Концепция роста народонаселения

К материалистическому направлению в понимании движущих исторического процесса относятся и приверженцы идеи об определяющей роли публичного производства. самоё последовательное развитие они взяли в марксизме. Само собой разумеется, и до Маркса в научной литературе признавалась роль экономики в развитии общества, но заслуга Маркса заключалась в том, что он не только обосновал определяющую роль экономического фактора, но сумел распознать сложную диалектическую связь между публичным производством и социально-политическими университетами, идеологией и культурой.

Выделяя производственные отношения в качестве определяющего фактора развития общества, марксизм, однако, не сводит к ним все другие публичные отношения, а тем более, личные отношения, привычки и поведение людей. Что касается духовных факторов развития общества, роли в нем идей, представлений и теорий науки, и художественно-эстетических взоров, то они, в соответствии с материалистическому мировоззрению, являются довольно верным отображением особенностей, закономерностей и особенностей общества и реального мира природы.

Исходя из этого они выступают не в качестве первичного, а вторичного фактора публично-исторического развития.Концепция роста народонаселения Однако, роль этого фактора, значение научных и художественных соответствующих форм и идей сознания в обществе нельзя недооценивать.

Но и марксизм был кроме этого не в состоянии верно решить проблему исторического процесса, диалектического сотрудничества в нем материальных и духовных факторов. В следствии исторический процесс был сведен к экономическому развитию, и настоящей действительностью признавалось только материальное производство экономических благ.

Как взаимодействуют на протяжении происхождения новой формации технологические, экономические, политические, нравственные, культурные и другие духовные факторы развития общества? В то время, когда кое-какие из неэкономических факторов смогут выступать в данном ходе в качестве ведущей силы развития? Как воздействуют ценностные ориентиры людей на развитие общества?

Все эти вопросы в философии истории, среди них и марксистской, ожидают собственного изучения.

Не все философы истории являются приверженцами монистического подхода к объяснению хода публичного развития. Они отвергают как идеалистический монизм (детерминанта общества — духовный фактор), так и материалистический (детерминанта общества — материальный фактор, экономика) и выдвигают плюралистический подход. Они уверены в том, что нет односторонней детерминации публичного развития.

Ни экономика, ни политика, ни философия, ни религия не играются какой-то решающей роли.

Нужно исходить из того, что все факторы равнозначны и одинаково воздействуют на публичное развитие. Эта позиция в философии истории стала называться теории факторов (М. Вебер, Р. Арон).

В этом длящемся сейчас споре воображает интерес позиция Семенова Ю., что считает, что вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов истории направляться решать через выделение детерминирующих и доминантных составляющих исторического процесса. К первым он относит экономический – т.е. метод производства. «Дабы общество функционировало как целостное социальное образование, нужны в первую очередь воспроизводство и производство яркой судьбе.

В противном случае говоря, необходимо неизменно и непрерывно создавать материальные сокровища, строить жилье, фабрики, фабрики, создавать пишу, одежду и т.д. Это естественный процесс исторического развития общества. Исходя из этого у Маркса, считает Семенов, были все основания утверждать, что метод производства материальной судьбе обусловливает социальный, политический и духовный процессы судьбы по большому счету.

Иначе говоря экономический фактор постоянно выступает в конечном итоге как детерминанта, движущая сила исторического процесса».

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не означает, что генетически экономическая сфера предшествует вторым сферам публичной судьбе. Очевидно, это было бы абсурдным утверждением. Все сферы находятся в единстве, и ни одна из них не предшествует второй.

Экономика детерминирует целый исторический процесс в конечном итоге, но на каждом этапе его развития другие сферы смогут выступать в качестве доминанты, другими словами смогут играться господствующую роль. Заберём, к примеру, политику. Она часто игралась большую роль в тех либо иных публичных процессах.

Как мы знаем, что в романизации Европы решающую роль игрались войны Юлия Цезаря.

В современной России часто политика выступает в роли доминанты всех публичных трансформаций. И не просто так многим думается, что политика детерминирует все эти трансформации. Политика играет роль доминанты, а не детерминанты.

В качестве таковой детерминанты выступает современная экономическая обстановка в Российской Федерации. Тут нельзя не обратить внимания на то, что чем меньше развиты экономические структуры общества, тем выше роль и значимость внеэкономических факторов.

В эру феодализма, к примеру, в то время, когда экономические отношения были слабо развиты, господствующую роль игрались политика и религия. Как продемонстрировал М. Вебер, в Германии в становлении капиталистических взаимоотношений господствующую роль сыграла протестантская религия.

Помимо этого, пребывав в постоянном сотрудничестве, все сферы публичной судьбе воздействуют друг на друга и тем самым на все историческое развитие. Публичное сознание, государство, социальная сфера и другие неэкономические факторы владеют самостоятельностью, имеют личные закономерности развития и логику. Так, развитие философии необязательно сходится с экономическим базисом той либо другой страны.

В экономически отсталой стране очень удачно может развиваться философия как своеобразная область духовной судьбы. В феодальной Германии появилась хорошая германская философия, внесшая неоценимый вклад в мировую философскую культуру. В аграрной России мы видим взлет философской мысли B.C.

Соловьева, Н.А. Бердяева и многих вторых.

Так, выражаясь фигурально, возможно заявить, что общество — это многоэтажное строение с одним экономическим фундаментом. Этажи — неэкономические факторы. Они вариантны, и тот либо другой из них может господствовать в конкретных исторических условиях.

Фундамент — это детерминанта.

Он имманентно вариантен, но для всего исторического процесса инвариантен. Доминанты и детерминанты находятся в диалектическом единстве и всегда взаимодействуют.

Эти рассуждения Семенова показывают попытки обществоведов растолковать сложную природу исторического процесса, в котором сознательная деятельность людей может оказывать влияние на историю, изменяя её векторы.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: