Субмарина-истребитель проекта 705

    Внешние обводы лодки отрабатывались в ЦАГИ, проверялись на бессчётных моделях в бассейнах ленинградского ЦНИИ им. Крылова. И, не считая многочисленных новшеств и технического совершенства, ответственных для боевого корабля, АПЛ оказалась еще и неординарно прекрасной.
    К 1990 году все (не считая одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив намного меньше того срока, на что были вычислены. Последняя, К-123, закончила собственную работу во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

Гоночная лодкаФото: АПЛ проекта 705 благодаря своим обводам и энерговооруженности были динамичными и очень маневренными. Лодка была способна разогнаться до полного хода за 60 секунд, а циркуляцию с полным разворотом совершала на полной скорости за 42 секунды.

    Она имела возможность часами «висеть на хвосте» у АПЛ условного соперника (был настоящий случай, в то время, когда лодка преследовала натовскую АПЛ в северной части антлантического океана в течении 20 часов). Более того, лодка имела возможность кроме того уйти от выпущенной в ее направлении торпеды!

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда уже вышла в море выстроенная по проекту ленинградского СКБ-143 (сейчас СПМБМ «Малахит») первая советская ядерная подлодка (АПЛ) «Ленинский Комсомол», а в Северодвинске разворачивалось строительство целой серии аналогичных судов, ведущий эксперт этого же СКБ А.Б.?Петров выступил с предложением о создании «Малой скоростной подводной лодки-истребителя».Субмарина-истребитель проекта 705 Мысль была очень актуальна: подобные лодки необходимы были для охоты на субмарины — носители баллистических ракет с ядерными зарядами, каковые тогда начинали деятельно строиться на стапелях потенциального соперника.

23 июня 1960 года ЦК и Совмин одобрили проект, которому был присвоен номер 705 («Лира»). В государствах НАТО эта лодка стала известна как «Альфа» (Alfa). Научными начальниками проекта стали академики А.П.?Александров, В.А.?Трапезников, А.Г.?Иосифьян, а главным конструктором корабля — Михаил Георгиевич Русанов.

Это был гениальный человек с весьма нелегкой судьбой: семь лет нахождения в ГУЛАГе, а по окончании освобождения — запрет на въезд в Ленинград.

Умелый инженер-кораблестроитель трудился в артели по изготовлению пуговиц в Малой Вишере и только во второй половине 50-ых годов двадцатого века смог возвратиться в Ленинград, в СКБ-143. Начинал он с помощника главного конструктора АПЛ проекта 645 (данный опыт был для Русанова крайне полезен).

Битва с титаном

Назначение новой подлодки определяло главные требования — высокие манёвренность и скорость, идеальная гидроакустика, замечательное оружие. Для обеспечения двух первых требований лодка должна была иметь предельно малые габариты и массу, самые высокие гидродинамические характеристики корпуса и замечательную энергетическую установку, вписывающуюся в ограниченные габариты. Выполнить подобное было нереально без нестандартных ответов.

В качестве главного материала для корпуса корабля, и многих его механизмов, арматуры и трубопроводов был выбран титан — металл практически в два раза легче и одновременно прочнее стали, к тому же полностью коррозионностойкий и маломагнитный. Но он достаточно капризен: сваривается лишь в среде инертного газа — аргона, резать его сложно, он имеет большой коэффициент трения.

К тому же титан не было возможности применять в прямом контакте с подробностями из иных металлов (стали, алюминия, латуни, латуни): в морской воде он образует с ними электрохимическую несколько, что вызывает разрушающую коррозию подробностей из вторых металлов. Было нужно создать особые марки высоколегированной стали и латуни, и экспертам ЦНИИ сварки и металлургии («Прометей») и ЦНИИ разработки судостроения удалось преодолеть эти титановые каверзы. В итоге был создан малогабаритный корпус корабля подводным водоизмещением 3000 т (не смотря на то, что клиент — ВМФ — настаивал на ограничении в 2000 т).

Нужно заявить, что советское судостроение уже имело опыт создания ПЛ из титаного сплава. В 1965 году в Северодвинске была выстроена (в единственном экземпляре) АПЛ проекта 661 с титановым корпусом. Эта лодка, известная как «Золотая рыбка» (намек на ее фантастическую цена), сейчас остается рекордсменом по скорости под водой — на ходовых опробованиях она продемонстрировала 44,7 узла (около 83 км/ч).

Целые новшества

Еще одним радикальным новшеством стала численность экипажа. На вторых АПЛ (как советских, так и американских) работу несут по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причем лишь офицеров.

Но на протяжении проектирования численность будущего экипажа подрастала и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, на которого возлагалась важная роль кока, а по совместительству дневального-уборщика (изначально предполагалось, что обязанности кока будет делать корабельный врач). Дабы совместить такую малочисленность экипажа с огромным числом механизмов и оружия, лодку было нужно весьма без шуток автоматизировать. Позднее моряки кроме того прозвали лодки 705-го проекта «автоматами».

В первый раз в стране (а возможно, и в мире) глобальная автоматизация охватывала все: управление перемещением корабля, использование оружия, основную энергетическую установку, все общекорабельные совокупности (погружение, всплытие, дифферентовку, выдвижные устройства, вентиляцию и т.?д.). Одним из главных и весьма спорных вопросов при разработке совокупностей автоматики (этим занимался множество КБ и НИИ, а также ЦНИИ «Аврора», «Гранит», «Агат») был выбор частоты тока для корабельной электросети.

Рассматривались варианты 50 и 400 Гц, любой имел недостатки и свои достоинства. Решение в пользу 400 Гц было принято на трехдневном заседании начальников нескольких причастных к теме организаций при участии трех академиков. Переход на повышенную частоту позвал много производственных неприятностей, но разрешил заметно сократить габариты приборов и электрооборудования.

    Оружие На АПЛ проекта 705 были в первый раз установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, снабжающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Шесть торпед и торпедных 18 аппаратов с учетом манёвренности и скорости лодки делали ее важным соперником для подлодок государств НАТО.

Ядерное сердце

И все же главным новшеством, выяснившим судьбу всего проекта, стал выбор основной энергетической установки корабля. Ею стал компактный ядерный реактор на стремительных нейтронах (БН) с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Это разрешило сэкономить около 300 т водоизмещения за счет большей температуры пара и, следовательно, лучшей эффективности турбины.

Первой в мире подводной лодкой с реактором для того чтобы типа стала американская АПЛ Seawolf (1957). Конструкция была не через чур успешной, на протяжении ходовых опробований случилась разгерметизация первого контура с выбросом натрия. Исходя из этого во второй половине 50-ых годов двадцатого века реакторы были заменены на водо-водяные, а с реакторами на ЖМТ армейские в Соединенных Штатах более связываться не стали.

В СССР предпочли применять в качестве теплоносителя расплав свинец-висмут, намного менее химически враждебный, чем натрий. Но выстроенной в первой половине 60-ых годов двадцатого века АПЛ К-27 также не повезло: в мае 1968 года на протяжении похода случился разрыв первого контура одного из двух реакторов. Экипаж взял огромные дозы облучения, девять человек погибли, и лодку назвали «Нагасаки» (кличка «Хиросима» уже была занята К-19 в первой половине 60-ых годов XX века).

АПЛ была столь радиоактивна, что не подлежала ремонту, и в итоге в сентябре 1982 года она была затоплена у северо-восточных берегов Новой Почвы. К ее «титулам» флотские остряки добавили «всегда подводная». Но и по окончании трагедии К-27 в СССР решили не отказываться от заманчивой идеи применения реакторов с ЖМТ на АПЛ, над их совершенствованием работалиучёные и инженеры под управлением академика Лейпунского.

За разработку основной энергетической установки для 705-го проекта взялись две организации. Подольское ОКБ «Гидропресс» создало блочную двухсекционную установку БМ-40/А с двумя циркуляционными насосами. Горьковское ОКБМ выдало установку ОК-550, также блочную, но с разветвленным первым контуром и тремя циркуляционными насосами.

В будущем обе установки нашли использование на АПЛ 705-го проекта: ОК-550 устанавливалась на лодки, строящиеся в Ленинграде (четыре корабля), а на три лодки, выстроенные в Северодвинске по варианту проекта 705К, установили БМ-40/А. Обе установки снабжали мощность на валу турбины до 40??000 л.с., что разрешало развивать предусмотренную техническим заданием скорость в 40 узлов.

    Полный автомат Дабы руководить подлодкой силами очень ограниченного по тем временам экипажа в 30 человек, были созданы бессчётные совокупности автоматизации, разрешающие держать под контролем все механизмы корабля. Позднее моряки кроме того дали этим лодкам прозвище «автомат».

Самая долгая лодка

Всего АПЛ проекта 705 было выстроено семь штук, они стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Первая лодка, К-64, заложенная в июне 1968 года в том же древнем эллинге, где за 70-летний период до этого строился известный крейсер «Аврора», в декабре 1971 года была передана ВМФ. Главные неприятности умелой эксплуатации были связаны с реактором, что принципиально отличался от прекрасно привычных водо-водяных.

Дело в том, что сплав свинец-висмут кристаллизуется при +145°С, и при эксплуатации реактора с таким ЖМТ ни за что нельзя допускать понижения температуры в первом контуре до этого значения. Как раз в следствии несоблюдения этого условия в трубопроводах одной, а после этого и второй петли первого контура начали появляться пробки из застывшего расплава, вернуть что в жидкое состояние было уже нереально.

Случилось «закозление» паропроизводительной установки, сопровождаемое разгерметизацией первого контура и радиоактивным загрязнением лодки, которая сейчас стояла у причала на собственной базе. Скоро стало ясно, что реактор безвозвратно загублен, и лодка уже не имела возможности выходить в море.

В следствии в августе 1974 года она была выведена из состава флота и по окончании продолжительных дебатов разрезана на две части, каждую из которых было решено применять для отработки новых и тренировок экипажей разработок. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовая с реакторным отсеком осталась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка».

В том месте же скорбным монументом остался находиться тёмный крест отрезанного кормового стабилизатора К-64 с горизонтальными и вертикальными рулями. В среде кораблестроителей и военных моряков еще долго ходила шутка-тайная о «самой долгой в мире лодке».

Настоящая судьба

Строительство серии, которое уже деятельно велось в Северодвинске и Ленинграде, было приостановлено, но через несколько лет возобновлено, и с 1977 по 1981 год флоту было передано шесть АПЛ 705-го проекта. Эти суда достаточно интенсивно и удачно несли работу в составе Северного флота, приводя к серьёзной озабоченности у государств НАТО.

Учитывая печальный опыт К-64, на всех серийных АПЛ этого проекта был дополнительно установлен «электрокотел», задачей которого было поддерживать нужную температуру в первом контуре реактора, в то время, когда тот при стоянке АПЛ на базе был выведен на минимальную мощность. Для работы котла требовалось подавать электричество c берега.

С этим случались перебои, а потому, что экипажи лодок отчаянно опасались погубить реактор, он поддерживался не на минимальном уровне мощности, что ускоряло выработку ядерного горючего. Помимо этого, неудовольствие флотского базисного руководства приводила к необходимости организации особых лабораторий для периодических испытаний, ремонта и регулировок автоматики, которой были нашпигованы лодки этого типа. Так что забот береговым работам ВМФ добавилось много.

Все чаще появлялись беседы на тему, что новые суда, не обращая внимания на неповторимые боевые качества, опережают собственный время и излишне сложны в обслуживании. Седьмую серийную лодку не стали достраивать, а разрезали прямо на стапеле. К 1990 году все (не считая одной) АПЛ 705-го проекта были выведены из состава флота, прослужив намного меньше того срока, на что были вычислены.

Последняя «Альфа»

Ставшая исключением К-123 задержалась в строю до 1997 года благодаря непомерно затянувшегося ремонта по окончании важной аварии в первой половине 80-ых годов XX века. В то время, когда лодка пребывала в подводном положении в Баренцевом море, на пульте управления в центральном посту АПЛ нежданно загорелся сигнал «Неисправность реактора».

На разведку в необитаемый реакторный отсек отправился лейтенант Логинов, что через 60 секунд доложил, что замечает серебристый металл, растекающийся по палубе: это был вырвавшийся из первого контура реактора высокоактивный ЖМТ. В один момент включился сигнал «Загрязнение реакторного отсека. Покинуть отсек!», и, как вспоминал позднее один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове поразмыслили уже в прошедшем времени».

Но Логинов выжил. Выйдя в шлюз, через что реакторный отсек сообщается с остальными помещениями лодки, он покинул в том месте всю одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла, продув собственные балластные цистерны. Как установили позднее, из первого контура успело вытечь порядка 2? т ЖМТ.

Лодка была так загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, дабы передать буксирный трос.

В итоге трос все же завели при помощи палубного вертолета с того же крейсера. Ремонт К-123, на протяжении которого был полностью заменен реакторный отсек, закончился в первой половине 90-ых годов двадцатого века, АПЛ возвратилась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием бесславно закончилась история проекта 705.

Запасной парашют

Из шести отсеков АПЛ обитаемых было лишь два, над одним из которых размещалась созданная в первый раз в мире всплывающая спасательная рубка-камера, рассчитанная на спасение всего экипажа (30 человек) кроме того с предельной глубины погружения (400 м).

Опередившие время

Ядерные подводные лодки проекта 705 имели возможность похвастаться фантастическими скоростными и множеством новшеств и манёвренными характеристиками: титановый корпус, реактор на стремительных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем и всецело автоматизированное управление всеми совокупностями корабля.

    Подводный металл Корпус лодки был изготовлен из титаного сплава, исходя из этого экспертам ЦНИИ сварки и металлов («Прометей») и ЦНИИ разработки судостроения было нужно создать соединения и специальные технологии сварки титановых подробностей, а металлургам — новые коррозионностойкие сплавы.

Жидкий металл

Ядерные суда — по сути пароходы, потому, что их гребные винты приводятся в перемещение паровыми турбинами. Но пар образуется не в простых котлах с топками, а в ядерных реакторах. Тепло радиоактивного распада передается от ядерного горючего в первом контуре охлаждения теплоносителю, в большинстве случаев воде под давлением (дабы поднять температуру до 200 °C и более), которая в один момент помогает и замедлителем нейтронов.

А теплоноситель уже передает тепло воде второго контура, испаряя ее. Но вода под давлением имеет собственные недочёты. Большое давление свидетельствует, что стены труб совокупности охлаждения первого контура реактора должны быть толстыми и прочными, а при разгерметизации первого контура радиоактивный пар попадает в самые труднодоступные места.

Одной из альтернатив есть применение реакторов на стремительных нейтронах с теплоносителем из легкоплавких металлов в их жидкой фазе — к примеру, натрия либо свинцово-висмутового сплава. теплоёмкость и Теплопроводность их существенно выше, чем у воды, их возможно нагревать до более больших температур без большого давления в первом контуре, что разрешает создавать весьма компактные реакторы.

Создатель статьи — бывший сотрудник НПО «Аврора», один из разработчиков устройств автоматики для первой умелой АПЛ проекта 705

Статья «Подводная альфа» размещена в издании «Популярная механика» (№140, июнь 2014).

Разная АМЕРИКАНСКАЯ реклама 50-х годов XX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Корветы проекта 20380

    На фото запечатлен второй корвет проекта 20380, взявший имя «Сообразительный». Сзади 100-мм артиллерийской установки возможно разглядеть крышки пусковых…

  • Опоздавшие навойну: ракетные танки

    «Объект 775» Из всех советских ракетных танков «Объект 775», созданный на ЧТЗ, более всего будет похожим обычный: у него имеется пушка и башня с нарезным…

  • Черная дыра: боевой корабль проекта 877

    Произойди что с данной техникой — и спастись будет весьма тяжело. Но, в случае если сказать не о астронавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских…

  • Цена свободы

    Алжирская война за независимость сейчас считается очень запутанным и неоднозначным событием. Ее итогом стало не только освобождение Алжира, но и…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: