Боевая стойка. передвижения и позиции

Рис.1. Боевая стойка со шпагой

Боевая стойка (рис.1) – главное положение тела фехтовальщика в сражении. В положении боевой стойки фехтовальщик угрожает сопернику, наступает на него, защищается и отступает. Это положение тела сложилось исторически, как самоё целесообразное для ведения боя. Художественное чувство, создаваемое сценой боя, сильно зависит от того, как совершенно верно актеры выполняют положение боевой

стойки, сохраняют его в течении всей сцены. Исходя из этого обучение фехтованию начинается как раз со стойки; в предстоящих тренировках и в репетициях на уровень качества боевой стойки направляться обращать особенное внимание.

Затевать обучение направляться с постановки ног. Правая нога ставится вперед на расстояние, приблизительно равное длине двух ступней бойца; носок направлен прямо вперед. Левая нога разворачивается на пятке носком влево, под прямым углом к Правой стопе.

Каблук левой ноги обязан пребывать на одной прямой с каблуком и носком правой.

Тяжесть тела распределяется равномерно на ноги. После этого сгибаются оба колена: правое – так, дабы оно пребывало по вертикали прямо над пяткой, левое – так, дабы оно выяснилось над носком левой стопы. Туловище развернуто правым плечом вперед и полностью вертикально либо чуть наклонено вперед.Боевая стойка. передвижения и позиции

Плечи сохраняют горизонтальное положение.

Левая рука округло поднята вверх: плечевая часть находится горизонтально, предплечье вертикально (под тупым углом к плечу). Кисть мягко свисает вниз, к голове.

Правая рука направлена вперед, над правой ногой; локоть согнут так, дабы кисть приходилась на уровне груди. Кисть развернута ладонью вверх; от локтя до туловища – приблизительно 15-20 сантиметров.

Эта стойка соответствует технике, принятой во французской фехтовальной школе, которая в восемнадцатом веке заняла главное положение в Западной Европе, вытеснив главенствовавшую ранее итальянскую школу. Но главные черты боевой стойки правой ногой вперед сложились уже в конце XVI века (эта заслуга приписывается итальянскому фехтмейстеру Жиганти). В различное время и в различных школах использовались стойки, пара отличавшиеся силуэтом одна от второй и от обрисованной выше.

Но отличия касались лишь некоторых подробностей, не меняющих существа в положении тела фехтовальщика: расстояния между стопами, распределения веса тела, правой сгибания руки и углов колен и т.д. Ничего, радикально меняющего положение тела, в них нет, потому, что это положение самый целесообразно в сражении на шпагах.

В Греции ив Риме была принята стойка левым боком к сопернику. В средние века и впредь до середины XVI века левосторонняя стойка преобладала – она обычна для двуручного оружия и для фехтования на шпагах со щитом и с дагой.

Осваивая хорошую стойку, любой фехтовальщик вносит в положение боевой стойки кое-какие мелкие личные трансформации, вызванные изюминками его телосложения, темперамента и т.п. Это в полной мере закономерно и не требует поправок; но ничем не обоснованные искажения либо неосторожность в боевой стойке направляться решительно искоренять. Положение боевой стойки принимается по команде “К бою!”.

Метод держать шпагу в руке зависит от формы рукояти. Самый распространенными являются два типа рукояти – французский и итальянский.

Шпага французского примера имеет несложную рукоять без поперечника. Рукоять кладется” на ладонь правой руки, развернутую кверху, – так, дабы громадный палец прижимался на протяжении ее боковой грани, противоположной лезвию. Указательный палец сгибается и охватывает рукоять второй фалангой, не упираясь сгибом в дно гарды.

Остальные пальцы сгибаются и прижимают собственными подушечками рукоять к ладони. Так, рукоять оказывается зажатой в углублении ладони, на протяжении громадного пальца. Противовес, которым заканчивается рукоять, будет над лучезапястным суставом правой руки.

Эфес шпаги итальянского примера имеет поперечный стержень, благодаря чего шпага держится пара в противном случае. На ладонь, развернутую кверху, кладется рукоять так, дабы поперечник был в горизонтальном положении. Громадный палец накладывается на верхнюю грань рукояти и заходит за поперечник практически до дна гарды, но не касаясь его.

Указательный и средний пальцы продеваются снизу в отверстие между гардой, поперечником и рукоятью, указательный наряду с этим, сгибаясь, подкладывается под верхнюю часть рукояти, у ее соединения с гардой, а средний накладывается на поперечник. Остальные два пальца охватывают рукоять ниже поперечника и прижимают ее к ладони.

Шпага должна быть равна одну прямую с предплечьем правой руки. В случае если эту прямую в мыслях продолжить, она обязана заканчиваться на уровне глаз соперника. Не нужно держать финиш шпаги через чур высоко – тогда она “наблюдает в небо” и не создаёт впечатления угрозы сопернику.

Но опускать финиш вниз нужно не за счет опускания вниз кисти, а за счет трансформации сгиба локтя. Локоть, конец и кисть шпаги – три точки одной прямой.

Передвижения в сражении – шаги вперед, назад и в стороны, повороты и прыжки – совершаются в некотором роде, по известным правилам, помогающим сохранить при передвижениях положение боевой стойки. Практически все передвижения складываются из двух последовательных действий, одно из которых – подготовительное, второе – главное. При обучении по разделениям они исполняются по команде “И раз!”: при слове “и” исполняется подготовительное перемещение, при слове “раз” – главное.

Ход вперед начинают правой ногой. Ее выносят вперед за счет разгибания колена и ставят пяткой на то место, где прежде стоял носок, причем пола касается лишь пятка – носок поднят кверху. Это – подготовительное перемещение, исполняемое по команде “и”.

На вторую часть команды “раз” – носок правой ноги опускают на пол, стопу ставят в положение боевой стойки, колено опять сгибается.

В один момент левую ногу, не меняя ее положения, переставляют вперед на расстояние, нужное для восстановления боевой стойки. По собственному характеру – это резкие, четкие перемещения. Пространственно это передвижение маленькое.

Для слитного выполнения всего действия подается команда: “Ход вперед!”.

Ход назад начинают левой ногой. Ее отодвигают назад на 15-20 сантиметров за счет разгибания колена (команда “и”). Положение левой стопы (под прямым углом к правой) наряду с этим не изменяется.

По команде “раз” левое колено опять сгибают, а правую ногу подтягивают назад на то же расстояние – другими словами в положение обычной боевой стойки.

Правое колено при переносе ноги не разгибается. Как и при шаге вперед, перемещения исполняются быстро, четко. Команда для выполнения действия – “Ход назад!”

Двойной ход вперед начинают левой ногой. Передав вес тела на правую ногу, левую выносят вперед и ставят впереди правой, сохраняя прошлее развернутое положение стопы. Наряду с этим перемещении правая пятка отрывается от пола. Оба колена согнуты; команда – “и”.

После этого выносят вперед правую ногу и ставят ее в положение боевой стойки – по команде “раз”.

Двойным шагом преодолевается большое расстояние; перемещения носят темперамент более мягкий, чем при несложных шагах, – это настороженное приближение. Команда для всего действия – “Двойной ход вперед!”

Двойной ход назад начинают правой ногой. По команде “и” правую ногу заносят назад за левую, сгибают в колене и ставят на пол не всей стопой, а носком. По команде “раз” правую ногу опускают на пол всей стопой, а левую отставляют назад за правую в положение боевой стойки. Команда для действия в целом – ”Двойной ход назад!”

Скачок назад подобен по технике перемещения двойному шагу назад, но исполняется в виде прыжка. Отталкиваются от почвы левой ногой в тот момент, в то время, когда правая заносится назад за левую. Прыжку оказывает помощь резкое перемещение корпуса назад: оно активизирует и увеличивает прыжок.

Приземление по окончании прыжка – в положение боевой стойки, причем правая нога касается пола пара раньше, чем левая. Прыжок фактически делается в одно перемещение по команде: “Скачок назад!” (“и раз”). По смыслу – это стремительный уход от опасности, отступление.

Подскок вперед не обычен для боя на шпагах, но употребим в сражении на саблях и в кинжальном бою. Это ход вперед, сделаный в форме подскока. Начинают его стремительным перемещением правой ноги вперед, в один момент отталкиваясь от пола левой.

Все воздействие выполняется весьма скоро по команде “Подскок вперед!”.

Приземление происходит сперва на правую ногу, позже на левую.

Ход вправо начинают правой ногой. По команде “и” правую ногу переставляют вправо, сохраняя положение стопы. По команде “раз” левую ногу переставляют вправо на такое же расстояние и восстанавливают положение боевой стойки.

Темперамент перемещений – отрывистый, четкий; колени сохраняют согнутое положение на протяжении передвижения.

Ход влево подобен шагу вправо, но начинается левой ногой, которая переставляется влево на некое расстояние (в большинстве случаев на 20-30 сантиметров). После этого перемещается влево правая нога, до восстановления боевой стойки.

Поворот кругом совершают на правой ноге, левым плечом вперед. Тяжесть тела передается на правую ногу, и одновременно левую ногу отрывают от пола, а корпусом начинают перемещение поворота левым плечом вперед (команда “и”). По совершении поворота на 180 градусов левую ногу опускают на пол на расстоянии от правой, обычном для боевой стойки (команда “раз”).

Колени обеих ног сохраняют согнутое положение на протяжении всего перемещения. Правую руку по команде “и” сгибают в локте, устанавливая шпагу в вертикальном положении финишем вверх, перед лицом бойца (положение “подвысь”). При завершении поворота правую руку возвращают в положение боевой стойки. Команда для выполнения действия в целом – ”Кру-гом!”

Рис.2. Перемена стойки

При перемене стойки вперед (рис.2) тело фехтовальщика получает более свободное положение, чем в хорошей стойке. Воздействие по перемене стойки совершается одним перемещением. Тело разворачивают левым плечом вперед, вынося вперед левую ногу. Правая стопа разворачивается носком вправо, под углом (не обязательно прямым) к левой стопе. Расстояние между стопами – приблизительно

как в обычной боевой стойке, колени легко

согнуты. Правую руку со шпагой опускают вниз, на протяжении тела и практически выпрямляют; кисть поворачивают ладонью вовнутрь, в сторону тела. Шпага принимает практически горизонтальное положение с острием, направленным вперед, в сторону соперника.

Левую руку, сжав кулак, опускают вперед на уровень груди – так, что предплечье закрывает грудь.

Команда – “Стойку вперед перемени!” Эта стойка обычна для фехтования на двуручном оружии всех видов и по большому счету для ранних этапов развития фехтовального мастерства практически до конца XVI века.

Вторичная перемена стойки вперед возвращает телу положение обычной боевой стойки: вперед выходит правая нога, носком вперед; тело разворачивается правым плечом вперед, шпага поднимается в положение “к бою”, левая нога разворачивается носком влево.

Перемену стойки назад реализовывают за счет разворота правым плечом назад. Правую ногу отставляют назад за левую. Все тело принимает положение, как при перемене стойки вперед.

Команда – ”Стойку назад перемени!” Из стойки левым плечом вперед возвращаются в хорошую, совершив повторную перемену стойки назад либо перемену стойки вперед. И в том и другом случае восстанавливается обычная боевая стойка.

Рис.3. Укол с выпадом

Выпад (рис.3) – перемещение, которым сопровождается нанесение ударов и уколов. Это – атакующее движение, перемещение нападения. Выпаду предшествует замах для удара либо показ укола (команды будут указаны при описании боевых приемов). Сам выпад исполняется по команде “Коли!” либо “Руби!”.

Распрямляя колено левой ноги, отрывают правую стопу от пола и бросают тело вперед; правая стопа ставится на пол так, дабы правое колено выяснилось согнутым под прямым углом, а левая нога Совсем выпрямилась от бедра до пятки. Наряду с этим левая стопа неподвижна, прижата к полу всем следом. Тело фехтовальщика пара наклоняется вперед.

Левая рука откидывается назад и распрямляется, приняв горизонтальное положение ладонью вверх.

Вес тела по окончании приземления правой ноги оказывается перенесенным по большей части на правую ногу. Правая рука сейчас причиняет укол либо удар.

Возвращаются с выпада в положение боевой стойки, переставив правую ногу назад, на расстояние, обычное для боевой стойки. Делают это резким перемещением, оттолкнувшись правой ногой от пола, а левую – сгибая в колене. Левая рука вскидывается вверх, занимая положение, присущее ей в боевой стойке.

направляться учитывать, что это перемещение левой руки оказывает помощь фехтовальщику возвратиться с выпада в боевую стойку.

Возвращение с выпада в боевую стойку совершается одним перемещением, по команде “К бою!” либо “Закройсь!”.

От качества выпада зависит чувство, которое создаёт в сражении фехтовальщик. Быстро и четко выполненный выпад, очень сильно уменьшающий расстояние до соперника, формирует чувство активности, опытности в сражении, мужественности. Выпад, при котором левое колено не до конца распрямлено, а правая нога только незначительно продвинулась, формирует чувство слабости, нерешительности, неопытности бойца.

Но и через чур долгий выпад, в то время, когда правое колено оказывается согнутым под тупым углом, неудобен: с для того чтобы выпада тяжелее возвращаться в стойку, и боец проигрывает в манёвренности и скорости боя. Эти неправильности в исполнении выпада смогут использоваться с целью достижения комедийного результата в сражении, в то время, когда нужно продемонстрировать неловкость, неумелость фехтовальщика, но лишь по окончании того, как актер обучится выполнять выпад по всем правилам.

Боевая линия соперников. Бойцы в фехтовании стоят лицом друг к другу в положении боевой стойки, правым плечом навстречу сопернику. Их левые и правые стопы каблуки стоят на одной прямой, которая именуется боевой линией соперников. Расстояние между ними по данной линии именуется расстоянием.

В случае если расстояние между ними таково, что любой может коснуться другого острием шпаги, вытянув правую руку, – расстояние именуется ближней.

В случае если соперника возможно дотянуться шпагой при помощи выпада – расстояние именуется средней. Дальней расстоянием именуется такая, в то время, когда кроме того посредством выпада соперника поразить запрещено, а необходимо сперва сделать некое количество шагов.

Самый употребительна в сценическом бою средняя расстояние. При таковой дистанции шпаги партнеров скрещиваются на расстоянии одной трети от острия клинков.

Сохранение расстояния в ходе боя – очень ответственная задача для фехтующих на сцене. С первых занятий актеров направляться приучать к тому, что поменять расстояние возможно лишь в те моменты боя, где это намерено предусмотрено постановщиком. В остальных случаях, в случае если один из бойцов делает один либо пара шагов вперед, партнер обязан в один момент с ним сделать столько же шагов назад.

Существует разумное и честное правило, что за сохранение расстояния в любой момент боя отвечает тот из бойцов, кто сейчас отступает. Навык соблюдения верной расстоянии требует достаточно продолжительной тренировки – он обязан войти в привычку. Исходя из этого постановщик обязан уделять достаточное внимание выработке этого навыка у актеров.

Тренировать его нужно уже в ходе обучения технике, перед тем как начнется работа над сценой в спектакле.

Позицией именуется положение вооруженной оружия и руки по отношению к телу бойца, соединением – положение шпаги по отношению к шпаге соперника. Для различия их определяют порядковыми номерами, причем нумерация соединений и позиций сходится. В сценическом фехтовании самый употребительны четвёртая и шестая позиции и соответствующие им соединения.

Их описанием возможно ограничиться – для того чтобы количества вполне достаточно для построения боя, и оно не составит громадной сложности для запоминания.

В шестой позиции вооруженная рука находится в положении, обрисованном при характеристике боевой стойки. Кисть руки находится на уровне груди и развернута ладонью на три четверти вверх. Согнутый локоть отстоит от тела на 15-20 сантиметров.

Шпага образовывает одну прямую с предплечьем и кистью.

В шестом соединении шпаги скрещиваются так, ото шпага соперника находится справа от шпаги каждого бойца.

Четвертая позиция во всем сходна с шестой, не считая положения кисти: тут кисть развёрнута ладонью влево, так что громадный палец правой руки выясняется сверху. Вся рука передвинута пара влево.

В четвертом соединении шпага соперника выясняется слева от шпаги бойца.

Перемена соединения при наступлении в настоящем бою имеет значение разведки, проверки готовности соперника к защите. Для сценического боя это воздействие весьма выгодно, поскольку придает передвижениям актеров темперамент активности, боевой напряженности. Тренируя актеров на сохранение расстояния при передвижениях, возможно достаточно скоро добавить к передвижениям перемену соединения по команде: “С шагом вперед соединение перемени!” (либо “С двойным шагом…”).

Перемена соединения совершается кистью руки в момент шага либо двойного шага вперед. (Отступающий при шагах назад сам соединения не меняет, а подчиняется действиям наступающего.) Кисть руки опускается вниз так, дабы финиш шпаги прошел под мечом соперника, обрисовав маленький круг. Шпага, появлявшись по другую сторону меча соперника, скрещивается с ней уже в новом соединении.

Начало перемещения кисти сходится с подготовительным перемещением в передвижении (команда “и”), момент скрещивания шпаг в новом соединении сходится с окончанием главного перемещения шага либо двойного шага вперед (команда “раз”). Недопустимо поменять соединение переносом собственной шпаги через острие шпаги соперника (поверху).

Искривление позвоночника, кривые плечи, кривая осанка как исправить? — Упражнения.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: