Правила трулльского собора

V и VI Вселенские Соборы занимались только догматическими вопросами, и дисциплинарных правил не с далека. Но через десятилетие по окончании VI Мирового Собора, 1 сентября 691 г., по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 Отцов во главе с Патриархами Константинопольским, Александрийским, Анти-охийским. Иерусалимским и легатом Римского папы.

Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 г., и посвятил собственные деяния церковно-дисциплинарным вопросам.

102 канона этого Собора, именуемого Пято-Шестым, в Православной Церкви имеют авторитет правил Мирового Собора. Легат папы епископ Гортинский Василий подписался под актами Собора. В то время, когда на VII Мировом Соборе правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны VI Вселенского, римские легаты не возражали.

Отец Адриан I в послании к Константинопольскому Патриарху Тарасию выразил признание этих канонов.

В средневековую эру отец Иннокентий III упоминает 82 правило Трулльского Собора как канон VI Мирового Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в хороший канонический сборник Католической Церкви — Декрет Грациана.

Но в новое время католические канонисты и патрологи (Гергенретер, Гефеле, Питра) стали отвергать вселенский авторитет этих правил.Правила трулльского собора Гефеле в собственной Истории Соборов писал, что только по неточности латиняне также время от времени приписывали каноны этого собора VI Мировому Собору [1].

Обстоятельство аналогичного скепсиса относительно правил Трулльского собора содержится, само собой разумеется, не в мнимой исторической неточности, — история происхождения этих правил была прекрасно известна в древности, — а в том, что последовательность канонов Трулльского Собора направлен против практики Римской Церкви. В 13 правиле осуждается необходимый целибат для пресвитеров и диаконов, в 55 — пост в субботу, в 73 — начертание креста на земле, попираемое ногами.

Трулльский Собор суммирует правотворчество Церкви эры Мировых Соборов. В собственном 2 правиле он перечисляет каноны, принятые на Вселенских и поместных Соборах, и правила Святых Отцов. На первое место в списке канонов поставлены нам преданные именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил.

1. Hefele. Conciliengeschichte. Bd. 111. S. 382. ^

II Никейский Собор

Данный Собор был созван императрицей Ириной в 787 г. и заседал под руководством Константинопольского Патриарха Тарасия. Вальсамон писал о нем: Святый и Вселенский VI Собор был в 6296 г., индикта 11, в царствование матери и Константина его Ирины (а данный Константин был сын Льва, сына Копронимова), в то время, когда 367 Святых Отцов собрались во второй раз в Никее Вифинской против иконоборцев либо клеветников на христианство. Он постановил покланяться и благоговейно лобызать иконные изображения [1].

Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в собственной базе канонический кодекс 22 правилами. Западная Церковь приняла их только в конце IX века, в то время, когда они вместе с деяниями Собора были переведены на латинский язык библиотекарем папы Иоанна VIII Анастасием.

1. Правила святых Апостол… Вып. 2. С. 299. ^

Правила Поместных Соборов

Два Поместных Собора, чьи правила вошли в канонический кодекс Православной Церкви, состоялись до I Мирового Собора. Первый из них, Анкирский, был созван между Пасхой и Пятидесятницей 314 г. в главном городе Галатийской провинции. Зонара писал о нем: На сем Соборе собрались Священные Отцы, среди коих первенствующим был Виталий, епископ Антиохии сирийской, Агриколай, епископ Кесарии Каппадокийской, и мученик Василий, епископ Амасийский.

На протяжении преследования против христиан, в то время, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, позже кое-какие из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, появился вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и об них-то Собор этот изложил правила [1].

Как вычисляет епископ Петр Л’Юилье, к 19 правилам, принятым в Анкире, в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов, именуемых правилами Анкирского Собора, — правила 20-25, каковые были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской, прошедшем в том же 314 г. Сведения о Кесарийском его правилах и Соборе сохранились в древних латинских, сирийских и армянских исходниках.

Объединению правил этих двух Соборов содействовала как хронологическая близость Соборов, так и географическое соседство Анкиры и Кесарии, и да и то событие, что из двадцати Отцов Кесарийского Собора пятеро приняло участие в деяниях Анкирского Собора [2].

По словам Зонары, Собор, прошедший в Неокесарии, что в Понтийской области, имеется вторый по окончании Анкирского, но древнее других и самого Первого Мирового Собора, бывшего в Никее. Собравшиеся на нем Святые Отцы, в числе коих был и святой мученик Василий, епископ Амасийский, изрекли для церковного устроения правила… [3].

На Неокесарийском Соборе председательствовал Виталий Антиохийский, а потому, что он умер в 319 г., данный Собор имел возможность состояться не позднее 319 г. Неокесарийскому Собору принадлежат пятнадцать канонов.

Гангрский Собор прошёл в середине IV века; около 340 г., как вычисляет епископ Никодим (Милаш) [4], в 343 г., согласно точки зрения епископа Петра Л’Юилье [5], между 362-370 гг., по датировке доктора наук А.С. Павлова [6].

О деяниях указанного Собора Зонара писал: Собор, бывший в Гангре, Пафлагонийской митрополии, был по окончании I Никейского Собора против Евстафия и единомышленных с ним, каковые, возводя клевету на брак , говорили, что никому из пребывающих в браке нет надежды на спасение у Всевышнего… Они заповедовали кроме этого поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в Церкви, отвергали, гнушались мясом, и в зданиях женатых людей не желали ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и ненавидели как нечистые те места, в которых пребывали мученические останки, и осуждали тех, каковые имели деньги и не отдавали их, как словно бы бы спасение было для них безнадежно. Итак, против них-то Священные Отцы, собравшись, изложили помещенные правила, из-за чего и прилагали к каждому правилу анафему… [7]. Этих правил, изреченных против евстафиан Гангрским Собором — 21.

За ними в каноническом сборнике следуют 25 правил Антиохийского Собора. Традиционно, начиная с V века, эти правила приписывались Собору на модернизацию, прошедшему в 341 г. по случаю освящения новой Золотой церкви в Антиохии под руководством Антиохийского епископа Плакета. Но названный Собор, осудивший св.

Афанасия, имел полуарианское направление.

Установление принадлежности ему правил, общепринятых в Церкви, воображало бы тяжёлую экклезиологическую проблему. Но, как вычисляет епископ Петр Л’Юилье, в конечном итоге эти двадцать пять канонов принадлежат Антиохийскому Собору 330 г. [8]

В наши дни на принадлежности указанных правил полуарианскому Собору на модернизацию настаивает католический канонист П.П. Жоанну. По его убеждению, 4, 12 и 15 правила Антиохийского Собора составлены против Афанасия, чтобы исключить возможность апелляции в Рим с его стороны [9].

Близость многих канонов Правил Святых и Антиохийского Собора Апостолов по содержанию дает предлог практически всем западных ученых и некоторым русским церковным историкам и канонистам обнаружить источник Апостольских правил в канонах Антиохийского Собора. В это же время сравнительный анализ текстов подобных по содержанию канонов обосновывает, что Апостольские правила относятся к более старой эре.

Рим сначала отвергал каноны Антиохийского Собора, но со временем его отношение к ним изменилось. В 534 г. отец Иоанн II в послании Кесарию Арелатскому ссылался на 4-е и 15 правила Антиохийского Собора.

По окончании правил Антиохийского Собора в каноническом кодексе помещены 60 правил Лаодикийского Собора. О них епископ Петр Л’Юилье пишет: Не приходится сомневаться в том, что некоторый Собор вправду заседал в этом городе, потому что Феодорит говорит о Соборе в Лаодикии в связи с вопросом о почитании ангелов. Этот вопрос затрагивается в правиле 35.

Это собрание, по всей видимости, произошло во второй половине IV века. На такую идея наводит картина неспециализированного состояния церковной дисциплины, отыскавшая отражение в канонах. без сомнений, тут мы имеем дело с компиляцией.

По первым словам канонов возможно разграничить два последовательности правил: первые 19 начинаются формулой ???? ??? другие же ??? ?? ??? (прав. 20-45 и 49-59), или словами ??? ??? (прав. 46-48).

Имеется и дублеты, как к примеру, правила 10 и 31; 9 и 34… Во втором последовательности правил необходимо отметить громадное сходство между правилами 22 и 43; это итог сложного напластования.

Многие правила сформулированы только лаконичным образом. Все эти сведенья заставляют высказать предположение, что перед нами краткое изложение фригийского церковного законодательства по состоянию на вторую половину IV века [10].

Константинопольский Собор 394 г., в деяниях которого принимали участие епископы Константинопольский Нектарий, Антиохийский Флавиан и Александрийский Феофил и еще 17 архиереев, издал распоряжение о том, что для низложения епископа не хватает суда двух либо трех епископов, а требуется решение суда собора многих либо всех епископов области. Это распоряжение вошло в канонический корпус.

С именем Патриарха Фотия связано три Константинопольских века и Собора: 861, 869 и 879 гг. Первый из них, Двукратный, прошедший в храме св. Апостолов в присутствии императора Михаила III, епископов и папских 318 легатов, утвердил избрание Фотия на низложение и Патриаршую кафедру св. Игнатия.

Собор 869 г. по требованию папы наложить вето на исполнение постановления прошлого Собора и заявил о низложении св. Фотия и восстановлении на столичной кафедре Игнатия.

Константинопольский Собор 879 г. был созван в храме св. Софии. Он проходил под руководством восстановленного в Патриаршем преимуществе св. Фотия уже по окончании смерти св.

Игнатия.

В Соборе приняло участие 383 Отца Восточной и Западной Церкви. Собор вернул прерванное общение между Восточной и Западной Церквами.

Любой из этих Соборов издавал каноны. Церковь признает Собор 869 г. за VIII Вселенский. Наоборот, Православная Церковь придает каноническое значение только правилам Двукратного Собора и Собора в храме св.

Софии, отвергая собор 869 г. Кое-какие же церковные историки и православные богословы, в частности епископ Брюссельский Василий (Кривошеин), приравнивает Константинопольский Собор 879 г. к Мировым Соборам [11]. Двукратный Собор издал 17, а Собор в храме св. Софии — 3 правила.

1. Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. L М., 1912. С. 5. ^

2. См: Петр (Л’Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 419-420. ^

3. Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. С. 58. ^

4. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 100. ^

5. См: Петр (Л’Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 421. ^

6. Павлов А.С. Указ. соч. С. 52. ^

7. Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. С. 84. ^

8. См: Петр (Л’Юилъе), епископ Нью-Йоркский. Указ. соч. С. 422. ^

9. P. P. Joannou. Pape, concile et patriarches dans la tradition canonique yuisqu’au IX siecle. Roma, 1962. P. 100-101. ^

10. Петр (Л’Юилъе), епископ Нью-йоркский. Указ. соч. С. 422. ^

11. См: Богословские труды. Сборник 4. М. 1968. С. 12-13. ^

Правила Святых Отцов

Кроме канонов Святых Отцов доникейской эры, в канонический свод вошли правила еще 9 Отцов, упомянутых во 2 правиле Трулльского Собора: свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, и Феофила и Тимофея Александрийских и Каноническое послание св. Тарасия Константинопольского, жившего уже по окончании Трулльского Собора.

Св. Афанасий Великий (†372 г.), борец за Никейскую веру, названный отцом Православия, создатель многих догматических, апологетических и полемических творений. В канонический свод вошли три его послания: к Аммуну монаху о нечайно осквернившихся (356 г.), к епископу Руфиниану о присоединении к Церкви отпавших ранее в ереси (370 г.) и Послание о праздниках (367 г.), в котором дается список Священных книг.

Особенную важность для церковного права имеют правила св. Василия Великого (†379 г.) Св. Василий вырос в христианской семье, образование взял в Афинах. По окончании паломничества по монастырям Египта, Сирии, Палестины и Месопотамии святой уединился совместно со своим другом св.

Григорием Назианзином в пустынном месте, откуда в 370 г. призван на епископское служение в Кесарию Каппадокийскую. Св.

Василий возглавил православных епископов Понтийского диоцеза и всего Востока в борьбе против арианской и полуарианской ересей. Догматические творения Василия Великого, как и творения свв. Григория и Афанасия Богослова, послужили базой православного тринитарного богословия.

В канонический свод вошло 92 правила св. Василия. 16 первых правил составляют его Первое каноническое послание к св. Амфилохию Иконийскому; 17-85 правила — Второе, а 86 правило — Третье послание к св.

Амфилохию. 87 канон — это послание к епископу Тарсскому Диодору, 88 канон — это послание к Григорию пресвитеру, 89 — к хорепископам, 90 — к подчиненным ему епископам, наконец, 91 и 92 каноны забраны из произведения Василия Великого О Святом Духе.

Каноны св. Василия первыми из святоотеческих правил вошли в канонические сборники. Содержание этих правил охватывает различные стороны церковной судьбе, среди них особенно большое количество епитимийных правил.

В них определяются разные прещения за грехи: предательство, убийство, блуд.

Св. Григорий Нисский (†395 г.), младший брат Василия Великого, известен собственной изумительной богословской и ревностностью и философской образованностью в защите истины от лжеучений. Св. Григорий Нисский учавствовал во II Мировом Соборе и в Константинопольском Соборе 394 г. Одно из его произведений — Послание епископу Мелитинскому Литонию — вошло в канонические сборники.

Послание поделено на 8 правил, в которых св. Григорий, опираясь на прекрасное знание людской души, определяет епитимии, налагаемые для врачевания безнравственных страстей.

Из творений великого Отца Церкви, приятеля св. Василия Кесарийского Григория Богослова (1389 г.), в канонический кодекс внесен написанный в стихах список Священных Книг Ветхого и Нового Завета.

Подобное содержание заключено и в послании св. Амфилохия Иконийского (†395 г.) к Селевку, вошедшее в Канонический свод.

Тимофей, епископ Александрийский, ученик св. Афанасия, умер в 385 г. Он принимал участие в деяниях II Мирового Собора, О жизни его известно мало, к лику святых он не причислен. В свод церковных правил вошло 18 его ответов на клириков и вопросы епископов.

В канонический свод внесено 14 правил епископа Александрийского Феофила, что Церковью не прославлен. Епископ Феофил известен как мучитель св. Иоанна Златоуста. Общецерковное признание его правил основано, само собой разумеется, не на его личных преимуществах, а на том, что как предстоятель славной и великой в древности Александрийской Церкви он был выразителем ее предания.

Александрийская богословская школа во II-IV столетиях превосходила собственной ученостью все другие церковные школы.

Ей частично обязана своим высоким авторитетом Александрийская кафедра. По всей видимости, с этим авторитетом связано то событие, что среди 13 Отцов, чьи правила вошли в канонический свод, шестеро были Александрийскими епископами: свв. Дионисий, Петр, Афанасий, Кирилл, и Феофил и Тимофей.

Племянник Феофила св. Кирилл Александрийский (†444 г.) был защитником православной христологии против несторианской ереси. Ревность св.

Кирилла об истине имела важное значение для финала III Мирового Собора.

В канонический свод вошли его послания к епископу Антиохийскому Домну, поделённые на 3 канона, и к епископам Пентаполя и Ливии, поделённые на 2 правила.

В канонических сборниках помещаются кроме этого окружное послание епископа Геннадия (†471 г.) вместе с Отцами Константинопольского Собора 459 г. о симонии и послание св. Тарасия, Патриарха Константинопольского (†809 г.), к папе Адриану, посвященное тому же злу — симонии.

Посланием св. Тарасия завершается главной канонический свод Православной Церкви.

Дополнением к нему считается Каноникон св. Иоанна Постника (†595 г.), что в позднейшей обработке иеромонаха Матфея Властаря стал управлением для духовников. Это управление включено в греческие канонические сборники Пидалион и Афинскую Синтагму. Каноникон Иоанна Постника частично послужил основанием для Номоканона при славянском Громадном Требнике [1].

В Пидалионе, Кормчей и Афинской Синтагме Книге находятся (но в различном количестве) каноны Патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника (†818 г.). Эти каноны принято разглядывать как дополнение к Каноническому кодексу.

1. См: Павлов А. Номоканон при Громадном Требнике. М., 1897. С. 39-40. ^

СВЯТОЙ ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР. ПРАВИЛА(1-14)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: