Период предвозрождения. творчество данте

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) известен в первую очередь как создатель очень способной «Божественной комедии». Эта поэма стала итогом его жизненного пути, и для ее создания Данте пригодились все 4 его опыта: куртуазного влюбленного, писателя, политического деятеля и учёного.

Опыт куртуазного влюбленного запечатлен в «Новой судьбе». Это сложное по жанру произведение, посвященное мистической любви Данте к Беатриче Портинари, которая воспринималась им как живая аллегория Праведности.

Опыт писателя. Данте был в один момент «традиционалистом» и «модернистом». Он принадлежал к поэтам так именуемого «сладостного нового стиля» (итальянский вариант лирики трубадуров) и одновременно с этим замечательно знал и обожал латинскую классику (Вергилия, Стация, Лукана и др.).

Как ученый-философ Данте остался в истории европейской мысли трактатами «Монархия» и «О народном красноречии». Политическая деятельность Данте – самая бурная часть его биографии. Он был фаворитом партии белых гвельфов и некое время занимал один из высших избирательных постов во Флорентийской республике.

По окончании вооруженного мятежа, устроенного в 1302 г. его политическими соперниками, Данте был окончательно изгнан из Флоренции.

Катастрофический результат политической карьеры, отнять у него гражданского полноправия и родины, побудил Данте переосмыслить собственный жизненный путь в контексте законов миропорядка и судеб человечества.Период предвозрождения. творчество данте Для этого он и создал собственную поэму.

Жанровые и композиционные изюминки «Божественной комедии». Привычное нам наименование поэмы в сущности таковым не есть, потому, что складывается из указания на жанр произведения («комедия») и оценочного эпитета, добавленного Боккаччо («Божественная»).

Жанровые изюминки. Три формообразующих жанра: визион, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы визиона и эпической поэмы Данте во многом нарушил.

Композиционные изюминки. Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического знака святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика «Комедии» (терцины); число кантик поэмы – три («Преисподняя», «Чистилище», «Эдем»); в каждой кантике (за исключением первой) – по 33 песни.

Посредством нумерологических знаков Данте стремился придать собственной поэме атрибуты священного текста, потому, что «Комедия», по его плану, должна была оказать влияние на ход всемирный истории, поменять состояние самого автора и человечества. На это показывает и выбранное Данте время путешествия – 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.

Путешествие Данте по трем мирам начинается с Ада.

Происхождение Ада. Он появился по окончании падения свергнутого с неба Люцифера, предводителя восставших против Всевышнего ангелов. Люцифер застрял в недрах Почвы, которая, отодвинувшись от него, образовала огромную воронку.

Правила распределения наказаний в Аду. В XI песни «Ада» Вергилий, ведущий Данте через два из трех миров, растолковывает собственному спутнику устройство преисподней. Из его слов узнается, что Преисподняя устроен «по науке» — в соответствии с «Этикой» Аристотеля, где выделяются три основных людских порока: «несдержанность, злоба и буйное скотство».

Грехи – это проявление пороков в поступках людей.

Грехи несдержанности – самые легкие; они караются в Верхнем Аду (2-5 круги); Остальные – в Нижнем Аду (6-9 круги). Грех, порожденный скотством, карается в 7-ом круге. Порок злобы – самый тяжелый; он наказывается в 8 и 9 кругах.

Структура Ада. Сперва – адские сени, где томятся равнодушные, не сделавшие выбор между добром и злом. В 1-ом кругу наказаний нет: это Лимб, где заключены души праведных язычников, живших до Христа, и младенцев, погибших до Крещения.

С этих душ не снят первородный (родовой) грех, но личных грехов у них нет.

2-й круг – сладострастники, казнимые адским ветром; 3-й круг – чревоугодники, казнимые ледяным ливневым дождем; 4-й круг – расточители и скупцы; 5-й круг – гневные и унылые; 6-й круг – безбожники и еретики в огненных саркофагах; 7-й круг – складывается из трех поясов, соответственно видам насилия: 1-й пояс – насильники над ближним (тираны, убийцы, разбойники), 2-й пояс – самоубийцы; 3-й пояс – насильники над божеством, искусством и естеством (богохульники, извращенцы, ростовщики); 8-й круг – «Злые щели» — место казни обманщиков (лицемеров, льстецов, воров, взяточников, прорицателей, лукавых советчиков и т.д. – всего 10 видов обмана); 9-й круг – предатели (отчизны, родных, друзей, покровителей). В этом круге Данте и Вергилий видят самого Люцифера с тремя безбожниками (Иудой, Кассием и Брутом) в зубах и тут заканчивается путешествие по Аду.

Лекция 16

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: