Агон -отличительная черта греческой культуры — неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни

Античность -термин, характеризующий уровень и специфику развития Др. Греции и Др. Рима в области культуры.

Гуманизм -признание сокровища человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки публичных взаимоотношений.

Народовластие -власть народа — форма страны, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Калокагатия -гармония физического и нравственного совершенства личности.

Катарсис -духовное очищение через сострадание, ужас, сопереживания храбрецам катастрофы.

Монументальное мастерство -род изобразительного мастерства, произведения которого отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, большими масштабами и создаются, в большинстве случаев, для конкретной архит. среды; обращены к весам.

Олигархия -режим, при котором полнота власти в собственности узкому кругу богатых людей.

Ораторское мастерство -мастерство красноречия, живая обращение, взявшая художественную обработку в соответствии с назначением, характером и содержанием речи.

Пайдейя -понятие, которым древние греки обозначали процесс воспитания, культуры как метода формирования независимой, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и независимому выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.Агон -отличительная черта греческой культуры - неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни

Патриции -в Древнем Риме первоначально все коренные жители, потом родовая аристократия.

Плебс -в Древнем Риме первоначально свободное население, не входящее в общину и не бывшее в праве на пользование общинной почвой.

Полис– (город-государство) — форма публичного и национального устройства, сложившаяся в Греции и Риме. Полис в истории выступает как настоящее единство политической гражданского общества и структуры, содействующее формированию полисного патриотизма, духу сознательного исполнения и равноправия законов общества.

Римское право — совокупность рабовладельческого права Древнего Рима, представляла собой стройную совокупность норм, регламентирующих разные виды имущественных взаимоотношений. Заимствовано многими западноевропейскими государствами.

Успех -праздничное вступление в Рим полководца-победителя с войском. Устраивался согласно решению Сената и являлся высшей призом полководцу.

Эллинизм -историко-культурный период в развитии Старой Греции между 323 и 30 гг. до н.э.

Эпос -род художественной литературы (наровне с драмой и лирикой). К устному Э. относятся сказки, легенды, мифы и др., к письменному — романы, повести, новеллы и др. Выделяется еще и смелый эпос.

Во всемирной литературе -Илиада, Одиссея, Махабхарата, русские былины, скандинавские саги и др.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть утверждения: античность — это полис. Дайте краткую чёрта образа судьбы греческого полиса.

2. Чем отличается мифологическое сознание древних египтян от мировоззрения древних греков?

3. Какова эволюция образа человека в древнем мастерстве?

4. Из-за чего театр в Греции, а цирк в Риме взяли общегражданскую значимость?

5. Из-за чего художественной доминантой в культуре античности хорошего периода была скульптура? Чем она отличалась от эллинистической и древнеримской?.

6. Как проявились греческое и восточное начала в эллинистическом культуре?

7. В чем специфика римско-латинской культуры?

8. Объясните, из-за чего древняя культура более поздних периодов тяготела к зрелищным формам?

Контрольные задания

1. Ключевые принципы полисной морали.

2. Всевышние Олимпа — всевышние публичной деятельности.

3. Культура гомеровской Греции.

4. Главные черты греческого мастерства.

5. Архитектура Старой Греции и Рима.

6. Сократ как пример синкретизма культуры и античного образа жизни.

7. Особенности эллинистической культуры.

8. государство и Гражданственность — доминанты римской культуры.

9. христианство и Рим.

10. Праздничные дни древней Греции и Рима.

11. Неспециализированное и особое в древней культуре Рима и Греции.

12. Крито-микенская культура как истоки древнегреческой культуры.

Тема № 5

Западная Европа

Замысел семинара 1

1. Условия формирования западноевропейского средневекового мировоззрения. Главная роль христианской церкви в разных областях культуры.

2. Рыцарская культура. Развитие поэзии, музыки, театра.

3. Городская и народная смеховая культура.

4. Развитие западноевропейской художественной культуры. Романское и готическое мастерство.

Литература

1. Гуревич А.Я. Неприятности средневековой народной культуры. — М., 1980.

2. Запад и современность — и Восток традиции. — М.: Знание, 1993.

3. Ионов И.Н. Русский цивилизация. IX — начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. — М., 1995.

4. искусство и Культура западноевропейского средневековья. — М., 1980.

5. Культура Византии. — М., 1984.

6. Культурология. — Ростов-н/Д., 1995.

7. Леонова Т.А. История всемирный и русской культуры V-XVII вв. — Уфа, 1995.

8. Любимов Л.Д. Мастерство Старой Руси. — М., 1974.

9. Любимов Л.Д. Мастерство Западной Европы, Книга для чтения. — М., 1982.

10. Страницы истории культуры. Вып. 1. — Уфа, 1995.

11. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып.

2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998.

С. 32-49.

12. Учебный курс по культурологии. — Ростов-н/Д., 1996.

13. Яковлев Е.Г. мировые религии и Искусство. — М., 1985.

14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. — М., 1987.

Методические советы

При изучении данной темы направляться обратить внимание на то, что культура западноевропейского средневековья складывалась под влиянием разных социокультурных потоков: языческой культуры родоплеменного строя последовательности безжалостных народов (северных германцев, скандинавов, славян); действия великой древней цивилизации в ходе разложения поздней Римской воздействия и империи церкви и христианской религии, которая уже в четвертом веке утвердилась в Римской империи в качестве господствующей национальной религии.

Вместе с тем направляться выделить главное действие церкви и христианской религии в разных сферах судьбы западноевропейского общества: в формировании этики, в развитии науки и образования, экономики, в сфере эстетики и художественной культуры[40].

Но христианская церковь распространила собственную власть далеко не во все сферы духовной культуры западноевропейского общества.

В средние века развивалась так же светская культура: рыцарская культура, городская и народная карнавальная культура, светская поэзия и музыка[41].

Терминологический словарь

Готический стиль -готическими постройками принято именовать монументы европейской архитектуры ХII-ХIV вв. Термин «готический» в собственности деятелям ренесанса, каковые неуважительно это мастерство именовали безжалостным, а готы — безжалостные племена. Такая враждебность к средневековому мастерству разъяснялась не сильный влиянием в готике греческой и римской культуры.

В конечном итоге готическое мастерство никакого отношения к варварам — готам не имеет.

Иконографический канон -строго установленная совокупность изображения какого-либо сакрального (священного) лица либо сюжета Священного писания. Самый четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались церковью в виде особых образцов-подлинников.

Иконостас- алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма. В католической культуре это традиция не взяла развития, а в православной культуре иконостас превратился в подставку для икон.

Канон(с греч. — правило, норма) — в искусстве совокупность художественных приёмов, каковые считались необходимыми в ту либо иную эру.

Куртуазность- изысканная вежливость, любезность, учтивость. Куртуазная литература — придворно-рыцарское течение в европейской культуре ХII-ХIV вв., представлено лирикой трубадуров, миннезингеров и труверов. Куртуазная литература прославляла воинские подвиги, рыцарское служение женщине.

Романский стиль -термин носит условный темперамент. Данный стиль появился в искусстве Европы в Х-ХII вв. Данный стиль потом нарекли романским, возможно вследствие того что каменные постройки этого времени со сводчатымиперекрытиями напоминали сооружение, выстроенное по римскому методу (Рома — Рим).

Рыцарская культура — культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, что предписывал строгое соблюдение этикета, отход от которого, кроме того в мелочах, имел возможность уронить преимущество рыцаря в глазах вторых участников привилегированного класса; рыцаря украшали семь необходимых искусств: верховая езда, фехтование, владение копьём, плавание, охота, игра в шашки, пение и сочинение стихов в честь женщины сердца. Лирические произведения на темы рыцарской любви и поклонения женщине в Европе распространяли поэты: трубадуры, менестрели, миннезингеры, труверы.

Язычество — неспециализированное условное наименование самый древних форм религии, свойственных родовому строю. Термин явился изобретением христианских богословов и использовался для чёрта первобытных вер (идолопоклонство, многобожие, волшебство, фетишизм, тотемизм).

Контрольные вопросы

1. В чём противоположность религиозного, христианского и рыцарского совершенств? В чём противоречивость сотрудничества христианской и рыцарской культуры?

2. В чём выразилось сотрудничество христианской культуры и народной, карнавальной культуры?

3. В чём проявилось противоречивое отношение церкви и христианского вероучения к мастерству?

4. Что такое филиокве? Какое влияние оказало филиокве на формирование двух православия и культуры: различных типов католицизма?

5. В чём выразилась борьба иконоборцев и иконопоклонников и как она оказала влияние на формирование византийского стиля в мастерстве?

6. Какое значение имело принятие Русью православия для просвещения и развития культуры?

7. Особенности византийского влияния на развитие русской художественной культуры? В чём выразился самобытный темперамент русской художественной культуры?

8. Как осознавать языческо-христианский синкретизм в русской литературе как он конкретно проявлялся и проявляется Сейчас?

9. В чём отличие художественного стиля Андрея Рублёва от творчества Феофана Грека?

10. В чём символическое значение иконы Андрея Рублёва «Троица»? Какая сообщение творчества Андрея Рублёва с идеями преподобного Сергея Радонежского?

Контрольные задания

1. Главное действие христианской церкви на развитие образования и формирование этики в Западной Европе.

2. Главное действие христианской церкви на экономическое развитие, развитие банковских операций и торговли.

3. Главное действие христианской церкви на развитие западноевропейского мастерства.

4. Рыцарская куртуазная культура и её особенности.

5. Отношение христианской церкви к мастерству. Особенности культового религиозного мастерства в совокупности католицизма.

6. Отличительные черты романского и готического стиля в архитектуре Западной Европы.

7. Роль природных и географических факторов в формировании черт характера древнерусского народа.

8. Культура восточных славян.

9. Историческое значение принятия христианства для социокультурного развития Киевской Руси.

10. Обстановка двоеверия в русской культуре.

11. Особенности развития религиозного культового мастерства в совокупности православия в средневековой Руси и Византии.

12. Развитие иконописи в Киевской Руси. Противоречивая роль иконографического канона в развитии русской иконописи.

Тема № 6

Арабо-исламская культура.

Замысел семинара

1. основа и Истоки исламской цивилизации. Картина мира.

2. Расцвет исламской культуры (мусульманский ренессанс IХ-Х вв.): обстоятельства, сущность, результаты. образование и Наука.

3. его влияние и Суфизм на культуру.

4. Художественная культура ислама. Литература как ведущее направление в художественной культуре.

Литература

1. Арабская поэзия средних столетий. Вступ. ст. К.Яшена. — М., 1975.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1998. Гл.8-11.

3. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. — М., 1996. Гл.6.

4. Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 54-57.

5. Еремеев Д.Е. Ислам: стиль мышления и образ жизни. — М., 1990.

6. Идрис Шах. Суфизм. — М., 1994.

7. Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991.

8. Коран. комментарии и Перевод В.Пороховой. — М., 1993.

9. Мец А. Мусульманский ренессанс.- М., 1996.

10. Базы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994. С. 222-232, 264-266.

11. Страницы истории культуры. Вып.1 — Уфа, 1995. С. 95-118.

12. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып.

2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 24-31, 49-70.

13. Суфизм в контексте исламской культуры. — М., 1989.

14. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. — М., 1997. С. 231-239.

15. Чалоян В.К. Восток-Запад. Преемственность в философии древнего и средневекового общества. — М.: Наука, 1979.

С. 145-194.

Методические советы

Арабской средневековой культурой в правильном смысле этого слова направляться именовать лишь культуру тех стран и Аравии, каковые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка). В государствах с неарабским населением, входящим в состав Халифата, развивалисьместные культуры, вступившие во сотрудничество с культурой арабов. В них (Иран, Средняя Азия и др.) появился комплекс родственных культур, что именуют мусульманской культурой.

Культура арабо-исламской цивилизации обязана возникновением новой религии (ислам), ставшей всемирный. Влияние религии на культуру тяжело переоценить. Однако, оно различно по глубине и степени действия на нее.

При с исламом мы видим господствующую роль ее в культуре. Какие конкретно особенности мусульманского культа содействовали этому? На какие конкретно сферы культуры влияние ислама выяснилось шире если сравнивать с христианством[42]?

Не умаляя значения религии в деле формирования арабо-исламской культуры, сводить все достаток культуры лишь к исламу неправильно. глубина и Степень его действия на различных стадиях культуры и развития цивилизации была разной. направляться подчернуть, что и сам ислам не был единым течением и трансформировался с течением времени.

На стадии формирования арабо-мусульманская культура вобрала в себя очень многое из культуры персов, сирийцев, иудеев и др. народов, находившихся в культурном отношении выше арабов. Какие конкретно факторы не разрешили арабам ассимилироваться (раствориться) среди завоеванных народов? Какие конкретно успехи в области духовной культуры до исламского периода не только не разрешили потерять арабам национальную самобытность, но и стать культурообразующим этносом?

Какие конкретно культурные влияния, кроме современных, испытала арабская культура[43]?

С обращением и зарождением ислама в эту веру народов покоренных арабами от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила складывается новая цивилизация — Арабский халифат, оказавшая огромное влияние на ход исторического развития и мировую культуру. Появившееся государство было феодально-религиозным. Каковы особенности страны аналогичного типа?

В чем сила и слабость Халифата?

По окончании распада единой империи сформировалось два типа государственности на ее бывших владениях: имамат и халифат. Какие конкретно правила были заложены в их базу? Чем вы имеете возможность растолковать появление двух вариантов государственности? На чем основана правовая совокупность исламских стран?

Какую роль играется в ней Коран, шариат и фикх? В чем своеобразие соотношения морали, этики, права в исламе и христианстве[44]? Наивысший взлет исламской культуры приходится на IX-XI века.

Какими обстоятельствами возможно растолковать стремительный расцвет арабо-мусульманской культуры? Каковы ее успехи в области науки? Чем растолковать, что замечательное влияние религии на культуру не сказалось отрицательно на науках о природе?

Как это было в христианской средневековой цивилизации?

Каковы успехи в них, а также в математике у арабоязычных народов?

Как мы знаем, что латынь на Западе, а арабский на Востоке были неспециализированными языками религии, науки, литературы для всех народов. Чем же растолковать неразвитость образования и низкий уровень грамотности в первом случае и большой по средневековым меркам — но втором? Обратите внимание на успехи, арабоязычных народов в философии?

Из-за чего, не обращая внимания на собственные высокие успехи исламская цивилизация потом утратила динамизм[45]?

Суфизм — мистико-аскетическое течение в ислама, которое соперничало как с ортодоксальным исламом, так и с рационалистическим направлением в философии[46].

Необычна художественная культура исламского мира. В ней взяли развитие словесные формы культуры, одновременно с этим нет скульптуры, живопись представлена по большей части орнаментом, небогата музыкальная культура. Какие конкретно факторы оказали влияние на развитие одних форм и отсутствие либо неразвитость вторых?

Какие конкретно черты свойственны художественному языку других народов и арабов исламского мира[47]?

Прекрасны и разнообразны архитектурные памятники (мечетей, медресе, мавзолеев). Чем разъясняется разнообразие художественных стилей мечетной архитектуры? Назовите наибольшие монументы исламской архитектуры[48].

Выясните влияние арабо-культуры и исламской цивилизации на мировую и европейскую культуру[49].

Терминологический словарь

Адамийиат — человечность, человечность.

Адат — простое право, предшествовавшее писаному праву, основанное на традиции.

Зороастризм – религия, распространенная в раннем средневековье и древности на Востоке. Священный канон Авеста. Ключевые принципы: противопоставление двух начал — добра и зла; вера в победу хороша.

Медресе — религиозная школа в мусульманских государствах. Готовит служителей мечети, преподавателей религиозных школ, судей шариатского суда.

Мутазилиты — создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления. Высшим критерием норм нравственности и истины объявляли человеческий разум.

Сунна, сунниты — мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о изречениях и поступках пророка Мухаммада, поясняют и дополняют Коран; представители главного, ортодоксального направления в исламе.

Суфизм — мистическое течение в исламе,

Фана — растворение в божестве, созерцание божества — конечная цель суфия. Появилось, по-видимому, под влиянием буддистского учения о нирване.

Фикх — исламская теория о правилах поведения мусульман (юриспруденция), комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле).

Шариат — комплекс закрепленных Сунной и Кораном предписаний, каковые определяют убеждения, формируют нравственные сокровища и религиозную совесть мусульман.

Шииты — приверженцы одной из двух ветвей в исламе (вторая — суннизм).

Контрольные вопросы

1. Как формировалась арабо-мусульманская цивилизация? Что содействовало ее происхождению?

2. Как повлиял ислам на культуру народов, принявших эту религию?

3. Как вы осознаёте утверждение: Ислам — не религия, а образ судьбы?

4. Чем вы имеете возможность растолковать взлет культуры в арабо-мусульманском мире в IХ-ХI вв.? Из-за чего исламская культура утратила потом динамизм в развитии?

5. Чем растолковать сохранение единой культуры по окончании распада Арабского Халифата в IX в. на отдельные страны?

6. Каковы особенности самосознания и мусульманского культа?

7. Какое значение в исламе придается свободе выбора и личности человека? Как это оказало влияние на особенности цивилизации?

8. В чем сходные и хорошие влияния арабского и латинского языков на цивилизацию и культуру?

9. В чем значение арабо-мусульманской культуры.

Контрольные задания

1. Особенности мусульманского самосознания

2. Художественная культура арабо-исламского мира.

3. его влияние и Коран на литературу арабо-исламского мира.

4. Формирование средневековой мусульманской культуры.

5. Синкретизм арабо-мусульманской культуры.

6. наука и Арабоязычная философия.

7. Политико-правовая культура исламского мира.

8. женщина и Ислам.

9. архитектура и Ислам.

10. Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу.

Тема № 7

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: