Проблемы антропогенеза и социогенеза. теории происхождения человека

Как мы знаем, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, в частности человекообразные мартышки, приматы. И вправду, у животных и человека довольно много неспециализированного — тело, конечности, органы эмоций (зрения, слуха, вкуса) и т. д. Одновременно с этим человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела — это не лапы, а руки и ноги; его органы эмоций — глаза, уши — подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. К примеру, орёл видит дальше, чем человек, он различает небольшие подробности, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».

В то время, когда и откуда показались эти различия? Что воображают эти различия? Продолжительные столетия во взоре на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая собственное начало в Библии, в соответствии с которой человека создал Всевышний.

В 1654 г. епископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что Всевышний сотворил человека из глины совершенно верно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до Рождества, и, так, к 1999 г.Проблемы антропогенеза и социогенеза. теории происхождения человека человек насчитывал 6003 лет собственного существования. Действительно, русское православие уверен в том, что епископ Ушер совершил ошибку, и точкой отсчёта нужно вычислять 5508 г. до Рождества, а человеку на данный момент исполнилось 7507 лет. С той поры, в то время, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж большое количество исторического времени.

Но взоры на время появления человека разительным образом изменились.

Расчёты, сделанные генетиками по ДНК, продемонстрировали, что отечественные животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл приблизительно 7,7-11 млн. лет назад. От линии шимпанзе отделение случилось около 5,5-7,7 млн. лет назад, и где-то около 3-2,6 млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, хорошего от его животных предков.

Приблизительно такую же цифру дают и эти археологии. (Архэ — от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову.) Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт — французский археолог-любитель. С 1825 г. осуществлял последовательность раскопок в устье реки Соммы в Абвиле (Прованс). О найдённых им каменных орудиях первобытного человека он поведал в 1846 г. в книге, где отстаивал правомерность новой области истории — археологии первобытного общества.

С той поры прошло пара десятков лет, и второй историк-археолог — Луис Сеймур Базетт Лики (р. 1903) — открывает места древних стоянок в Африке, в окрестностях ущелья Олдувай. В 1972 г. Л. Лики удается отыскать в Африке самые древние орудия из камня, созданные трудом человека.

Они насчитывали 2,0-2,5 млн. лет. Позже его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8-3 млн. лет, что близко к данным генетики.

В случае если сказать о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова «первый»). К этому отряду относят полуобезьян, человека и обезьян. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминиды (от лат. homo — «человек») — семейство «человечьих».

Это семейство (либо, по вторым классификациям, надсемейство) объединяет современного человека и его ближайших предков. В составе этого семейства выделяется род фактически человека, род Homo.

Ко мне относят все ископаемые формы и современного человека. Но имеется исследователи, каковые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида — «человека разумного», Homo sapiens, и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, либо примитивного, человека — Homo primigenius, либо Homo erectus («человек прямоходящий»).

Антропологи выдвинули догадку о двух скачках в ходе антропогенеза. Первый случился при формировании семейства гоминиды, он характеризуется возникновением языка и мышления и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с возникновением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается трансформациями в морфологии (его) культуре и строении человека.

Так, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминиды отряда приматов. Все существующие расовые отличия смогут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:

1. Эволюция животных предков человека — гоминидов, мартышек, протоантропов. Это — животная стадия, предшествующая людской. Тут ещё нет человека, общества, культуры.

Тут действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Тут вероятны сложная разум и рассудочная деятельность, развившиеся на базе ориентировочно-практического мышления и исследовательского поведения мартышек. В ходе «мышления в действии» мартышки постигают механические связи между подробностями предмета, обстановки, те связи, каковые возможно потрогать руками и конкретно обозреть.

Их деятельность, подчас с манипулированием предметами, предметная: не есть «трудом». «Труд начинается с изготовления орудий».

2. Второй этап связан с возникновением архантропов, людей. Из этого и начинается процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.

Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, старейшие люди. К ним относят синантропов и питекантропов.

Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам Homo habilis, создателей олдувайских галек.

Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500-100 тыс. лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда — рубила, взявшие в археологии наименование шелльской и сешельской культур.

Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы — «древние люди», либо «первобытные люди», ещё их именуют неандертальцами. В случае если у архантропов количество мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см.

Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили во время, отстоящий от нас на 250-40 тыс. лет.

Третий этап. Появляется неоантроп — современный человек, либо Homo sapiens («человек разумный»). К неоантропам относятся кроманьонцы, каковые жили 80-10 тыс. лет назад.

Количество их мозга достигал 1500 куб. см. У них появляется членораздельная обращение (приблизительно 50-40 тыс. лет назад). Но живут они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством.

В случае если мы взглянуть на данный долгий процесс, охватывающий практически 3 млн. лет, то найдём в начале его животное, в конце — человека, отечественного современника. Какие конкретно же трансформации претерпевает человек, что отличает его от его животных предшественников?

1. Прямохождение. Как мы знаем, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Только иногда у них освобождались передние конечности.

У человека это естественный метод передвижения.

Освобождение передних конечностей разрешило осуществлять предметную деятельность, стало причиной специализации конечностей.

2. Появление рук и ног вместо задних (конечностей и лап передних).

3. Трансформации в кистях рук, появление ладони с противопоставленным громадным пальцем.

4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Приблизительно 2-3 млн. лет назад у первых человеко-образных происходят резкие трансформации в развитии мозга. Причём эти трансформации происходят стремительнее, чем этого потребовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.

Более того, это — избыточное развитие, которое связано с тем, что потенциальные возможности отечественного мозга существенно превышают физиологические (природные) потребности человека. Так, в это время происходит как бы «резервирование» отечественного интеллекта. Ни один из отрядов животных ни в один из периодов собственного существования не испытывал таковой стремительной эволюции, как гоминиды в это время.

За маленький временной отрезок мозг гоминидов увеличился в 3 раза!

Около 100 тыс. лет назад стремительный рост мозга закончился, а 15 тыс. лет назад мозг кроме того пара уменьшился.

Как наука пробует растолковать избыточности «и» факторы «опережения» отечественного мозга? Конрад Фиолковский, польский кибернетик, считает, что обезьянолюди занимались охотой, были подвижны, и, дабы не допустить «перегрев» мозга, природа и заложила в него избыточность. Но из-за чего тогда «запаса прочности» не отмечается у быстробегающих животных саванны, их жертв и хищников?

По всей видимости, радикальное влияние на развитие процесса цефализации оказал совсем новый фактор — появление новой действительности — публичной, социальной жизни, которую требовалось «отразить» в сознательной деятельности. В будущем фактор социальности делается постоянным фоном и перестает играться собственную революциони-зирующую роль.

5. Постоянное применение орудий труда.

6. «Открытие» огня, что случилось приблизительно 700 тыс. лет назад, и применение варёной пищи. Вначале люди пользовались «диким» природным огнём — были отысканы следы кострищ многометровой глубины, безотносительный их возраст насчитывает приблизительно 400 тыс. лет, — а позднее обучились добывать его искусственно — «приручили» пламя, окультурили его. Использование варёной пищи, предварительно обработанной на огне, разрешило человеку приобретать многообразные вещества, легко усваиваемые, что стало причиной трансформациям в телесной организации и пищеварительной системе человека.

Мы можем отметить множество показателей, процессов, каковые образуют антропогенез, но наиболее значимыми среди них являются социальные факторы: обстоятельства, обусловленные судьбой в обществе. Как раз появление новой, социальной, действительности привело к разительным изменениям в биологической, животной жизни человека: обуздало его «зоологические» инстинкты; стало причиной необходимости речевого, вербального общения между собой; поменяло телесную организацию человека, приспособив её для жизни в обществе и др.; создало последовательность новых, социальных, норм: совместное потребление пищи, сохранение судьбы старым участникам общества, забота

о увечных и больных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, университеты гостеприимства, избеганий, табу и пр.

Социогенез — это процесс появления новой, хорошей от природы, действительности, разительным образом влияющей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной судьбе связано с производством орудий труда. Сначала это были примитивные каменные рубила, каковые неспешно совершенствуются человеком.

Человек делается постольку человеком, потому, что он формирует «вторую природу» — собственные формы отношений и производительные силы между людьми, появляющиеся по поводу их производства. Не нужно забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, каковые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, т. е. имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы взаимоотношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Так, социальная действительность, создаваемая появляющимися людьми, включает в себя:

  • отношения к природе, наиболее значимые из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;
  • отношения между людьми в ходе производства, что и формирует общину.

В отношении к природе, т. е. в развитии производительных сил, серьёзное место занимают средства труда — «не только мерило развития людской рабочей силы, но и показатель тех публичных взаимоотношений, при которых совершается труд». Как раз их развитие образует то ядро, трансформации в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играются орудия труда. В ходе социогенеза главным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Не считая камня, первобытный человек применял и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию тяжелее.

Целесообразное применение орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность постоянно осуществляется в определённой публичной форме, во сотрудничестве людей между собой. Неизменно отмечается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и публичных взаимоотношений людей, наиболее значимыми из которых являются производственные отношения.

Это единство образует метод производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, сознания людей и формы отношений.

Естественную базу, на которой создается первобытный метод производства, образует территория, место труда, всей жизни и отдыха людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь приблизительно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, каковые относились к ней как к собственной, как к принадлежащей им сообща, как к неспециализированной.

Эта была коллективная, неспециализированная собственность, либо собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория — наиболее значимый фактор, что играет свою роль и у животных. Как мы знаем, что собственной территорией владеют уже насекомые — осы, пауки, муравьи.

Тем более ключевую роль территория начинает играться у более развитых животных: собаки, медведи метят собственную территорию, защищают её «от себе аналогичных».

В первобытном коллективе размер территории определялся методом производства, а не природными факторами. Так как территория была неспециализированной, то ответственной чертой метода производства людей каменного века был его публичный, коллективный темперамент. Коллективный темперамент производства приводил к тому, что любой член общины имел возможность
осуществлять собственное отношение к средствам производства лишь как представитель общины, а не как независимый индивид.

Из этого появляется и публичный, коллективный темперамент распределения, потребления и обмена добычи: то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно, совместно. В отношениях в общины господствовали отношения равняется нужного распределения. Всё, что добывалось участниками общины, приносилось на стоянку и уже тут распределялось в соответствии с потребностями коллектива.

Это приводило к тому, что охотник не обязательно приобретал самую лучшую либо солидную часть добычи. Продукт распределялся в общины, и все её члены наделялись собственной долей.

В базе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco — «перемещение в том направлении и обратно») обмена, взаимности, т.е. необходимого отдара за полученный дар, необходимого воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб. Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический темперамент. Это не означает, что не было связей между общинами: время от времени появлялась необходимость перемещения по территории второй общины, но она постоянно обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял жительства и сущность труда данного коллектива: любой первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Родовая община

Община — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется потреблением и коллективным трудом, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская). Община сочетает личное и общинное владение, характерна для докапиталистических обществ.

Община владела полным либо частичным самоуправлением.
В Российской Федерации община была замкнутой сословной единицей, применяемой как аппарат для сбора податей (по окончании крестьянской реформы 1861-го — хозяином почвы). На протяжении столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. Общинами назывались кроме этого другие социальные общности: религиозные, опытные, земляческие.

Но эти этнографии говорят о том, что материнский род в одних конкретных условиях имел возможность смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других — существоватьвпредь до происхождения классов и страны, (минангкабау о-ва Суматры, наси провинции Юньнань в Китае, ашанти Западной Африки). В ходе развития производительных сил род неспешно утрачивает многие собственные начальные функции, а также экономические, и перестаёт быть базой общины.

Он ещё продолжительное время имел возможность существовать , но уже в основном в качестве университета, регулирующего брачные отношения, снабжающего защиту собственных участников, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т.п. В таком качестве он видится и в классовом обществе (древние греки, римляне). На позднем этапе первобытного строя основной экономической единицей делается община, значительно чаще складывавшаяся из представителей многих родов.

Это событие легло в базу периодизации, в которой в качестве основных этапов первобытного строя выделяются эра первобытной родовой общины и эра первобытной соседской общины.

В соответствии с второй мнению, главной единицей первобытного строя на всех этапах его развития была первобытная община, неизменно складывавшаяся из парных семей. семья и Община — определяющие и универсальные ячейки первобытного строя. Род ни при каких обстоятельствах не имел экономических функций, его роль сводилась в основном к регулированию брака.

По вопросу о времени происхождения первобытной общины среди приверженцев данной точки зрения нет единства.

Одни уверены в том, что она появилась на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, часто выступая наряду с этим против понятия «первобытное человеческое стадо». Имеются противоречия между ними и по вопросу о времени происхождения рода.

Не нужно, но, переоценивать расхождения во взорах между приверженцами «родовой» и «общинной» теорий. В случае если покинуть в стороне крайние точки зрения — общины и противопоставление рода друг другу, то большая часть исследователей в общем сходятся на том, что в эру расцвета первобытного строя обе эти организации по большей части совпадали.

Технология первобытного общества (рус.) История мировых цивилизаций


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: