Последний бой красного барона

Герои войны


Манфред фон Рихтгофен (www.wikipedia.org)

Артур Рой Браун (www.wikipedia.org)

Риттмайстер (ротмистр) Манфред фон Рихтгофен – известный Красный Барон, лучший ас и, несомненно, самый узнаваемый летчик Первой Мировой. С лета 1917 года он руководил 1-й истребительной эскадрой (JG I), больше известной как «Цирк Рихтгофена», и погиб в боевом вылете 21 апреля 1918 года. Кто же сбил Красного Барона?

21 апреля в 10:30 утра с аэропорта Капи взлетели «Фоккеры»-трипланы истребительной эскадрильи Jasta 11 – всего 10 автомобилей в двух звеньях, одно из которых повел сам Рихтгофен. Над Соммой они встретили «Альбатросы» из Jasta 5 (численность малоизвестна, но вряд ли более десятка автомобилей), а иначе фронта В том же направлении подошли три пятерки «Кэмелов» из 209 Sqn RAF. Помимо этого, в этом районе пребывало еще пара германских разведчиков и пара R.E.8 из 3 Sqn AFC.

В долгом, но не особенно результативном для обеих сторон бою участвовали все вышеперечисленные самолеты. Спустя полчаса маневров и стрельбы соперники разошлись и возвратились на собственные базы. Время шло, все «Фоккеры» друг за другом приземлились, но красный самолет на аэропорт так и не возвратился.

По окончании опроса и разбора полётов передовых артиллерийских наблюдателей было обнаружено, что ротмистр погнался за одним либо двумя «Кэмелами», сумел одного из них сбить, но после этого совершил вынужденную посадку, предположительно из-за отказа двигателя либо повреждений от огня с почвы.Последний бой красного барона Немцы сделали вывод, что Рихтгофен попал в плен, и были так в этом уверены, что в то время, когда два дня спустя до них дошло известие о совершённых союзниками похоронах летчика, они высказали предположение, что барона по окончании приземления, отомстив за смерть множества английских пилотов. Но скоро эта версия благополучно забылась, и самая вероятной стали считать смерть начальника JG I от зенитного (пулеметного) огня.

Союзникам также было небезынтересно знать, кто же сбил германского аса. Они кроме того совершили маленькое расследование, пускай и без лишнего фанатизма (вскрытие тела, к примеру, делать не стали, ограничившись поверхностным осмотром). По его итогам победителем был признан начальник флайта «A» 209-й эскадрильи капитан Артур Рой Браун, для которого данный успех стал десятым и последним.

У некоторых участников рабочей группы имелось «особенное вывод», но оно было проигнорировано, не в последнюю очередь из политических мыслей: германского аса обязан сбивать английский летчик- истребитель, а не безвестный пулеметчик с почвы.

Капитан Браун перед собственным «Кэмелом» с серийным No B7270, на котором он принимал участие в сражении 21 апреля

За прошедшие десятилетия историки собрали всю вероятную данные о событиях того дня. «Кэмелы» 209-й эскадрильи вступили в бой в 10:45 (германское время на час больше). Один из новичков, 2-й лейтенант Уилфред Мэй, нарушил приказ «держаться в стороне от драки» и отправился в наступление. Он обстрелял сперва один «Фоккер», после этого второй, по окончании чего с отказавшим оружием был в центре схватки.

Отыскав в памяти второе указание: «уходить на запад при опасности», Мэй так и поступил, но попался на глаза Рихтгофену.

«Фоккер» Dr.I с серийным No Dr425/17, на котором Рихтгофен ушел в собственный последний полет

В то время, когда рядом с «Кэмелом» прошли автострады очередей, англичанин обернулся и в кошмаре заметил за собой красный триплан. Позднее Уилфред вспоминал, что спасся только благодаря собственному неумению летать: он непоследовательно трудился рулями, и маневры автомобили были непредсказуемы как для него самого, так и для соперника. На протяжении боя оба самолета на малой высоте уходили на северо-запад.

Капитан Браун пришел на помощь ведомому. Переведя самолет в пикирование, он скоро догнал неприятеля, но из-за через чур высокой скорости, дабы избежать столкновения, должен был уйти вверх по окончании маленькой очереди. Затем Рихтгофен еще не меньше полутора километров (40 секунд) преследовал Мэя, ведяпламя.

После этого «Фоккер» начал разворот с комплектом высоты, но, утратив скорость, упал на крыло и врезался в землю около пикардийской деревушки Во-сюр-Сомм.

В промежутке между падением и атакой Брауна красный триплан обстреливали три зенитных пулемета. Сперва пламя по нему вел «Виккерс» сержанта Седрика Попкина из 24-й австралийской пулеметной роты, после этого аэроплан попал в зону действенного огня двух «Льюисов», закрывавших 53-ю батарею 14-го австралийского полка полевой артиллерии (пулеметчики – рядовые Роберт Бьюи и Уильям Эванс).

У места падения германского самолета была сходу выставлена охрана, но чуть стало известно имя погибшего летчика, машину практически растерзали охотники за сувенирами. Тело аса осматривали как минимум три раза, и все доктора сошлись на том, что Рихтгофена поразила единственная пуля, выпущенная сзади-сбоку и прошедшая навылет.

Обломки «Фоккера» Рихтгофена на аэропорте 3-й эскадрильи Австралийского Воздушного Корпуса в Бертангле (http://www.awm.gov.au)

По размещению входного и выходного отверстий возможно было примерно установить угол попадания пули: 37° позади и 12° снизу (за начало отсчета принята прямая, проходящая справа налево в горизонтальной плоскости). В зависимости от того, сидел ли летчик прямо либо оглядывался назад, прижался к спинке сиденья либо согнулся вперед, выстрел мог быть сделан в секторе от 11° вперед до 58° назад и от 12° вниз до горизонта. Оказалось, что роковая пуля имела возможность прилететь как с почвы, так и с воздуха.

Действительно, в случае если пуля срикошетила от кости, то все эти расчеты теряют суть.

«Кэмел» Артура Брауна и «Фоккер» Манфреда фон Рихтгофена (рисунок Михаила Быкова)

В Канаде в музее хранится пилотское сиденье, снятое, как полагают, с самолета Рихтгофена. На нем отсутствуют какие-либо отверстия, за исключением крепежных. Если оно вправду с красного триплана, то возможно сделать вывод не в пользу Брауна: он стрелял вдогон, соответственно, в спинке сиденья должна быть пробоина.

На данный момент большая часть историков склоняется к тому, что самый результативный летчик-истребитель Первой Мировой был сбит огнем с почвы.

Вечером 22 апреля Манфреда фон Рихтгофена со всеми воинскими почестями похоронили на кладбище города Бертангль, в 7 км к северу от Амьена. Английская пресса опубликовала некролог:

«Манфред фон Рихтгофен мертв. Он был храбрецом, настоящим и аристократом бойцом. Пускай он покоится с миром».

!Der Rote Baron! (Красный Барон)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: