Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека

История отечественной культуры

Понятие культуры. Её функции. 2

История культуры Старой Руси 9-17 в. 2

Славянское язычество. 2

Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека. 3

Известные личности в истории культуры старой Руси. 3

История художественной культуры старой Руси. 3

Литература. 3

Архитектура. 4

Живопись. 4

Музыка. 4

История отечественной культуры нового времени кон.16 – нач.19 столетий. 4

Значение реформ Петра 1 для истории культуры России. 4

Традиции русского меценатства. 5

Русская культура серебряного века. 5

Неспециализированная черта. 5

наука и Образование. 5

Литература. 6

Живопись. 6

Архитектура. 6

Русская культура 20-30-х годов 20 века. 6

Понятие культуры. Её функции

Культура(лат. «возделывать», «обрабатывать») – совокупность исторически накопленных материальных ценностей и духовных, служащих человечеству, и защищающих его будущее.

Культуру возможно разглядывать с позиций:

  • времени (древняя, средневековье; ренесанса, барокко и т.д.);
  • территориального показателя (национальная культура);

Функции культуры – это те роли, каковые они делают по отношению к обществу людей:

1) гуманистическая (человеко-творческая);

2) функция трансляции (передачи) социального опыта;

3) регулятивная (нормативная) – поддержание в обществе

4) познавательная (гносеологическая) – передача и накопление знаний, проявление интеллекта;

5) знаковая (семиотическая) – располагая совокупностью знаков, культура предполагает владение и освоение совокупностями:

  • литературный язык;
  • музыка;
  • живопись;
  • знаки и термины наук;
  • жесты, манеры;
  • явления в природе.

6) ценностная (аксеологическая) – формирует у человека ценностные потребности и ориентацию. По их уровню делают выводы о культуре человека.

История культуры Старой Руси 9-17 в.

Славянское язычество

«Язычество» имеет литературное происхождение от церковно-славянского слова «языцы» — «народы», т.е. это народная религия, создаваемая народом в течение столетий.

Все язычества объединяет комплекс обрядов, вер, представлений, каковые растолковывают явления окружающего мира, природы, и являются средством (для язычников) действия на неё.

Славянское язычество берет начало в глубокой древности, и основано на первобытных верах человека.

Славяне верили во множество потусторонних сущностей и богов.

Главные славянские всевышние:

  • Сворог – всевышний-отец, небо;
  • Маккош – женское начало, дарительница урожая;
  • Ярило – всевышний солнца;
  • Перун – всевышний молний;
  • Сворожич – всевышний огня.

и т.д.

У славян-язычников было принято в честь всевышних выполнять жертвоприношения (кровавые и бескровные) – это был основной языческий обряд.

Капище– места для поклонения и жертвоприношений всевышним на Старой Руси. Пребывали в труднодоступных местах, в местах «силы» (где были разные священные предметы). Около таких мест размешались хижины, изображения птиц, зверей, красочно раскрашенных.

Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека
Во времена язычества сложилась целая совокупность графических изображений, обозначавших то либо иное явление (засеянная почва, пламя и т.д.) либо всевышнего.

Эти знаки стали выполнять обереговую функцию, их легко рассмотреть на национальных русских костюмах. Эту функцию делали кроме этого кое-какие предметы (подковы, пояса, ключи, замки).

Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека

Культурно-исторический тип – совокупность взоров, привычек, понятий, складывающихся под влиянием условий судьбы, религии, социально-исторических факторов.

Православие было принято в Киевской Руси в 988 г. по велению князя Владимира (Владимир Красно-солнышко). Южные регионы Руси легко приняли православие, а северные – нет.

Под влиянием православной веры сложился психотип русского человека, основанный на таких качествах как: терпение, готовность к самопожертвованию, вере в безотносительное добро, предпочтение духовного мира материальному.

В восточно-христианской культуре земное существование человека рассматривается как эпизод на пороге вечной судьбе. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные рвения к благочестию и смирению, и ощущению аскетизме и собственной греховности.

С православием на Русь была принесена мысль соборности — единодушие, согласие, коллективное жизнетворчество.

Православие, духовно организуя быт русского народа, содействовало усвоению совокупности духовных сокровищ, которая наложилась на языческую культуру, и стало причиной формированию особенного типа русского человека (иоанновский, мессианский тип). Таковой человек желает функционировать неизменно во имя чего-то полного.

Национальная идея России. Главное предназначение русского человека. Виталий Сундаков


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: