Площади вне пределов садового кольца

18. «Донская» -ст. метро «Шаболовская»; Свято-Донской монастырь со ветхим и новым кладбищем; сквер у монастыря; улицы Стасовой, Донская, 3-й и 4-й Донской проезды; производственные корпуса предприятий; фрагменты ветхой и современной жилой застройки.

19. «Краснопресненская застава» -ст. метро «Улица 1905 года»; универмаг «Краснопресненский», комбинат газеты «Столичная правда»; проспект со скульптурой И. Шадра «Булыжник – оружие пролетариата»; монумент «В честь Революции 1905-1907 гг.»; улицы Красная Пресня, Пресненский вал, Трехгорный вал, 1905 года, Б. Декабрьская, Звенигородское шоссе; кварталы ветхой и современной застройки; подземный переход; сложный узел и транспортный перекрёсток-развязка.

20. «Рижского вокзала» -ст. метро «Рижская»; большие торговые комплексы; сквер; Рижский вокзал; монумент «Создателям первого спутника Почвы»; церковь Троицы Переяславской слободы; проспект Мира, Крестовский пер., улица Гиляровского; кварталы современной и ветхой застройки; сеть подземных переходов; транспортный узел-развязка с эстакадой ТТК.

21. «Спартаковская» -ст. метро «Бауманская»; театр «Модерн», старообрядческая церковь Покрова Богоматери , палаты Щербакова; улица Бакунинская, переулки Спартаковский, Переведеновский; большие фрагменты кварталов современной и ветхой застройки; сложная транспортная развязка над ТТК в Лефортовском тоннеле.Площади вне пределов садового кольца

22. «Семеновская» — павильон ст. метро «Семеновская»; развлекательный центр «Семеновский», высотное офисное строение «Соколиная гора» и монумент гвардейцу Семеновского полка; кинотеатр «Отчизна», скверы со строением Департамента образования г. Москвы и церковью Воскресения Христова; улицы Щербаковская, Измайловский вал, Б. Семеновская, Измайловское шоссе, Вельяминовская; фрагменты современной жилой и промышленной застройки; сложный транспортный перекресток, узел-развязка.

23. «Андроньевская» -ст. метро «Площадь Ильича»; Спасо-Андроников монастырь, Музей Древнерусской искусства и культуры им. А. Рублева; сквер с монументом А. Рублеву, усадьба Шалина, церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе; улицы Николоямская, Б. Андроньевская, А. Солженицына, Добровольческая, С. Радонежского, Андроньевский проезд; фрагменты исторической застройки; сложная транспортная развязка.

24. «Рогожская застава» -ст. метро «Площадь Ильича», «Римская»; ж/д платформа «Молот и Серп»; сквер с монументом В.И. Ленину; универмаг в формах конструктивизма, часовня «Проща»; улица С. Радонежского, Рогожский вал, Школьная, Рабочая, Интернациональная, шоссе Энтузиастов; кварталы современной и ветхой застройки; транспортный узел-развязка.

25. «Крестьянская застава» -ст. метро «Пролетарская», «Крестьянская застава»; универмаг в формах коструктивизма; сквер со скульптурой Н. Андреева «Рабочий»; кинотеатр «Победа»; улицы Абельмановская, Марксистская, Динамовская, Симоновский вал; фрагменты кварталов современной и ветхой застройки; сложная транспортная развязка.

26. «Автозаводская» -ст. метро «Автозаводская»; проспект с монументом в честь защитников Отечества в 1941-1945 гг.; фрагменты промышленной застройки (автомобильный завод «АМО-ЗИЛ», завод «Динамо»); улицы Автозаводская, Мастеркова, 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды; жилые кварталы современной застройки; транспортный перекресток-развязка.

Библиография

1. История градостроительного мастерства. А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская., М., Стройиздат, 1979., т. 1, 2.

2. Пространство, время, архитектура. З. Гидион., М., Стройиздат, 1977.

3. Очерки истории архитектурных стилей. И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова., М., «Изобразительное мастерство», 1983.

4. История архитектуры. Н.Ф. Гуляницкий., М., Стройиздат, 1984.

5. Художественные базы градостроительства. К. Зитте., М., Стройиздат, 1991.

6. История ландшафтной архитектуры. С.С. Ожегов., М., Стройиздат, 1993.

7. История Градостроительного мастерства. Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров., М., «Архитектура-С», 2009., т. 1, 2.

8. История русской архитектуры. В.И. Пилявский и др., Л., Стройиздат, 1984.

9. История советской архитектуры (1917-1954 гг.). Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.В.

Сергеева., М. Стройиздат, 1985.

10. Современная советская архитектура (1955-1980 гг.). Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, А.В.

Рябушин и др., М., Стройиздат, 1985.

11. История русской архитектуры. Ю.С. Ушаков, Т.А. Славина., СПб., Стройиздат, 1994.

12. Архитектурно-градостроительное развитие Москвы. (АН № 42)., М., РААСН, 1997.

13. Москва (энциклопедия). С.О. Шмидт, М.И. Андреев, В.М. Карев., М., НИ Громадная Русский энциклопедия, 1997.

14. Градостроительство России середины XIX начала XX века. Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина., М., Прогресс-Традиция, 2001.

15. Москва (энциклопедия). Все улицы, площади, проспекты, переулки. М.И. Вострышев., М., Метод-Эксмо, 2009.

16. Градостроительное проектирование. Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. М., Стройиздат, 1989.

17. Ежегодник архитектора. Издательство Академии архитектуры СССР, 1947.

18. Краткий справочник архитектора. Издательство Академии архитектуры СССР, 1951.

19. Архитектурно-пространственная среда как объект зрительного восприятия. Е.Л. Беляева., М., Стройиздат, 1977.

20. Теория композиции в советской архитектуре. Л.И. Кириллова, А.А. Стригалев, С.О.

Хан-Магомедов и др., М., Стройиздат, 1986.

21. Публичные центры. Ю.М. Моисеев, В.Т. Шимко., М., «Верховная школа», 1987.

22. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. Сб. научн. трудов, М., ВНИИТАГ, 1990.

23. Архитектурно-историческая среда. О.И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич., М., Стройиздат, 1990.

24. Архитектурное формирование муниципальный среды. В.Т. Шимко., М., «Верховная школа», 1990.

25. Объемно-пространственная композиция. А.В. Степанов, В.И. Мальгин и др., М., Стройиздат, 1993.

26. Базы дизайна и средовое проектирование. В.Т. Шимко., М., Архитектура-С, 2007.

27. Современная журнальная периодика по архитектуре и градостроительству.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная часть пособия 3

Главные понятия, условия создания,

и размещения площадей 3

Исторические этапы развития, характерные планировочные,

пространственные ответы площадей зарубежом 3

Из истории развития муниципальных площадей в Российской Федерации 9

Современная градостроительная классификация площадей 12

Неприятности современной эксплуатации и состояния

площадей в Москве 13

Возможности развития существующих площадей в Москве 15

Методическая часть пособия 16

Цель проектирования 16

Задачи проектирования 17

Предпроектный анализ 17

Правила проектирования при восстановлении, комплексной реконструкции

исторически сложившихся и создании новых площадей Москвы 18

Вопросы визуального восприятия центральных, исторических площадей

при их комплексной реконструкции и возрождении. 19

Программа-Задание на разработку курсового проекта

«ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» 23

Приложение 1. Ориентировочный список площадей Москвы,

перспективных для их использования и обустройства в качестве

пешеходных публичных пространств 24

Библиография 28

Содержание 29

С.С. развития

«Проблемы площадей и Горин сохранения в Москве»

Площадь есть главным архитектурно-пространственным элементом муниципальный планировочной структуры и среды обитания города. Открытое архитектурно организованное публичное пространство площади, обрамленное неповторимыми либо историческими строениями, зелеными насаждениями, эргономичное и благоустроенное для передвижения и пребывания пешеходов, и дешёвое для транспортных средств, частенько и самый ярко определяет личный, запоминающийся и неповторимый образ любого города, темперамент его функциональной и социальной наполненности.

Площади подразделяются на пешеходные либо публичные (главные, торговые, театральные, мемориальные, соборные, садово-парковые) и транспортные (привокзальные, предзаводские, предстадионные и т.д.).

Первоначально в Москве площади появились на территории Кремля в окружении православных соборов: Соборная, Ивановская и потом Сенатская. В то время, когда город вышел за пределы Кремля, у восточной стенки крепости показалось широкое свободное пространство (предполье), ставшее лишь спустя десятилетия Красной площадью.

Это свободное пространство первоначально появилось в ходе перестройки кремлевской цитадели как плацдарм перед оборонительными стенками, имевший кроме этого противопожарную функцию (по окончании пожаров 1493 г. и 1495 г. царь Иван III указал расчистить от древесных построек пространство около Кремля на 100 сажен). Потом, с освоением этого пространства тут начал собираться несложный люд, вести бойкую и шумную торговлю, обмениваться последними новостями, слушать глашатаев царевых указов, гулять в дни праздничных дней, следить за казнью бунтовщиков и преступников на Лобном месте.

В ходе расширения границ и исторического развития города площади, снова –таки в оборонительных целях, начали формироваться у крепостных ворот Китай-города, Белого и Земляного города , в то время, когда они еще существовали, а после этого и застав, сохраняя время от времени их заглавия (Сретенские и Покровские ворота, Серпуховская заставы и Тверская и пр.) последовательно «цепочкой» формируясь на протяжении направлений «вылетных» магистралей (по Сретенке, Покровке, Арбату, Тверской, Дмитровке, Ордынке и т.д.). Площади образовывались и «кустами» — в кварталов и слобод, на пересечениях улиц, на участках бывших рынков и складов, у больших публичных сооружений, время от времени территориально и композиционно связываясь через озелененные пространства Бульварного кольца, и на перекрестках больших радиальных улиц с Садовым кольцом.

Площади время от времени зарождались и как армейские плацы. Так, изначально, а позже и продолжительное время Театральная площадь не имела сквозного проезда, из-за расположенного посередине громадного огороженного плаца для строевых занятий и военных парадов. Транспортным средствам того времени данный плац приходилось объезжать по всему периметру.

Развитие ЖД транспорта стало причиной появлению нового типа площадей – привокзальных, носящих темперамент рекреационных территорий с соответствующим обслуживанием. Это Комсомольская (Каланчевская) площадь у Ленинградского, Казанского и Ярославского вокзалов, и площади Курского, Белорусского и Павелецкого вокзалов. У последнего на просторной площади до 60-х годов существовал громадной продуктовый (колхозный) рынок, пользовавшийся огромной популярностью у москвичей.

После этого, в связи с развитием автомобильного транспорта и повышением его потоков многие площади стали являться транспортными развязками, неизбежно теряя собственные начальные функции. Так случилось с Трубной площадью, где с середины XIX века до первой четверти XX века велась бойкая торговля птицами, цветами и мелкими животными.

Бурное развитие капитализма в конце XIX века, а потом советская индустриализация со постройкой фабрик и заводов содействовали образованию предзаводских площадей, через каковые громадные веса рабочих стекались к основной проходной на работу, как у завода Михельсона (сейчас Ильича), у АМО-ЗИЛ и др.

По окончании Октябрьской революции 1917 года, перед войной 1941-1945 годов и в послевоенные годы в следствии безжалостной реконструкции центра столицы последовательность площадей, воображавших историческую и культурную сокровище, были по велению власти ликвидированы либо много раз преобразованы – в их число попали Красная, Пушкинская (Страстная), Сухаревская, Триумфальная, Манежная, Тверская, Лубянская, Арбатская, Комсомольская (Каланчевская) и др. Тогда же центральный район города «освободился» от десятков исторических строений и храмов, формировавших, в большинстве случаев, в дореволюционной Москве необычные и неповторимые пространства подходов и площадей к ним по проспектам, скверам, переулкам и улицам.

С 1930-х годов показались и новые типы муниципальных площадей: публичные – у ответственных административных строений, больших спортивных сооружений, рабочих клубов, универмагов;садово-парковые – на территориях муниципальных парков отдыха и культуры.

В середине 50-х годов, с наступлением «хрущевской оттепели» производства и основные мощности были задействованы в массовом жилищном постройке на свободных, окраинных территориях столицы. С этого времени формирование площадей как композиционных благоустроенных пространств и градостроительных узлов людской общения в структуре города фактически закончилось.

В 60-е – 80-е годы функции площади как реализации феномена и места формирования социальной общности жителей существенно сузились,но возросли функции административные в виде застройки обновляемых площадей Бульварного и Садового кольца по большей части широкомасштабными строениями разных ведомств и министерств. хороший пример – застройка пространства Октябрьской площади.

Единичные попытки создания в районах массовой жилой застройки новых площадей как правило не сопровождались успехом. Их размещение в типовой застройке не создавало никакого должного результата. Все ограничивалось экзотически-агитационным заглавием того либо иного перекрестка.

Достаточно упомянуть площади: Викторио Кодовильи (1894-1970 г.г., глава компартии Аргентины) в ВАО; Амилкара Кабрала (1924-1973 г.г., деятель национально-освободительного перемещения Гвинеи-Бисау и островов Зеленого мыса) в ЮВАО; Ле Зуана (1907-1986 г.г., генсек ЦК компартии Вьетнама) в ЮЗАО; Белы Куна (1886-1939 г.г., деятель венгерского и международного коммунистического перемещения) в ВАО и др.

Сейчас XX века и десять лет начала XXI века обстановка с деградацией существующих и формированием новых площадей в Москве не изменилась. Еще сохранившиеся в центре столицы исторические площади стали уродоваться одиозными произведениями «современной столичной архитектуры».

Многие площади центра превратились в транспортные развязки и автопарковки, где уже нет места туристам и пешеходам, ищущим надёжные места для общения и отдыха.Посмотрим на Театральную – она разрублена пополам сквозным проездом, превратившимся в русло шумного транспортного потока, берега которого образуют уже две площади – Театральная и Революции, фактически оторванные друг от друга. Неправильно и аляповато-безвкусно «обустроено» пространство продолжительно пустовавшей Манежной площади.

Печальная участь отведена современной столичной властью историческим и весьма занимательным площадям с чудесным образом сохранившимися кварталами отелей на Бульварном кольце. В постоянных перестройках сперва провалился сквозь землю библиотеки и островок, а позже и сама Тургеневская площадь; захламлена-загорожена массой павильонов-времянок Мясницкая площадь; третий год в разрытом состоянии пребывает Хохловская площадь у Покровского проспекта (тут, при постройке подземной автопарковки обнаружился большой фрагмент стенки Белого города); ожидает собственной предстоящей незавидной судьбы-реконструкции с подземным постройкой и многострадальная Пушкинская площадь.

Очередной ужасный пример – покалеченная Трубная площадь. Тут все не хорошо: весьма неудачно, впритык к главному фасаду памятной колонны «Признательная Российская Федерация воинам правопорядка, погибшим при выполнении служебного долга» организован единственный (?) выход из станции метро «Трубная площадь»; на месте сноса комплекса строений «Парламентского центра» хамски разлегся громадный «остекленевший уродец» с дорогими апартаментами, перекрывший собственными количествами все панорамы и перспективы данной древней части города; что год маячит на кромке Рождественского проспекта недостроенный, но уже обделанный гранитом «навозный жук» какого-либо предприятия общепита, закрывший широкий и красивый вид на историческую застройку центра столицы.

Случаются с площадями и исторические курьезы. В первой половине 90-х годов двадцатого века роль главного страны и общественного пространства Москвы ненадолго перешла от Красной площади к площадке у стенку строения В.С. РФ (позднее Правительства Р.Ф.) – «Белого дома».

Тут проходили митинги, манифестации, встречи с парламентариями и т.п. По окончании провала путча в августе 1991 победы и года «демократических сил» это пространство официально взяло громкое наименование «Площадь Свободной России».

Но внутреняя политическая ситуация скоро изменилась — «площадь и» Белый дом у его стен превратились в плацдарм сил оппозиции. По окончании разгрома оппозиции в октябре 1993 года общественная функция и митинговая активность данной площади снизились. Сейчас «Площадь Свободной России» стала пустынной режимной территорией, большинство которой была за неприступной оградой, а вторая превратилась в стоянку служебных машин.

Неприятной иронией выглядит установленный на остатках «Площади Свободной России» монумент реформатору и государственному деятелю П.А. Столыпину (1862-1911 г.г.), для которого само эта идиома звучало как призыв и крамола к революции.

Отвратительные примеры – фактическая ликвидация площадей у Савеловского, Рижского, Курского и Киевского вокзалов. Радикальные трансформации смогут претерпеть в ходе «обновления» и другие площади: Триумфальная, Громадная и Малая Сухаревские на Садовом кольце; Тверской заставы (Белорусского вокзала), Павелецкого вокзала и др. Так, в следствии ответа лишь исторического беспамятства и транспортных проблем может бесследно провалиться сквозь землю множество увлекательных, значимых мест столицы.

Кроме того Красную площадь не миновала будущее необычных противоречивых реминисценций и трансформаций современности. Лишь с недавних пор это основное, заповедное место нашей страны стало закрытым для повседневного сквозного проезда личного и публичного транспорта.

Всевозможные изменения пространства Красной площади много раз опробывались отечественными мастерами по жажде-указанию начальников СССР как в натуре, так и в целом последовательности конкурсов до и по окончании ВОВ 1941-1945 г.г. Последняя изменение Красной площади в первой половине 90-х годов двадцатого века включала воссоздание снесенных в 1930-е годы Казанского собора и Иверских ворот, мешавших тогда прохождению бронетанковой техники на протяжении проведения армейских парадов. Сейчас опять, по окончании перерыва в 1995 году, армейские парады с крупногабаритной военной техникой проводятся каждый год и во все возрастающем масштабе.

на данный момент на Красной площади не только расположен некрополь с мавзолеем, проводятся армейские парады, отмечаются очень государственные праздники и торжественные даты, но и осуществляются самые разные культурно-развлекательные мероприятия: проведение симфонических и рок концертов, устройство ледовых хоккейных матчей и катков, празднование Дня основания города и поклонение известному футбольному кубку УЕФА.

Но, эти торжественные, развлекательные шоу, все чаще покупают парадоксальный темперамент из-за настойчивого жажды их горе-устроителей отгородиться огромными временными конструкциями пропагандистских щитов, трибун, декораций и пр. от великолепия древних исторических монументов, окружающих и создающих образ данной самой площади.

Страно, но в Москве, в большинстве случаев (!?!), отсутствуют кроме того благоустроенные площади, площадки, пешеходные пространства перед театрами, коих в столице больше двух сотен. Многие десятилетия зрители вынуждены планировать-толпиться у основных входов в эти храмы мастерства на узких тротуарах а также проезжей части магистралей и улиц. Примеров для того чтобы рода множество: музыкальный театр им. К.С.

Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театр «Столичная Оперетта», театры им.

А.С. Пушкина, М.Н. Ермоловой, К.С. Станиславского, В.В.

Маяковского, театры «Ленком», «Юного Зрителя» и «Сатиры», два театра на Таганке и др. Кроме того выстроенные совсем сравнительно не так давно центры и театральные здания не имеют более-менее свободную площадку перед главным входом (театры А. Калягина, А. Васильева, театральный центр В. Мейерхольда и др.).

Лишь отдельные строения театров могут похвалиться наличием так или иначе благоустроенного пространства у центрального, парадного входа. Это Театр им. Моссовета в саду «Аквариум», театры «Эрмитаж», «Новая» Опера «и Сфера» в саду «Эрмитаж», МХАТ им.

А.М. Горького на Тверском проспекте, и театры им. Е.Б. Вахтангова на пешеходном Арбате и МХТ им. А.П.

Чехова в Камергерском переулке.

Касаясь ситуации с площадями в новых «спальных» районах, то они с определенного времени в том месте по большому счету не создавались и не обустраивались, не смотря на то, что в полной мере имели возможность бы стать публично-культурными центрами местного либо городского значения, благоустроенными местами для культурного отдыха и общения обитателей.

Такое явное пренебрежение одним из самых наиболее значимых элементов муниципальный градостроительной структуры сказалось на ликвидации должной комфортности судьбы местных жителей, на их негативном отношении к районам собственного проживания, которым в подавляющем большинстве недостает именно публичной, культурной составляющей и занимательных планировочных и пространственных ответов пространства площадей.

Пустующее пространство кольцевой площади-развязки транспортного перемещения в жилом районе «Марьинский парк» — броское подтверждение безразличия отечественной власти к обитателям данной территории. Из-за чего до сих пор не удалось полноценно функционально, планировочно, пространственно, архитектурно, весьма интересно и уникально решить застройку, озеленение и благоустройство данной громадной пустующей территории остается непонятным.

Так как, согласно точки зрения обитателей, пребывать, как вне, так и в для того чтобы огромного пустыря-транспортной развязки в самом центре многонаселенного жилого района весьма неуютно, не очень приятно а также небезопасно для жизни. Полное творческое бессилие и явная профнепригодность государственныхы служащих, архитекторов и градостроителей тут налицо.

Результаты столичной практики сохранения существующих и формирования новых площадей, демонстрирующие очевидно негативные моменты, много раз отмечены в особой литературе, в разных средствах массовой информации и заключаются в неприспособленности территорий:

— и следующих факторах ликвидации фактически всех существующих площадей для пешеходов и их массовых действий разного назначения, благодаря организации в том месте автопарковок, развязок и транспортных перекрёстков;

— потере цельности пространства и пространственной чёткости площади как главного элемента структуры столичного центра, срединной территории города, его периферии и всего города в целом;

— отсутствии единого градостроительного и архитектурного плана обновления либо создания муниципальный площади благодаря взаимно неувязанного, «штучного», строительства зданий и пообъектного метода проектирования и сооружений, среди них и транспортного назначения, формирующих ее пространство;

— функциональной нерациональности в подборе больших, социально значимых объектов, формирующих содержательное наполнение пространства той либо другой площади;

— отсутствии целостности ансамбля и архитектурного единства площади, довольно часто сводящимся к чересчур типизированным, обезличенным, или неестественным формам отечественной строительной индустрии и современной архитектуры;

— ликвидации доброй людской масштабности пространства при обновлении существующих и создании новых площадей в следствии резкого повышения этажности окружающей расширения и застройки транспортных магистралей;

— тяжёлой либо кроме того неосуществимой преодолимости для пешеходов транспортных магистралей, охватывающих множество площадейи достигающих большой ширины в обстановках транспортных развязок и перекрёстков;

— только громадной загазованности и транспортном шуме, противоречащих требованиям психологического комфорта и экологии находящихся на площади пешеходов;

— недостаточности микроклиматического комфорта, озеленения и благоустройства площадей в следствии рвения максимально раскрыть-перекрыть эти публичные пространства для организации перемещения громадных транспортных потоков;

— очень низком качестве архитектурно-художественных ответов по обновлению существующих и созданию новых площадей из-за отсутствия либо слабости смыслового содержания, и низкого уровня дизайнерского оформления.

Разумеется, зодчие и московские власти подзабыли, что публичную, социальную значимость пространственного ответа площади определяют три позиции:

— возможность реализации тех либо иных массовых мероприятий либо действий (митингов, шествий, манифестаций, прогулок, народных гуляний и т.п.);

— рекреационная функция пространства площади по отношению к формирующим ее публичным объектам и прилегающим районам (у административных и публичных сооружений, театров, концертных комнат, музеев, храмов и т.д.);

— эстетическая, эмоциональная функция, находящая выражение во всех элементах, формирующих и организующих архитектурно-пространственную среду площади (перепады уровней, пандусы, лестницы, монументы, монументы, скульптуры, малые архитектурные формы, фонтаны, газоны, цветники, озеленение, освещение, мощение и т.п.).

Степень развития указанных публичных функций и полнота их архитектурной реализации, разумеется, и характеризуют социальную освоенность пространства площади.

И все же, не обращая внимания на смену начальных функций и разную изменение открытых пространств многие столичные площади до тех пор пока еще остаются одними из самых устойчивых структурных, планировочных элементов муниципальный среды. Наряду с этим крайне важно, дабы исторически сложившиеся и относительно новые площади в современном контексте развития столицы не утратили совсем собственные изначальные функции и вместе с ними собственную основную задачу – создание организованного публичного пространства.

На данный момент в существующей линии Москвы насчитывается более 120 площадей, из которых:

— 32 площади — в центре города, включая участки, находящиеся конкретно в структуре Бульварного кольца (площади в Кремля, около Кремлевской стенки, около Китай-города, на Бульварном кольце);14 площадей — между Бульварным кольцом и внутренней стороной Садового кольца;40 площадей – на Садовом кольце, и между внешней стороной Садового кольца и Третьим транспортным Кольцом (ТТК);36 площадей — за пределами ТТК.

Так, из общего количества столичных площадей 86 объектов (70,5%) находятся в пределах ТТК и, в большинстве случаев, имеют древние, исторические корни.

Тут находится 35 исторических площадей –сохранившихся публичных пространств, расположенных, в большинстве случаев, в территориях исторических ансамблей и не претерпевших кардинальных планировочных и изменений структуры за последние 50 лет. Это Соборная, Ивановская, Сенатская площади на территории Кремля, площади Красная, Театральная и Биржевая, площади Ильинских, Пречистенских ворот и др.

44 площади возможно отнести к реконструированным –как претерпевшим большие трансформации в собственной внутренней планировочной структуре, поменявшим собственные характеристики и первоначальные габариты, но сохранившим главные черты площади. Это Пушкинская, Манежная, Революции, Лубянская, Трубная, Триумфальная, Кудринская, Зубовская и др.

Последовательность объектов являют собой уже потерянные для города пространства площадей. Это площади Ветхая и Новая, Смоленская, площади у Курского, Киевского, Рижского и Савеловского вокзалов, Крымская, Самотечная и др. Подобная участь не так долго осталось ждать может постигнуть и другие ветхие площади: по Бульварному кольцу — Тургеневскую, Мясницкую и Хохловскую, а по Садовому кольцу – Триумфальную и площадь Павелецкого вокзала.

К тому же, еще сохранились ветхие столичные площади, каковые и по сей день выглядят в полной мере привлекательно и более-менее полноценно делают собственные публичные и транспортные функции. Это Театральная, Пушкинская площади и Тверская, Кудринская площадь, площади Ильинских и Никитских ворот, и ряд других.

Обобщая совершённые столичными учеными изучения, направляться заявить, что самые проблемными были исторические площади центра, расположенные на перекрестках радиальных и кольцевых магистралей столицы и реконструированные начиная с первой половины XX века. Не смотря на то, что кое-какие из них еще сохранили единое открытое пространство, но в целом уже обнаружилась а также реализовалась тревожная тенденция минимизации их социальных, публичных и культурных функций.

По собственной человеческому восприятию и планировочной структуре площади центра Москвы стали мало чем различаться от транспортных развязок либо автопарковок. Их изначально единые планировочные решения и пространства стали распадаться на более небольшие куски, функционально соответствующие различным типам площадей. Примером могут служить такие площади как: Театральная и Революции, Лермонтовская и Красные ворота, Тургеневская и Мясницкая, Громадная и Малая Сухаревские.

На сегодня в Москве выделено четыре главных вида площадей:

— «пешеходная» — без какого-либо перемещения транспорта, и, в большинстве случаев, несущая в себе культурно-историческую функцию. Это Соборная, Ивановская и Сенатская площади в Кремле, Красная площадь. Они должны остаться неприкосновенными как самые древние;

— «убежище» — без транзита транспорта, с углубленным в квартал застройки пространством в виде благоустроенного, озелененного «кармана» для отдыха пешеходов. Это площади: Театральная, Пушкинская, Славянская, Кудринская, Болотная. Эти площади должны быть сохранены и развиты за счет грамотного обновления окружающей застройки;

— «перекресток» — организованное для перемещения потоков пешеходов и транспорта пространство, с некоторым наличием благоустроенных островков безопасности и зелени. Это площади Триумфальная, Самотечная, Громадная и Малая Сухаревские и др. Такие площади должны быть переведены в площадь-«убежище» за счет умело совершённых работ по обновлению окружающей застройки, озеленению и комплексному благоустройству;

— «транспортная развязка» — вся структура площади подчинена лишь перемещению транспорта, при практическом отсутствии приемлемого наземного пешеходного перемещения. Это площадь Тверской заставы, Лубянская, Смоленская, Таганская, Спартаковская. Эти площади должны преобразоваться в площадь-«перекресток» либо площадь-«убежище» за счет выбора верного варианта организации перемещения транспорта, и грамотного обновления либо реконструкции пространства окружающей застройки.

В соответствии с изучениям, совершённым учеными, одной из главных проблемных задач сохранения-восстановления исторически сложившихся и современных площадей в социально-экономических условиях развития Москвы, есть их комплексная реконструкция с учетом нового пространственного ответа внешней среды. Тут принципиально важно гармоничное наполнение этих еще сохранившихся открытых пространств градостроительно и архитектурно организованными социально направленными публичными и культурными функциями в виде тех либо иных публичных сооружений, их комплексов и сооружений, заполненных разносторонней городской и живой судьбой.

Тут смогут быть предложены следующие правила комплексной реконструкции исторически сложившихся, современных, и создания новых площадей Москвы:

— формирование пространства площади при помощи восстановления либо создания средовой определенности, с опорой на историзм, ветхие либо новые традиции;

— возвращение, реструкуризация либо создание движения и пешеходного пространства в пределах установленных границ существующей либо новой площади;

— создание видовых пешеходных площадок для восстановления либо создания целостного зрительного окружающей пространства застройки и восприятия площади;

— увеличение экологического и эстетического качества пространства ветхой либо новой площади средствами ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства;

— восстановление либо создание пешеходных функций «площади-убежища» с применением подземного пространства в основном для транспортных целей;

— введение твёрдых ограничений по высоте для новых построек как при регенерации градостроительной ткани сложившихся, так и при создании новых пространств площадей;

— воссоздание ансамблевости застройки площадей, как методом реконструкции существующих, так и возведения новых объектов, сомасштабных окружающей застройке;

— управление принципом функционального применения объектов при выборе соответствующих приемов реконструкции либо создания пространства площади в городе;

— понижение шума и уровня загазованности на площадях от транспортных потоков;

— вывод с территории исторических и новых площадей всех указателей и рекламных конструкций, диссонирующих с культурным и художественным образом места;

— создание архитектурно-стиля и художественного образа каждой площади, как при проведении ее комплексной реконструкции, так и при ее новом создании;

— формирование единой совокупности средств архитектурного дизайна, соответствующей либо подчеркивающей как исторический, так и современный темперамент окружения площади.

Кроме того в случаях, в то время, когда исторический вид площади потерян либо не прослеживается, он бывает воссоздан на базе сохранившейся застройки, а для новых площадей создан с учетом современной истории места. Быть может, данный способ разрешит осознанно вырабатывать вид каждой конкретной площади. К неповторимому пространству площади направляться доходить как к необычной архитектурной форме, требующей особенного творческого осмысления дифференцированной связи всех составляющих ее элементов и частей: окружающей застройки и функциональных объектов, монументов, монументов, фонтанов, малых архитектурных элементов и форм благоустройства, озеленения, мощения и др.

В каждом новом Генплане развития Москвы неизменно продекларированы меры по сохранению, реконструкции существующих и воссозданию потерянных исторических площадей, и созданию публичных пространств в новых районах. Но на деле у наших зодчих и власти все это получается далеко не так, а время от времени и совсем напротив.

Вся надежда на творческий потенциал МАРХИ, где, по инициативе кафедры «Архитектура публичных сооружений», подготовлены учебно-Программа и методические материалы-Задание на разработку студентами 1-го курса магистратуры ф-та ЖОЗ комплексного курсового проекта по теме «Площадь города».

В.В. Ауров, С.С. Горин.

Круглый стол Подходы к редевелопменту районов ветхой жилой застройки российских городов


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: