Корабль-бомба: история морских камикадзе

    20 июня 1667 года, битва при Чатеме. Один из эпизодов Второй англо-голландской войны, в котором голландская сторона удачно применила брандеры. В левой части картины Петера Ван де Вельде виден пылающий брандер, пришвартованный к английскому кораблю.
    Эскадренный миноносец «Тэтчер» (позднее переименован в «Ниагару»), построенный 31 августа 1918 года, — брат-близнец эсминца «Кэмпбелтаун».
    Германские офицеры на палубе «Кэмпбелтауна». Спустя девять часов, в то время, когда атака была отбита, а немцы нормально обследовали вражеский эсминец, брандер взорвался, стёрши с лица земли 360 человек (а также 40 офицеров), два танкера и фактически док.

Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми либо огнеопасными веществами и предназначенное для уничтожения судов соперника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.

Пожалуй, самый узнаваемый прецедент, в котором брандеры без шуток оказали влияние на финал боя, случился 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором английский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду.Корабль-бомба: история морских камикадзе Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но англичане нашли не сильный место массивного флота — его пробелы и неповоротливость в организации.

В итоге к финальному сражению при Гравелине лёгкие флотилии и английские пираты порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главноком английского флота, приказал начинить восемь потрепанных в битвах судов смолой, порохом, хворостом и соломой, поджечь и вслепую послать в сторону сгрудившихся в кучу испанцев.

Физического ущерба брандеры принесли мало, но привели к страшной панике: дабы избежать столкновения с пылающими судами, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий сутки уже толком не могли сохранять строй из-за неосуществимости причалить. Помимо этого, многие суда стали жертвами столкновений.

В принципе, как раз такую цель — посеять панику, поджечь несколько судов, сломать строй — брандеры несли приблизительно с V века до н.э. В морских сражениях их деятельно применяли и в Российской Федерации: в Чесменском сражении против турок (1770) а также раньше, при Гангуте — еще Петр I, создавая базу русского флота, обратил внимание на опыт применения брандеров в сражении.

Был только один фактор, что разрешил брандерам «прожить» в качестве оружия практически 2000 лет. Это материал судов — дерево. Когда в десятнадцатом веке боевые суда начали делать из железа, брандеры, казалось бы, утратили актуальность раз и окончательно.

Технологии прошлого

С XIV и до начала XIX века брандеры существовали как выделенный класс судов, выстроенных специально для «суицидального» применения. Устройство брандера диктовалось его назначением: простота конструкции и максимальная дешевизна, скорость постройки, простота в управлении, продуманные места для взрывчатых веществ и расположения горючих. Брандеры строились одно- либо двухпалубными и часто имели минимальное оружие — в случае если путь до цели предстоял продолжительный и требовалось отстреливаться от вторых судов соперника.

От простого корабля брандер отличали кое-какие подробности. К примеру, ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, причем швартовка для надежности производилась не канатом, а цепью. Дверь разрешала команде покинуть корабль под прикрытием борта.

У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу финишем фитиль— моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его протяженность разрешала команде отойти на надёжное расстояние.

В зависимости от обстановки брандером возможно было сделать фактически любой корабль — в десятнадцатом веке, в то время, когда брандеры как класс уже не строились, в качестве бомб употреблялись ненужные суда других типов. В большинстве случаев брали маленькой корабль, отслуживший собственный — дряхлый, время от времени с кое-как заделанными пробоинами, — или легко корабль, эффективность которого в качестве брандера превышала его эффективность в качестве пушечного судна.

Все полезное, а также оружие, снимали, по окончании чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Значительно чаще применяли не боевые суда, а торговые, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.

По методике доставки плавучей бомбы к цели брандеры возможно условно поделить на пара типов. Первый тип предназначался для поджога корабля соперника. В большинстве случаев таковой брандер управлялся командой до самого финиша — задачей моряков было пришвартовать горящий корабль к вражескому, по окончании чего эвакуироваться с противоположного борта на заблаговременно подготовленной шлюпке.

Вторая разновидность представляла собой как раз бомбу — команда корабль на соперника и покидала брандер, не ждя столкновения, за которым следовал взрыв. Как уже упоминалось, при попутном ветре либо течении брандеры имели возможность на вражеский флот без команды, с зафиксированным штурвалом.

Конечно, существовали и способы борьбы. Самым несложным методом был расстрел огненного судна из пушек в надежде повредить закрепленный штурвал, сбить мачту либо — в лучшем случае — взорвать пороховой запас на приличном расстоянии от цели. Исходя из этого эффективность брандера в открытом море равнялась фактически нулю: маневренный боевой корабль успевал стереть с лица земли «бомбу» на подходе.

Все успешные применения брандеров имели место в «узких местах», в проливах и гаванях, где скапливалось большое количество судов, мешавших друг другу. Была и еще одна методика: бомбардиры атакуемых судов пробовали попасть по шлюпке, на которой должна была эвакуироваться команда. При утраты шлюпки команда имела возможность развернуть брандер — рвением к самопожертвованию европейские моряки не отличались.

Новая судьба

Но XIX век продиктовал собственные правила. Новое, более дальнобойное оружие разрешало расстрелять и потопить брандер на надёжной расстоянии, да и пламя не имел возможности причинить металлическим судам для того чтобы вреда, как древесным. Однако разработка не погибла, но видоизменилась.

Столкновение с последующим поджогом либо взрывом стало совсем неэффективно, но на протяжении русско-японской войны судам-смертникам нашлось второе использование. На протяжении легендарной осады Порт-Артура японцы постарались заблокировать вход в гавань для русских судов, затопив в узком месте пара торговых пароходов.

Попытка провалилась (из девяти транспортов в «верном» месте затонул лишь один, другие были торпедированы либо подбиты береговой артиллерией на подходах), но термин «брандер» приобрел новое значение. Но, затопление судов для блокировки некой замкнутой водной территории практиковалось еще в шестанадцатом веке, легко в то время брандерами именовали другие суда. Блокировка аналогичного типа была распространена и в поздних морских битвах — к примеру, в районе Оркнейских островов до сих пор из-под воды торчат мачты и трубы затопленных на протяжении двух мировых войн судов.

Как ни необычно, на протяжении Второй мировой новую судьбу взяли и брандеры в хорошем понимании термина. Занимательнейшим инцидентом с их применением стала операция «Люсид», спланированная английским руководством в конце 1940 года. К июлю 1940-го Франция пала, и германская армия начали подготовиться к вторжению в Англию.

Транспортные и армейские суда рассредоточились по северному побережью Франции.

Англия пробовала предотвратить высадку, Королевские ВВС отправлялись предупредительно бомбить германские транспорты. Но для уничтожения двух важных групп транспортов англичане решили применять брандеры.

В роли судов-смертников выступили пара доисторических танкеров, уже давно не употреблявшихся по назначению: War Nizam (1918), War Nawab (1919), Oakfield (1918). Суда подлатали и начинили приблизительно тремя тоннами адского коктейля (50% флотского мазута, 25% бензина и моторного 25% масла), взявшего наименование «особая смесь Эгера» в честь Огастуса Эгера, начальника операции. К смеси добавили мало нитроцеллюлозы и кордита для повышения взрывного результата. Совершили предварительные опробования на паре малых брандеров — эффект был оптимален: по всем расчетам брандер, взорванный в окружении близстоящих судов, имел возможность оказать разрушительный эффект на расстоянии до 800 м.

26 сентября 1940 года все три брандера отправились в собственный последнее плавание под конвоем последовательности малых армейских судов — два корабля в Кале и один в Булонь. Но сказалось изначально нехорошее состояниеветхих судов: вначале начал фактически разваливаться Oakfield, а после этого отказала силовая установка War Nizam. С одним кораблем операция не имела смысла, и от нее было нужно отказаться.

Потом совершили еще ряд попыток — 3 и 8 октября, но они сорвались из-за нехорошей погоды.

Последние всплески

Было и еще пара примеров применения брандеров — причем более успешных. Самый известна в этом замысле операция «Колесница», благодаря которой англичане уничтожили на побережье Франции, в городе Сен-Назер, наибольший германский сухой док, талантливый принимать флагман кригсмарине линейный корабль «Тирлиц». Главной ударной силой операции был переоборудованный эсминец «Кэмпбелтаун».

Его максимально облегчили, дабы он имел возможность проходить небольшими фарватерами, срезали часть палуб, дабы его силуэт издали напоминал германский корабль, и основное — начинили 4,5 т взрывчатки, причем запрятали ее за цементными фальшстенами в судна.

В начале утра 28 марта 1942 года «Кэмпбелтаун» под шквальным огнем добрался до ворот дока и протаранил их — без взрыва. Параллельно англичане вели обстрел и бомбардировку Сен-Назера, и высадку коммандос. На протяжении атаки немцам нанесли последовательность повреждений: диверсионные отряды стёрли с лица земли пара орудий, были повреждены шлюзы и суда, но в итоге британцы были вынуждены отойти; за время атаки команда «Кэмпбелтауна» эвакуировалась.

Отбив атаку, немцы расслабились.

Изучать застрявший в доке «Кэмпбелтаун» отправилась солдат и большая группа офицеров. Спустя практически девять часов, в 10:30, брандер планово взорвался, стёрши в пух и прах док, а заодно более 250 офицеров и немецких солдат, — не обращая внимания на важные утраты коммандос на протяжении отвлекающей высадки, операция удалась.

Попыткой применения брандеров во Второй мировой войны отметилась кроме этого Италия. Еще во второй половине 30-ых годов XX века была изготовлена серия из 18 компактных катеров MT (Motoscafo da Turismo) — легких, оснащенных 95-сильным двигателем Alfa Romeo, талантливых разгоняться до 60 км/ч и штатно начиненных 330 кг взрывчатки. Пилот был на корме; заклинив руль, он должен был спрыгнуть на особый спасательный плотик до столкновения с целью.

MT учавствовали в нескольких операциях, самой успешной из которых было выведение из строя английского тяжелого крейсера «Йорк» 26 марта 1941 года, — рейд стал называться «Атака в бухте Суда».

Схема итальянской лодки-брандера типа MT (Motoscafo da Turismo) Лодки удачно использовались как итальянцами во Второй мировой войны, так и израильтянами в арабо-израильской войне 1947−1949 годов.
В операции учавствовали шесть лодок — они были спущены с более больших транспортов, подобрались к бухте ночью и в 5:30 совершили атаку.

Кроме «Йорка» был стёрт с лица земли норвежский танкер «Перикл», мимо еще двух транспортов лодки проскочили. Всех шестерых итальянских пилотов забрали в плен, но операция была признана успешной.

Потом итальянцы создали еще два поколения лодок-брандеров — MTM и MTR. Первые использовались, а вторым не повезло: перевозившая их к месту операции субмарина «Амбра» была потоплена с воздуха. Примечательно, что четыре переживших войну MTM достались позднее вооруженным силам Израиля, и израильтяне удачно применили три из них на протяжении арабо-израильской войны 1947−1949 годов.

В октябре 1948 года посредством брандеров были потоплены корабль «Эмир Фарук» и минный тральщик.

Взрывающиеся брандеры смогут быть использованы и в наши дни — как раз в формате компактных лодок, начиненных взрывчаткой. Подобную тактику время от времени используют террористы (к примеру, атака Аль-Каиды на эскадренный миноносец USS Cole в бухте Адена в октябре 2000 года), в военных же действиях сейчас брандеров не виделось. Но, войн из года в год меньше, и пускай брандеры останутся частью истории.

Как устроен брандер

Характерные изюминки брандера: дверь в борту между крайними пушками, разрешающая команде спуститься в шлюпку; дверка для запального шнура, дабы поджигать корабль-бомбу в последний момент; цепь (а не бечева), удерживающая шлюпку в пришвартованном состоянии.

Разрез типового брандера XVII века А Песок для утяжеления дна. Б футеровка и Пороховые бомбы на бортах, предотвращающая преждевременное разрушение корабля. В Палуба, заполненная шрапнелью и «бомбами» — деревянными деталями и старыми лодками для поражения живой силы соперника.

Г Зажигательные материалы.

Д Канал для вывода огня и продуктов горения.

Рейд на Сен-Назер

Сухой док города Сен-Назер — единственный док на побережье Антлантического океана, талантливый принимать большие линейные корабли, в частности «Тирлиц». Выделено место атаки брандера — эсминца «Кэмпбелтаун».

Взрывоопасные катера

Германская лодка-брандер Ladungsschnellboot Linse (Lentil) на радиоуправлении. Лодки трудились тройками — два брандера и контрольный катер. Оператор брандера эвакуировался незадолго до взрыва и перебирался на лодку управления.

В настоящих битвах брандер был неэффективным.

Ядерный брандер

Вершины брандерная техника достигла в самом финише собственной истории, по окончании Второй мировой войны. Летом 1946 года недалеко от атолла Бикини в Тихом океане американцы совершили серию опробований ядерной бомбы называющиеся «Операция Crossroads». Но в случае если первый взрыв (Able) был произведен с бомбардировщика, то вторая бомба (Baker) крепилась на канате (на глубине 27 м) ко дну десантного корабля USS LSM-60.

Построенный 29 июля 1944 года корабль повоевал очень мало, приняв участие в битве за Иводзиму. Целью ядерного опробования было изучение подводного его влияния и взрыва на расположенные около суда. В следствии взрыва затонуло восемь судов (не считая самого LSM-60), расположенных на расстоянии от 155 до 1050 м от центра.

Через пять месяцев при транспортировке затонул и девятый — трофейный германский тяжелый крейсер «Принц Ойген», радиоактивное заражение которого не разрешало совершить ремонт, дабы удержать корабль на плаву. Все другие суда взяли важные повреждения и прежде всего — большое радиоактивное заражение, причем операции по обеззараживанию не дали результатов, суда-мишени было нужно затопить.

В целом операция продемонстрировала: эффективность аналогичной войны не подвергается сомнениям, но вот опасность она несет для обеих противоборствующих сторон. USS LSM-60 считается последним кораблем-брандером в истории.

Статья «Корабль-бомба» размещена в издании «Популярная механика» (№141, июль 2014).

Арабо-израильская война (1947—1949)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: