Основные недостатки философско-теоретических построений гегеля и маркса

¦ чрезмерное давления теоретической конструкции на область фактических данных, рост которых приводил в несоответствию между фактически историческим изучением и его теоретическим обоснованием.

Гегель: «в случае если факт не укладывается в рамки теории, тем хуже для факта»

¦ европоцентризм. Рационалистическая концепция истории – описание не глобальной истории, а лишь европейской истории. Не учитывает изюминке истории иных народов, континентов и стран (Америка, Африка, Азия).

Концепция мало учитывает и историю европейской периферии (Восточная Европа и особенно – Российская Федерация)[22].

Это выяснило создание и кризис рационализма другой концепции истории.

3. Цивилизационная (культурная)концепция

Термин «цивилизация» [23]употребляется как минимум в четырех главных значениях:

1. «Цивилизация» как последняя стадия социокультурной эволюции, поменявшая стадию варварства, подобно тому, как варварство поменяло стадию дикости (3 стадии развития людской общества: дикость – варварство – цивилизация);

2. «Цивилизация» как духовные гуманистические противовесы, блокирующие негативные, бесчеловечные проявления, свойственные стадии цивилизации (значение 1-е). В этом смысле говорят о «цивилизованном обществе», о «цивилизованном человеке» в отличие от варвара и дикаря;

Основные недостатки философско-теоретических построений гегеля и маркса

3. «Цивилизация» как определенный тип культуры («либо «культурно-исторический тип»), что может характеризоваться как чертами дикости либо чертами цивилизации и варварства (в 1-м значении);Цивилизация – качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той либо другой группы государств, народов на определенном этапе развития.

4. «Цивилизация» как последний агонизирующий этап определенного типа культуры (в этом значении термин «цивилизация» употреблял О. Шпенглер (см. потом), говоря о «закате культуры Запада»). (Самое спорное определение в современной литературе)[24].

Зарождение культурно-исторической концепции исследователи, в большинстве случаев, связывают с теорией «культурно-исторических типов» русского ученого Н.Я. Данилевского (1822-1885 гг.)[25]. Выделяет 10 культурно-исторических типа (один из типов – славянский тип).

Концепция германского философа О. Шпенглера (1880–1936 гг.)[26]. Цивилизация – это определенная последняя стадия развития любой культуры; ее главные показатели: техники и развитие индустрии, литературы и деградация искусства, происхождение огромного скопления людей в мегаполисах, превращение народов в безличные «веса». По теории Шпенглера единой общечеловеческой культуры нет.

Выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Предполагал появление новой русско-сибирской культуры.

Концепция социолога и английского историка А.Тойнби (1889-1975)[27]. Глобальная история является совокупностью историй отдельных необычных и довольно замкнутых цивилизаций. Выделял 13 главных цивилизаций.

В базе современной концепции культурно-исторических типов (цивилизационная концепция) лежит 3-е определение термина «цивилизация».

Сущность концепции: В базу культурно-исторической (цивилизационной) интерпретации истории легла мысль неповторимых, локальных, параллельных историй отдельных «типов культур» (цивилизаций). Историярассматривается как пространство, заполненное самобытными религиозно-локальными цивилизациями и культурными общностями. Любая из них в развитии и своём существовании подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, гибели и упадка.

В современной российской науке громадное влияние имеет теория русского ученого Л.Н. Гумилева (1912-1992)[28].

В базе – теория локальных цивилизаций. В качестве базисной структуры исторического процесса разглядывает этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием фактически этнических, географических, климатических условий судьбы данной общности).

По влиянием пассионардого духа этнос выходит из состояния равновесия с социальной средой и окружающей природой, обретает историческую динамику. Он ведет завоевательные войны, формирует государство и культуру. По мере затухания какое количество энергии, растрачиваемой в исторической деятельности, этнос опять растворяется в природной м социальной среде, делается добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглащаемых ими, довольно часто бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (суперэтноса).

В истории России он выделяет две цивилизации. Первая – Старая Русь, киевско-славянский суперэтнос, существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII- XIII вв., в то время, когда он распался под ударами татаро-монгольских кочевых племен.

Вторая цивилизация – Московско-Петербургская Российская Федерация, великорусский этнос, появившийся в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей, ушедших из Золотой Орды.

Классификация 4: теоретические подходы (концепции, теории) к трактовке истории:

Теологический подход

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: