Препятствия социального характера

Одни из них касаются домашнего положения ставленника, другие — его обязанностей перед страной, третьи — его публичной репутации.

В отличие от католического права, православное церковное право не признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В 8 правиле св. Никифора Исповедника, которое помещено в Пидалионе и Афинской Синтагме, сообщено: Дети, рожденные от наложниц либо второбрачных либо третьебрачных, в случае если выполняют жизнь хорошую священства, смогут быть священниками.

Исходя из этого неосновательно суждение Н.С. Суворова, который считал, что в восточном каноническом праве требование от посвящаемого законнорожденности всего лишь не высказано с таковой ясностью, как в западном [1]. В восточном церковном праве для того чтобы требования не существует вовсе.

К тому же, не принимая к сведенью происхождение рукополагаемого, Церковь предъявляет строгие требования, касающиеся его поведения в браке.

Церковные законы не допускают в клир второбрачных. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, либо наложницу имел, тот неимеетвозможности быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже по большому счету в перечне Священнаго чина, — гласит 17 Апостольское правило.Препятствия социального характера

Разъясняя данный канон, Зонара отмечал: Мы верим, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не мешает крещенному быти произведенным в священство. Но кто по окончании крещения совершит блуд, либо вступит в два брака, тот согласится недостойным никакой степени священства.

Требование абсолютной моногамии Церковь предъявляла к кандидатам священства издревле. Александрийский Патриарх св. Иоанн Милостивый в 641 г. в ответ второбрачному богачу, дававшему слово в признательность за посвящение его в диаконы пожертвовать солидную сумму на голодающих, сообщил: Лучше погасить солнце, чем нарушить Божественный закон.

А Киевский митрополит Петр Могила в 1663 г. ответил шляхтичам, просившим не лишать второбрачных сана: Я не имел возможность это сделать, если бы это сообщил и ангел с неба [2].

Потому, что от ставленника требуется полная моногамия, кроме того брак на вдове либо даме, покинутой своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, образовывает препятствие к священству. 18 Апостольское правило гласит: Вземший в супружество вдову, либо отверженную от супружества, либо блудницу, либо рабыню, либо позорищную (актрису. — В. Ц.) неимеетвозможности быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже по большому счету в перечне священнаго чина.

Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии: Аще супруга некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том очевидно, то он неимеетвозможности прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он обязан развестися с нею, Аще же сожительствует, неимеетвозможности касатися служения, ему порученнаго (8 прав. Неокес.

Соб.).

Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, вместе с тем беспорочным и в других отношениях. На основании 19 Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей — племянницей. А 36 (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и по большому счету с неправославными женами.

Все эти требования относятся только к низшим клирикам, пресвитерам и диаконам, потому что для епископов, в соответствии с 13 правилу Трулльского Собора, необходимым есть безбрачие.

В Католической церкви со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Но, в Римской церкви целибат утвердился раньше, в то время, когда она еще хранила единство со Мировым Православием, не смотря на то, что обязательность его и отвергается канонами (13 прав. Трулл. Соб.),

Кандидат священства должен быть свободен от выполнения таких обязанностей перед страной, каковые несовместимы со священнослужением.

В соответствии с 81 Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, либо пресвитерам, заниматься делами народного управления, а 83 Апостольское правило гласит: Епископ либо пресвитер либо диакон, в воинском деле упражняющийся, и желающий удержати обое, другими словами римское руководство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Потому что Кесарева Кесареви, и Божия Богови.

В древности, в то время, когда существовало рабство, рабам также возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое крепостные и время не допускались до рукоположения. Не смогут быть кандидатами лица и священства, лишенные свободы по судебным решениям суда.

Клирики обязательно должны иметь хорошую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, Надлежит ему (епископу) кроме этого иметь хорошее свидетельство от внешних, дабы не впасть в сеть и нарекание диавольскую (I Тим. 3:7).

Исходя из этого кандидатами священства не смогут быть лица, занятые профессиями, каковые будут считаться не хватает почтенными в обществе: ростовщики (14 прав. Вас.

Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф. Соб.), содержатели игорных домов.

Все вышеперечисленные препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют абсолютного значения. Исходя из этого при необходимости либо ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью смогут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно довольно часто делаются довольно канонического возраста ставленника.

1. Суворов Н. Указ. соч. С. 338. ^

2. Цит. по: Троицкий С.В. Указ. соч. С. 169. ^

Опробования кандидатов

Не о всех препятствиях к рукоположению того либо иного лица возможно известно. Исходя из этого каноны предписывают подвергать ставленников предварительному опробованию: или публично, в присутствии всей общины (7 прав. Феоф. Алекс.), или тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (9 прав. Неокес.

Соб; 9 прав. Ник.

Соб.).

Для ставленнической исповеди назначаются особенные духовники, каковые свидетельствуют перед архиереем об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству. В случае если же по окончании исповеди обнаружатся пороки, не открытые духовнику, то в зависимости от их тяжести, рукоположенный, в соответствии с канонам, подлежит или извержению из сана, или запрещению священнодействовать (2, 9, 10 прав. Ник.

Соб; 9 прав.

Неокес. Соб.).

О преимуществе кандидата священства свидетельствует и церковный народ. В чине хиротонии иподиакон, перед тем как ввести ставленника в алтарь, обращается к народу со словом повелите.

Народ же, в лице хора, пением аксиос свидетельствует преимущество рукоположенного, не смотря на то, что, само собой разумеется, сейчас это лишь литургические знаки.

Опробование ставленника для обнаружения наличия у него знаний, нужных для служения, производится или архиереем, или намерено назначенным на то экзаменатором.

Ставленник во епископа в чине наречения празднично исповедует православные догматы, являя тем самым перед сонмом епископов, клириков и народом чистоту собственной веры.

Торсунов О.Г. Сила характера — Ваш успех 22.02.2016 (София, Болгария) 03


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Препятствия духовного характера

    Они связаны или с недочётами веры у ставленника, или с его нравственными пороками, или, наконец, с отсутствием нужных знаний. Вера кандидата священства…

  • Препятствия физического характера

    Среди них одни связаны с возрастом, а другие — с состоянием организма либо телесными недочётами ставленника. Для выполнения иерархического а также…

  • Условные препятствия к браку

    Кроме полных препятствий к браку, существуют так именуемые условные препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных либо…

  • Права и привилегии клириков

    Рукоположение наделяет принявших его не только особенными благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо,…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: