Четвертый подвиг: эриманфский вепрь

Четвертый подвиг, что должен был совершить Геракл, заключался в том, дабы поймать живым Эриманфского вепря – свирепого, огромных размеров зверя, обитавшего на поросших кипарисами склонах горы Эриманф и в зарослях аркадской горы Лампеи и совершавшего набеги на почвы около города Псофиды1. Гора Эриманф названа так по имени сына Аполлона, которого Афродита ослепила за то, что он подсматривал за ней, в то время, когда она купалась.

Аполлон в отместку превратился в вепря и убил ее возлюбленного Адониса. Однако гора осталась священной горой Артемиды2.

b. По дороге к Эриманфу Геракл, проходя через Фолою, где он убил некоего Савра, ожесточённого разбойника, был принят кентавром Фолом, которого одна из ясеневых нимф родила от Силена. Фол поставил перед Гераклом жареное мясо, а сам предпочел имеется сырое, не смея открыть сосуд с вином, принадлежавший всем кентаврам, до тех пор до тех пор пока Геракл не напомнил ему, что это тот самый сосуд, что четырьмя поколениями раньше Дионис оставил в пещере именно для для того чтобы случая3.

Кентавры пришли в возбуждение, почуяв запах крепкого вина. Вооружившись громадными камнями, оторванными из почвы елями, топорами и головнями, они помчались к пещере Фола.Четвертый подвиг: эриманфский вепрь В случае если Фол от страха спрятался, то Геракл смело отразил наступление первых двух кентавров – Анкия и Агрия4 – градом головней.

Нефела, бабка кентавров и богиня облаков, пролила на землю сильный ливневой дождь, от которого у Геракла ослабла тетива, а почва под ногами стала скользкой. Но он был хорошим собственной славы и убил нескольких кентавров, и среди них Орея и Гилея. Остальные бежали до самой Малеи, где нашли убежище у собственного царя Хирона, которого лапифы изгнали с горы Пелион5.

c. Уже на излете стрела, разрешённая войти Гераклом, прошла через руку Элата и вонзилась в колено Хирона. Опечаленный тем, что стрела попала в его ветхого приятеля, Геракл извлёк из его колена наконечник стрелы, и, не смотря на то, что Хирон сам готовил снадобья для лечения ран, в этом случае они были ненужными, и он, стеная, удалился в пещеру, но не погиб, по причине того, что был бессмертным. Прометей позднее дал согласие стать бессмертным вместо него, и Зевс утвердил данный обмен.

Действительно, кое-какие говорят, что Хирон избрал смерть не вследствие того что страдал от боли в ране, а вследствие того что ему надоела его продолжительная судьба6.

d. Тем временем кентавры разбежались в различные стороны: одни с Эвритионом отправились в Фолою, другие с Нессом – за реку Эвен, третьи – на гору Малея, а четвертые – в Сицилию, где их истребили сирены. Остальных Посейдон принял в Элевсине и запрятал в горе. Среди тех, кого позднее убил Геракл, был кентавр Хомад, что пробовал обесчестить сестру Эврисфея Алкиону.

Показав благородство и так отомстив неприятелю за нанесенное оскорбление, Геракл получил громадную славу7.

e. Тем временем Фол хоронил собственных мертвых сородичей. Он извлек одну из стрел Геракла и стал ее разглядывать. «Нужно же, такое громадное существо погибло от какой-то царапины», – удивился он. Но тут стрела выпала из его рук, пронзила ногу, и он упал замертво.

Геракл прервал охоту, возвратился в Фолою и предал Фола почва с необычайной пышностью у подножия горы, которая сейчас носит его имя. Как раз по окончании этих событий река Анигр купила собственный страшный запах, что исходит на всем ее протяжении от истока на горе Лапиф. Произошло так, что кентавр по имени Пиленор, которого Геракл ранил стрелой в руку, бежал и промыл тут собственную рану.

Кое-какие, но, говорят, что смердящий дух показался несколькими годами раньше, в то время, когда в Анигр бросали дурно пахнущие предметы, использованные при очищении дочерей Прета8.

f. Геракл тем временем преследовал вепря на реке Эриманф. Захватить живым для того чтобы свирепого зверя было делом необыкновенной трудности, но Гераклу удалось громкими криками выгнать его из зарослей, загнать в глубочайший сугроб и быстро встать ему на пояснице. Геракл связал его цепями и живым отнес на плечах в Микены.

Но в то время, когда он услышал, что аргонавты готовятся к плаванию в Колхиду, то скинул вепря наземь у рыночной площади и вместо того, дабы ожидать предстоящих распоряжений от Эврисфея, скрывавшегося в бронзовом пифосе, отправился с Гилом, дабы присоединиться к отплывающим. Неизвестно, кто позже убил вепря, известно лишь, что его клыки сохраняются в храме Аполлона в Кумах9.

g. По некоторым свидетельствам, Хирон был случайно ранен стрелой, которая пронзила ему левую ногу, в то время, когда они вместе с Фолом и молодым Ахиллом принимали Геракла на горе Пелион. Через девять дней Зевс поместил изображение Хирона среди звезд как созвездие Кентавра. Другие, наоборот, утверждают, что созвездием Кентавра Зевс отметил Фола, потому, что тот превосходил людей в мастерстве предсказания по внутренностям.

Стрелец среди знаков Зодиака – это также кентавр, некто Крот, живший на горе Геликон и ласково любимый собственными сводными сестрами – музами10.

1Овидий. Героиды IX.87; Аполлоний Родосский I.127; Аполлодор ІІ.5.4; Диодор Сицилийский IV.12.

2Гомер. Одиссея VI.102 и сл.

3Аполлодор. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

4Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.

5Вергилий. Энеида VIII.293–294; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.

6Аполлодор. Цит. соч.; Лукиан. Беседы в Царстве мертвых 26.

7Аполлодор. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

8Аполлодор. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Павсаний V.5.6.

9Аполлодор. Цит. соч.; Павсаний VIII.24.2; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлоний Родосский I.122 и сл.

10Феокрит. Идиллия VII.149–150; Овидий. Фасты V.380 и сл.; Гигин. Мифы 224; Эратосфен. Превращения в звезды 40.

* * *

1. Вепри были священными животными луны из-за собственных клыков, напоминающих по форме полумесяц. Быть может, танист, убивавший и оскоплявший собственного двойника царя-жреца, был сейчас наряжен вепрем (см. 18.7 и 151.2).

Гора Эриманф являлась священной горой Артемиды, а не Афродиты, и как раз Артемида должна была быть той богиней, за которой подглядывал царь-жрец, а не его танист (см. 22.i).

2. В полной мере быть может, что бой Геракла с кентаврами, как и подобная битва на свадьбе Пирифоя (см. 102.2) первоначально были ритуальными схватками между новым его противниками и царём, обряженными в зверей. Классическим оружием Геракла были стрелы, каковые он, дабы утвердить собственную власть, пускал по одной в каждую сторону света, а пятую – прямо в небо.

Пограничные войны между доэллинскими горцами и эллинами Северной Греции, быть может, также нашли отражение в этом мифе.

3. Ядовитые стрелы, вонзившиеся в ступню и колено, явились обстоятельством смерти не только Фола и Хирона, но и Ахилла – ученика Хирона (см. 92.9 и 164.j): все кентавры были магнесийскими царями-жрецами, чьи души, конечно, достались сиренам. Присутствие кентавра в Малее подтверждается местным преданием, утверждавшим, что папа Фола Силен появился именно там (Павсаний III.25.2).

Кентавры довольно часто изображались не как полулошади, а как полукозы. Их нахождение в Элевсине, где Посейдон прятал их в горе, показывает, что, в то время, когда посвящаемый в Элевсинские мистерии праздновал ритуальный брак с богиней, в обряде учавствовали танцоры, скачущие верхом на палочках, увенчанных лошадиными головами.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: