Летающая щука: самая результативная противокорабельная ракета

    Крылатая ракета КСЩ. Краткие ТТД
    Стартовый ускоритель ПРД-19М и боевая часть крылатой ракеты КСЩ. Краткие ТТД

В ясный солнечный сутки 9 сентября 1943 года итальянская эскадра по приказу нового правительства шла из Специи на Мальту сдаваться союзникам. в первых рядах — сильнейший линейный корабль итальянского флота «Рома» водоизмещением в 46 тыс. т. Неожиданно сигнальщик увидел чуть различимые точки — самолеты. На часах было 15 часов 33 60 секунд.

Вероятнее, это союзные самолеты, поразмыслили на линейном корабле.

Но кроме того в случае если и германские, то с таковой высоты попасть бомбой в корабль возможно лишь случайно. Но ровно через восемь мин. в палубу линейного корабля попала громадная бомба, которая полностью пробила корабль, но на счастье итальянцев взорвалась уже в воде под дном. Через десять мин. вторая бомба пробила палубу и взорвалась в корабля.

На воздушное пространство, вращаясь, взлетела носовая 381миллиметровая трехорудийная башня весом 1400 т. Линейный корабль переломился пополам и скрылся под водой.

Вместе с кораблем погибли 1253 человека. Третья бомба попала в линейный корабль «Италия», что чудесным образом сумел удержаться на плаву.

Бомба с двигателем

Как удалось немцам с высоты 6 км попасть в итальянские линейные корабли? Итальянцы испытали на себе воздействие первых в мире управляемых по радио бомб, либо, как их именовали создатели, воздушных торпед.Летающая щука: самая результативная противокорабельная ракета Еще на протяжении опробований, начатых в мае 1940 года, немцы узнали, что скинутая бомба начинает скоро отставать от самолета-носителя и наблюдение за ней оператором-наводчиком делается затруднительным.

Вследствие этого было решено оснастить планирующую бомбу подвесным жидкостно-реактивным двигателем.

Так показались первые в мире управляемые противокорабельные ракеты Hs 293 и Hs 294. самая совершенной и действенной была Hs 294. Стартовый вес ракеты Hs 294 — 2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты — обычная самолетная.

Высота сброса ракеты — 5,4 км, дальность полета — до 14 км.

Изюминкой ракеты было то, что она попадала не в надводную, а в подводную часть корабля, которая, как показал опыт обеих мировых войн, была самая уязвимой.

Hs 294 управлялась так, дабы приблизительно за 30−40 м до корабля-цели ракета входила под маленьким углом в воду и двигалась в том месте горизонтально на маленькой глубине со скоростью 230−240 км/ч. В то время, когда ракета касалась воды, крылья, двигатели и задняя часть фюзеляжа отделялись, а боевая часть (БЧ) двигалась под водой и поражала борт корабля соперника.

Крылатые сельхозмашины

В конце войны пара образцов Hs 293 и Hs 294 стали трофеями Красной Армии. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века их доработкой занялось КБ2 Минсельхозмаша. Нет, это не опечатка, вправду, управляемыми крылатыми ракетами (тогда их именовали самолетами-боеприпасами) ведал министр сельскохозяйственного машиностроения.

На базе Hs 293 и Hs 294 были начаты работы по реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука». Но довести вариант воздушного базирования «Щуки» не удалось. Вместо в первой половине 50-ых годов XX века были начаты работы по созданию корабельного варианта «Щуки», взявшего наименование КСЩ — корабельный самолет-боеприпас «Щука», что оснащался радиолокационной головкой самонаведения (ГСН).

Дальность стрельбы определялась возможностями РЛС корабля-носителя.

ГСН захватывала цель на дистанции 20−25 км, сектор поиска ее составлял по 150 вправо и влево.

Старт КСЩ производился посредством порохового ускорителя, что по окончании отработки 1,3 с сбрасывался. В качестве маршевого употреблялся летный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0−2,6 т. Данный двигатель использовался на истребителях «Як-25», и на ракету предполагалось ставить выработавшие ресурс двигатели с самолетов.

Летающий урод

Первый пример ракеты «Щука» захотел осмотреть сам Туполев. Он продолжительно без звучно ходил около ракеты, а позже сообщил: «Это произведение мало похоже на ракету. Это аэродинамический урод».

У конструкторов поникли головы.

Все ожидали, что мэтр еще что-нибудь сообщит. И он сообщил: «Да. Урод. Но летать будет!»

Первый пуск КСЩ на полигоне Песчаная Балка под Феодосией состоялся 24 июля 1956 года. Ракета по замыслу должна была стрелять на 15 км, но, поднявшись на высоту 1180 м, она по прямой улетела на 60,15 км. Всего до Января этого года совершили еще семь пусков КСЩ, из которых четыре признали удовлетворительными.

В один момент с опробованиями в обстановке безотносительной секретности на Верфи имени 61 коммунара в Николаеве шло срочное оснащение строящегося головного эсминца проекта 56-ЭМ «Бедовый» пусковой установкой СМ-59 и боекомплектом семь ракет. Позднее приступили к постройке эсминца проекта 57 уже с двумя пусковыми установками.

Первый пуск «Щуки» с «Бедового» состоялся 2 февраля 1957 года недалеко от Феодосии у мыса Чауда. Первый блин вышел комом: по окончании старта КСЩ собрал высоту 7580 м, стартовый двигатель еще трудился, но ракета уже начала заваливаться на левое крыло. Стало ясно, что канал крена автопилота не функционирует.

В то время, когда стартовый двигатель отделился от ракеты, она еще больше начала заваливаться влево, перевернулась вверх брюхом и упала в воду в 2,2 км от корабля на 16-й секунде полета.

На протяжении второго пуска 15 февраля 1957 года КСЩ пролетел 53,5 км и упал в море. Мишени, как и при первом пуске, не было.

По своим

В будущем в качестве мишеней употреблялись корпуса недостроенного фаворита «Ереван» и германской десантной баржи БСН-20. Обе мишени были оборудованы уголковыми отражателями, поднятыми над палубой на особой ферме высотой 6 м (обе мишени имитировали по собственной отражательной способности американский легкий крейсер типа «Кливленд»), надводной сетью на всей протяженности палубы на мачтах высотой 69,5 м и подводной сетью на всей протяженности мишени на глубину 10 м.

Всего по мишеням произвели 20 пусков. 30 августа 1957 года КСЩ попал в борт «Еревана». Не обращая внимания на то что БЧ ракеты была инертной, в борту появилась дыра 2,0 x 2,2 м, и фаворит скоро затонул.

6 сентября ракета была выпущена по радиоуправляемому катеру, шедшему с 30-узловой скоростью у мыса Чауда. Было достигнуто прямое попадание, катер развалился на две части и затонул.

В первых числах Ноября опробования ракет КСЩ перенесли в район Балаклавы, где в качестве мишени употреблялась цитадель (центральная часть) недостроенного тяжелого крейсера «Сталинград». До этого по отсеку «Сталинграда» велись артиллерийские и торпедные стрельбы, а авиация отрабатывала все виды бомбометаний. На протяжении стрельб команда не покидала мишень.

Считалось, что броня «Сталинграда» (борт — 230−260 мм, палуба — 140−170 мм) надежно защитит экипаж. 27 декабря 1957 года ракета, пролетев 23,75 км, попала в борт «Сталинграда». В следствии в борту показалось отверстие в форме восьмерки, неспециализированной площадью 55 м?.

29 октября 1957 года при пуске 16-й ракеты на протяжении госиспытаний случился забавный случай. Ракета КСЩ, вместо того дабы рвануться по направляющей, стала медлительно ползти и через какие-то секунды упала за борт. Никто не увидел, что ракета прыгнула в море без стартового двигателя.

Из оцепенения всех вывел истошный крик вахтенного сигнальщика: «Полундра! На корабль падает бомба!» Головы всех задрались вверх. Вправду, на корабль падала но не бомба, а стартовый двигатель.

Казалось, что он вправду вот-вот врежется в эсминец. Люди ринулись укрываться. К счастью, все обошлось: стартовый двигатель, очень сильно вращаясь около собственной продольной оси, упал в море в 35 м от носовой скулы «Бедового».

Консервный нож

Любопытны стрельбы в первой половине 60-ых годов XX века эсминца «Гневный» по эсминцу «Бойкий» — первому кораблю-мишени, что сохранил все надстройки, торпедные аппараты и артиллерийские установки. Наряду с этим «Бойкий» на бочки не ставился и от дрейфа неизменно менял собственный положение.

В момент пуска мишень и ракета появились в одной диаметральной плоскости. Ракета поразила мишень в борта и стык палубы, у основания стойки кормового флага. Оказался рикошет, и ракета отправилась на протяжении диаметральной плоскости корабля над палубой, сметая все на своем пути.

Сперва это были кормовые орудийные башни, позже надстройки с расположенным на них дальномерным постом, позже кормовой торпедный аппарат.

Все было сметено за борт, впредь до полубака.

Потом ракета вошла на протяжении полубака, разрезав его, как консервным ножом, и застряла недалеко от носового 130-миллиметрового орудия. Наряду с этим докмачта упала на один борт, а мостик с КДП и еще одной 130-миллиметровой пушкой — на другой. Если бы полет ракеты не был заснят на кинопленку, никто бы не поверил, что такое возможно сотворить с кораблем одной ракетой, к тому же с инертной БЧ.

не меньше эффектно прошла стрельба в июне 1961 года по крейсеру «Адмирал Нахимов». Стрельбы с дистанции 68 км вел ракетный корабль «Прозорливый». Ракета попала в борт крейсера и образовала дыру в виде перевернутой восьмерки, площадью около 15 м?.

Большинство дыры была сделана маршевым двигателем, а меньшая — БЧ в инертном снаряжении.

Одной данной дырой дело не обошлось. Ракета прошила крейсер с борта на борт и вышла из правого борта крейсера именно под фок-мачтой. Выходное отверстие воображало собой практически круглую дыру площадью около восьми метров?, наряду с этим нижний срез дыры был на 30−35 см ниже ватерлинии, и до тех пор пока до крейсера добрались суда аварийно-спасательной работы, он успел принять около 1600 т забортной воды.

К тому же по крейсеру разлились остатки керосина из баков ракеты, и от этого появился пожар, что тушили около 12 часов. Подготовленный к списанию крейсер не имел на борту ничего древесного, но пожар практически бушевал — горело железо, не смотря на то, что это тяжело себе представить.

За судьбу крейсера боролся целый Черноморский флот. С трудом «Адмирал Нахимов» был спасен и отведен в Севастополь.

Чемпион

КСЩ стал первой в мире ракетой класса «корабль — корабль» корабельного базирования. Ракета не экспортировалась, и исходя из этого ей не удалось учавствовать в локальных войнах. Но на протяжении опробований ею было потоплено намного больше кораблей ВМФ, чем каждый противокорабельной ракетой мира.

Последние пуски ракет КСЩ прошли в 1971 году недалеко от Керчи с ракетного корабля «Неуловимый». Корабль выпустил пять ракет, каковые предполагалось перехватить новейшим ЗРК «Шторм». Ракеты КСЩ летели на высоте около 60 м, и ни одна из них сбита не была.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№14, декабрь 2003).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: