Русская усадьба в xviii веке

Начатые Петром Первым культурные преобразования, ориентировавшие этикет и придворное искусство на западные образцы, сами по себе еще не создавали резкого трансформации культурной обстановке, но стали причиной большому ускорению в далеком прошлом наметившихся тенденций, касающихся, в основном, быта и обмирщения искусства, введения в них форм и новых элементов европейской светской культуры. Наряду с этим расширение тем художественных заимствований не исчерпывалось историко-этнографическими мотивами, столь актуальными сейчас, но открывало возможности новым способам освоения художественного материала — театру, светским танцу и музыке, разным игровым формам, приобщавшим русское общество к культурной истории Европы, — синтезированным в древней форме культурной жизни, в празднике.

Новое, светское содержание судьбы срочно отразилось на структуре усадеб, усиливших репрезентативные и торжественные территории, каковые, но, не вытесняли “фаворитов” прошлых времен, а сосуществовали с ними. Распространившиеся еще с конца XVII в. загородные резиденции знати, дачи и маленькие охотничьи усадьбы стали некоторым отступлением от официальной регламентации судьбы.Русская усадьба в xviii веке

Древняя форма отдыха от дел и ратных подвигов — охота — была не только любимым «увеселением», но и одной из знатных обязанностей особ и светских государей, каковые обустраивали собственные охотничьи угодья так же, как и прежде наподобие жилых усадеб с маленьким комплектом хозяйственных работ, не отличавшихся каким-либо особым художественным оформлением. Дополненные всевозможными выдумками, отражавшими новые запросы и интересы общества, они совсем преобразились, став в типологическом отношении предшественниками известных «увеселительных» усадеб XVIII века, каковые развились в зрелые архитектурные и ритуальные формы торжественной культуры.

Потому, что в иерархии представительности загородные усадьбы были второстепенны, в них допускалось больше свободы и вольности применения новшеств. Как раз они стали той культурной лабораторией, в которой совершенствовались новые формы судьбы.

Культурное пространство специальных увеселительных усадеб, очень много которых в свое время было рассеяно в пригородах обеих столиц, характерное разнообразием и богатством художественных форм и элементов и полным, казалось бы, отсутствием либо маскировкой хозяйственных работ, ставит их в необыкновенное положение территории нарядно-торжественного содержания. Тут было создано некое условное, выделенное из жилой функциональной территории пространство чистого «эстетического» свойства, в котором роль «красивого» с блеском выполнялась в соответствии с правилами театрализованного распорядка. В общем русле магистрального развития ис кусства и достижений передовой архитектурной мысли, строящей собственную линию эстетической просветительской программы, усадебное строительство отразило настоящее течение времени в развитии общества, неспешно обучающегося приёмам и взглядам нового мастерства.

Европейская эстетика стиля барокко сказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда по примерам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов обладатели стали создавать усадебные парки верного геометрического характера. К середине XVIII века планировка усадеб купила более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей.

Ее примером в определенной степени есть Ясенево, где при Лопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется и регулярная планировка парков, каковые украшаются беседками и различными павильонами, мостами, монументами, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кускове. Вид парковых павильонов покупают кроме того храмы, к примеру церкви в Знаменском-Садках (не сохранилась) и Черемушках.

Вторая добрая половина XVIII в. — самый значимый период обустройства подмосковных усадеб. По окончании указа Императрицы Екатерины II о вольности дворянства, усадьба нового типа обширно входит в быт. Европейская эстетика, пробравшись в Россию, значительно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты.

В 1762 г. император Петр III высвободил дворянское сословие от необходимого несения работы.

Затем в ближайших окрестностях Москвы показалось большое число больших усадебных комплексов. Большая часть из них, а также Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Знаменское-Садки, Кунцево, Люблино, Нескучное, Останкино, Очаково, Покровское-Стрешнево, Троекурово, Узкое, Черемушки, были сооружены в соответствии с вошедшим в моду стилем классицизма.

Только в архитектуре довольно малый части усадеб — Михалкова, ансамбля парадного въезда в Воронцове, хозяйственного комплекса (экономии) в Черемушках и т.п. — использованы формы псевдоготики, примерами которой были узнаваемые императорские резиденции: Петровский дворец и Царицыно. Ветхие регулярные парки неспешно уступили место пейзажным, мода на каковые пришла из Англии. Время от времени, как в Кузьминках, пейзажный и регулярный парки существовали параллельно.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: