О разных прочтениях заболоцкого

Заболоцкий ушел весьма рано (по окончании двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, различные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих.

Для многих Заболоцкий остается в последовательности поэтов, ангажированных советским официозом, как создатель «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», каковые читались в дни юбилейных торжеств. «Смерть доктора», «Некрасивую девочку» и др. время от времени связывают с сентиментальным примитивом муниципального фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм, на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др.

В серии «Библиотека поэта» (1965) «поэмы и Столбцы» были «запрятаны» во второй половине книги и заявлены данью «формальному экспериментаторству». Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. поэмы и Столбцы: Стихотворения. М., 1989) выяснена им в 1958; она «скрывает» этапы творческого пути.

УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ,

УГОЛОК

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в ветхом скворешнике.О разных прочтениях заболоцкого

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Просыпаются клены от сна,

Чтобы, как бабочки, листья захлопали.

И таковой на полях кавардак,

И такая ручьев околесица,

Что попытайся, покинув чердак,

Сломя голову в рощу не ринуться!

Начинай серенаду, скворец!

Через бубны и литавры истории,

Ты — отечественный первый весенний певец

Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!

Запрокинься головкою розовой,

Разрывая сияние струн

В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,

Да шепнула мне бабочка-странница:

— Кто не редкость весною горласт,

Тот без голоса к лету останется.

А весна хороша, хороша!

Охватило всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восхищениями,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,

Голубые подснежники чествуя,

С утратившим сознанье скворцом

По весенним полям путешествуя.

1946

ЗАВЕЩАНИЕ

В то время, когда на склоне лет иссякнет жизнь моя

И, погасив свечу, снова отправлюсь я

В необозримый мир туманных превращений,

В то время, когда мильоны новых поколений

Наполнят данный мир сверканием чудес

И довершат строение природы, —

Пускай мой бедный прах покроют эти воды,

Пускай приютит меня зеленый данный лес.

Я не погибну, мой дорогой друг. Дыханием цветов

Себя я в нашем мире найду.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и жёсток.

В его громадных страницах я дам приют уму,

Я посредством ветвей собственные взлелею мысли,

Чтобы над тобой они из тьмы лесов повисли

И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,

Я в небе пролечу, как медленная птица,

Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,

Как летний ливень прольюсь, блеща над травой.

Нет в мире ничего красивее бытия.

Безмолвный мрак могил — томление безлюдное.

Я жизнь мою прожил, я не видал спокойствия:

Спокойствия в мире нет. Везде жизнь и я.

Не я появился в мир, в то время, когда из колыбели

Глаза мои в первый раз в мир смотрели, —

Я на земле моей в первый раз мыслить стал,

В то время, когда почуял жизнь мёртвый кристалл,

В то время, когда в первый раз капля дождевая

Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в нашем мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтобы, забрав меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

1947

Просматривая СТИХИ

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, практически не похожий на стих.

Бормотанье ребёнка и сверчка

В совершенстве автор постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность узнаваемая имеется.

Но вероятно ль грезы человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И вероятно ли русское слово

Перевоплотить в щебетанье щегла,

Дабы смысла живая база

Через него раздаться не имела возможности?

Нет! Поэзия ставит преграды

Отечественным выдумкам, потому что она

Не для тех, кто, играясь в шарады,

Надевает колпак волшебника.

Тот, кто судьбой живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Всегда верит в животворящий,

Полный разума русский язык.

1948

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди вторых играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы дистрофичная рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот долог, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы приобрели по велосипеду.

Сейчас мальчики, не спеша к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как собственная,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла дистрофичного

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так быстро все, что для иных мертво!

И не желаю я думать, замечая,

Что будет сутки, в то время, когда она, рыдая,

Заметит с кошмаром, что среди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его чуть ли возможно внезапно!

Мне верить хочется, что чистый данный пламень,

Что в глубине ее горит,

Всю боль собственную один переболит

И перетопит самый тяжёлый камень!

И пускай черты ее плохи,

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее перемещенье.

А вдруг это так, то что имеется красота

И из-за чего ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Либо пламя, мерцающий в сосуде?

1955

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: