Xi. дополнение. ритуал освящения субботы (кидуш)

Канун Шабата не просто является преддверием к субботнему отдыху; ему предназначена особенная, ключевая роль. В пятницу любой послеполуденный час знаменует новый этапа напряженном ожидании перехода от шести будних дней семь дней к священному седьмому дню. С приходом вечера наступает кульминационный момент перехода от будней к празднику.

Этo — последняя ступень в ходе восхождения на тот уровень бытия, что возвышается над шестью днями труда и над временем по большому счету.

Это высокое свойство Шабата связано с Б-жественным проявлением сфиры Малхут, воображающей Шхину. Сфира Малхут подводит результат всему, являясь собственного рода хранилищем всех случившихся событий, помимо этого, она связана с первой из сфирот- Кетер (корона).

Из этого — неоднозначное значение субботнего вечера: с одной стороны, это подведение итога всей деятельности человека и всем событиям, каковые случились за прошлую неделю, и в этом — проявление сфиры Малхут; с другой — это зарождение новой семь дней, и в этом — проявление сфиры Кетер. Сфира Малхут — либо Шхина — это проявление Б-жественной власти в отечественном мире.

У Шхины имеется семьдесят имен, каждое из которых высказывает особенное свойство безграничной сфиры Малхут, потому что семь дней семь дней соответствуют семи сфирот: Гвура, Хесед, Тиферет, Год, Нецах, Йесод и Малхут; причем сфира Малхут есть выражением этих сфирот, любая из которых, со своей стороны, включает в себя все десять сфирот.Xi. дополнение. ритуал освящения субботы (кидуш) Так, в сфире Малхут находятся семьдесят их сочетаний. Исходя из этого число семьдесят играется очень ключевую роль в ритуале встречи Шабата.

Все проявления Шхины объединяет особенное свойство, присущее им: в них воплощено женское начало. Этим разъясняется то событие, что знаки ритуала встречи Шабата связаны с женской природой; это подчеркивает роль дамы и как воплощения женского начала, свойственного совокупности миров, и просто — как хозяйки иудейского дома.

Незадолго до наступления Шабата возможно замечать, как дом преобразовывается в святилище. На стол кладут белые субботние халы, каковые символизируют двенадцать хлебов, возлагавшихся в Храме; горящие свечи напоминают о храмовой меноре; сам стол есть подобием алтаря, потому что вкушение пищи подобно жертвоприношению — цель трапезы в том, дабы набраться новых сил для служения Всевышнему. Как и жертвоприношение, она отражает связь между материальным и духовным.

Это сходство с особенной силой проявляется в Шабат, в то время, когда торжественный ужин делается священнодействием, объединяющим в ходе выполнения заповеди святость и материю. На столе на протяжении трапезы должна быть соль, потому что она пребывала на храмовом алтаре в знак того, что Альянс между его народом и Всевышним вечен* (— Соль не портится и употребляется для консервирования вторых продуктов, исходя из этого в иудаизме она есть знаком долговечности и надёжности —).

Свечи, зажженные хозяйкой дома в знак святости Шабата, — воплощение духовного света, что несет в себе данный сутки; помимо этого, они подчеркивают особенную роль дамы, символизирующей сфиру Малхут, Шхину. На столе лежат две халы (в некоторых семьях пекут двенадцать хал), напоминающие, среди другого, и о хлебе небесном — манне, которая на протяжении скитаний иудеев в пустыне выпадала во все дни, не считая субботы, но в пятницу-в двойном количестве. Салфетки, которыми накрыты эти халы, напоминают о росе, покрывавшей выпавшую манну.

Перед тем, как приступить к ритуалу освящения субботы, что именуется кидуш, поют песню, прославляющую даму, выполненную бессчётных преимуществ. С одной стороны, это гимн в честь хозяйки дома, с другой — хвала, воздаваемая Шхине, сфире Малхут, которая есть выражением женского начала в мироздании. Затем просматривают один из псалмов Давида, главный мотив которого — спокойная уверенность человека, находящегося под защитой Всевышнего.

За этим приступают к самой церемонии кидуша.

С позиций Галахи кидуш имеется выполнение четвертой из десяти заповедей, начертанных Всевышним на Скрижалях Завета: не забывай сутки субботний, освящай его. Исходя из этого в начале шабата должен быть совершен акт отделения, освящения, призванный выделить различие между будними днями семь дней и священным днем, — особенное воздействие, приводящее душу в состояние особой восприимчивости и возвышенного покоя к святости. Потому, что в иудаизме имеется неспециализированный принцип: все относящееся к сфере духовного должно, по мере возможности, связываться с определенными, конкретными действиями, — на протяжении кидуша мы выпиваем вино, и это напоминает нам о возлияниях вина на храмовый алтарь на протяжении субботних жертвоприношений.

Бокал для кидуша символизирует отечественный мир, что, подобно сосуду, принимает в себя благословение. Числовое значение (гиматрия) слова кос (бокал) то же, что и у Имени Всевышнего — Элоким, которое связано с проявлениями Б-жественного в материальном мире. В бокал данный струится вино, символизирующее щедрость, благословение и изобилие.

Гиматрия слова яин (вино) — семьдесят; это число, которое связано с вечером Шабата.

Красное вино, среди другого, есть знаком строгого суда — изюминки сфиры Гвура. По окончании того, как бокал наполнен, в том направлении додают мало воды, символизирующей сфиру Хесед-милосердие и любовь; появившаяся смесь олицетворяет равновесие и гармонию между сфирой Хесед и сфирой Гвура. Полный бокал ставят на ладонь правой руки, обхватив его снизу пятью пальцами так, что бокал делается похож на розу о пяти лепестках; а роза- один из знаков сфиры Малхут, Шхины.

Тут наступает момент для произнесения самой молитвы кидуш.

Кидуш складывается из двух частей. Сперва просматривают отрывок из Торы (Брейшит, 2:1-3), где в первый раз упоминается Шабат, после этого переходят ко второй половине — молитве, составленной мудрецами специально для кидуша в Шабат. Между этими двумя частями произносят благословение на вино.

Любая из двух половин кидуша складывается из тридцати пяти слов, что в сумме дает число семьдесят, которое связано с вечером Шабата. Перед чтением отрывка из Торы говорят слова сутки шестой, которыми кончается прошлый стих, потому что они в смысловом отношении связаны с произносимым отрывком; вторая обстоятельство этому в том, что первые буквы этих слов составляют одно из Святых Имен Всевышнего. В первой половине кидуша о Шабате говорится как о дне подведения итогов Творения, дне, в то время, когда Б-г пребывал в покое.

Во второй части кидуша, составленной мудрецами, говорится о том, что Всевышний заповедал Израилю освящать Шабат, символизирующий Творение Им мира; она начинается словами благословен Ты… освятивший нас Собственными заповедями…, потому что выполнение заповеди — это путь к святости, путь к Б-гу. В молитве говорится об избранности Израиля, об финале из Египта; Шабат уподобляется в ней Б-жественному спасению от рабства. Так что Шабат — это еще и сутки свободы, праздник спасения, он предсказывает спасение, которое грядет во времена, именуемые традицией субботой мироздания.

Как раз в этом — долг и миссия человека перед Всевышним: продолжать творение этого мира, а после этого возвышаться над ним в сутки субботнего спокойствия. Кидуш заканчивается напоминанием о связи между Израилем и Шабатом — днем, что освятил Б-г. По окончании завершения кидуша совершающий церемонию отпивает из бокала, олицетворяя тем самым единение физического и духовного, составляющее сущность всего ритуала.

За ним из этого бокала попеременно выпивают все собравшиеся за столом, участники великого священнодействия — вступления в Шабат, знак которого — цветущая роза: Чаша Спасения личности, и народа, и всей земли.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: