Условные препятствия к браку

Кроме полных препятствий к браку, существуют так именуемые условные препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных либо духовных их связей.

1. Отсутствие близкого родного родства между невестой и женихом — нужное условие при вступлении в законный брак. Это относится не только к лицам, рожденным в браке , но и к незаконнорождённым детям. Близость родного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между сыном и отцом, между сыном и матерью — одна степень родного родства, между внуком и дедом — две степени, между племянником и дядей — три.

Последовательность степеней, следующих друг за другом, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, в то время, когда идет от данного лица к его предкам, и нисходящей, в то время, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначальника, связаны боковыми линиями (к примеру, дядя и племянник; двоюродные и троюродные братья).

Для определения степени родного родства направляться установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных сестёр и братьев связывает родство в 6 степени, троюродного дядю с племянницей — родство в 7 степени.Условные препятствия к браку

Наличие близкого родного родства рассматривается как препятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает браки до 3 степени родного бокового родства (Лев. 18:7-17, 20, 17).

У римлян браки между лицами, связанными родным родством по восходящей и нисходящей линиям, запрещались непременно. Запрещались и браки между родственниками по боковым линиям, каковые удалены от общего родоначальника на различное число степеней родства (к примеру, племянница и дядя, двоюродный племянник и двоюродная тётя). В отдельные времена данный запрет распространялся на двоюродных брата и сестру.

В Христианской Церкви браки между лицами, связанными родным родством по прямой линии, строго запрещались. 19 Апостольское правило гласит: Имевший в супружестве двух сестер либо племянницу не может быть в клире. Значит, брак между лицами, находящимися в 3 степени бокового родства, рассматривался в Старой Церкви как недозволительный.

Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между сестрой и двоюродным братом (прав. 54).

В Эклоге императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится кроме этого запрещение браков между сестрой и троюродным братом, т.е. находящимися в 6 степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел непременно расторгать браки между лицами, пребывавшими в 7 степени бокового родного родства.

В Российской Федерации эти позднейшие греческие нормы не смотря на то, что и признавались законными, но не соблюдались практически. 19 января 1810 г. Святейший Синод издает указ, в соответствии с которому непременно запрещались и подлежали расторжению браки, осуждённые между лицами, пребывающими в 4 степени бокового родного родства. Браки между родственниками в 5 и 7 степенях не только не расторгались, но кроме того могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.

2. Кроме взаимоотношений родного родства, препятствием к браку помогают отношения свойства. Они появляются из сближения двух родов через брак их участников. Свойство приравнивается к родному родству, потому что жена и муж — одна плоть.

Свойственниками являются: зять и тесть, невестка и свекровь, падчерица и отчим, зять и шурин.

Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между женой и мужем, связывающими их, степени не существует. Так, зять и тёща пребывают в 1 степени свойства, деверь и невестка — во 2, племянница жены и племянник мужа — в шестой степени свойства; тётка мужа и двоюродный брат жены — в 7 степени. Такое свойство именуется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. в то время, когда через два брака соединяются три рода. К примеру, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая степень трехродного свойства; между этим второй женой и лицом его тестя (не матерью его жены) — 1 степень трехродного свойства.

Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, пребывающими в 4 степени родства, но и в 4 степени бокового свойства: Аще кто совокупляется в общение брака со собственной двоюродною сестрою, либо аще сын и отец с материю и дщерью, либо с двема девами сестрами сын и отец, либо с двумя братиями дщерь и матерь, либо два брата с двумя сестрами: да подвергаются епитимии и правилу, очевидно по разлучении их от беззаконнаго супружества (прав. 54).

В Х веке при Константинопольском Патриархе Сисинии синодальным актом были запрещены браки между лицами, пребывающими в 6 степени свойства. Указанный акт вошел в 51 главу отечественной Кормчей. Доктор наук И.С.

Бердников отмечал по этому поводу: Седьмая степень не считалась препятствием к браку.

Но, на запрещение либо дозволение брака в отдельных степенях свойства (6 и 7) имела влияние не одна сравнительная величина степени, но да и то мысль, дабы при дозволения брака не последовало смешения родственных отношений и имён, другими словами дабы старшие родственники не были благодаря брака на месте младших, не поступили в родственное подчинение последним… Так, к примеру, если бы племянник и дядя захотели вступить в брак, первый — с теткой, а последний — с ее племянницей, то, не обращая внимания на то, что любой из них в 6-й степени свойства, брак им дозволяется, по причине того, что и по окончании брака дядя остался бы дядей, племянник племянником… Если бы в этом случае дядя женился не на тетке, а на племяннице, то затем племяннику не было возможности бы жениться на тетке жены. Не смотря на то, что степень родства оставалась бы та же самая, но чрез данный брак… дядя по родству родному сделался бы племянником собственного племянника по свойству [1].

Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 г. абсолютный запрет браков между двухродными свойственниками распространился только до 4-й степени (в соответствии с 54 правилом Трулльского Собора).

Что касается трехродного свойства, то впредь до XIV столетия запрещались браки только в первой степени, да и то только в двух случаях: между женой пасынка и отчимом; между мужем падчерицы и мачехой. Но в Синтагме Властаря запрещались уже браки между лицами, состоящими и в 3 степени трехродного свойства. В Российской Федерации указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, пребывающими в 1 степени трехродного свойства, а довольно последующих степеней (впредь до четвертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи смогут разрешать такие браки по уважительным обстоятельствам.

Не считая свойства в собственном смысле церковное право знает еще так именуемое фиктивное свойство. Оно появляется между родственниками обрученных лиц. Потому, что Церковь приравнивает обручение к браку, то и фиктивное свойство являлось препятствием к браку между лицами, пребывающими в тех же степенях, что и при настоящем свойстве.

Помимо этого, родственники разведенных супругов также пребывали в отношениях фиктивного свойства.

Византийское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1 степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака.

3. Препятствием к браку есть кроме этого и наличие духовного родства. Духовное родство появляется благодаря восприятия новокрещенного от купели Крещения. По окончании того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что нет ничего, что может в таковой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это.

Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между родителями и восприемниками воспринятых. В Базилике запрещение браков между лицами, пребывающими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на данной особе, по причине того, что она ему дочь, ни на ее матери либо дочери. Неимеетвозможности кроме этого жениться на перечисленных лицах и сын восприемника.

Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно родному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти выяснены лишь по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии только в первой степени — мать воспринятого и восприемника.

Но в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку только в отношениях между восприемником и восприемницей, и родителями последнего. В это же время, по законам Греческой Церкви, не только духовные сестра и брат, т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не смогут вступать в брак.

4. Препятствие к браку появляется из взаимоотношений так именуемого гражданского родства — усыновления. В Византии и Риме, входя в семью через усыновление, усыновленный не имел возможности вступать в брак с ближними родственниками усыновителей. Но данный запрет был настоящ лишь до гражданской эмансипации усыновленного либо удочеренной.

В девятом веке, при императоре Льве Философе, введена была церковная форма усыновления. Лев Философ постановил, дабы усыновленные через церковный обряд не вступали в брак с родными детьми усыновителя и по окончании прекращения усыновления в связи со смертью последнего. Потом в Византии установилась практика запрещать браки в родстве по усыновлению до 7 степени.

В Российской Федерации усыновление производилось в гражданском, а не церковном порядке, и исходя из этого формально не считалось препятствием к браку. Но, как отмечал доктор наук А.С. Павлов, из этого быстро было бы заключать о совершенном несуществовании для того чтобы препятствия.

Уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью либо усыновленному сыну с дочерью и матерью усыновителя. В этом количестве родство по усыновлению согласится абсолютным препятствием к браку в законодательстве всех христианских народов [2].

5. Обоюдное согласие вступающих в брак есть непременным условием действительности и законности брака. В чинопоследование Таинства Брака внесены вопросы о том, вступают ли невеста и жених в брак вольно и непринужденно. Исходя из этого браки, осуждённые по принуждению, будут считаться недействительными.

Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, к примеру, угрозы, шантаж.

6. Ответственное условие для признания действительности брака — единство религии. Оно было нужно и в соответствии с римским брачным правом. Слова апостола Павла: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Потому что какое общение праведности с бесправием? Что неспециализированного у света со тьмою? (2 Кор.

6:14), древние Отцы Церкви и христианские писатели (Тертуллиан, св.

Киприан, блаж, Феодорит, блаж. Августин) обнаружили имеющими отношение и к браку между верными и неверными. Тертуллиан именовал брачную сообщение с язычниками блудом и вычислял честным отлучать христиан, вступивших в брак с язычниками, от церковного общения. Старая Церковь запрещала и браки православных с еретиками: Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей собственных брачным альянсом с еретиками (10 прав. Лаод.

Соб).

Эта норма повторена и в 72 каноне Трулльского Собора: Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет что-то таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не жёстким, и незаконное сожитие расторгати. Потому что не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников.

Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен.

Но в том же правиле Отцы Собора, ссылаясь на слова апостола Павла (1 Кор. 7:14) не требуют расторжения брака, осуждённого вне Церкви, в то время, когда один из супругов обращается в правую веру: Но аще кое-какие, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою браком , позже един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не хотя воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, либо наоборот мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится бо супруг неверен о жене, и святится супруга неверна о муже.

В Российской Федерации в досинодальную эру строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 г. у нас стали дозволяться браки православных с католиками, армянами и протестантами. В соответствии с уставу Духовной Консистории (ст.

27), при таких условиях вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям православное воспитание.

И в остальных случаях судьбы христиане руководствовались словами апостола Павла: В случае если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и супруга, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; потому что неверующий супруг освящается женою (верующею), и супруга неверующая освящается мужем (верующим) (1 Кор. 7:12-14).

Итак, одни из рассмотренных нами препятствий к браку абсолютен, а другие — условный. Как писал епископ Далматинский Никодим (Милаш), при условной незаконности брака он бывает потом признан законным, в случае если при его заключении были такие препятствия, каковые возможно устранить без нарушения базы брака. Это не редкость:

1. в то время, когда брак заключен раньше установленного законом возраста, а в это же время жены уже достигли этого возраста;

2. в то время, когда на протяжении заключения брака один из супругов был неспособен к выполнению супружеских обязанностей, а после этого излечился от недуга;

3. в то время, когда при заключении брака один из супругов в умственном отношении был болен, а после этого выздоровел и в полном сознании изъявил согласие на брак;

4. в то время, когда при заключении брака было употреблено над известным лицом принуждение, угроза либо обман, но затем лицо заявило о собственном необязательном согласии на брак;

5. в то время, когда старшие не дали собственного согласия на брак, а позже дали согласие;

6. в то время, когда венчание было совершено без оглашения, но потом получено дозволение;

7. в то время, когда брак был заключен между крещеным и некрещеным лицом, которое позже приняло крещение [3].

Право на признание законности таких браков в собственности той церковной власти, к компетенции которой относится ответ брачных дел.

В наши дни церковный брак лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака лишь по окончании того, как будет оформлен гражданский брак в органах записи актов гражданского состояния (загса). Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи.

Многие из канонических препятствий к заключению брака являются препятствиями для брака и с позиций гражданских законов: отсутствие обоюдного согласия, слабоумие, несовершеннолетие, наличие близкого родного родства. Что же касается тех канонических препятствий, каковые в гражданском законодательстве не будут считаться таковыми, то при обнаружении их священник может надеяться только на признание самих вступающих в брак либо заинтересованных лиц. На проведение же дознания, предусмотренного церковным законодательством синодальной эры, священник не уполномочен, да и не имеет таковой возможности.

Брачное право испытывает недостаток в важном его изучении применительно к событиям секуляризованной эры, в которой, быть может, более надежным ориентиром могут служить нормы доконстантиновской эры (Старой Церкви), чем нормы византийской эры, в то время, когда в религиозном отношении общество отличалось собственной однородностью.

1. Бердников И.С. Указ. соч. С. 81-82. ^

2. Павлов А.С. Указ. соч. С. 358. ^

3. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 628. ^

Фиктивные браки превратились в прибыльный бизнес


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: