Значительно чаще их оформляют на особых выставочных стеллажах. Размеры конструкций различные, исходя из этого документы нужно помещать так, дабы центр выставки размешался на уровне глаз.

На одну полку не следует выставлять более шести книг и одного иллюстративного материала.

7. Реклама выставки.

Как и каждая форма деятельности, библиотечная выставка испытывает недостаток в рекламно-информационной помощи – в первую очередь, это создание рекламных публикаций и сообщений, причем, к первому предъявляются собственные требования: новая информация обязана убеждать в полезности выставки, отражать ее специфику, учитывая возрастные изюминки аудитории. Рекламное сообщение возможно внутренним (для пользователей библиотеки) и внешним (для потенциальных пользователей – баннеры, СМИ). Самый распространенные классические формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, личные приглашения.

Афиша либо анонс выставки кроме этого есть рекламным сообщением. Особенность данной формы – содержится в ее образности, краткости, эмоциональном действии. Возможно поведать о выставке в личной беседе одному читателю либо сходу нескольким, коротко представить лучшие издания либо дать подробный рекомендательный обзор всех документов.

Проведение конкурса на самого внимательного читателя, викторины по тебе будет содействовать оживлению читательской активности.

Еще одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, есть сайт библиотеки.

Самая увлекательная и действенная, но наряду с этим самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки – это премьера. Ее возможно перевоплотить в праздник для читателей с участием писателей, храбрецов книг, редакторов, издателей, представителей прессы. Презентация может включать литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы.

Так, реклама выставки может перерасти в комплексное массовое мероприятие.

8. Анализ эффективности книжной выставки.

Оказывает помощь распознать потребности и интересы читателей, разрешает планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Количественные и качественные показатели заносятся в «паспорт выставки» (Приложение 1). Он делает функцию аналитического отчета (и самоотчета) о проделанной работе, разрешает соотнести количественные и качественные показатели так, для получения реального представления о недостатках и достоинствах выставки. В паспорте должны быть отражены показатели результативности конкретной выставки.

Помимо этого, он разрешает осуществлять документирование экспозиции и есть частью архива библиотеки. С целью этого библиотекари включают в паспорт библиографические описания представленных документов, и сведения об использованных источниках информации: библиографических пособиях, адресах сайтов, музеях, архивах, материалах, взятых из больших библиотек.

Организованные в библиотеке выставки фиксируются в 3-й части «Ежедневника библиотеки» – в графе «Учет массовой работы».

Коэффициент эффективности книжной выставки определяется методом сравнения книговыдачи с количества и выставки экспонируемых документов (число книговыдачи выставки / число документов, представленных на ней) и распределяется по трем уровням:

1) низкий – 1–4;

2) средний – 5–7;

3) большой – 8–10.

При низкой эффективности книжной выставки нужно узнать обстоятельство ее непопулярности среди пользователей. Проанализировав все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, направляться выяснить, на каком из них были допущены неточности.

Высокая эффективность кроме этого подлежит изучению с целью обнаружения использования успеха и причины выставки данного опыта в последующей работе.

Выставки отличаются задачами, читательским назначением, типом и разнятся по виду библиотек. Их классифицируют следующим образом:

  • выставки по видам представленных документов:

— книжная выставка – на ней экспонируются лишь книги;

— выставка изданий – она, в большинстве случаев, оформляется в отделах периодики;

— выставка аудиовизуальных материалов воображает данные на компакт-дисках в виде аудио- и видеодокументов;

  • читательскому назначению (для различных возрастных групп, в помощь учебе, самообразованию);
  • месту экспонирования (стационарные, выездные);
  • времени функционирования (постоянные – КЗД (календарь знаменательных дат), выставка новых поступлений; временные – зависят от читательского назначения и темы);
  • методу организации (витринные, внутристеллажные, внутриполочные, книжные развалы на столах, мобильные, кольцевые);
  • статусу (независимые, циклы, часть мероприятия);
  • содержанию (универсальные, отраслевые).
  • выставки библиографических пособий (универсальные – новых поступлений, отраслевые – по отдельной теме) предполагают применение формы, в то время, когда за базу берется актуальное библиографическое издание и организуется презентация по его разделам, и формы с отбором литературы, включенной в издание;
  • комплексные выставки, на которых экспонируются различные виды документов, значительно чаще организуются в библиотеках. Не считая классических носителей информации употребляются предметы материальной культуры, каковые содействуют более полному раскрытию темы (к примеру: предметы быта, творческие работы библиотекарей и читателей, посвященные увлечениям, хобби, коллекционированию);

Универсальные выставки,в большинстве случаев, являются информационными. Тут экспонируются все документы, поступившие в библиотеку за определенный период времени (значительно чаще за месяц).

Отраслевые (тематические) выставки посвящены определенной теме либо разделу. Они смогут быть многоотраслевыми либо узкой проблематики, и информационными («Новая литература по истории»). По содержанию тематические выставки разнообразны.

Выставочная работа – это деятельность по организации экспозиции, включающая в себя планирование, разработку, оформление, подведение и проведение итогов выставки.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: