Гнев и любовь

Герои войны

«У войны не женское лицо». Увы, но с этим афоризмом сложно дать согласие: историяс старейших времен изобилует войнами, в которых сражались и сражаютсяне только мужчины. Подобные примеры возможно найти еще в легендах и мифах первых цивилизаций, но настоящие истории дам-солдат бросче любых фантазий.

Праматери войны

Красивые и грозные воительницы почитались во всех подряд пантеонах Средневековья и Древнего мира. Для шумеров роковыми были и бешенство грозной Иштар, и ее любовь. Египетская Сехмет изображалась с головой льва.

Владычица безводной пустыни, она не знала пощады к неприятелям фараонов и разила их огненными стрелами.

В древнеиндийской «Махабхарате» великий солдат Арджуна был покорен красотой Читрангады, дочери царя Манипура. На протяжении битвы на Курукшетре, где сами всевышние направляли несметные армии в бой, Читрангада руководила армиями собственного отца.


В известной битве олимпийских всевышних с титанами учавствовали все богини пантеона древних греков.

Очень отличилась наряду с этим Афина, ставшая в итоге богиней победы. На данной фреске она повергает титана Энкелада.

Древние греки поклонялись Афине как покровительнице армейского ремесла. Она простирала щит-эгиду над Аттикой, разила копьем титанов и выступила на стороне эллинов в Троянской войне.Гнев и любовь Афине постоянно сопутствовала крылатая Ника – богиня победы.

Римляне кликали ее Минервой, и храмы в ее честь возводились величайшими триумфаторами – Октавианом Помпеем и Августом.

В скандинавской мифологии Фрейя славилась своим ласковым сердцем, оплакивая каждого, кто попал в беду, но она же была предводительницей валькирий, спутниц павших солдат на тропе к Вальхалле с ее пиршествами.

На рубеже мифов

Ступая с небес на безнравственную почву, направляться признать, что войны на ней были старше покровительствовавших им богинь. Дамы становились обстоятельствами распрей еще среди первобытных племен.

Два с половиной тысячелетия назад степные просторы Евразии населяли кочевые племена, а самоё могущественным из них были сарматы. «Их смуглые дамы сражались наравне с мужчинами и носили чешуйчатые костяные доспехи, наструганные из конских копыт, а чернокосые дочери не выходили замуж, пока не убьют первого неприятеля», – образно обрисовывает их автор Алексей Иванов.

«Битва амазонок», картина германского живописца Ансельма Фейербаха, 1872 год.

Позднее, в эру античности, следы агрессивных амазонок удалялись от Причерноморья к пределам всей тогдашней ойкумены. В соответствии с преданиям, амазонки жили особенным укладом, не приемля мужчин и вознося молитвы божественной лучнице Артемиде. Они неустанно отправлялись в походы, а также против греческих полисов.

реальность и Миф тут переплетаются весьма тесно: от борьбы с Гераклом за защиты и чудодейственный пояс Трои до встреч с Александром Македонским. Кроме того, уже в шестанадцатом веке племя амазонок открылось конкистадорам кроме того в Южной Америке!

На песке римских арен сражались не только мужчины, но и дамы-гладиаторы. Если судить по археологическим находкам, они бились на равных, с фракийскими клинками в руках, в доспехах и без оных. Другие источники информируют о дамах-эсседариях – бойцах на колесницах, разящих соперников стрелами.

Король Конрад III и жены города Вайнсберга — один из самых популярных сюжетов средневековой истории в Германии.

В этом случае, это изображение с почтовой карточки финиша XIX — начала XX века.

Античность сменилась Средневековьем, явившим миру культ Красивой Женщины. Но в балладах воспевался не только гений чистой красоты. Дамы плечом к плечу со славными рыцарями принимали участие в крестовых походах.

Они дробили с мужьями все битв и тяготы пути. «В тот сутки отечественные дамы были нам великой подмогой, принося пресную воду отечественным бойцам, и, не переставая, подвигали на оборону и битву», – писал хронист, участник осады Антиохии 1097–1098 годов.

Жены феодалов хранили очаг, иногда держа на собственных плечах владения размерами больше иных королевств. В германском фольклоре с XII века сохранился сюжет об осаде города Вайнсберг королем Конрадом III. Тот, рассерженный непокорностью оборонявшихся, дал согласие пощадить и выпустить из стенку лишь дам с той ношей, что они сумеют забрать с собой.

Женщины покинули город, неся на плечах самое дорогое в их жизни – супругов.

Жанна д’Арк стала известным знаков Франции — более популярным, чем сам генерал де Голль.

Несомненно, самым броским образом девы-воительницы, а возможно, и Средних столетий в целом, стала Жанна д’Арк. Женщина из французской глубинки, ведомая таинственным гласом более чем, ворвалась в неспешное течение Столетней войны метеором. Ей и самой было суждено сгореть, но уже по окончании рокового удара, нанесенного заносчивой Англией.

Русская долюшка женская

В древнерусском устном наследии, – былинах, – также были собственные героини. К примеру, богатырка Настасья Микулишна в них затыкала за пояс самого Добрыню Никитича, ставшего ей суженым. В то время, когда полчища тугар обернулись настоящей угрозой нашествия с просторов Дикого Поля, удельный князь Федор Юрьевич был послан рязанским князем с консульством к Бату-хану.

Он сложит голову в монгольском стане, ответив гордым отказом на пожелание хана изведать красоты русских жен.

Супруга Федора княгиня Евпраксия предпочтет смерть бесчестию, шагнув из оконца большого терема в вечность.

«Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы». Лубок живописца Алексея Венецианова, 1812 год

Отечественная война 1812 года остается памятна не только удалью и подвигами мужчин. Известная «кавалерист-женщина» Надежда Дурова отличилась храбростью в сражении еще на протяжении первой войны с Наполеоном. Ей благоволил сам император Александр I. Уже в офицерском чине Дурова прошла горнило сражений под Смоленском и при Бородине, позднее являлась ординарцем у генерал-фельдмаршала Кутузова.

Смоленская крестьянка Василиса Кожина, совершенно верно сама Смерть, истребляла французов косой-литовкой во главе партизанского отряда из земляков. «Всем вам, ворам, псам, будет то же, кто лишь чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы!» – восклицала она, приводя оккупантов в кошмар.

В годы Первой Мировой много дам отправились на позиции сестрами милосердия. Данный порыв встретил необычайный отклик в высшем свете. Кроме того императрица Александра Федоровна с великими княжнами хлопотали в больницах над ранеными, поменяли им повязки и помогали докторам.

Но многие дамы решили послужить не только делу медицины, но и войны. О некоторых этих героинях мне уже случалось говорить, но нельзя забывать и об организаторе первого женского батальона в истории Русской армии.

Не снискав счастья в личной судьбе, новгородская крестьянка Мария Бочкарева решила отправиться на фронт Великой войны. Ее соглашались допустить на передовую лишь санитаркой, и в итоге солдатскую работу Марии высочайше разрешил Николай II. Несмотря на подначки однополчан, она сражалась храбро и умело, заслужив унтер и Георгиевский крест-офицерский чин.

О даме-солдате в Петрограде шли толки.

Воины женского «Батальона Смерти» во главе со своим начальником Марией Бочкаревой

По окончании падения самодержавия в Российской Федерации в 1917 А.Ф. Керенский внес предложение Бочкаревой создать особенную воинскую часть, состоящую лишь из дам. В том направлении принимали только добровольцев. Летом 1917 года соратницы Бочкаревой поразили собственной стойкостью генерала А.И.

Деникина, будущего начальника Армии Юга России.

Мария удостоилась производства в офицеры, но по окончании захвата власти коммунистами появилась в колонии. Сумев выйти на свободу, Бочкарева под видом сестры милосердия пересекла Россию и отплыла в Соединенных Штатах. В том месте русскую героиню принимал в Белом доме президент Вудро Вильсон, а позднее в Лондоне – король Георг V. Бочкарева возвратилась в Россию с силами английской интервенции, в 1919 году добралась до колчаковской Сибири, но скоро была арестована.

Рассчитывать на помилование от советской власти ей не приходилось. Но правильных сведений о том, была ли Мария Бочкарева расстреляна, не сохранилось.

В годы Гражданской войны в Российской Федерации дамы также покинули собственный след. Значительно чаще, он был кровавым, но не одна только жёсткая Розалия Землячка наводила кошмар на белые армии в Крыму. Известны и другие сюжеты:

«…Вахмистр конной разведки княжна Черкасская являлась добровольцем в артиллерии. Под Новочеркасском, в то время, когда уже кругом кипел бой, ее довенчивали с поручиком Давыдовым. «Скорее, скорее!» – торопили брачующихся. «Дайте довенчаться…» – молили они. Обряд окончен. Сняв драгоценности и белое платье, занятые у полковой женщины, она, переодевшись в форму, вступила в бой и через три часа была осколком убита.

Несчастный супруг с горя чуть не лишился рассудка.

Гроб при погребении везли на лафете».

Наконец, Великая Отечественная война стала временем беспримерной самоотверженности и отваги дам. Миллионы тружениц приближали Победу в тылу, и тысячи вести войну на фронтах. Герой Советского Союза Людмила Павличенко стала самым результативным снайпером-дамой в истории – согласно данным из официальных источников, ею были истреблены 309 солдат и офицеров неприятеля.

Гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк сражалась с гитлеровцами в небе, руководила авиационным звеном и погибла в августе 1943 года.

На позиции снайпер Людмила Павличенко, 1942 год.

Екатерина Петлюк также грезила стать летчиком, но с 1942 года служила в Красной Армии механиком-водителем «Малютки» – танка Т-60, на котором истребила порядка 80 воинов соперника. Бойкий мехвод «тридцатьчетверки» Александра Ращупкина прошла войну от Сталинграда до освобождения Польши. Храбрая танкистка Александра Самусенко сражалась с самого начала Великой Отечественной, но не дожила до победного мая.

Мария Октябрьская в собранном на личные деньги танке «Боевая подруга» мстила немцам за смерть мужа. В первой половине 40-ых годов XX века ей было посмертно присвоено звание Героя СССР. А жены Бойко, Иван и Александра, вести войну совместно на танке ИС-2 и встретили Сутки Победы в Праге.

Сейчас дамы-военнослужащие никого не поразят. Времена изменяются, только война остается прошлой и не знает пощады, как будто бы Иштар в древности. Для любой из девушек не выткать шали лучше мирного неба над головой, но вся мировая история порукой: не было и нет ничего посильнее их любви и гнева.

1 – «Битва Афины с Энкеладом». Фрагмент росписи краснофигурного килика. VI век до н. э. Лувр.

2 – Статуя ранней амазонки. Капитолийский музей. © Jean-Pol Grandmont.

3 – «Верные жены Вайнсберга». Картина Захариаса Долендо по картине Якоба де Гейна II.

4 – «Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.

4.1 – «Жанна д’Арк». Триптих. Н. К. Рерих, 1931.

5 – «Евпраксия Рязанская». Эскиз. К. А. Васильев, 1969.

6 – Актриса Лариса Голубкина в образе Шурочки Азаровой – прототипа «кавалерист-женщины» Надежды Дуровой из фильма Э. Рязанова «Гусарская баллада» (1962).

7 – «Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы». Лубок. А. Г. Венецианов, 1812.

8 – Гвардии сержант Е. А. Петлюк. 1943. Источник: http://worldoftanks.ru

Любовь,смирение,ненависть,гнев,чрезмерность


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: