Dd-964: настоящий корабль-призрак

Когда-то эскадренный миноносец DD-964 Paul F. Foster имел и капитана, и команду. В состав флота он вошел во второй половине 70-ых годов двадцатого века и стал одним из самых идеальных судов собственного времени, вторым эсминцем нового типа «Спрюэнс». Всего на верфи в Паскагуле, штат Миссисипи, был выстроен 31 подобный корабль. «Спрюэнсы» были отлично вооружены — одни «Томагавки» чего стоили, не говоря уже о зенитной артиллерии, ракетах «Гарпун», торпедах, авиационной группе и минах из вертолетов Sikorsky SH-60 Seahawk.

Эти суда дали начало нескольким новым классам — ракетным крейсерам типа «Тикондерога», эсминцам типов «Кидд» и «Арли Берк».

Но время «Спрюэнсов» уходило. Последний представитель класса — USS Cushing — был выведен из состава флота 21 сентября 2005 года. Б? льшую часть судов — 25 экземпляров — затопили, применяв в качестве мишеней; еще четыре были разрезаны на металл.

Сейчас на плаву находятся только два «Спрюэнса», причем один из них, эсминец Arthur W. Radford, собственной очереди стать неестественным рифом.

А вот у «Пола Фостера» вторая будущее. Он не только находится в строю, но и широко применяется ВВС Соеденненых Штатов.Dd-964: настоящий корабль-призрак Действительно, в весьма необычном ключе.

Да, DD-964 вправду стал официальным кораблем-призраком. Бывает и так.

Легкая мишень

Сокращение SDTS свидетельствует Self Defense Test Ship, другими словами испытательное судно совокупностей самообороны. Это отдельная военный единица — она не относится ни к эскадренным миноносцам, ни к крейсерам, ни к какому-либо второму типу судов. Это SDTS, и на флоте все знают, о чем идет обращение.

SDTS — это «продвинутая» разновидность корабля-мишени. Такие цели широко применяются всеми государствами мира для опробований крылатых ракет, артиллерийских орудий, бомб, торпед. В большинстве случаев кораблем-мишенью помогает списанное армейское судно, которое ставится на прикол в заданном квадрате, а после этого бессердечно расстреливается из испытуемых типов орудий.

Цели опробований смогут быть самыми различными — как проверка новой разновидности ракет, так и несложная тренировка артиллерийского расчета.

    Paul F. Foster по окончании конвертации не приобрел нового индекса, а остался DD-964. Сходу и не сообщишь, что это уже не боевой эсминец (но, обратите внимание на отсутствие носового орудия).

Простая подготовка корабля-мишени содержится в полном избавлении его от материалов и веществ, талантливых ускорить уничтожение судна либо загрязнить внешнюю среду. Удаляется все горючее, асбестовые и другие вредные для океана элементы. Время от времени, в то время, когда по окончании затопления корабль будет неестественным рифом, лежащим на маленькой глубине, в его надстройках и корпусе прорезают мелкие отверстия для рыб либо кроме того побольше — для дайверов.

Сейчас показалась тенденция стирать идентификационные марки — надписи, гравировки, цифры и названия — и затапливать суда анонимно, из уважения к тем, кто плавал на них «при жизни».

Кое-что на суда-мишени устанавливается — к примеру, датчики, фиксирующие повреждения и крен при успешных попаданиях и передающие эти сведенья руководству. В качестве базисных судов употребляются суда самых различных классов, потому, что на протяжении войны приходится топить и грузовые транспорты, и маленькие торпедные катера.

Методика применения отслуживших собственный судов в качестве тренировочных снарядов известна как минимум с первой половины XIX века. Но впредь до 1990-х годов мишени функционировали как обездвиженные, беззащитные баржи, попасть по которым было не так и сложно, не говоря уж о полном отсутствии какого-либо отпора.

А на рубеже 1990-х ВМФ США создало новую концепцию корабля-мишени, что кроме того что может передвигаться, уходя от атаки, но ко всему другому оборудован совокупностями активной защиты. Так показался первый SDTS — бывший DD-936, либо USS Decatur.

    Пуск ракеты RIM-7 Sea Sparrow

Тяжёлая мишень

SDTS — это самая громадная в мире радиоуправляемая игрушка. На борту испытательного судна, находящегося «при выполнении», вправду нет ни одного человека, как и на простом корабле-мишени, но в отличие от последнего испытательное судно имеет на борту горючее, его двигатели трудятся в штатном режиме, а совокупности противоракетной обороны функционируют полностью. Более того, SDTS систематично модернизируется, потому, что употребляется не только для торпед и испытаний ракет, но и для проверки новых совокупностей защиты.

USS Decatur, эсминец типа «Форрест Шерман», служил в составе ВМФ США с 1956 по 1983 год. Судам этого типа повезло больше, чем «Спрюэнсам»: из 18 выстроенных эсминцев четыре стали судами-музеями, а упомянутый DD-936 дал начало новому классу судов. Наряду с этим изначально его ожидала печальная участь собратьев — быть реализованным на металл либо потопленным в качестве корабля-цели.

Но проект SDTS поменял его судьбу: как раз Decatur был самые подходящим для переоборудования в испытательный стенд. Он взял маркировку EDDG-31 и в первой половине 90-ых годов двадцатого века приступил к новым обязанностям.

На протяжении переоборудования корабль купил дистанционное управление, и множество оборонительных совокупностей. Среди последних были, в частности ЗРК Mk 57, оснащенный управляемыми ракетами «корабль — воздушное пространство» RIM-7 Sea Sparrow; совокупность обнаружения цели Mk 23; совокупность радиоэлектронной борьбы SLQ-32 (V)3, талантливая создавать активные помехи как самонаводящимся головкам, так и бортовым РЛС.

В целом переоборудованный эсминец имел возможность отбить наступление, сымитировав поведение настоящего корабля при вражеской атаке. Наряду с этим методика эксплуатации подразумевала, что часть атак будет производиться не по самому кораблю, а по особой барже, расположенной в 45 м сзади SDTS. Это разрешало существенно расширить срок работы испытательного судна, потому, что часть ракет и снарядов так или иначе попадали в цель, и по окончании каждого «захода» бывший эсминец потребовал ремонта.

Наряду с этим его оборонительные совокупности совершенно верно так же имели возможность защищать баржу, как и его самого. Как раз посредством SDTS испытывались модернизации ЗРК RIM-116 Rolling Airframe Missile (в частности, совокупность наведения Block 1).

И не смотря на то, что проект собрал множество респектабельных правительственных призов и считался успешным, время к EDDG-31 было беспощадно. Никакая модернизация не имела возможности спасти построенный в 1950-х эсминец. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века защитные совокупности не сумели справиться со своей функцией полностью, и корабль был поврежден так без шуток, что встал вопрос о замене его более современным.

    USS Decatur, либо DD-936, до конвертации

Весьма тяжёлая мишень

Выведенный из состава флота весной 2003 года USS Paul Foster стал совершенным судном-заменителем. Сама методика опробований не претерпела трансформаций: корабль на радиоуправлении выходит из порта приписки Вайними (Калифорния), делается на позицию, а за ним устанавливается баржа-мишень. Управление навигацией ведется с военно-морской базы Пойнт-Мугу рядом от Вайними.

Главным оружием нового корабля стала противоракетная установка вертикального пуска Mk 41, пригодная для запуска разных ракет, а универсальность оружия — одно из наиболее значимых качеств SDTS. К слову, установка, как и б? льшая часть радиолокационных совокупностей, была частью корабля еще до конвертации (в 1987—1988 годах USS Paul Foster пережил замечательную модернизацию, на протяжении которой взял множество современных систем оружия). Данный фактор очень сильно удешевил и упростил перестройку корабля — в принципе, его противоракетные установки на базисном уровне соответствовали применяемым на вторых судах ВМФ и потому не потребовали модернизации и демонтажа.

Замена базисного судна разрешила существенно увеличить возможности программы SDTS. Главным назначением осталось, непременно, тестирование и защиты систем и демонстрация атаки, но у программы показались и новые, инженерные направления. На бывший эсминец всегда устанавливаются какие-то новые узлы, среди них и не имеющие отношения к армейскому делу, — судно превратилось в полноценную плавучую лабораторию. На нем отрабатываются кроме этого технологии дистанционного управления, разная корабельная электроника, механика и т. д.

    USS Decatur, либо DD-936, по окончании превращения в SDTS EDDG-31. Кидаются в глаза видоизмененные надстройки с более современными совокупностями наблюдения.

Одним из увлекательных проектов стало переоборудование SDTS для работы на биотопливе. Как и всегда биологическое топливо — это удел транспортных и пассажирских судов, и попытка применить современные топливные разработки в военной отрасли выглядит как минимум весьма интересно. В 2011 году эсминец совершил 17-часовое путешествие на протяжении береговой линии Калифорнии (из Сан-Диего в Вайними), применяя в качестве горючего субстанцию на базе водорослей.

Топливная смесь на 50% складывалась из простого горючего и на 50% — из водорослевого масла, созданного компанией Solazyme. Силовая установка DD-964 представляет собой газотурбинный двигатель General Electric LM2500, трудящийся в сцепке с двумя электрогенераторами Allison 501 K17, — в какой-то мере это напоминает силовую установку парома Viking Grace, о котором мы писали в прошлом номере издания.

Опробования прошли удачно — команда не почувствовала никакой отличия («мирные» опробования ведутся в простом, а не дистанционном режиме). Эти опробования стали первой ласточкой проекта GGF (Great Green Fleet, «Громадный зеленый флот»), в рамках которого б? льшую часть самолётов и военных кораблей США планируется перевести на экологически надёжные виды горючего, минимизировав количество применяемой нефти. Сейчас горючее из водорослей деятельно испытывается на вторых классах судов, но USS Paul Foster остается наибольшей из исследовательских платформ этого направления.

Но, главное назначение SDTS — это так же, как и прежде опробования армейских совокупностей. Последним увлекательным проектом стала установка на корабль боевого лазера, созданного компанией Northrop Grumman и известного как MLD (Maritime Laser Demonstrator, Морской демонстрационный лазер).

Твердотельный высокоэнергетический лазер мощностью 30 кВт за четыре месяца работы на SDTS — с сентября по декабрь 2014 года — не допустил ни одного промаха по беспилотным мишеням, удачно продемонстрировав себя а также в условиях нехорошей видимости и в штормовую погоду. Параллельно с лазером на тестовом судне изучили свойства нового радара TRS-3D/16-ES и последовательности других систем мониторинга и обнаружения.

    MLD (Maritime Laser Demonstrator), одна из защитных совокупностей, протестированных на SDTS Управление лазером велось вручную — оператор игрался в подобие компьютерной игры, ловя беспилотники в перекрестье прицела. У лазерной совокупности обнаружились как плюсы (низкая себестоимость выстрела — лазер не применяет ничего, не считая электричества, отбираемого у корабельных генераторов), так и минусы — хрупкость конструкции, повредить которую возможно кроме того из простого огнестрельного оружия.

Предшественник нынешнего SDTS, старичок Decatur, завершил собственный жизненный цикл в качестве простого судна-цели, беспилотной баржи, потопленной правильными ракетными ударами. Но Paul Foster, Наверное, прослужит еще достаточно продолжительно. Кроме того, что это последний плавающий «Спрюэнс» и по окончании окончательного списания он, по всей видимости, станет кораблем-музеем.

Существенно серьёзнее то, что по степени технического оснащения он превосходит многие современные суда, потому, что именно на нем прежде всего тестируются концептуальное оружие и новаторские подходы.

Это вам не дряхлый «Летучий голландец» морского дьявола Дэйви Джонса. Это современный корабль-призрак — стремительный, вооруженный и весьма страшный.

Простые суда-цели

    Корабль-цель германского флота «Гессен» выстроен как броненосец в 1902 году, а в 1930-х превратился в лишенную всяких отличий баржу-мишень.

    Германский корабль-цель «Зеебург», переделанный из транспортного корабля, в маскировочной окраске.

Проект SDTS в принципе неповторим — другие страны мира не модернизировали суда-цели на таком уровне. До 1950-х годов в СССР суда-цели употреблялись эпизодически, по большей части это были трофейные суда, с которых все полезное. Плановое создание целей началось с ликвидации эскадренных миноносцев проектов 7 и 7-У, другими словами так называемой сталинской серии.

Б? льшая часть эсминцев 1936—1939 годов к 1950-м существенно устарела, и суда начали неспешно, по мере вывода из состава флота, переоборудовать в цели серии ЦЛ. Им давали последовательную нумерацию от единицы; в то время, когда цель совсем уничтожалась на протяжении очередных учений либо опробований, ее номер присваивался следующему выведенному из состава флота кораблю. Вследствие этого многие суда имели однообразные индексы.

В частности, в ЦЛ были перестроены 13 судов серий 7 и 7-У, и единственный эсминец серии 30 «Огневой». Подобные правила оборудования судов-целей употреблялись фактически во всем мире. В данной ужасной роли завершили собственные славные дороги многие узнаваемые суда, к примеру известный крейсер русско-японской войны «Цусима» (он стал японским кораблем-целью Hai Kan No.

10 незадолго до Первой мировой).

Статья «Призрачный эсминец» размещена в издании «Популярная механика» (№149, март 2015).

Maritime Laser Demonstration


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Гроза проливов: десантный корабль

    Небольшой десантный корабль «Зубр» проекта 12322 имеет полное водоизмещение 535 т, длину 56,2 м и ширину 22,3 м. Большая скорость «Зубра» — 63 узла,…

  • Корабль-бомба: история морских камикадзе

    20 июня 1667 года, битва при Чатеме. Один из эпизодов Второй англо-голландской войны, в котором голландская сторона удачно применила брандеры. В левой…

  • Почему сталкиваются корабли?

    Боевые ранения «Краба» 11 февраля 1992 года русский многоцелевая АПЛ К-276 «Краб» вспорола дне смотревшей за ней американской АПЛ Baton Rouge, которую…

  • Черная дыра: боевой корабль проекта 877

    Произойди что с данной техникой — и спастись будет весьма тяжело. Но, в случае если сказать не о астронавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: