«Поучение» Владимира Мономаха, написанное им «седя на санех», т. е. незадолго до смерти, где-то около 1117г., было отнесено летописцами к подобным завещаниям, направленным детям.
Выдающийся госдеятель финиша XI — начала XII столетия Владимир Всеволодович Мономах (1052—1125) собственной политикой помогал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев. Став в 1113 г. князем киевским, Мономах всячески помогал упрочению единства Русской почвы.
Центральная мысль «Поучения» пребывает в призыве, обращенном к детям не и всем, кто услышит «сию граматицю», строго выполнять требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными домашними заинтересованностями. «Поучение» выходит за узкие рамки домашнего завещания и получает громадное публичное значение.
На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает большой пример служения князя заинтересованностям собственной почвы.
Характерная изюминка «Поучения» — тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но прежде всего конкретными примерами из собственной судьбы.
На первый замысел в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя — забота о благе собственного страны, его единстве, строгое и беспрекословное соблюдение договоров и клятв. Князь обязан «пещись о хрестьянских душах», «о убогой и» худом «смерде вдове».
Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество страны.
Лишь мир ведет к процветанию страны. Исходя из этого в обязанность правителя входит сохранение мира.
Второй не меньше серьёзной обязанностью князя, согласно точки зрения Мономаха, есть забота и попечение о благе церкви. Он осознаёт, что церковь есть верной помощницей князя. Исходя из этого для упрочения собственной власти князь обязан неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине.
Действительно, Мономах не рекомендует своим детям выручать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку.
В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к «убогим» (бедным).
Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Главным хорошим качеством человека есть трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха,— это, в первую очередь, воинский подвиг, а после этого занятие охотой, в то время, когда в постоянной борьбе с опасностями закаляются душа и тело человека.
Владимир приводит примеры из собственной личной жизни: он совершил лишь 83 громадных похода, а малых и не упомнит, заключил 20 мирных соглашений. На охоте он подвергался постоянной опасности, неоднократно рисковал собственной судьбой: «Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; …лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».
Главным пороком Владимир вычисляет лень: «Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не можешь, а тому ся не учить».
Сам Мономах предстает в собственном «Поучении» человеком очень деятельным: «Еже было творити отроку моему, то сам есмъ створил, дела на войне и на ловех, день и ночь, на зною и на зиме, не доя собе упокоя».
Одним из хороших качеств князя есть его щедрость, постоянная забота о распространении и приумножении собственного хорошего имени.
В быту князь должен быть примером для окружающих: посетить больного, проводить покойника, потому что все смертны. Домашние отношения необходимо строить на уважении мужей к женам: «Жену собственную любите, но не дайте им над собою власти», — наставляет он.
Так, в «Поучении» Мономах охватывает достаточно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы собственного времени.
Вместе с тем «Поучение» есть очень полезным материалом для представления о личности самого автора — первого видного нам мирского писателя Старой Руси. В первую очередь, это человек обширно образованный, прекрасно опытный литературу собственного времени. В собственном произведении он применяет Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого, Феодоры и Ксенофонта к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.», «Шестоднев».
«Поучение» выстроено по определенному замыслу: вступление, обращенное к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением — не посмеяться над его писанием, а принять в сердце собственный, не браниться, а заявить, что «на долечи пути, да на санех седя, безлепицю есимолвил», и, наконец, просьба: «…ащевы последняя не люба, апередняя приймайте».
Центральная дидактическая часть «Поучения» начинается с неспециализированного философского рассуждения о человеколюбии и милостивости Всевышнего, о необходимости победы над злом и возможности данной победы, залогом чему есть красота, гармония созданного Всевышним мира.
Дает необычный ежедневник походов , по манере напоминающий краткие летописные погодные записи, лишь без дат. Перечисляя собственные «пути», Владимир располагает их в хронологической последовательности начиная с 1072 г. по 1117 г.
И снова направляться заключение. Обращаясь к детям либо иным, «кто прочтет», Мономах требует не осуждать его. Он восхваляет не себя, не собственную храбрость, а хвалит Всевышнего, что его «худаго и безнравственного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна».
В стиле «Поучения» легко обнаруживаются, с одной стороны, книжные его элементы, которые связаны с применением Владимиром литературных источников, а с другой — элементы живого разговорного языка, в особенности ярко проявляющиеся в описании «тех» опасностей и путей, которым он подвергался на протяжении охоты. Характерная изюминка стиля «Поучения» — наличие отточенных, броских, легко запоминающихся афористических выражений.
В целом «письмо» и Поучение ярко раскрывают вид незаурядного госдеятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной почвы.
Удивительные статьи:
- Координатор волонтерской команды
- I. организационный момент. очень весело пишется ручке: буквы держат друг друга за ручки!
- Условия участия в v каверинских чтениях
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Человек как образ и подобие творца.
История науки говорит о том, что подходы к учению о человеке (а, следовательно, – и взор на его происхождение) смогут быть самыми различными:…
-
Глава первая. сотворение мира и человека
Всевышний был неизменно. В начале времен он был один. На свете не было ничего, не считая него. Не было, но, и никакого «света». В ту пору всевышний…
-
15 Реальных людей с феноменальными способностями
В то время, когда мы наблюдаем фильмы про супергероев, мы иногда воображаем себе, что было бы, владея мы какой-либо суперсилой. В действительности, в…
-
Учение о начале сущего и человеке в упанишадах
3.1 Место Упанишад в культуре Старой Индии. 3.2 Неспециализированная черта Брахмана. Дайте определение Брахмана. Выясните фундаментальные особенности…