Евангелие как исторический источник

Вопрос об исторической достоверности Е. включает такие вопросы, как достоверность евангельской традиции в целом, историчность главных событий земного служения Иисуса Христа, достоверность отдельных Е., возможность применения Е. в качестве исторического источника.

Канонические Евангелия без сомнений являются уникальные исторические источники, которые содержат сведения, относящиеся к обрисовываемому в них историческому периоду. Но отличительной изюминкой канонических Евангелий, к-рую нужно учитывать при оценке достоверности информируемых в них сведений, есть то, что они воображают данные через призму религ. мировоззрения и применяют для ее передачи особенный язык (выработанный в библейской и межзаветной традициях). Помимо этого, подобно др. историческим источникам, Е. подчиняются лит. нормам, принятым в эру их написания, что требует применения определенных приемов при их интерпретации.

Признанная в науке невозможность без опоры на церковное Предание установить, кем был написан евангельский текст, неимеетвозможности принимать во внимание достаточным основанием для сомнений в исторической достоверности информируемых в них сведений.Евангелие как исторический источник Неприятность исторической достоверности должна быть кроме этого отделена от неприятности расхождения между 4 евангелистами, потому, что большая часть видимых противоречий возможно снята при применении определенных экзегетических приемов. Мн. неприятности в интерпретации Е. связаны с проблемой бытования и перевода предания на стыке ближневост. и эллинистической культур (напр., отбор материала евангелистом Лукой, трудившимся в традициях греко-рим. историописания, отличается от подхода евангелиста Матфея, следовавшего в большей мере евр. традиции).

Во многих случаях евангельская традиция содержит неповторимую историческую данные, к-рая не может быть опровергнута только на том основании, что ее нереально проверить по др. источникам: довольно маленькое число нехрист. источников (многие из к-рых сохранились значительно хуже канонических Евангелий), обрисовывающих события I в., не разрешает делать выбор в пользу версии событий, приведенных в них.

К внешним свидетельствам исторической достоверности канонических Евангелий относятся в первую очередь степень и древность сохранности традиции. Корпус новозаветных исходников превышает в неск. раз рукописную традицию любого произведения древнего автора, превосходя ее не только количественно (сохр. ок. 5,3 тыс. греч. исходников, ок. 10 тыс. лат. и ок.

9,3 тыс. др. ранних переводов), но и по степени близости ко времени написания оригинала: самый хороший пример — папирус ¸ 52, датируемый ок.

125 г., к-рый содержит фрагменты Евангелия от Иоанна, написанного, согласно точки зрения большинства исследователей, в кон. I в. по Р. Х. (для сравнения: исходников «Илиады» Гомера — 643, старейшие относятся к I-II вв. по Р. Х.). Наряду с этим, не обращая внимания на наличие множества разночтений, направляться подчернуть, что большинство вариантных чтений не имеет отношения к проблеме исторической достоверности, затрагивая в крайнем случае только богословскую составляющую текста.

Одним из основных доводов в пользу достоверности канонических Евангелий может служить соответствие евангельских повествований историческому контексту I в. по Р. Х. (как на уровне реалий, что подтверждается археологически (напр., находка купальни Вифезда подтвердила достоверность ее описания евангелистом Иоанном), так и на уровне проблем и идей, актуальных для обитателей Палестины эры до разрушения Иерусалимского храма (70), подтверждение чему находят в нехристианских источниках, межзаветной лит-ре, кумранских исходниках и т. д.).

Не смотря на то, что большая часть внешних свидетельств о происхождении христианства относится к кон. I-II в., в пользу достоверности главных элементов евангельского повествования говорит то, что никто из ранних соперников Церкви (прежде всего иудеи) не отрицал самого факта жизни Иисуса Христа, Его служения (совершение чудес, пророчества, проповедь) а также Его воскресения (в ранней раввинистической традиции осуждались Его деяния и проповедь, с т. направляться. иудеев «сбивавшие Израиль с пути» и бросавшие тень на веру в Единого Всевышнего). Первые попытки отрицания фактов, возможно, засвидетельствованы (и сразу же опровергнуты) в 2 Ин 7, сомнения же довольно евангельских рассказов появляются только в кон. II-III в. и по большей части исходят из среды, мало привычной с событиями и обстоятельствами жизни в Палестине в I в.

Серьёзным причиной в оценке достоверности евангельских повествований есть преемственность, непрерывность раннехрист. церковной традиции: живое предание о Христе и Его учениках прочно сохранялось не в одной, а в ряде достаточно отдаленных друг от друга областей Римской империи, что делало его неуязвимым при гонений и нарушения преемственности в какой-то одной из них. Первые христиане были не только способны сохранить Евангелия, но и заинтересованы в передаче предания и наилучшем сохранении, в т. ч. письменных текстов.

К внутренним параметрам относятся указания евангелистов, к-рые много раз утверждают правдивость повествования и опираются на свидетельства очевидцев (Лк 1. 3-4; Ин 19. 35; 21. 24-25; ср.: 1 Ин 1. 1-5; 2 Петр 1. 16-19).

Е. написаны чтобы их слушатели и читатели получили веру в то, что в них описывается (Ин 20. 31). Не смотря на то, что все 4 евангелиста приводят непривычные для обыденного сознания факты, в действительность к-рых сходу тяжело поверить, недостоверность (с т. зр. критиков) этих фактов входит в несоответствие с задачами и целями евангелистов.

Массовое мученичество за веру — одно из основных подтверждений евангельской достоверности. Краткий знак веры в 1 Кор 15. 13-19, основанный на евангельских фактах, был сформулирован спустя всего неск. лет по окончании обрисовываемых в Евангелиях событий (быть может, к 35), т. е. в течение срока, через чур малого для создания легенды.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: