«Твиттер» великой войны: весточки с фронта и их контекст

Герои войны

Как смотрелись бы микроблоги исторических личностей прошлого, будь они отечественными современниками? Был бы ежедневник императора Николая II популярен, поверяй он собственные мысли не бумаге, а «Твиттеру»? Юмористические стилизации на эту тему сейчас достаточно популярны в сети.

Но для чего выдумывать остроумные записи в духе прошлого, в случае если возможно обратиться к настоящим историческим источникам?

К примеру, осевшие в архивах письма с фронтов Первой Мировой полны увлекательных примет времени, ужасных и курьёзных выражений. Иногда они оказываются более информативными, нежели массивы статистики. И если бы веком ранее существовали интернет и «Твиттер», а цензура была терпимее, эти цитаты в полной мере имели возможность бы стать крылатыми.

Кроме того пара из них разрешают в этом убедиться.

О пользе отступления

«Наступать прекрасно, а отступать ещё лучше…»

[Сын Вася — Фёдору Кузьмичу Храмцову,
не позднее 01.08.1915]

В случае если высказать предположение, что создатель письма нёс военную службу на Юго-Западном фронте, то обращение в его письме очевидно шла о «Великом отступлении» русской армии 1915 года. Сейчас данный тяжёлый кризис сложно назвать лучшим вариантом развития обстановки. Так как в течение лета были покинуты Галиция, Лифляндия, территория Царства Польского — армия спасалась ценой неимоверных огромных утрат и усилий.

Крепость Новогеоргиевск была принесена в жертву данной цели, а прославленный Осовец было нужно эвакуировать. Отчего же у Васи было иное вывод на этот счёт?

«Твиттер» великой войны: весточки с фронта и их контекст
Воины одной из военных частей за перевозкой полкового имущества в повозках. 1915 год.
http://humus.livejournal.com

Быть может, это растолковывает крестьянский менталитет и характерное ему восприятие армейских кампаний как сельской страды. Если судить по источникам, кроме того на протяжении отступления воины были приободрены. Наблюдался и спад слухов о скором мире.

Исследователь А. Б. Асташов подмечает и второй нюанс: либеральная оппозиция летом 1915 года не брала в расчёт хорошие настроения воинов. Предполагалось, что провал фронта повергнет армию в уныние, сделав субъектом политической борьбы.

Власть же благодаря цензурным сводкам с театра боевых действий знала: воины в массе собственной бодры, радостны. И оттого не стремилась идти на уступки общественности. Остаётся только сохранять надежду, что Васю и в будущем не покидало хорошее настроение, а его фронтовой путь был успешен.

«Хорошие новости»

«Мы имеем весьма хорошие новости. Фишель в плену. Яша в плену, отечественный Ицко в плену».

[Могилёв-Подольский — Шнереру,
500-я пешая Калужская дружина, не позднее 10.12.1915]

Вряд ли отправителю доставил такую радость сам по себе факт пленения родных людей. Вероятнее, их вычисляли погибшими в сражении. Так как солдаты иудейского вероисповедания в рядах Русской императорской армии сражались мужественно и достойно, наровне с другими народностями.

Наряду с этим в русском обществе ещё с конца XIX века отношение к имперским подданным-иудеям было на большом растоянии от хорошего. В 1910 году заведующий законодательным отделом канцелярии Армейского министерства генерал Н. Н. Янушкевич выдвинул предложение изъять иудеев из состава армии, что, согласно его точке зрения, было «вероятно только при условии совершенного удаления иудеев из пределов отчизны либо путём возложения на них финансового налога».

Столь радикальные меры обосновывались сведениями о многочисленном недоборе в армию иудеев-новобранцев в 1901–1908 годах и о словно бы бы большом количестве иудеев-воинов, сдавшихся в плен на протяжении недавней Русско-японской войны. «В той самой Маньчжурии, в которой умерлиболее чем двадцати тысяч иудейских солдат, окончивший работу иудейский воин, случайно оставшийся в живых, не был в праве жительства. Его на данный момент же выселяли», — возмущался в мемуарах генерал М. В. Грулев.

Раввин проводит работу для иудейских воинов русской армии в германском плену

Как бы то ни было, более трёх тысяч воинов-иудеев в годы Первой Мировой были награждены Символами отличия Армейского ордена Св. Георгия, десятки заслужили полный бант георгиевских крестов.

Под защитой Спасителя

«А у нас новость вот какая, одному рядовому приговорено было 16 розок, в этот самый момент же желали привести в выполнение приказали ему снять брюки, но заметили на …опе, что нарисован Спаситель, через что и не стали его безпокоить».

[Рядовой, 290-й пехотный Валуйский полк — брату,
не позднее 12.03.1916]

Неизвестно, был ли находчивый нижний чин наказан за такое святотатство. Подобные выходки более известны из последующего уголовной субкультуры и советского периода той поры. не меньше характерен исторический миф о татуировках с профилем Сталина на груди в качестве оберега.

Такие наколки якобы разрешали приговорённым к высшей мере наказания избежать расстрела — так как нельзя стрелять в лицо вождя!

Через строй: наказание шпицрутенами в русской армии времён царствования императора Николая I. Картина Шарля Мишеля в один раз. Париж, 1845. 70 лет спустя сюжет картины был бы иным. http://www.grafika.ru/

В конечном итоге столь жёсткие решения суда приводились в выполнение в противном случае. Начиная с 1920-х годов установилась необычная традиция — убивать пулей в затылок, отмечает историк А. Г. Тепляков. Прославленная Владимиром Высоцким «наколка времён культа личности» — это явление народного фольклора.

Ну, а его первопроходцем в действительности выясняется малоизвестный воин Первой мировой!

Крылья Смерти

«…Какое острое чувство мы авиаторы испытываем кружась в неприятельских разрывах над громадным городом. Сто тысяч в противном случае и больше ненавидят тебя в эту 60 секунд, просят твоей смерти и опасаются. Ты ощущаешь собственную силу и это доставляет невыразимое удовольствие».

[Хинцинский, 26-й корпусной летный отряд — Хинцинской, Житомир, не позднее 20.07.1916]

Летнаб, штабс-капитан Хинцинский точно прочувствовал отношение участников и современников Великой войны к авиации соперника, чьим бы оно ни было. На западе газеты пестрели так войны будущего: эскадрилья самолётов производит над городом газ, в клубах которого появляется образ огромной Смерти с косой. Русские воины принимали аэропланы практически враждебно.

Невиданная бронетехника символизировала превосходство неприятеля в воздухе, считалась чуть ли не творением нечистой силы. Появление аэроплана в небе, будь он собственный либо вражеский, имело возможность привести к панике на позициях. Из этого проистекали и случаи стрельбы по собственной авиации.

Тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» в полёте
Женитьба по объявлению

«…Объявление в газете молодым девушкам: имею честь письменно представиться к семейственной судьбе. Мне всего 27 лет, холостой человек».

[52-я артиллерийская бригада, не позднее 15.12.1916]

Исследователи военной повседневности 1914–1918 годов отмечают, что Первая мировая серьёзно оказала влияние на целый уклад супружеской жизни русского крестьянства. Ранее семьи расставались на продолжительный срок при отходничестве мужчин на доходы. Сейчас реалии войны не просто оторвали мужей от жён, но и подталкивали их кроме того к пересмотру собственного домашнего положения.

Русские воины пишут письм

д/ф Ощущение войны


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: