Традиции глинки в русской музыки

М. И. ГЛИНКА. ( 1804 — 1857 )

Михаил Иванович Глинка — очень способный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской хорошей музыки — оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Отчизне, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Главные произведения: народно-смелая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Людмила и Руслан», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы.

4. ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»

Опера «Иван Сусанин» — смелая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о смелом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, на протяжении оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Главным действующим лицом есть народ.

В опере 4 действия и эпилог.

Первое воздействие — черта главных героев и русского народа.Традиции глинки в русской музыки Начинается широкой хоровой интродукцией, в которой два хора — мужской и женский.

Каватина и рондо Антониды раскрывают черты русской девушки — нежность, честность и простоту.

Трио «Не томи, родимый» передает грустные переживания храбрецов, строится на ясных интонациях муниципальных бытовых песен.

Второе воздействие -музыкальная черта поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, мазурка и вальс.

Третье воздействие.Песня Вани «Как мать убили» помогает музыкальной чёртом мальчика-сироты, близка русским народным песням.

Сцена Сусанина с поляками — превосходный пример драматически развивающегося ансамбля. Музыкальная черта поляков очерчена ритмами мазурки и полонеза. Музыкальная обращение Сусанина величава и полна преимущества.

Свадебный хор по собственному мелодическому складу близок русским свадебным величальным песням.

Песня-романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки» раскрывает достаток душевного мира девушки, тут слышатся интонации народных причитаний.

Четвертое воздействие.Речитатив и ария Сусанина — один из самые напряжённых драматичных эпизодов оперы. Тут до конца раскрывается образ патриота и героя. Музыка строга, сдержана и ясна.

Эпилог. Народ празднует победу над неприятелем. В последнем хоре «Славься» музыка величава и празднична.

Это придает ей черты гимна.

Народ славит погибших героев и родную землю.

Опера «Иван Сусанин» — произведение реалистическое, правдиво и честно повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы сильно повлиял на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА

Серьёзное место в творчестве Глинки занимают пьесы для оркестра. Все его произведения дешёвы широким весам слушателей, высокохудожественны и идеальны по форме.

Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848)представляет собой вариации на две русские народные темы. Темы эти контрастны. Первая из них — широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких».

Вторая тема — удалая русская плясовая «Камаринская».

Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, характерное народному исполнительству.

«Вальс-фантазия»- одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки.

В базе — задушевная тема, порывистая и устремленная. Основная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. С ней контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды.

Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность.

ПЕСНИ и РОМАНСЫ

Романсы Глинка писал всю жизнь. В них пленяет все: простота и искренность, сдержанность в выражении эмоций, строгость формы и классическая стройность, ясная гармония и красота мелодии.

Среди романсов Глинки возможно встретить различные жанры: бытовой романс «Бедный певец», драматическую балладу «Ночной смотр», дорожные песни «и» застольные, песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, марша.

Глинка придумывал романсы на стихи современных ему поэтов — Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» — «Попутная» песня «и Жаворонок» (сл. Н.Кукольника).

Романс на слова Пушкина «Я не забываю чудное мгновенье» — жемчужина русской певческой лирики. Относится к зрелому периоду творчества, исходя из этого так совсем в нем мастерство.

В собственных романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его современниками и предшественниками.

За собственную творческую деятельность, написал он не так уж и большое количество, но, как и Пушкин в области литературы, Михаил Глинка четко выяснил «русскую мелодию», а позже создал эту же русскую музыку достоянием всей всемирный культуры. Так же он «родил» всех очень способных последователей, каковые сделали Россию великим музыкальным страной на все времена и во все эры.

Русский музыкальный язык, благодаря Глинке купил аутентичность. Так как как раз из его творчества «возмужали» такие знаменитости, как Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Рахманинов, Гаврилин и Свиридов, Балакирев и Бородин. Радует, то, что еще сейчас «глинковские» традиции еще имеют влияние на то, как и что выполнять, как и что учить молодым музыкантам в русских школах и училищах.

Такие оперы Михаила Глинки, как «Жизнь за царя» и «Людмила и Руслан» разрешили «покажется на свет» двум направлениям русской оперы — музыкальная опера и народная драма-былина либо опера-сказка. Базой же русского симфонизма были такие произведения, как «Камаринская», «Испанские увертюры». И, конечно же, не следует забывать, что базой для национально гимна РФ стала композиция «Патриотическая песня» Михаила Ивановича.

Но позднее РФ возвратили гимн СССР, подправив текст, учитывая новую действительность.

Современному поколению молодежи не следует забывать такую значащую для всемирный культуры фамилию, как Михаил Иванович Глинка. В честь этого композитора названы многие улицы нашей страны, названы консерватории и музеи, музыкальные училища и театры. А в первой половине 70-ых годов XX века астролог Людмила Тёмных, по окончании того, как открыла малую планету, дала ей наименование в честь Михаила Ивановича – 2205 Glinka.

На планете Меркурий именем русского композитора назвали кратер.

22.Сравнительная черта романтизма и классицизма.

Параметр сравнения Классицизм Романтизм
период 18 век 19век
Преобладающий вид мастерства Архитектура, литература (театр) Музыка, литераткра
Соотношение рационального и эмоцион. Рациональный Эмоциональное (разум ошибается, чувство ни при каких обстоятельствах.)
Формы Строгая соразмарная Тикучая ,свободная, нет строгой схемы.
жанр Большие :оперы,Сонаты,концерты, исмфонии. Миниатюры, этюды,экспромты,музыкальные моменты.
содержание Обобщенное Субъективно — личностные
Програмность, опр. Заглавия. Не характерна Часть видится
тематизм Инструментальный певческий
Национальный калорит Распознан не ярко Поднятие собственного эмоц. Сознания, характерно воспиван. Собственной культуры.

23.Особенности трактовки Сонатно – симфонического цикла к зарубежных композиторов 18-19 века.

Семантика тональностей.

С барокко значение тональностей не все имеют, но имеется знаковые.

Бах:h –moll –смертьD – dur—радость =померные месса h-moll

Чайковскийh –moll – тон-сть рока.

Fis –moll,D –Dur?h –moll предвестие смерти.

Хорошие:d –moll –потетическая,Бетховен.пр.Шопена,Симф №5

F moll –аппасионата;

d moll – моцарт реквием –ужасный.

F dur — пастаральная

Романтизм e moll элегия Шопен, Глинка не соблазняй.

Des dur тон-ть идеал.любви,грезы

E Dur любовь земная, настоящая.

C Dur-белая, невинность.

Опера Иван Сусанин Жизнь за царя


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: