Друзья и недруги великой степи

Суперэтнос, условно названный нами хуннским, включал не только хуннов, сяньбийцев, табгачей, тюркютов и уйгуров, но и многие соседние этносы разнообразных культур и иного происхождения. Мозаичность этнического состава отнюдь не мешала существованию целостности, противопоставлявшей себя иным суперэтносам: Китаю старому (IX в. до н.э. — V в. н.э.) и Китаю раннесредневековому — империи Тан (618-907 гг.), Ирану с Тураном (250 г. до н.э. — 651 г. н.э.), халифату, другими словами арабо-персидскому суперэтносу, Византии (греко-славянской) и Западной романо-германской Европе; особняком стоял Тибет, что в сочетании с Непалом и Тангутом также направляться разглядывать как независимый суперэтнос, а не периферию Китая либо Индии.

Все эти суперэтнические целостности взаимодействовали с циркумкаспийской Евразией (Великой степью), но по-различному, что очень оказывало влияние на вариации этногенеза и характер культуры как степных, так и окрестных суперэтносов. В чем было различие этих контактов? Решить поставленную задачу классическими приемами столь же легко, как и безуспешно.

Возможно перечислить все войны и мирные трактаты, и межплеменные распри, что, кстати, уже сделано, но это будет описание ряби на поверхности океана.Друзья и недруги великой степи

Так как вести войну страны, другими словами социальные целостности, а не этносы, каковые являются звеньями геобиоценозов, благодаря чего они боле консервативны. Войны довольно часто идут в этнической совокупности, а с чужаками сохраняют худой мир, что не всегда лучше хорошей ссоры. Исходя из этого целесообразно избрать другой путь.

Комплиментарность — вот та база, на которой не просто проходят, но осуществляются судьбы взаимодействующих этносов и суперэтносов, а время от времени и отдельных персон. Уточним сие понятие.

Хорошая комплиментарность — это безотчетная симпатия, без попыток перестроить структуру партнера; это принятие его таким, каков он имеется. В этом варианте вероятны симбиозы с попытками перестроить структуру объекта, или стереть с лица земли ее: это нетерпимость. Наряду с этим варианте вероятны химеры, а в экстремальных коллизиях — геноцид.

Нейтральная -это терпимость, вызываемая равнодушием: ну и пускай его, была бы лишь польза, либо хотя бы не было вреда. В этом случае значительно чаще идет или потребительское отношение к соседу, или игнорирование его. Данный вариант характерен для низких уровней пассионарного напряжения.

Комплиментарность — явление природное, появляющееся не по приказу хана либо султана и не для купеческой прибыли.

То и второе может, само собой разумеется, корректировать поведение контактирующих персон, руководящихся мыслями пользы, но неимеетвозможности поменять искреннего эмоции, которое, не смотря на то, что на персональном уровне и не редкость столь разнообразным, как личные вкусы, но на популяционном — получает строго определенное значение, потому что нередкие уклонения от нормы взаимно компенсируются. Исходя из этого установление обоюдных антипатий и симпатий между суперэтносами правомерно.

Тут вероятен путь изучения: широкое обобщение. Легче всего запутаться в мелочах и утратить ариаднина нить — единственное, что может вывести из лабиринта противоречивых сведений, случайных совпадений и вариаций. Эта нить — селекция политических зигзагов и коллизий мировоззрений на персональном уровне, потому что источники составляли авторы, другими словами люди, а суперэтносы -совокупности на три порядка выше.

И в случае если довести эмпирическое обобщение до конца, то окажется неожиданный итог: примеров отрицательной комплиментарности к тюркомонголам -два; хорошей — два, нейтральной — один.

Древние китайцы относились к хуннам с нескрываемой враждебностью. Это особенно четко проявилось в IV в., в то время, когда хунны, теснимые засухой, поселились в Ордосе и Шаньси, на закинутых земледельцами иссушенных полях. Китайцы так издевались над степняками, что довели их до восстания.

Так же китайцы относились к тибетцам и сяньбийцам; не щадили они и метисов, но потому, что тех было большое количество, то они сохранились около развалин Великой стенки, на границе степного и китайского суперэтносов [441].

Пассионарный толчок VI в. обострил эту неприязнь, перевоплотив ее в неприязнь. Обновленные китайцы семейств Бэй-Ци и Суй истребляли последних потомков степняков, а те подняли на щит семейство Тан и сохранили старое племенное наименование — табгачи, не смотря на то, что сказать стали по-китайски [442].

Империя Тан по идее, но не по фазе этногенеза, подобна царству Александра Македонского. Как Александр желал объединить греческую и персидскую культуры и создать из них единый этнос, так Тай-цзун Ли Ши-минь постарался совместить Поднебесную, т.е. Китай, Великую степь и Согдиану, уповая на обаяние доброй власти и просвещенного буддизма.

Казалось бы, данный грандиозный опыт должен был удаться, поскольку уйгуры, тюрки и согдийцы, которых теснили арабы, готовы были честно поддержать империю. Но китайская лояльность была лицемерной, благодаря чего семейство Тан пала в 907 г., а этнос табгач бьл истреблен менее, чем за одно столетие (X в.) [443].

Но традиции пережили людей. Эстафету Третьей силы, равняется чуждой и Китаю, и Степи, подхватили на востоке кидани, а на западе, правильнее в Ордосе, — тангуты. Те и другие многократно громили Китай и жестоко сражались на севере: кидани — с цзубу (татарами), тангуты — с уйгурами, так, что кровь текла, как журчащий поток [444].

Но, в то время, когда пассионарный толчок XII в. вознес монголов над Азией, покоренные тангуты, кидани и чжурчжэни остались живыми подданными монгольских ханов, а тибетцы и уйгуры взяли привилегии и разбогатели. В то время, когда же победили китайцы семейства Мин, тангутов не стало, а западные монголы — ойраты — еле отбились в XV-XVI вв.

Нет, нельзя считать китайцев злодеями! Они считали собственную историческую миссию цивилизаторской, принимая в собственный суперэтнос тех, кто был согласен превратиться в китайца. Но при упорства комплиментарность становилась отрицательной.

монголам и Тюркам приходилось выбирать между утратой души и потерей жизни.

Иранская несколько этносов: персы, парфяне, хиониты, аланы, эфталиты — все они всегда воевали с хуннами и тюркютами, что, очевидно, их не обладало друг к другу. Исключение составляли неприятели сарматов — скифы, у которых хунны заимствовали известный звериный стиль — изображение хищных зверей на охоте за растительноядными, что наглядно продемонстрировано открытиями П.К. Козлова и С.И.

Руденко.

Но, увы, подробности истории столь старого периода малоизвестны.

В VI в. искренними друзьями и союзниками тюркютов стали хазары, но падение Западного тюркского каганата и переворот в Хазарии не разрешили хазарам реализовать удобную обстановку — победу над персами и хионитами, благодаря чему и те, и другие успели оправиться.

И однако влияние персидской культуры на Великую степь имело место. Зороастризм — религия не прозелитическая, она лишь для парфян и благородных персов. Но манихейство, гонимое в Иране, Римской и Китайской империях и в раннехристианских общинах, отыскало приют у кочевых уйгуров и покинуло следы в Алтайском крае и в Забайкалье.

Высшее божество сохранило собственный имя -Хормуста (отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими подробностями показывает на комплиментарность древних тюрок и древних иранцев. Победа арабов-мусульман поменяла цвет времени, но до XI в. иранские этносы: дейлемиты, таджики и саки отстаивали традиции и свою культуру от тюркского нажима. Погибли они героически, ничем не запятнав собственной старой славы: тюрки и арабы сохранили к персам глубокое уважение, исходя из этого счесть тюрко-персидскую комплиментарность отрицательной нет ни предлога, ни основания.

Пара по-иному сложились отношения тюрков с арабами на Ближнем Востоке. Мусульмане потребовали смены веры; это в те времена означало, что Кок Тенгри (Голубое Небо) нужно было именовать Аллахом (Единственный). Тюрки с радостью принимали такую замену, по окончании чего занимали ответственные должности, если они были рабами-гулямами, либо пастбища для овец, если они оставались свободными скотоводами.

В последнем случае появлялся симбиоз, с обоюдной терпимостью а также уважением, не смотря на то, что культурные персы обнаружили тюрков неотёсанными.

Острые коллизии появлялись только в крайних случаях, к примеру, при подавлении восстаний зинджей и карматов, при войнах с дейлемитами и при дворцовых переворотах. Но в этот самый момент многие арабы а также персы больше любили тюрок чем сектантов и грабителям. А уж в то время, когда сельджуки загнали греков за Босфор, а куманы- мамлюки скинули крестоносцев в Средиземное море, согласие восстановилось, и обновленный суперэтнос отыскал в себе силы для самоутверждения.

Византия взаимодействовала с кочевниками двояко: 1 — на собственной отчизне греки пользовались помощью тюркютов в VII в., печенегов — в X в., половцев — в XI-XIII вв. и 2 — на чужбине, где эмигрировавшие из Византии несториане обратили в христианство большое количество монгольских и тюркских племен, часть оседлых уйгуров и часть хорезмийцев, а православные миссионеры крестили Болгарию, Русь и Сербию; появлялся уже не сдержанный симбиоз, а инкорпорация: крещеных тюрок принимали как собственных. Кроме того укрытые от монголов последние половцы, преданные венграми, нашли приют в Никейской империи.

По всей видимости, подобная хорошая комплиментарность должна была иметь место в Старой Руси. Так оно и было, но данный вопрос детально будет рассмотрен в особой работе, потому что заслуживает особенного внимания.

В отличие от восточных, западные христиане — католики относились к евразийским степнякам совсем в противном случае. Их обращение напоминает китайское, а не персидское, греческое и славянское. Наряду с этим принципиально важно, что политические конфликты между обеими суперэтносами были эпизодичны и куда менее велики, чем войны гвельфов с гибеллинами.

Легко существовало убеждение, что гунны, монголы и тюрки — нечистые дикари, а вдруг греки с ними дружат, то так как восточные христиане такие еретики, что самого Всевышнего тошнит. А ведь с берберами и испанскими арабами в Сицилии европейские рыцари вести войну неизменно, но относились к ним с полным уважением, не смотря на то, что африканцы заслуживали его не более, чем азиаты. Выясняется, что сердце посильнее рассудка.

И, наконец, Тибет. В данной горной стране бытовали два мироощущения: древнеарийский культ Митры — разные формы и бон буддизма — кашмирская (тантризм), китайская (чан-буддизм созерцания) и индийские: хинаяна и махаяна. Все религии были прозелитическими и распространялись в оазисах бассейна Тарима и в Забайкалье.

В Яркенде и Хотане утвердилась махаяна, скоро вытесненная исламом; в Куче, Карашаре и Турфане -хинаяна, мирно ужившаяся с несторианством, а в Забайкалье симпатии получил бон — религия потомков и предков Чингиса. С христианством бон ладил, но монголы и китайские учения, и тибетцы не принимали, кроме того чан-буддизм. Это не может быть случайным, так что с Тибетом у степняков комплиментарность была хорошей.

Как видим, проявление комлиментарности не зависит от национальной целесообразности, экономической пользы либо от характера идеологической совокупности, по причине того, что сложная догматика недоступна пониманию большинства неофитов. И все же феномен комплиментарности существует и играется в этнической истории если не решающую, то очень большую роль! Как же его растолковать?

Сама напрашивается догадка биополей с разными ритмами, очень плохо.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию, другие — какофонию; это очевидно явление природы, а не дело рук людских.

Само собой разумеется, возможно проигнорировать этнические симпатии либо антипатии, но целесообразно ли это? Так как тут кроется ключ к теории этнических конфликтов и контактов, а тем самым возможности интернациональных коллизий; и не только III-XII вв., которыми мы тут ограничимся.

Тюрко-монголы дружили с Православным миром, ее спутниками и Византией — славянами. Ссорились с китайскими националистами и по мере сил помогали империи Тан либо, что также, этносу табгачей, за исключением тех случаев, в то время, когда при импреском дворе в Чаньани побеждаликитайские умники.

С мусульманами тюрки уживались, не смотря на то, что и образовывали химерные султанаты, больше среди иранцев, чем арабов. Но агрессию католической романо-германской Европы тюрки остановили, за что до сих пор терпят нарекания.

На этих невидимых нитях выстраивалась интернациональная ситуация около берегов Каспийского моря черед выступлением монголов. Но и по окончании монгольских походов констелляция изменилась только в подробностях, отнюдь не принципиальных, что может проверить любой читатель, привычный с элементарной общей историей.

Видео с Марафона Великой Степи — Tengri Ultra Trail 2017


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: