Эмпирического (фактического) материала

Замысел: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери-

ала. Отличие классических приемов от нетрадиционных приемов.

2. Неспециализированная черта нетрадиционных приемов изучения

эмпирического материала:

а/ прямая речь;

б/ драматизация;

в/ персонификация;

г/ мнимое путешествие;

д/ интервьюирование персонажей;

е/ ролевая, деловая, ретроспективная игра.

3. Неспециализированная черта нетрадиционных приемов изложения

эмпирического материала:

а/ рассказ продолжение;

б/ рассказ – тайная;

в/ рассказ — версия.

Литература:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории.

Базы опытного мастерства. М.: Владос, 2001. С.71 – 75.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методика и Теория обучения истории.

– М.: Владос, 2003. С. 224 – 227.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории

в школе. М.: Владос, 2000. С.52 – 61

Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах,

описаниях.Эмпирического (фактического) материала М.: Владос, 1999. С.99 -106.

Боханов К.А. Театральные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1990

Манн Б. Школьный исторический театр //ПИШ № 3, 1993.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,1985. С. 11, 32 – 34.

Короткова М.В. Путешествие по старому городу. //ПИШ № 7, 1998. С. 32 – 34.

Гольденберг М. Интервью как способ активизации познавательной деятельности.

//Первое сентября. История. № 12, 2001. С. 12

Богоявленский Б., Митрофанов К. Конкурс «Прошлое России в истории моей семьи

(интервью и рассказы) //Первое сентября. История № 43, 1998. С – 14 (С. 6 – 9).

Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым

Играм //ПИШ № 7, 2001. С. 59 – 64.

Короткова М.В. Формирование образных представлений получающих образование курсе старого

мира. ////ПИШ № 5, 1990.

Короткова М.В. Проблемные игры на уроках средневековья. //ПИШ № 4, 1991.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.

Кучерук Н.В. Учебные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1998.

Уколова И.Е. Ролевые игры на уроках. //Первое сентября. История. № 1, 1997. С. 5.

Тема № 14. средства и Приёмы изучения теоретического материала.

Цель: познакомить студентов с средствами и приёмами изучения теоретического материала, растолковать сущность логического усвоения материала в ходе исполнения практической работы. Проследить зависимость между характером и выбором приёмов теоретического материала.

Замысел: 1. умения и Интеллектуальные приёмы обучающихся.

а/ синтез и анализ;

б/ дедукция и индукция;

в/сопоставление и сравнение.

1. приёмы и Способы воспроизведения и устного изложения

теоретического материала («открытой теории»).

а/ объяснение;

б/ рассуждение (рассуждающее изложение);

в/ чертей;

г/ подтверждение.

3. Методы преобразования учебной исторической информации на теоретическом уровне. Письменные и графические приемы изучения теории.

а/ таблицы;

б/ логические схемы;

в/ замыслы.

4. Примеры средств и приёмов изучения теории (из педагогического опыта).

Литература:

Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе . М., 1968. С. 68 – 75

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории. Базы

опытного мастерства. М., 2001. С.81 – 90.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методика и Теория преподавания истории.

– М.: Владос, 2003. С. 227 – 238.

Годер Г.И. самостоятельная работа и Виды изложений учащихся в ходе урока

//Преподавание истории в школе № 4, 1985. С. 66 – 72.

Гора П.В. Увеличение эффективности обучения истории. М.,1988. С. 115 – 127

Методика преподавания истории в школе : Учебное пособие для студентов.

/ Под ред. С.А.Ежовой и др. М., 1986. С. 101 – 113.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, описаниях и

таблицах. М., 1999. С.107 – 112

Козодоев В.И. Применение текстовых таблиц (VIII класс) //Преподавание истории в

школе № 3, 1983. С. 42 – 46.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в

школе. М., 2000. С. 66 – 78

Степанищев А.Т. изучения истории и Методика преподавания . Ч. 2. М., 2002. С.92 — 98

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории ив школе. М., 2000. С. 72 – 88.

Хромова И.С., Битюков К.О. История России финиша 19 – начале 20 в диаграммах и

схемах. //ПИОШ № 2, 2001.

Хусаинов Р.В. Обнаружение причинно-следственных связей

//Преподавание истории в школе № 7, 2003. С. 40 – 51.

Шнайдер Я.М. Формирование знаний о закономерностях. //ПИШ № 1, 1986. С. 42 – 46.

Тема № 15. средства и Приёмы формирования главных понятий на уроках истории.

Цель: опираясь на знания студентов о формировании главных понятий, научить будущих преподавателей применять средства изучения и различные приёмы главных исторических понятий. Организовать навык отбора самые эффективных средств контроля формирования и методических приёмов понятий. Выяснить этапы формирования и логические пути, классификации понятий.

Замысел: 1. Роль понятий в обучении истории.

Понятие, термин, историзм: отличие и определение друг от друга.

2. Классификация исторических понятий.

3. Логические дороги формирования понятий, их принципиальное отличие.

4. методические условия и Этапы формирования понятий.

5. средства и Приёмы формирования понятий.

Литература:

Белгородская Л.В. От факта к пониманию. //ПИШ № 3, 1994. С. 36 – 39.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории. Базы

опытного мастерства. М.: Владос, 2001.76 – 80

Головкина Е.Ф. Формирование мировоззренческих понятий в IV классе.

//Преподавание истории в школе № 4, 1977. С. 29 – 38.

Клокова Г.В. Методические условия формирования понятий. //ПИШ № 3, 1984.

Методика преподавания истории в школе . /Под ред. С.А.Ежовой и др.

М.: Просвещение, 1986. С90 – 101.

Пометун Е.И., Кириази Ж.В. Познавательная самостоятельность в работе с понятиями.

//Преподавание истории в школе № 2, 1986. С. 61 – 66.

Степанищев А.Т. изучения истории и Методика преподавания. Ч. 2.

М.: Владос, 2002. С. 53 -66

Содержание независимой работы студентов.

1.Составление на протяжении курса «Методического справочника педагогических терминов» (личная работа). Нужно дать определение и растолковать сущность таких терминов как методика, способ, структура, принцип, прием, навык. «Госстандарт», классификация, урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие. Самоанализ урока, умение, итоговая аттестация (экзамен), техническое средство обучения и т.д.

2.Подготовка сообщения к практическому занятию по курсу на 10 – 12 мин. (личная работа). Примерная тематика сообщений:

— «Деятельность Ф.И.Янковича де Мириево по созданию народных училищ России»;

— «История разработки первого школьного книжки истории России»;

— «Школьная реформа высшего образования и среднего середины XIX века»;

— «Школьная реформа 1915 – 1916 гг. и преподавание истории»;

— «Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического образования»;

— «Обзор книжек истории 1990-х гг. дальнего зарубежья и ближнего» (сравнительный анализ);

— «Неприятности формулировки темы уроков истории (методическая совокупность О.Ю. Стреловой);

— другие темы и литературу наблюдай в Практикуме по «методике и Теории обучения истории» в 314 кабинете).

3.Заполнение на протяжении проведения и подготовки практического занятия тематических комплексов. Примерная тематика:

А/ Тематический комплекс «Главные этапы в развитии методической мысли в Российской Федерации в Х – ХХ вв.».

Этап Методические и педагогическиеновшества и их значение (в любой период истории) Деятели страны и ученыеметодисты (их вклад) Недочёты в практике обученияистории в это время.

Б/ Тематический комплекс «Педагоги – новаторы».

Фамилия педагога новатора и названиеего методики. Своеобразные показатели его методическойсистемы Преимущества его методической совокупности. Недочёты его методической совокупности.

4.Создайте и защитите (групповая работа):

-Собственную педагогическую концепцию на конкурс «Педагогического мастерства»;

-Анализ и самоанализ методических материалов и урока истории к нему;

-Создайте совокупность уроков (3 – 5) в соответствии с одной из новаторских методик (на выбор).

Список тем для рефератов:

1. Письменные источники исторического знания в XVI – XVIII вв. (Азбуковник, Хронограф, Синопсис и другие).

2. Становление школьного исторического образования в Российской Федерации XVIII -XIX вв.

3. Деятельность министров просвещения России и их влияние на совокупность школьного исторического образования.

4. Российские книжки истории XVIII – XIX вв.: сравнительный анализ.

5. Книжки истории ведущих государств и их роль в преподавании истории.

6. Становление методики обучения истории как науки в последней четверти XIX в.

7. Главные способы обучения истории в XVIII – XIX вв.: краткая черта.

8. Неприятности реформирования русском совокупности исторического образования в середине XIX века (борьба за реформы).

9. Опытный портрет преподавателя истории: опыт социально-художественного изучения.

10.Преподавание истории в настоящих и хороших гимназиях дореволюционной России.

11.Становление высшего педагогического образования в Российской Федерации: складывание совокупности подготовки преподавателей истории.

12.Деятельность ведающихся педагогов России финиша XIX в. по внедрению новых методических совокупностей обучения истории.

13.Идеи драматизации обучения истории А.Ф.Гартвига в дореволюционной и современной общеобразовательной школе.

14.Развитие методической науки в СССР в 1930 – 1980-е гг.

15.Неприятность пути и углублённого изучения истории ее решения в современных Русских школах.

16.Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического и обществоведческого образования в 1917 – 1929 гг.

17.Обзор книжек истории 1990-х гг. в дальнем зарубежье и ближнем: сравнительный анализ.

18.Неприятность формулировки темы урока истории. Концепция О.Ю.Стреловой «Многообразие вариантов формулировки тем урока».

19.Концепция «Изучение родословной собственной семьи» в учебной и во внеклассной работе по истории.

20.Учебные фильмы, видеокамера и фотоаппарат в учебной и внеклассной работе по истории.

21.Краеведческий музей в совокупности школьного исторического образования.

22.Первый компьютерный учебник истории: методика работы и история разработки на уроке и при исполнении домашней работы по истории.

23.Мультимедийные учебные пособия по истории, их место в учебно — воспитательном ходе.

24.Современный кабинет истории и обществознания в школе.

25.Неприятности внедрения профильного обучения истории в школена современном этапе.

26.Неприятности военно-патриотического воспитания на базе усвоения школьного исторического материала.

27.Изучение вопросов экономики в школьных направлениях истории.

28.Изучение вопросов культуры в школьных направлениях истории.

29.Применение художественной литературы при изучении истории.

30.Применение мела и классной доски на уроках истории.

31.Учебное кино в преподавании истории. Видео — фильмы на уроках истории.

32.Реферат – одна из форм письменного контроля за результатами обучения истории.

Образцовая тематика контрольных работ по курсу

1. Письменные источники исторического знания Х – ХIХ вв.

2. Становление школьного исторического образования в первой половине XVIII в.

3. развитие и Становление школьного исторического образования во второй половине XVIII вв. (эра Екатерины II).

4. Изучение истории в школах России в 1 четверти XIX в. (Эра Александра I).

5. Изучение истории в школах России во второй четверти XIX в. (эра Николая I).

6. Обучение истории в русских школах 1860 – 1880 гг. (эра Александра II).

7. Обучение истории в русских школах 1880 – 1890 гг. (эра контрреформ Александра III).

8. Преподавание истории в русских школах начала ХХ в. (эра Николая П).

9. Историческое образование в первые десятилетия советской власти (1917 – 1932).

10.правительства и Политика партии в области школьного исторического образования (1930 – 1950 гг.).

11.правительства и Политика партии в области школьного исторического образования (1950 – 1980 гг.).

12.Реформирование совокупности школьного исторического образования в 1980 – 2000 гг.

13.Госэкспертиза учебной исторической литературы XIX – XX вв.

14.Дореволюционные книжки истории XVIII – начала ХХ вв.: краткий обзор.

15.Способы обучения истории в русском школе XVIII – XX вв.

16.

Образцовая тематика контрольных работ по курсу

«Методика преподавания истории»

1. проведения и Методика организации предметных игр на уроках истории.

2. проведения и Методика организации развивающих игр на уроках истории

3. проведения и Методика организации ретроспективных игр на уроках истории.

4. Методика организации проведения интеллектуальных игр на уроках истории.

5. проведения и Методика организации деловых игр на уроках истории.

6. проведения и Методика организации ролевых игр на уроках истории.

7. проведения и Методика организации не ролевых игр на уроках истории.

8. проведения и Методика организации шоу-игр на уроках истории.

Библия.Книга Исаии


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: