Министерство образования и науки российской федерации. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение

высшего профобразования

Омский национальный университет им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра зарубежной литературы и русской

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ …………………

«_____» ________________ 20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«История русской литературы»

(древнерусская литература)

цикл ФГОС ВПО Б3 часть необходимая

(Б1, Б2, Б3) (необходимая, вариативная)

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

Направление подготовки Шифр направления подготовки
филология

г. Омск – 2011 г.

Программа дисциплины «История русской литературы» (древнерусская литература)

Министерство образования и науки российской федерации. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Создана:

Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент зарубежной литературы и кафедры русской

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, учёное звание и учёная степень)

Авласович С.М. аспирант зарубежной литературы и кафедры русской

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, учёное звание и учёная степень)

Актуализирована:

Демченков С.А. к.ф.н., доцент зарубежной литературы и кафедры русской

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, учёное звание и учёная степень)

Программа рассмотрена и совещании кафедры (ученого совета факультета/ университета)_____

_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

Программа создана в соответствии с федеральным национальным образовательным стандартом высшего профобразования РФ и согласована с факультетами/университетами, осуществляющими опытную подготовку по этим направлениям подготовки:

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

(наименование факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)

1. Цели освоения дисциплины:

— представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно — исторических их трансформации и традиций на русской земле;

— разглядеть специфику и историю развития отечественной литературы X – XVII вв.

Главные задачи:

— раскрыть концептуальные положения курса, которые связаны с развитием и принятием христианско-православной культуры и выяснившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в базе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, отыскивании хороша и праведного жития, о страхе и грехе смерти, о новозаветной Благодати и ветхозаветном Законе, о догмате Троицы, об апокалипсисе;

— проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности.

Реализация задач осуществляется изучением художественных текстов в единстве формы и содержания. Поэтическая специфика произведений старой Руси представляется в свете изучения:

— жанровой структуры, видовой определённости и полифонии;

— условных и абсолютных формально-содержательных средств и изобразительных приёмов: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них;

— единства поэтического строя композиционных и стилистических средств;

— способов и различных видов образного воспроизведения судьбы в семь дней измерении небесного и земного;

— многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах людской индивидуальности, самая возможной для канонического мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП института

Для успешного овладения дисциплиной студенту нужно изучить следующие направления: «Устное народное творчество», «История зарубежной Возрождения средних и литературы веков» (для верного понимания правил перемещения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом).

Курс истории русской литературы XVIII века связан с этими дисциплинами учебного замысла, как: история зарубежной литературы и русской 18 вв., отечественная и философия и зарубежная история, культурология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в следствии освоения дисциплины.

Коды компетенций Наименование компетенции структура содержание/компетенции и Краткое определение.Черта (необходимого)порогового уровня сформированности компетенции у технологии оценивания и выпускника Средства
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:
ОК–1ОК–6ОК–9 · обладать культурой мышления; свойство к восприятию, анализу, обобщению информации, выбору путей и постановке цели ее успехи· стремиться к личностному и опытному саморазвитию, самообучению· применять методы и основные положения гуманитарных наук в профессиональной деятельности ОК-1Знает:- главные направления мира отношений и осмысления человека- главные философские категории, применяемые для объяснения и описания действительности;Может:- проблематизировать мыслительную обстановку, репрезентировать ее на уровне неприятности;- корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам;- логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение способов и проблем их разрешения;- непредвзято, многомерно оценивать разные философские, научные, религиозные, публичные, идейные течения, школы и направления;Обладает:- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;- методами обнаружения онтологического и гносеологического качеств решаемых неприятностей;- навыками публичной речи и письменного обоснованного изложения собственной точки зрения;- опытом участия в дискуссиях по проблемам публичного и мировоззренческого характера;Пороговый уровень:Знает:- главные направления мира отношений и осмысления человека- главные философские категории, применяемые для объяснения и описания действительности;Может:- проблематизировать мыслительную обстановку, репрезентировать ее на уровне неприятности;- логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение способов и проблем их разрешения;Обладает:- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;- навыками публичной речи и письменного обоснованного изложения собственной точки зрения; ОК-6Знает:- современные образовательные и информационные разработки- виды и понятие уровня и самооценки притязаний- возможности увеличения квалификацииУмеет:- оценивать роль новых знаний, компетенций и навыков в образовательной, профессиональной деятельности.- применять современные образовательные и информационные технологииВладеет:- современными образовательными разработками для ответа опытных саморазвития и задач.- методами и формами самоконтроля и самообучения- средствами и методами познания.Пороговый уровень:Знает:- понятие и структуру самосознания- виды и понятие уровня и самооценки притязаний- возможности увеличения квалификацииУмеет:- оценивать роль новых знаний, компетенций и навыков в образовательной, профессиональной деятельности.Обладает:- средствами и методами познания.ОК-9Знает:- главные философские категории, применяемые для объяснения и описания действительности;- философские неприятности в области собственной профессиональной деятельности;- специфику творческой деятельности.Может:- проблематизировать мыслительную обстановку, репрезентировать ее на уровне неприятности;- использовать категориальный аппарат философии для рефлексии современных вопросовсобственной профессиональной деятельности и социальной жизни;- определять взаимодополняемость и конкурентность разных концепций по отдельным мировоззренческим и научным проблемам;- логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение способов и проблем их разрешения;- выявлять философские неприятности в собственной профессиональной деятельности;- соотносить философские неприятности собственной профессиональной деятельности с неспециализированной совокупностью опытных задач.Обладает:- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;- методами обнаружения онтологического и гносеологического качеств решаемых неприятностей;- навыками публичной речи и письменного обоснованного изложения собственной точки зрения по главным философским и методологическим проблемам науки;- опытом участия в дискуссиях по проблемам публичного и мировоззренческого характера;- опытом ответа философских неприятностей в сфере профессиональной деятельности;- опытом творческой деятельности.Пороговый уровень:знает:- главные философские категории, применяемые для объяснения и описания действительности;может:- проблематизировать мыслительную обстановку, репрезентировать ее на уровне неприятности;- использовать категориальный аппарат философии для рефлексии современных вопросовсобственной профессиональной деятельности и социальной жизни;обладает:- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;- методами обнаружения онтологического и гносеологического качеств решаемых неприятностей; Устный опрос, собеседование по лекциям, прочтённой литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступление с докладом, экзамен
ПК ОПЫТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ПК–1ПК–5ПК–8ПК–12ПфК–20ПфК–21ПфК–25… · демонстрировать знание главных концепций и положений в области истории изучаемой литературы, интерпретации текста и филологического анализа· использовать полученные знания в области истории изучаемой литературы в собственной научно-исследовательской деятельности· обладать навыками участия в научных дискуссиях, выступления с докладами и сообщениями· обладать базисными навыками создания на базе стандартных действующих нормативов и методик разных типов текстов· знать литературу в ее современном состоянии и историческом развитии, в сопряжении с историей культуры и гражданской историей народов, говорящих на изучаемых языках· знать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с культурой эпохи и общественной ситуацией, творчества писателя и художественное своеобразие произведений в целом· мочь изучить общекультурный опыт прошлого, осмыслять и разбирать культурные явления в единстве нравственного, этического и эстетического качеств ПК-1Знает- главные положения, концепции и базисную терминологию истории отечественной литературы;- периодизацию литературного процесса, главные закономерности ее эволюции;- разные нюансы изучения текста;- новейшие достижения и современное состояние отечественной филологии;- тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих неприятности русского национального характера, культуры и ментальности;- тенденции смежных областей знаний.Может- использовать теоретические базы филологической науки для интерпретации литературных фактов;- применять теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения;- ориентироваться в характере различных литературных их реализации и традиций в тексте.Обладает- методикой научного изучения;-разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом качествах.Пороговый уровеньЗнает истории развития и основы теории отечественной литературы, аспекты и принципы формирования новейших филологических направлений, их значение в современной коммуникативной обстановке. ПК-5Знает-главные положения, концепции и теории и базовую терминологию истории отечественной литературы;- ретроспективное формирование и современное состояние различных направлений отечественной филологии;- библиографические источники различных направлений отечественной филологии.Может-обобщать успехи и опыт предшествующих изучений соответствующей области знаний;- реферировать и редактировать научные статьи для собственных научных разработок;- формулировать положения и теоретические задачи с целью проведения собственных научных изучений;-разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой.Обладает- навыками систематизации и сбора материала;-методикой научного изучения;- свойством продуцировать тексты в научном изложении.Пороговый уровеньЗнает:- ретроспективное формирование и современное состояние направлений отечественной филологии, их библиографические источники.Может:Способен применять базисные знания по профессии для ведения собственной научно-исследовательской деятельности и разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. ПК-8Знает…-различия между устной и письменной публичной речью-жанровые нормы тезисов-главные требования к публичным выступлениям- правила научного этикета- правила слушанияУмеет…-написать тезисы доклада-выстроить выступление логично, светло, доказательно-уложиться в определенное регламентом время-настроиться на критическое (аналитическое) слушание вторых-не отклоняться от проблематики изучения-делать презентации докладов с применением мультимедийных средств-корректно и четко формулировать вопросыВладеет …-жанровыми нормами научных тезисов-навыками устных публичных выступлений-навыками участия в дискуссиях-опытом презентаций материаловПороговый уровень:Знает:- главные правила письменных, устных, виртуальных коммуникаций в научной сфереУмеет:- выстроить доклад, выделить основное в собственном и чужлм выступлении; сформулировать ответ и вопрос на вопрос; корректно выразить согласие и несогласиеВладеет:- главными навыками публичного научного общения ПК-12Знает:-стилистические и жанровые нормы текстов делового, научного стилей; — речевые клише текстов научного и делового стиляУмеет…-создавать тексты делового и научного стиля на базе стандартных методик и действующих нормативовВладеет…-главными правилами создания текстов различных стилей и жанровПороговый уровень:Знает жанровые и стилистические нормы текстов различных типов.Может составить связный, целостный, информативный, завершенный текст делового и научного стиля.Обладает навыками составления текстов различных типов ПфК-20Знает:- литературные тексты, этапы развития русской литературы, научную терминологию, специфику художественной литературы, совокупность литературных жанров и их поэтикуУмеет:- определять жанровую природу любого литературного текста, различать и использовать на практике различные виды анализа художественных текстовВладеет:- всеми формами анализа художественных текстовПороговый уровень:Знание совокупности литературных жанров, их поэтики; владение разными способами анализа художественных текстов.ПфК-21Знает:- наиболее значимые этапы развития европейского литературного процесса;- отличительные показатели основных общеевропейских художественных совокупностей;- особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации;- главные стиле- и жанрообразующие факторы;Может:- разбирать художественное произведение с учетом его историко-национальной специфики и культурного контекста;-на базе художественных изюминок произведения определять его принадлежность к той либо другой художественной совокупности (направлению, течению, школе);- выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения;Обладает:- навыками литературоведческого анализа художественного произведения;- теоретико-литературной терминологиейПороговый уровень:Знает изюминке строения художественного произведения, отличительные показатели художественных совокупностей.Может разбирать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной спецификиВладеет навыками литературоведческого анализа художественного произведенияПфК-25Знает: культуры и разные типы сознания; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения;Может: выяснить суть понятий «культурная эра», культура и цивилизация, духовность; трактовать события, факты культурной жизни; использовать полученные знания о традициях, правилах поведения в опытных обстановках и в наше время.Обладает: терминологией, опытом синтеза и анализа, систематизации взятых знаний, работы со справочной и научной литературойПороговый уровеньпонимание уникальности духовной судьбы России Устный опрос, собеседование по лекциям, прочтённой литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступление с докладом, экзамен

Критерии оценки знаний студентов

Предельное число собранных баллов – 100.

Предельное число собранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:

1. Посещение практических занятий и лекций – 25 баллов (15 лекций, 10 практических занятий по 1 баллу).

Необходимым условием есть наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. При пропуска лекции по уважительной обстоятельству студент может забрать у учителя перечень литературы для конспектирования по данной теме.

  • Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл.
  • Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но которые содержат не все сведения, нужные для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.
  • Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не которые содержат нужного минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.

2. Работа на практических занятиях – 25 баллов (10 практических занятий по 2,5 балла).

  • Полный ответ с привлечением нужных научных источников, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, выстроенный на базе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в нюансе поставленной неприятности) – 2,5 балла.
  • Полный ответ, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, но содержащий последовательность непринципиальных фактических неточностей и / либо не учитывающий второстепенные научные источники и / либо включающий в себя отдельные не хватает мотивированные положения на протяжении анализа художественного произведения и / либо демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных изюминок разбираемого художественного произведения – 2 балла.
  • Ответ, раскрывающий главные нюансы поставленной неприятности, но содержащий значительные фактические неточности и / либо не учитывающий последовательность главных научных источников и / либо включающий в себя отдельные немотивированные положения на протяжении анализа художественного произведения и / либо демонстрирующий незнание студентом некоторых значительно ответственных содержательных изюминок разбираемого художественного произведения – 1,5 балла.
  • Ответ, только частично освещающий поставленную проблему, содержащий значительные фактические неточности и / либо воображающий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / либо частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (беспочвенной интерпретацией) и / либо демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания разбираемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл.
  • Ответ, не раскрывающий самые существенных качеств поставленной неприятности и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (беспочвенной интерпретацией) либо демонстрирующий незнание студентом содержания разбираемого художественного произведения – 0,5 балла.
  • Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

3. Выступление с докладом – 4 балла.

На протяжении изучения дисциплины студент может выступить лишь с одним докладом. Темы докладов – см. в замыслах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек).

  • Доклад, полно и с привлечением нужных научных источников, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, выстроенный на базе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик с уверенностью и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 4 балла.
  • Доклад, полно и с привлечением нужных научных источников, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, но содержащий последовательность непринципиальных фактических неточностей и / либо включающий в себя отдельные не хватает мотивированные положения на протяжении анализа художественного произведения и / либо демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных изюминок разбираемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 3 балла.
  • Доклад, раскрывающий главные нюансы поставленной неприятности, но содержащий фактические неточности и / либо включающий в себя отдельные немотивированные положения на протяжении анализа художественного произведения и / либо демонстрирующий незнание докладчиком некоторых значительно ответственных содержательных изюминок разбираемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / либо докладчик допускает несущественные фактические неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 2 балла.
  • Доклад, только частично освещающий поставленную проблему, содержащий значительные фактические неточности и / либо воображающий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / либо частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (беспочвенной интерпретацией) и / либо демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания разбираемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / либо докладчик допускает неотёсанные фактические неточности при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 1 балл.
  • Представлен конспект доклада или выступление является чтениемконспекта – 0,5 балла.
  • Отсутствие доклада – 0 баллов.

4. Проверка знания текстов – 16 баллов.

Необходимые для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 мин. каждого практического занятия отводятся на написание маленькой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих маленький (2-5 предложений) ответ.

По окончании проверочной работы студенты сдают страницы ответа учителю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии.

При пропуска занятий по уважительной обстоятельству студент в праве выполнить пропущенные проверочные работы в часы личных консультаций.

  • Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла.
  • Полный, содержательный ответ на один частичный ответ и вопрос на второй либо 1-3 небольших, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла.
  • Полный, содержательный ответ лишь на один вопрос либо частичный ответ на оба вопроса, либо 1-2 фактические неточности при ответе на оба вопроса – 1 балл.
  • Частичный ответ на один вопрос либо 3-4 фактические неточности при ответе на оба вопроса – 0,5 балла.
  • Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических неточностей – 0 баллов.

5. Экзамен – 30 баллов.

  • Полный ответ с привлечением нужных научных источников, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, выстроенный на базе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в нюансе поставленной неприятности) – 30 баллов.
  • Полный ответ, раскрывающий все значительные нюансы поставленной неприятности, но содержащий последовательность непринципиальных фактических неточностей и / либо не учитывающий второстепенные научные источники и / либо включающий в себя отдельные не хватает мотивированные положения на протяжении анализа художественного произведения и / либо демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных изюминок разбираемого художественного произведения – 24 балла.
  • Ответ, раскрывающий главные нюансы поставленной неприятности, но со

Визит Министра образования и науки РФ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: