Ранние государственные образования в iii—ii тысячелетиях до н. э

сложение и Развитие ремёсел городов-стран. Эбла, Библ и Алалах.

С конца IV тысячелетия до н. э. делается особенно заметен прогресс разных ремесленных производств в земледельческих общинах Восточного Средиземноморья. Неспешно, сперва на севере, а позже на юге, вводится специальные горны и гончарный круг для обжига керамики. Наровне с медью употребляются золото, серебро, а с конца III тысячелетия до н. э.— частично и латунь.

Металл идет не только на оружия и изготовление орудий, вместе с тем на литьё и выделку сосудов маленьких статуэток. Определенные трансформации происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, вместе с тем виноград и оливковое дерево. В III тысячелетии до н. э. кое-где появляется террасное земледелие: поля находятся по склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками.

Быть может, начала употребляться и соха.

Начинается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая в основном через Библ.

Прогресс ремёсел и земледелия, развитие торговли стали причиной появлению в III тысячелетии до н. э. поселений муниципального типа. Одним из таких городских центров делается Библ — благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок.Ранние государственные образования в iii—ii тысячелетиях до н. э В Библе появляются монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте.

В храме местной богини отысканы вазы с египетскими надписями.

Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно большое развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой, употреблявшейся для мумификации. По всей видимости, вывозились кроме этого оливковое масло и вино.

Глиняная тара от этих товаров найдена при раскопках некоторых египетских монументов, Из Египта в Библ привозились изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из серебра и золота.

В прибрежных городах интенсивно шла социальная разделение и складывались классы. К примеру, большие жилые строения (так именуемые дома купцов) по богатству и размерам отделки очевидно принадлежали муниципальный вершине. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, вероятнее правителей города.

Возможно высказать предположение, что к этому времени тут уже сложилось политическое образование — гор од-государство, подобный ранним странам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время было весьма громадно. В XX— начале XVIII в. до н. э. Библ кроме того формально включался в состав Египетской державы, и его правители считались египетскими наместниками.

Неспешно на побережье выдвигаются и другие финикийские города — Угарит, Си-Тир и дон.

Подобные процессы формирования муниципальных центров, преобразовывающихся в города-страны, и сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, к примеру, город Алалах в Северной Сирии. Его центром уже в конце IV— первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, размешавшийся на высокой платформе.

В XXVIII—XXIV вв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой, неспешно заметно возрастающий в размерах, что говорит о возрастании могущества ала-лахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в. до н. э. — клинописные глиняные таблички из царского архива.

Ответственные информацию о развитии в материковой Сирии местных городов-стран уже во второй половине III тысячелетия до н. э. дали раскопки старого города Эбла. Поселение тут появилось уже в конце IV тысячелетия до н. э. и к середине Ш тысячелетия до н. э. оно преобразовывается в большой муниципальный центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30 тыс. человек.

Расположенная в стороне от больших водных источников Эбла была обязана своим подъемом в большей мере формированию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию. Уже в XXIV— старая женщина вв. до н. э. в городе появляются монументальные строения, каковые возможно именовать дворцовыми комплексами. В них сосредоточиваются архивы, сохраняются запасы сырья, полезных привозных изделий.

Тут имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, отыскано около 32 кг лазурита.

С юго-востока поступали разные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, приобретаемой в местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в громадных масштабах, причем большую роль в нем игрались и чужеземные торговцы. Скоро Эбла попала в србиту притязаний аккадских правителей, начавших осуществлять широкую завоевательную программу.

Она упоминается уже в числе городов, словно бы бы подчиненных Сар-гоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу и причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Но к 2000 г. до н. э. отмечается новый подъем, городская территория окружается замечательной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной до сорока метров в основании.

Заново отстраивается дворец, поблизости от которого находятся царские гробницы, которые содержат богатые приношения (а также привозные египетские вещи и художественные изделия из слоновой кости).

В социальном замысле Эбла представляла собой обычный город-государство с развитой административной совокупностью управления. Во президенту стоял царь, быть может, осуществлявший кроме этого кое-какие сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие разными отраслями хозяйства, все сведения о деятельности которых сосредоточивались в особых архивах.

Так, в одном архиве хранились документы, которые содержат списки полей, учетные информацию о поставках скота и продуктах земледелия. В другом архиве сосредоточивались информацию о распределении пищевых продуктов и тканей в соответствии с определенным рационам — в этом отношении национальное земледельческое хозяйство напоминало традиции Старого Шумера, Имеются в документах разные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких хозяйствах, среди них упоминаются и фактически рабы.

Возможно, часто это были военнопленные. По крайней мере среди отысканных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ, обычный для мастерства городов-стран, непрерывно ведших захватнические войны.

Очень увлекательна Эбла и в культурном замысле. Развиваясь на базе местных традиций, восходящих еще к поре ранних земледельцев, культура Эблы во время классового общества и развития государства обширно испоьзовала уже эталоны и готовые нормы шумерской цивилизации. Имелись кроме того особые шумеро-эблаитские словари для облегчения понимания текстов, практически на 90% складывающихся из шумерских идеограмм.

Четко проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стенки дворцов.

Маленькие города Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенками, укрепленными круглыми либо прямоугольными башнями (Мегиддо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стенки, так же как и большое количество оружия, находимого при раскопках, говорят о напряженной обстановке в стране, куда уже начинают выполнять первые походы египетские фараоны. В городах наровне со святилищами появляются резиденции местных правителей.

В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы приобретают предстоящее развитие. Наибольший центр в равнине Иордана — Хацор занимает сейчас площадь в 50 га. Дворцы возрастают в размерах, появляются монументальные храмы.

Отличие в инвентаре погребений и в типах домов показывает на социальное неравенство, устанавливающееся Е обществе. Действительно, с позиций высокоразвитого египетского общества палестинские центры смотрелись бедными и отсталыми. В этом отношении очень показателен рассказ о бегстве в XX в. до н. э. в страну Ретену (район Палестины) египетского вельможи Синухе-та, что отмечает громадное значение в ее жизни архаических обрядов и обычаев.

Население Восточного Средиземноморья III тысячелетия до н. э. было достаточно пестрым по собственному составу. В северной части местами жили хурри-ты, а во II тысячелетии до н. э. ко мне попадают и хетты. Но главное население, по крайней мере с IV тысячелетия до н. э., сказало на языках семитской ветви.

Исследователи различают пара древнесе-митских языков, бытовавших в Восточном Средиземноморье в III—II тысячелетиях до н. э., в частности эблаитский, древнеханаанейский, угаритский и аморейский. Ханаанейские правители за отсутствием собственной письменности применяли для делопроизводства египетское и аккадское письмо, в чем необычно отразилось срединное положение Восточного Средиземноморья между двумя центрами древневосточных цивилизаций Передней Азии.

Угаритское письмо по форме знаков очевидно восходит к аккадскому. Аморейский язык — это язык скотоводческих племен сирийской степи, обширно распространившихся в конце III — начале II тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье и частично в Месопотамии.

Государство Ямхад и гиксосское объединение. В XVIII в. до н. э. одна из племенных групп амореев, пробравшихся в Северную Сирию, попыталасьсоздать большое государство, объединяющее множество городов и областей. Это политическое образование стало называться Ямхад.

Первоначально оно носило темперамент альянса племен.

Его основоположник не имел кроме того постоянной резиденции, но переписывался с царем Мари как равный с равным. Он правил большую территорию от Кар-кемиша на севере до Катны (в верховьях Оронта) на юге. Его преемник, союзник и современник вавилонского царя Хаммурапи и царя Мари Зимрилима, принял уже царский титул и сделал собственной столицей Халпу (совр.

Алеппо). Ямхад вел широкую торговлю с Мари, снабжая это государство сельскохозяйственной продукцией (хлебом, оливковым маслом, мёдом и виноградным вином), и тканями и приобретая вместо олово. В XVII в. до н. э. Ямхад ослабевает и утрачивает собственную независимость.

Южнее Ямхада образуется на рубеже XVIII—XVII вв. до н. э. могущественный гиксосский альянс, складывавшийся из многих стран-городов. Замечательная армия, ударной силой которой являлись конные колесницы, разрешила гиксосам распространить собственную власть на Египет. Их цари, обосновавшиеся в Дельте Нила, держали в собственных руках кроме этого южную Сирию и Палестину.

В состав гиксосского объединения входили такие города, как Кадеш, Мегиддо и другие. Гиксосское объединение носило пестрый этнический темперамент. В нем преобладали запади ос еми теки е племена, но к ним присоединились хурриты, и хетты.

Хеттско-города государства и египетское-противоборство Восточного Средиземноморья во второй половине II тысячелетия до н. э. По окончании изгнания из Египта гиксосы отошли в Сирию и Палестину и держались в том месте практически столетие. В начале XV в. до н. э. их федерация во главе с городом Кадешем была совсем разгромлена Тутмосом III, и во всем Восточном Средиземноморье установилось египетское господство. Скоро, но, часть Сирии Египет уступил стране Митанни, а позднее, при Эхнатоне и его преемниках, Египет потерял контроль над Палестиной и Сирией.

Египетский архив из Телль-Амарны рисует броскую картину раздробленности Восточного Средиземноморья в XV—XIV вв. до н. э., междоусобиц и бесконечных раздоров.

Так, царь Иерусалима жалуется на соседних царьков и на орды хапиру (изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы). На Финикийском побережье мелкие города-страны враждуют между собой. Сидон нападает на Тир и подвергает его блокаде, после этого посредством подчинившегося ему Тира теснит царя Библа и мешает ему приобретать с севера морским методом хлеб.

Обычным примером местного города-страны второй половины II тысячелетия до н. э. есть Угарит. Как и другие приморские города, он вел широкую торговлю с Двуречьем, Малой Азией и Египтом, Палестиной, и заморскими государствами. В городе имелся особенный квартал, населенный микенскими торговцами из Греции.

Из этого микенские изделия ввозились в глубь страны. На небольшой, но близко заселенной территории Угарита, ограниченной нижним течением Оронта и Средиземным морем, было развито садоводство и зерновое хозяйство. Особенно большое количество вырабатывалось оливкового масла и вина. Сельское хозяйство носило товарный темперамент.

Цари собирали с сельских общин подати серебром и медью.

Расцвет Угарит-ского царства падает на конец XV — начало XII в. до н. э. Все свободное население страны делилось на три сословия: 1) «сыны страны Угарит»— земледельцы-общинники, роль которых всегда уменьшалась; 2) «царские рабы»— приближенные царя, приобретавшие от него участки земли. Многие из них сохраняли собственные родовые наделы и формально не порывали связи с сельской общиной; 3) «рабы царских рабов»— лица, не имевшие собственной почвы и сидевшие на почвах служилой знати.

Это были разорившиеся земледельцы, потерявшие связь и свои земли с общиной, и частично чужие люди, чужеземцы-изгои (хапиру). На царской работе не считая больших и средних землевладельцев пребывали кроме этого откупщики и купцы, именовавшиеся, как и в Вавилонии, тамкарами.

Наровне с рабами в переносном смысле слова (царскими людьми либо лицами, зависящими от аристократии) имелись и настоящие рабы. Развитие частного землевладения и товарного хозяйства повышало спрос на подневольный труд, но больших завоевательных войн мелкое Уга-ритское государство не вело, и о рабах-пленных сведений до тех пор пока нет. Главным источником рабства тут были купля-долговая кабала и продажа.

В конце XIII— начале XII в. до н. э. Палестина и Сирия подверглись нашествиям «народов моря», пришедших с островов и побережья Средиземноморья.

В начале XII в. до н. э. ими был полностью разрушен Угарит, провалившийся сквозь землю со страниц истории. Если доверять древним историкам, то одвременно с этим был разорен Сидон. Но, он скоро был отстроен снова и в середине XI в. до н. э. стал большим портом.

Две ветви «народов моря»— филистимляне и чакара — осели на берегу моря и частично смешались с местным населением. Имя филистимлян сохранилось в современном заглавии Палестины.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: