Знаки препинания в сложноподчиненном

Предложении

Упражнение 57

Прочтите. Укажите придаточные предложения, отметьте, каким альянсом либо союзным словом каждое из них связано с главным, какое значение имеет. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Я видел перед собой первобытного охотника что всю жизнь провел в тайге. 2. Было решено что на следующий день мы с Дерсу отправимся пешком. 3. Кругом было так мрачно что в двух шагах не было возможности разглядеть человека.

4. Я решил подняться на бивак в том месте где остались лошади.

5. Мы спустились в равнину и когда нашли воду тот час же остановились. 6. Решено было идти на следующий день в случае если ливень прекратит. 7. Целый деньмы простояли на месте по причине того, что сушили имущество. 8. Дабы водане залила пламя было нужно подкладывать в пламя больше дров. 9. В сонном воздухе слышались какие-то звуки совершенно верно кто-то вздыхал и шептался.

10.

Мы не видели ни одного животного не смотря на то, что козьих и оленьих следов попадалось большое количество. 11. море и Земля погрузились в глубочайший мрак так что в нескольких шагах не было возможности заметить рядом идущего человека. (В. Арсеньев.)

Упражнение 58

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.Знаки препинания в сложноподчиненном Составьте схемы 2, 4, 7 и 8-го предложений из п. I и 1, 2, 8 и 10-го предложений из п. II.

I. 1. По нескольку ежедневно Николай Петрович записывал в тетрадку откуда и с какой стороны дует ветер (Пауст.). 2. За стеной маленькой гостиной где они сидели слышалась музыка шорох и шелест платьев (А. Н. Т.).

3. За громом пролился таковой ужасный ливневой дождь что казалось целое озеро опрокинулось внезапно на Степанчиково (Дост.).

4. Снежная пелена сплошь сверкает на солнце миллионами брызг так что Порфирий Владимирович нечайно щурит глаза (С.-Щ.). 5. Секундная стрелка бежит изо всех сил методом неуклонным своим (Марш.). 6. По окончании отъезда Милентьевны я не прожил в Пижме и трех дней по причине того, что все мне внезапно опостылело (Абр.).

7. Оттого что облака практически касались вершин берез на земле было негромко и тепло (Пауст.). 8. Чтобы выразить чувство нужно его чувствовать (Станисл.). 9. Наташа в эту зиму начала без шуток петь и в особенности оттого что Денисов восхищался ее пением (Л.

Т.).

II. 1. До Сосновки маленькой деревеньки что стояла на середине пути оставалось полчаса езды (Абр.). 2.Зверей мало водилось в горах по причине того, что мало было скал доставляющих надежное им убежище (Прж.).3.Как красива жизнь кстати и по причине того, что человек может путешествовать (Гонч.). 4. Я думать что лес красивое выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Пауст.).

5. Чем больше тускнело небо тем мучительнее становилась жара (Пауст.). 6. Егорушка в надежде что туча возможно уходит выглянул из рогожи (Ч.). 7. Отечественный пароход тащили два буксира не обращая внимания на то что он сам трудился полным ходом (Пауст.). 8. Не обращая внимания на все что происходило около и на всем белом свете девушка и юноша разъяснялись в любви (Ф.).

9. Тогда его отдали в руки Фенбонга и терзали до тех пор пока не оторвали фамилию Тюленина (Ф.).

10. По мере того как садится солнце море темнеет делается ультрамариновым практически тёмным (Каз.). 11.

Опустив штору мы зажгли настольную лампу и прохаживались в том направлении и назад по помещению до тех пор до тех пор пока врач не возвратился (Кав.). 12.

Туман наглухозаткал реку так что пламя зажженный на той стороне в доме хозяев был похож на мутное желтое пятно (Абр.). 13. Он только что прибыл и его как направляться еще не было человека, кто знал.

14.

Вода бежала неизвестно куда и для чего (Ч.). 15. Не знаю из-за чего но мне внезапно показалось что я обязан завести самый любезный разговор с женщинами (Дост.).

16. Цветков одинаково не признавал шуток ни в то время, когда дела шли не хорошо ни в то время, когда дела шли прекрасно (Сим.).

Упражнение 59

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните правописание не и ни.

1. Не осталось (н…)одного уголка страны где(бы) (н…)случилось разительных изменений (Пауст.). 2. В каждом селе где(бы) я (н…)побывал сейчас большое количество новых домов работники колхоза стро..тся (Троеп.). 3. Кому (н…) вспоминаются негромкие вечера знако.мые березовые перелески (С.-М.).

4. Я (н…)кому (н…) поверю что имеется на отечественной почва места неинтересные и (н…) дающие (н…) какой пищи (н..)глазу (н..)слуху (н…)воображению человече-ской мысли (Пауст.).

5. В это утро в степи было негромко (не) смотря на то что солнце встало (Л.Т.). 6. Везде куда (н..) посмотришь показывались мачты и разв…вающиеся по ветру знамёна (Н. Чук.).

7. Нет сомнения что с Петенькой произошло что(то) (не)доброено что(бы) (н…)произошло он [Порфирий Головлев] должен быть выше этих случайностей (С.-Щ.).

Упражнение 60

Прочтите и выделите придаточные предложения. Укажите, какие конкретно придаточные относятся к главному, какие конкретно к второму придаточному. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и обозначая в каждом предложении главные члены.

1. Я уже желал подать сигнал к остановке как внезапно один из казаков сообщил что видит пламя. 2. Позже Дерсу поведал мне что ему сейчас пятьдесят три года что у него ни при каких обстоятельствах не было дома. 3. Кому приходилось странствовать по тайге тот знает что означает на протяжении непогоды отыскать зверовую фанзу.

4. Тигр держится в том месте где гуще заросли и где достаточно имеется корма.

5. Мне обязательно хотелось довести съемки до конца что было вероятно лишь при условии в случае если идти пешком. (В. Арсеньев.)

Упражнение 61

Прочтите, укажите, как связаны придаточные предложения, входящие в каждое сложноподчиненное предложение. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы 1, 3, 5 и 9-го предложений.

I. Приятно в то время, когда имеется на свете люди которым хочется оказать помощь (Павл.). 2. Перед тем как они спустились в блиндаж он еще успел подметить как бойцы около зениток лихорадочно повозившись у орудий забрали от стволов какие-то тяжелые части (Ф.).З. Солнце стояло уже по окончании полудня в то время, когда из-за дальнего бугра высунулась по дороге долгая чёрная стрелка и сходу близко взвилась пыль на горизонте (Ф.).

4. Продолжительно было слышно как он шагал в том направлении где светился огонек дабы поведать чужим людям о собственном счастье (Ч.).

5. В юные годы моем в то время, когда я осиротел и остался один на свете дядя заменил мне собою отца воспитал меня на собственный счет и словом сделал для меня то что не всегда сделает и отец(Дост.). 6. Наряжаясь я увидел что еще практически ничего не определил из того что желал определить не смотря на то, что и сказал с дядей битый час (Дост.). 7. Синцов твердо знал что где-то видел эту даму но не имел возможности отыскать в памяти ни в то время, когда это было ни где (Сим.).

8. Я пробирался в том направлении где гуще зелень где смолистее куда и запах деревьев радостнее заглядывал солнечный луч радуясь что удалось в том месте и сям пронизать мглистую густоту листьев (Дост.). 9. Кто не знает этого очарования весеннего вечера на Волге в то время, когда потухают последние отблески вечерней зари в то время, когда загораются первые огоньки в зданиях в то время, когда так негромко что думается слышно биение самой почвы (Ферсм.).

Упражнение 62

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите стоящие рядом альянсы.

1. Даша увидела что в то время, когда за звонком в столовой оказался Рощин Катя сходу не поворачивала к нему голову а минуточку медлила (А. Н. Т.). 2. Корчагин знал что если он слезет с лошади то учавствовать в маневрах не сможет (Н.

О.). 3. Не обращая внимания на то что князь Василий нехотя и практически неучтиво слушал пожилую женщину она нежно и мило радовалась ему и чтобы он не ушел забрала его за руку (Л.

Т.). 4. Мне казалось что если бы Кузьму Ивановича позвать на откровенность то он имел возможность бы поведать что-то глубоко печальное и большое (Кор.). 5. Фактически говоря таинственный приезд Петеньки не особенно тревожит его потому что что бы ни произошло Иудушка уже ко всему готов (С.-Щ.).

6. С Левиным неизменно бывало так что в то время, когда первые выстрелы были неудачны он горячился досадовал и стрелял весь день дурно (Л. Т.). 7.По сумрачному небу слоились частые облака и не смотря на то, что шел лишь третий час дня но было так мрачно что Драницын не имел возможности осознать что чернеет далеко преграждая путь поезду (Н.

Ник.).

8. Я зачитался до того что в то время, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сходу осознал кто это звонит и для чего (М. Г.). 9. Он встал с табурета и сообщил что в случае если уж его лучший приятель Володя неимеетвозможности уехать то он Толя Орлов останется с ним (Ф.).

10. Ему казалось что он недолго лежал припавши лбом к спинке дивана но в то время, когда он открыл глаза из обоих окон номерка уже тянулись к полу косые солнечные лучи (Ч.). 11.

Мне но понравились ее глаза голубые и кроткие и не смотря на то, что около этих глаз уже показывались морщинки но взор их был так простодушен так весел и хорош что как-то особенно приятно было видеться с ним (Дост.).

Упражнение 63

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Екатерина Ивановна игралась тяжёлый пассаж увлекательный как раз собственной трудностью долгий и однообразный и Старцев слушая рисовал себе как с высокой горы сыпл…тся камни сыпл…тся и все сыпл…тся и ему хотелось что(бы) они (по)скорее прекратили сыпа…ся. 2. Старцев все соб…рался к Туркиным но в поликлинике было большое количество работы и он (н…)как (н…)могвыбрать свободного часа.

3. Дня три у него дело валилось из рук он (н…)ел, (н…)дремал но в то время, когда до него дошел слух что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию он успокоился и зажил (по) прошлому. 4. Старцев бывал в различных зданиях и встречал большое количество людей но (н…) (с)кем (н…)сходился близко. Обыватели собственными беседами взорами на судьбу а также своим видом раздр…жали его.

Опыт научил его (мало) (по)малучто до тех пор пока с обывателем играешься в карты либо закусываешь с ним то это мирный бл…годушный а также (не) глупый человек но стоит лишь заговорить с ним о чем (ни) будь нес…едобном к примеру о политике либо науке как он делается (в) тупик либо заводит такую философию тупую и злую что остается лишь рукой махнуть и отойти. 5. Садясь в коляску и глядя на сад и тёмный дом каковые были ему так милы и дороги в то время, когда (то) он отыскал в памяти все сходу и романы Веры Иосифовны и шумную игру Котика и остроу…мие Ивана Петровича и ужасную позу Павы и поразмыслил что в случае если самые т…лантливые люди во всем городе так посредственны то каков (же) должен быть город (А. П. Чехов).

Задание № 291 — Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: