Издание второе, переработанное и дополненное

Вологда – 2012

Авксентьевский И. И., Фивейская Л. В. тексты и Классические учения в курсе культурологии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.– 128 с.

Критики: Симонян Э. Г – кандидат философских наук, доцент

Агафонова О. В. – кандидат философских наук, доцент

В пособии рассматриваются хорошие тексты, воображающие все исторические типы культуры и высказывающие их значительные правила. Изучение мифологических, религиозных, философских текстов есть необходимым моментом освоения курса культурологии и разрешает не только глубже познакомиться с культурой отдельных эр, но и проследить неспециализированную логику развития всемирный культуры. Пособие дополняет материал хрестоматии по культурологии (Культурология: Хрестоматия.

Сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011) и имеет цель оказать помощь учащимся в работе с включенными в нее текстовыми источниками.

Пособие предназначено для учебной работы и адресуется обучающимся институтов, и всем, занимающимся самообразованием.Издание второе, переработанное и дополненное

OВологодский институт права и экономики

ФСИН России, 2002 г., с трансформациями

OИ. И. Авксентьевский, Л. В. Фивейская, 2002 г., с трансформациями

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс культурологии в институте имеет цель: во-первых, организовать у обучающихся развернутое понятие культуры как высшей, самая развитой, сферы духовного бытия человека и систематизировать полученные ими на прошлых ступенях образования знания о формах и способах культурного творчества; во-вторых, дать методику освоения культурного наследия человечества, которая имела возможность бы использоваться учащимися в ходе их личного самообразования. Оба эти нюанса взаимосвязаны, потому, что методы систематизации культуры выступают одновременно и как момент ее освоения, устанавливая логические и исторические закономерности ее развития и существования, но и само системное, целостное отношение к культуре вероятно только при условии вхождения получающего образование ее мир, его личной причастности к культурному творчеству. Становление человека в качестве полноценного субъекта культуры имеется задача образования по большому счету, особенная же задача культурологии пребывает в том, дабы образовательный процесс купил сознательный темперамент и мог целенаправленно моделироваться человеком.

Курс культурологии включает в себя теоретическую часть, дающую логическую систематизацию культуры и раскрывающую неспециализированные законы ее исторического развития, и широкий исторический раздел, посвященный рассмотрению наиболее значимых черт главных культурно-исторических типов, последовательность которых, разрешает представить духовное развитие человечества как единый всемирно-исторический процесс. Так, курс культурологии в образовательном ходе, выстроен так, что обучающийся, взяв в лекционном теоретическом введении нужные начальные сведения об главных закономерностях культуры, предстоящее ее освоение продолжает, сочетая теоретическое образование и практическую работу с ярким культурным материалом – монументами культуры. Последние представлены, в основном, текстовыми источниками, являющимися самый адекватным носителем большинства творений культуры – произведений словесного художественного творчества, религиозных учений, научных теорий.

Работа обучающихся с текстами не только расширяет их культурный горизонт, информируя сведения о тех либо иных выдающихся личностях – творцах культурных монументов, давая представление о содержании изучаемого произведения культуры, его значении и месте в духовной истории ; эффект от независимого изучения монумента культуры более велик – он пребывает в активизации собственной духовной деятельности обучающегося, что обязан воссоздать в себе то духовное состояние, в котором творил создатель разглядываемого произведения культуры, стать конгениальным творцу, без этого монумент культуры мертв и его освоение нереально. Задача настоящего учебного пособия – оказать помощь в работе с текстовыми культурными источниками, сориентировать обучающегося так, дабы чтение текста не преобразовывалось для него в процедуру механического запоминания, а стало настоящим процессом его духовного сотворчества.

Учебное пособие не излагает полный учебный курс культурологии и неимеетвозможности исходя из этого делать роль исчерпывающего программный материал книжки. Оно дополняет хрестоматию по культурологии[1], включающую подборку текстов, изучение которых, наровне с теоретическим материалом, нужно в ходе освоения курса культурологии. задачи отбора и Принципы текстов, каковые ставятся в связи с их изучением, детально изложены в хрестоматии.

Кратко только укажем на то, что все изучаемые тексты, во-первых, высказывают сущность определенного типа культуры, во-вторых, ими представлены все исторические типы культуры, в-третьих, последовательность их изучения такова, что разрешает раскрыть суть исторического развития культуры.

Пособие включает в себя семь глав. В первой раскрывается понятие культуры, представленное в работе культуролога и известного психолога З. Фрейда «Будущее одной иллюзии». В данной же главе анализируются понятие истории культуры и сложившиеся в культурологии и философии главные подходы к ее изучению.

Последующие пять глав связаны с изучением текстовых источников, отражающих главные идеи определенных исторических типов культуры.

Знакомство с природным типом культуры для современного человека самый доступно и адекватно на базе мифологии, являющейся вершиной архаического творчества; мифологическая ступень в развитии человеческого духа представлена в учебном курсе греческой мифологией, которая, через греко-римскую античность, повлияла на всю европейскую культуру в целом.

Особенности древневосточной культуры раскрываются в творчестве наибольших китайских мыслителей этого периода Лао-цзы и Конфуция, а также в учении Упанишад – самом сложном и глубоком порождении древнеиндийской религиозно-философской мысли.

Освоение культуры Античности, в силу значительного для нее момента эстетического мировосприятия, предполагает взор на эту культуру через призму художественного произведения; великая катастрофа Софокла «Антигона» разрешает ввести читателя в круг так называемых «вечных вопросов» людской бытия и в один момент заметить особенности их решения в горизонте греческого духа.

Религиозная культура, в первый раз в истории реализованная в средневековой Европе на базе христианства, раскрывает собственные фундаментальные идеи в тексте Библии; для этого типа культуры выбор текстового источника не имеет альтернативы.

Рационалистическая культура представлена научными текстами наибольших европейских философов, знакомство с идеями которых тем более Примечательно, что один из них – Кант стоит у ее истоков, являясь представителем и классическим выразителем основополагающих правил культуры Просвещения, а второй – Ясперс, живший в XX в., есть, по существу, современным философом и в собственных произведениях высказывает актуальное состояние рационализма, научный анализ которого говорит о его кризисе и порождает больше вопросов и проблем, чем светло видимых возможностей.

Последняя, седьмая, глава посвящена отечественной культуре. Не обращая внимания на то, что русская культура и история обширно представлены в образовательных программах, предшествующих высшему образованию, полученные на этих ступенях знания обычно ограничены по преимуществу эмпирическим материалом, страдают эклектизмом и не приведены в совокупность.

Формально освоив среднее образование, обучающиеся, к сожалению, не имеют ясного понимания закономерностей развития отечественной культуры, не поймут ее место в мировом культурно-историческом ходе. Данный пробел окажет помощь восполнить изучение работы русского философа XX в. Н. А. Бердяева «смысл и Истоки русского коммунизма», которая превосходна не только систематическим обзором исторического пути формирования русской культуры, но и важным научным анализом для того чтобы феномена в развитии рационалистической культуры как коммунизм, уже второе столетие вызывающего очень противоречивые оценки как во всемирной, так и в отечественной научной мысли. Знакомство со известным «Первым философическим письмом» П. Я. Чаадаева помогает собственного рода пропедевтикой к изучению работы Н. А. Бердяева.

Структурно материал пособия в каждой главе подразделяется на три части. В первой приводятся нужные сведения справочно-информационного характера и излагается теоретический материал, проясняющий самые сложные моменты в изучаемом тексте; эта часть призвана подготовить обучающегося к чтению соответствующего источника, и оказать помощь дать добро сомнения и вопросы, появляющиеся в ходе его изучения.

Во второй части формулируются задания и вопросы, каковые имеют суть методических установок, помогая обучающимся структурировать изучаемый текст, выделить в нем главные мысли, связать их в единство. Эти же вопросы (всецело либо выборочно) могут служить планом для коллективного дискуссии темы (к примеру, на семинарском занятии, коллоквиуме). Завершает каждую главу перечень литературы, что ни в коей мере не претендует на роль библиографического указателя по теме, но включает только те источники, каковые нужны для ее освоения и являются необходимыми в соответствии с учебной программой курса культурологии[2].

Глава I. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.

ТИПЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

§1. Понятие культуры

(по произведению З. Фрейда «Будущее одной иллюзии»)

Зигмунд Фрейд появился в 1856 г. в Австро-Венгерской империи в маленьком провинциальном городе Фрайберге. В раннем детстве вместе с семьей он переезжает в Вену. В этом городе Фрейд прожил, с непродолжительными перерывами, до собственной вынужденной эмиграции в Англию во второй половине 30-ых годов XX века.

Еще в гимназии Фрейд увлекся естествознанием и в 1873 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. Окончив университет, Фрейд поступил на работу в Венскую городскую поликлинику, где занимался различными областями медицины, среди них и неврологией. По окончании получения в 1885 г. степени приват-доцента Фрейд добился стажировки в Париже, в клинике нервных заболеваний.

Возвратившись в Вену, ученый продолжил занятия врачебной практикой.

Одвременно с этим Фрейд занимается научными изучениями, каковые приводят его к идее иерархичности людской психики, в которой он выделяет сознательные – присутствующие в сознании человека и осознаваемые им, и бессознательные – вытесненные, как непозволительные, за пределы сознания психологические процессы. Как раз бессознательное, согласно точки зрения Фрейда, – это самый глубочайший слой, определяющий всю жизнь человека, бессознательные влечения к смерти и наслаждению имеется причина всех переживаний и эмоций.

Одним из итогов данной теории стал изданный в 1900 г. труд «Толкование сновидений». Фрейд, говоря о сновидении, вычислял его выполнением какого-либо бессознательного жажды. Он открывает язык сновидений совершает вероятным его познание. «Содержание сновидения представляется переводом мысли на другой язык, правила и знаки которого мы должны изучить методом этого перевода и сравнения оригинала», – пишет Фрейд в собственной работе.

Так, ясно, что бессознательное есть, по Фрейду, наиболее значимым причиной, определяющим поведение человека. Бессознательные психологические силы – жажды, рвения, страсти, аффекты – рассматриваются им как главный мотив людской поведения. Основной из этих сил он считал либидо[3]. Первоначально Фрейд определял либидо, как психологическую энергию сексуального влечения, но со временем это познание расширяется, и либидо свидетельствует у него уже энергию таких влечений, как любовь в широком смысле слова – половая любовь, любовь к детям и родителям, любовь к себе, человеколюбие и т. д.

Научное сообщество не сходу оценило новаторские идеи Фрейда. Наоборот, многие современники восприняли их скептически а также насмешливо. На пара лет Фрейд был в научной изоляции.

Но в 1902 – 1903 гг. около Фрейда начали планировать единомышленники, составившие в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Мировую известность метод и учение Фрейда приобретает по окончании серии лекций, прочтённых в 1909 г. США, каковые были приняты местной публикой восторженно. С этого времени психоанализ начинает собственный шествие по миру.

В наибольших государствах, таких как США, Германия, Англия, Швеция, Франция, Италия и др., создаются психоаналитические общества, издаются издания.

По мере развития теории психоанализа у Фрейда появляется теория о модели личности, как связи трех структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я», либо «Эго», – это самый связная организация психологических процессов в личности, которая осуществляет приспособление ее к действительности. «Оно» являет собой средоточие бессознательных жажд, являющее собой базу для «Я». «Сверх-Я» либо «Я-идеал» представляет собой моральное сознание личности. Под действием «Сверх-я» «Я» человека сублимирует, т. е. переносит энергию аффективных влечений на цели социальной деятельности либо культурного творчества.

По окончании Первой Мировой Фрейд определяет еще одну детерминанту людской поведения – инстинкт смерти. Психологическое возбуждение воспринимается как нежелательное, ненужное, а единственным методом избежать его представляется переход к неживой материи. Из этого и появляется бессознательная тяга к смертной казни, а иначе, человеку постоянно сопутствует естественный ужас перед смертью.

Данный конфликт и определяет те силы, каковые воздействуют на поведение человека.

Эту собственную теорию Фрейд излагает в произведении «По ту сторону принципа удовольствия».

По большому счету Фрейд был весьма продуктивным и одаренным писателем. В первой половине 30-ых годов двадцатого века он кроме того был удостоен премии Гёте. Собственную теорию Фрейд изложил в ряде работ, среди которых самые важными являются «Толкование сновидений» (1900), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа наслаждения» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930).

Первое собрание сочинений Фрейда было издано в Англии и включало в себя 24 тома.

В последнее десятилетие судьбы Фрейд не занимается клинической работой, а сосредоточивается на творческой работе и обучении психоаналитиков. Его научные изучения выходят за рамки особой теории психоанализа, которую он достаточно рано понял как методологическую базу изучения человеческого духа по большому счету, в самых различных формах его проявления. Фрейд занимается обобщением и анализом собственных представлений о природе человека, культуры и общества.

Сейчас он формирует последовательность работ философского и культурологического содержания, воображающих очень необыкновенное видение сущности культуры в целом и отдельных её форм (особенный интерес у Фрейда вызывает религия), и баз культурогенеза. Наиболее значимые произведения культурологического цикла это уже названные нами «Тотем и табу», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», и последняя работа Фрейда «монотеизм и Моисей».

По окончании захвата Австрии фашистами в 1938 г. ученый оказывается узником иудейского гетто в Вене, только громадный выкуп и международный резонанс в 100 000 шиллингов помогли ему выбраться оттуда. Две сестры Фрейда были посланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 г. Последние месяцы судьбы Фрейд провел в Англии. Погиб он 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет.

Учение Фрейда уже на первых стадиях собственного развития на большом растоянии перешагнуло рамки медицины. Позднее, прослеживая развития психоанализа и историю возникновения, Фрейд писал, что, его работы о толковании сновидений, об остроумии и ряд других сначала продемонстрировали, что психоаналитическое учение не исчерпывается областью медицины, а возможно использовано и в разных науках о духе.

Одной из областей приложения психоаналитического учения Фрейда стала философия культуры. Полагая, что посредством психоаналитического изучения отдельного человека возможно осветить многие загадки духовной истории , Фрейд применял психоанализ для конструирования собственного собственного учения о культуре. Наряду с этим Фрейд исходил из того, что психологическое развитие отдельного человека сокращенно повторяет движение развития всего человечества, а протекание бессознательных процессов обусловливает специфику происхождения как этических и моральных норм людской поведения, так и публичных связей, социальных институтов и культурных достижений, свидетельствующих о прогрессе людской цивилизации от примитивных первобытных сообществ до современной организации буржуазного общества.

Картина культурогенеза, выстроенная на базе психоаналитической теории Фрейда, в первый раз была представлена им в работе Тотем и табу (1913) , где с позиций собственного учения он постарался растолковать процесс становления психологической судьбе примитивного человека.

Начало людской культуры Фрейд относит к праисторическому времени, в то время, когда метод существования предков еще слабо отличается от животных сообществ. Фрейд отталкивается от предположения Дарвина о примитивной людской орде как начальной форме социальной организации людской коллектива. Главенствующую роль в таковой первобытной орде игрался папа, которому подчинялись все остальные особи мужского пола, т. е. его сыновья.

По мере взросления сыновья главной мужской особи пробовали предъявить собственные права и оспорить безраздельное господство отца. Результатом для того чтобы «восстания» становилось, в большинстве случаев, изгнание из орды. Но это не имело возможности продолжаться вечно, и, по предположению Фрейда, в один раз изгнанные отцом братья объединились между собой, убили и съели отца, положив тем самым финиш первобытной отцовской орде.

Но братья пребывали под властью противоречивых эмоций, каковые, как установил Фрейд в собственной психоаналитической практике, обнаруживаются и сейчас у невротиков и детей: они ненавидели отца и восхищались им. Удовлетворив чувство неприязни убийством отца, они были во власти сыновнего эмоции, из которого появилось раскаяние и сознание вины.

Под влиянием этих эмоций, сыновья создают некоторый замещающий образ отца – тотем[4], а рвение искупить вину побуждает их заявить неприкосновенность тотема, тем самым вводится запрет на убийство помощника отца. жажда искупления и Осознание вины совершенного злодеяние заставляет братьев установить и запрет инцеста[5].

Людская культура, согласно точки зрения Фрейда, и началась с этого великого события, неизменно напоминающего человеку о правонарушении его предков. «Общество покоится сейчас на соучастии в совместно совершенном правонарушении, религия – на раскаянии и сознании вины, нравственность – частично на потребностях этого общества, частично на раскаянии, требуемом сознанием вины».

Так, в психоаналитической трактовке получается, что на сознании вины за идеальное правонарушение, которое незримо присутствует в душе каждого человека, покоится вся современная культура с ее предписаниями морали и все возрастающими ограничениями.

Начав с рассмотрения истории развития первобытного общества, Фрейд постарался набросать эскиз исторического развития людской цивилизации и культуры в целом. Одним из главных факторов культурного развития Фрейд вычислял постепенное отречение от природных влечений и бессознательных страстей, свойственных первобытному человеку.

процесс очеловечения и Последующее развитие культуры живого существа, по Фрейду, шли в русле его сознательного отказа от сиюминутного удовлетворения жажд в пользу получения отсроченного, но более надежного наслаждения. Причем сознательный отказ от яркого удовлетворения природных страстей, первоначально основывающийся на внешнем принуждении с целью сохранения людской рода, неспешно превратился во внутреннюю установку личности, выполняющей моральные предписания и нравственные нормы соответствующей культуры.

Так, вся культура представляется Фрейду выстроенной на внешнем либо внутреннем подавлении бессознательных влечений человека, что поступился частью собственного природного достояния, подвергнув сублимации собственные первоначально сексуальные рвения.

В работах 20 – 30-х годов при рассмотрении истории культурного развития человечества Фрейд учитывает уже и социальные факторы существования человека, пробует раскрыть материальные и духовные нюансы культуры в их обоюдном переплетении. Таковой подход к осмыслению истории культуры был, очевидно, более плодотворным.

Усилилась критическая тенденция его теории. Фрейд подметил, что тогда как человечество достигло больших удач в познании закономерностей явлений природы и в подчинении себе природных сил, в области регулирования людских взаимоотношений нельзя установить для того чтобы же прогресса. Вместе с тем потому, что материальные успехи цивилизации, свидетельствующие о победах человека над природой, не устранили губительных как для отдельного индивида, так и для цивилизации в целом последствий, каковые приводят к душевным надломам и психическим расстройствам личности, постольку, согласно точки зрения Фрейда, теоретические и практические изучения должны быть сосредоточены в первую очередь на психике человека.

Принципиально не поменяло эту его позицию кроме того обращение и трудовым процессам человека в обществе, что само по себе являлось большим шагом вперед если сравнивать с его ранними работами, в которых он заострял внимание на сексуальной деятельности индивида.

Фрейд признает, что никакая вторая деятельность человека не связывает его с социальной действительностью так, как это делает увлечение работой. Опытная деятельность людей способна принести такое удовлетворение человеку, которое он неимеетвозможности взять в сфере сексуальных взаимоотношений: это вероятно в том случае, в то время, когда опытная деятельность вольно выбирается человеком. Но в современном обществе, констатирует Фрейд, большая часть людей трудятся лишь по необходимости и, следовательно, не приобретают от работы никакого удовлетворения, за исключением финансового вознаграждения.

Пробуя обозреть культурные и социальные университеты человечества через призму протекания психологических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он уверен в том, что механизмы психологического сотрудничества между разными инстанциями личности находят собственный аналог в социальных и культурных процессах общества.

Потому, что человек не существует изолированно от вторых людей, в его психологической жизни постоянно присутствует второй, с которым он вступает в контакт, постольку и психология личности в понимании основателя психоанализа есть одновременно и социальной психологией. Из этого его вывод, что психоаналитический способ возможно использован не только при изучении лично-личностных, но и культурно-социальных неприятностей.

Человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, любящим существом: среди его инстинктивных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Как раз в силу этих внутрипсихических качеств человека цивилизация и культура всегда находятся на грани уничтожения.

Данный вывод Фрейда во многом основывался на эмпирических наблюдениях, которые связаны с первой мировой войной, и собственных личностных мыслях, вызванных смертью родных ему людей.

Потрясенный трагической развязкой и человеческой жестокостью любой жизненной судьбы человека, он безоговорочно включает в собственный психоаналитическое учение понятия об агрессивности людской существа и свойственном ему инстинкте смерти. Развитие культуры рассматривается с этого времени Фрейдом с позиций обуздания агрессивных наклонностей человека и непрерывно протекающей борьбы между инстинктом смерти и инстинктом жизни.

Успехи культуры призваны, как он думает, содействовать приглушению агрессивных людских инстинктов. В тех случаях, в то время, когда культуре это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека, что с неизбежностью ведет к неврозам. Потому, что культура есть достоянием не одного человека, а массы людей, то появляется неприятность коллективных неврозов.

В данной связи Фрейд ставит вопрос: не являются ли кое-какие культурные эры невротическими и не делается ли человечество под влиянием современных культурных и социальных ограничений невротическим? Говоря о психоанализе социального невроза как допустимом средстве лечения социальных заболеваний общества, Фрейд однако покинул собственный вопрос без ответа. Он только проводит аналогию между развитие

Зигмунд Фрейд


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Поэты‑романтики второго ряда

    Поэты кружка Станкевича (И. Клюшников (1811–1895), В. Красов (1810–1854), К. Аксаков (1817–1860)) Эти поэты стали известными ненадолго в 1830?е годы. Из…

  • Судьбоносное значение коммунизма для россии

    5.1 Сущность «хорошего» марксизма. В чем Бердяев видит главное внутреннее несоответствие (двойственность) марксистской теории? Сформулируйте правила…

  • Глава 6 перевод и словесность

    Вконце XVIII в. Иоганн Готфрид Гердер, ратуя за литературы и самобытность языка, именует перевод в качестве обстоятельства «порчи» национального языка….

  • Историография эпохи просвещения (xviii в.)

    К началу XVIII в. эрудитская школа зашла в тупик. Отражением этого возможно работа французского учёного Пьера Бейля (1647-1706) «Исторический и…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: