Панцергренадёры по-американски

принятие и Создание на вооружение в первой половине 40-ых годов двадцатого века «хаф-траков» – полугусеничных БТР М2 и М3 – создало предпосылки для создания американских мотопехотных частей. Равно как и в вермахте, эти подразделения входили в состав бронетанковых дивизий, но значительно отличались от германских панцергренадеров по вооружению и организации.

Начало Второй мировой американская армия встретила без независимых бронетанковых армий – имевшиеся танки принадлежали пехотным и кавалерийским частям. Изучив опыт Польской кампании вермахта, американские армейские заключили о неэффективности таковой организации, начав экспериментировать с созданием механизированных соединений. Первая умелая танковая дивизия, объединившая «пехотные» и «кавалерийские» танки, была организована на Луизианских учениях 5–25 мая 1940 года.

По опыту этих маневров американский генштаб решил о создании независимых бронетанковых армий с бронетанковой дивизией как главной формой организации.

Организация раннего примера

В германских панцергренадерских полках бронетранспортерами комплектовался, в большинстве случаев, только один батальон. Американцы же не мелочились, всецело посадив собственную мотопехоту на «хаф-траки». Не смотря на то, что изначально БТР М2 позиционировался как артиллерийский тягач (для буксировки 105-мм гаубиц), а для транспортировки пехоты предназначался М3, в мотопехотных частях нашли применения оба типа полугусеничных БТР, причем М2 употреблялся для ответа запасных задач.

Первоначально бронетанковая дивизия армии США располагала одним мотопехотным полком – Armored Infantry Regiment (дословно – «полк бронированной пехоты»). В соответствии с принятому в марте 1942 года штату ТОЕ 7–21 он насчитывал 107 офицеров, и 2365 сержантов и рядовых. Часть располагала более чем двумя сотнями БТР – 138 единиц М3 и 71 единиц М2.

Полк складывался из трех мотопехотных батальонов, и руководства, штаба, роты управления (с восемью БТР одним2 М и М3), роты обслуживания (с тремя БТР М2 в качестве автомобилей техпомощи) и медицинского отряда (восемь невооруженных БТР М3 в медико-эвакуационном варианте).

Любой из трех мотопехотных батальонов комплектовался по штату ТОЕ 7–25 и располагал в общем итоге 45-ю автомобилями М3 и 20-ю – М2 (включая и спецмашины на их базе). Батальон складывался из руководства, штаба с секцией управления (один БТР М2), медицинской секции (два медико-эвакуационных М3), роты управления и трех мотопехотных рот. Рота управления, по сути, являлась аналогом германской роты тяжелого оружия – на неё возлагались задачи оказания огневой помощи, и ведения разведки. Организационно она включала в себя:

  • управление роты (один БТР М2);
  • минометный взвод(три 81-мм самоходных миномета М4 на шасси БТР М2 и один БТР М2);
  • пулеметный взвод (три БТР М3);
  • взвод огневой помощи (три 75-мм самоходные гаубицы Т30 на шасси БТР и четыре БТР М2);
  • разведывательный взвод (один БТР М3);
  • взвод обслуживания (один БТР М2).

Мотопехотная рота складывалась из:

  • секции управления (один БТР М2 с буксируемой 37-мм пушкой);
  • секции обслуживания (один БТР М3);
  • секции снабжения;
  • трех мотопехотных взводов (в каждом – один БТР М2 с буксируемой 37-мм пушкой и четыре БТР М3).

Панцергренадёры по-американски
Пулеметное отделение мотопехотного взвода располагало двумя станковыми пулеметами «Браунинг» М1917А1
Источник: ww2today.com

Организационная структура по состоянию на март 1942 года отображает желание американского руководства создать самодостаточные мотопехотные части, максимально насыщенные военной техникой. Увлекательной параллелью с германскими панцергренадерами есть перемещение 37-мм противотанковых пушек «вниз» – на уровень взводов. В вермахте такие пушки устанавливались на бронетранспортеры начальников взводов, а в армии США – использовались в буксируемом варианте.

Взоры на тактику применения

В случае если танковая дивизия вермахта, по сути, представляла собой мотопехотное соединение, усиленное танками (типовая организация предусматривала наличие одного танкового и двух панцергренадерских полков), то американская бронетанковая дивизия в первой половине 40-ых годов XX века была ближе к советским частям довоенного примера, включая в себя два танковых и один мотопехотный полк. На 18 танковых рот таковой дивизии (12 рот средних танков и 6 – легких) приходилось всего 9 мотопехотных. Такая пропорция была далека от оптимальной, но американцам ещё предстояло в этом убедиться.

Представления американских армейских о ведении боя маневренными группами, складывающимися из танков и мотопехоты, в первой половине 40-ых годов XX века были ещё очень туманными. Опираясь на опыт учений, проводившихся в условиях, далеких от настоящего боя, они разрабатывали тактику «кавалерийской атаки» танков и мотопехоты на бронетранспортерах в смешанном строю.

В ноябре 1942 года американцы взяли возможность опробовать собственные теоретические воззрения на практике – 1-я бронетанковая дивизия высадилась в Северной Африке вместе с другими союзными армиями. В битвах под Сиди-бу-Зид и на перевале Кассерин она понесла большие утраты. Генерал Омар Брэдли так вспоминал те события:

«В случае если американцы довольно часто кидались в наступление с энтузиазмом, то немцы, напротив, шепетильно разведывали пути подхода, умело применяли русла высохших лощины и рек для прикрытия армий и снабжали маскировку наступления. Сначала отечественные танкисты кидались в наступление, как кавалеристы, опрометчиво надеясь на скорость автомобилей и толщину брони. К сожалению, это им не помогало, когда они появились в зоне досягаемости германской противотанковой артиллерии»

Концепция действий в смешанном строю стала причиной тому, что «тонкокожие» бронетранспортеры понесли тяжелые потери от огня соперника. Это основательно подорвало доверие американских солдат к технике, в особенности бронетранспортерам, заслужившим прозвище «Purple Heart Boxes» – «коробочки для Пурпурных сердец» (имеется в виду американская приз, вручаемая за тяжелое ранение).

Но обстоятельством утрат было отнюдь не низкий уровень качества БТР, а нерациональная тактика их применения – вместо того, дабы доставить мотопехоту к полю боя, а по окончании спешивания поддерживать её огнем с замаскированных позиций, американцы бросали автомобили в лобовые атаки. Вместо таких «кавалерийских налетов» следовало вести методичные и последовательные атаки с продвижением танков от укрытия к укрытию в тесной связке со спешившейся мотопехотой.

Входе боевых действий во Франции часть американской мотопехоты взяла камуфляжную форму (на снимке – отделение 41-го мотопехотного полка 2-й бронетанковой дивизии)
Источник: theminiaturespage.com
Уроки Североафриканской кампании

На базе опыта боев в Тунисе и Алжире была создана новая организационно-штатная структура американской бронетанковой дивизии, в которой устранили диспропорцию между танковыми и мотопехотными подразделениями. В соответствии с новой организации, дивизия включала три танковых и три мотопехотных батальона, три самоходных артдивизиона, разведывательный, саперный и медицинский батальоны, роту связи, и части тылового обеспечения.

Перевод на новую организационную структуру начался в сентябре 1943 года и затронул, первым делом, те дивизии, каковые ещё находились в Соединенных Штатах (с 4-й по 14-ю, и 16-ю и 20-ю). 1-я бронетанковая дивизия перешла на новые штаты лишь в сентябре 1944 года, пребывав в Италии, а 2-я и 3-я бронетанковые дивизии впредь до окончания войны оставались на ветхих штатах (два танковых и один мотопехотный полк – американцы неофициально именовали эти дивизии «тяжелыми» бронетанковыми).

В дивизии нового типа танки так же, как и прежде господствовали – 12 рот (9 рот средних танков и 3 – легких) против девяти рот мотопехоты, но диспропорция уже не была столь значительной, как в «тяжелых» дивизиях. Управление частями в сражении возлагалось на три штаба боевых руководств (по сути, бригадных боевых групп) – А, В и R (резервное).

Теоретически каждое из них должно было складываться из танкового и мотопехотного батальонов, и самоходного артдивизиона, прочих подразделений и сапёрной роты обеспечения, но на практике состав боевых руководств был весьма эластичным и мог изменяться в зависимости от задач. В большинстве случаев, дивизия действовала двумя эшелонами (два боевых руководства в первом эшелоне и одно – во втором).

Эластичная организация нового типа разрешала в зависимости от тактической обстановки конфигурировать бригадные боевые группы с преобладанием танков либо мотопехоты, с громадным либо меньшим числом сапёров и артиллерии. Время от времени в составе бригадных боевых групп формировались батальонные группы: танковому батальону придавалась мотопехотная рота либо мотопехотному – танковая.

Незадолго до высадки на Сицилии среди американских военных завязалась дискуссия о целесообразности сохранения БТР на вооружении мотопехоты. С современной точки зрения подобная постановка вопроса выглядит абсурдной, но в то время преимущества БТР перед простыми грузовиками были отнюдь не очевидными. Представители старшего поколения генералитета утверждали, что потому, что БТР не снабжают пехоте надёжного передвижения по полю, то имеет суть заменить их грузовиками: те смогут значительно стремительнее передвигаться по дорогам, расходуют меньше горючего, более несложны в научно-техническом обслуживании.

Но их оппоненты (в первую очередь, начальники, которым довелось опробовать бронетранспортеры на протяжении Североафриканской кампании) смогли по преимуществу оценить преимущества этого вида боевой техники. Во-первых, полугусеничные БТР (особенно в американском выполнении – с передней ведущей осью) имели значительно лучшую проходимость, чем грузовики. Они имели возможность передвигаться вместе с танками по заболоченным либо песчаным участкам дорог, а во многих случаях – и по распутью.

Во-вторых, на марше БТР снабжали личному составу защиту от осколков снарядов и минометных мин, прочих неприятностей и огня снайперов. В-третьих, мотопехота на БТР имела возможность выдвинуться значительно ближе к пределу перехода в пешую атаку. Результат спора подвел Омар Брэдли, заявивший, что полугусеничные БТР являются

«…подходящим и надежным [боевым] средством. Их нехорошая репутация стала следствием неопытности отечественных армий, пробовавших использовать БТР для ответа несвойственных им задач».

В итоге бронетранспортеры остались на вооружении американских мотопехотных батальонов, не смотря на то, что голоса скептиков были слышны и в более поздний период. К примеру, генерал Хью Гэффи, руководивший 2-й бронетанковой дивизией входе боевых действий на Сицилии, сравнивал колонну мотопехотного батальона, складывающуюся из практически много БТР, увешанных разным имуществом, с цыганским табором, противопоставляя ему «аккуратные последовательности 2,5-тонных грузовиков».

Красивая иллюстрация слов о «цыганском таборе» – БТР М3 46-го мотопехотного батальона (5-я бронетанковая дивизия). Германия, апрель 1945 года
Источник: Zaloga S.J. M3 Infantry Half-Track
Трансформации в тактике

Уроки кампании в Тунисе были учтены в новых редакциях полевого устава FM 17–42 «Мотопехотный батальон» (Armored Infantry Battalion). В соответствии с окончательной версией устава, выпущенной в ноябре 1944 года, задачами мотопехоты являлись:

  • продвижение на протяжении атаки за танками с целью ликвидации сохранившихся очагов сопротивления соперника;
  • удержание и занятие территории, отбитой танками;
  • осуществление атаки с целью занятия предела, удобного для выхода танков в наступление;
  • формирование совместно с противотанковыми частями и артиллерией базы для перехода танков в наступление;
  • ведение наступления совместно с танками;
  • обеспечение действий саперов по удержанию и расчистке проходов в минных полях;
  • прикрытие танковых подразделений на марше, привале, недалеко от сосредоточения и на протяжении развертывания для атаки;
  • форсирование водных рубежей;
  • занятие плацдармов;
  • уничтожение и сооружение полевых упрочнений;
  • оборона и занятие населенных пунктов;
  • удержание и организация оборонительных позиций;
  • противодействие и ведение разведки разведке соперника.

В сражении мотопехоте предписывалось функционировать в спешенном строю в тесном контакте с танками
Источник: america.pink

Одним из самые важных положений обновленного устава являлось утверждение о том, что мотопехота ведет бой в пешем строю при помощи оружия БТР. В зависимости от обстановки это оружие (12,7-мм и 7,62-мм пулеметы) имело возможность употребляться как конкретно с автомобилей, так и по окончании снятия с БТР (на каждом бронетранспортере перевозились полевые треножные станки для пулеметов). Мотопехота на бронетранспортерах выходила к пределу атаки, но когда пламя соперника усиливался либо местность становилась труднопроходимой для техники – спешивалась. Ширина фронта наступления мотопехотного батальона не должна была быть больше 4500 м.

Новая организация

Организационно-штатная структура мотопехотного батальона кроме этого подверглась трансформациям, утвержденным новой редакцией ТОЕ 7–25 от 15 сентября 1943 года. Потому, что батальон стал отдельным, в нем показались новые подразделения обеспечения: рота обслуживания (4 офицера, 75 сержантов и рядовых, один БТР М3А1) и медицинский взвод (3 офицера, 36 сержантов и рядовых, три невооруженных БТР М3А1).

Руководство батальона, рота и штаб управления насчитывали в общем итоге 14 сержантов и 159 офицеров и рядовых. Из средств огневой помощи она располагала, например, тремя 81-мм самоходными минометами М21 (на шасси БТР М3; на практике довольно часто использовались более ветхие самоходные минометы М4 на шасси М2). Вместо САУ Т30 в роту управления ввели три 75-мм САУ М8.

Помимо этого в роте управления имелось 11 БТР М3А1.

В мотопехотной роте 37-мм противотанковые пушки были заменены более действенными 57-мм орудиями. Их вывели из состава мотопехотных взводов, сведя в противотанковый взвод (три 57-мм пушки и три БТР М3А1 в качестве тягачей). Численность мотопехотного отделения увеличили с 11 до 12 человек, доведя до отметки простого пехотного отделения.

Взвод включал пять отделений – три мотопехотных, пулеметное (с двумя станковыми пулеметами) и минометное (с 60-мм минометом), каждое из которых располагало собственным бронетранспортером. Ещё два БТР М3А1 имелось во взводе управления. В общем итоге мотопехотная рота насчитывала 257 человек (6 офицеров, 251 сержантов и рядовых), 20 БТР М3А1, три 57-мм противотанковые пушки и три 60-мм миномета.

Как видим, усиление роты было очень значительным – ранее, в соответствии с ветхой оргштатной структуре, она насчитывала всего 178 человек личного состава и 17 БТР.

Мотопехотный батальон примера 1943 года насчитывал 39 сержантов и 1039 офицеров и рядовых. Он располагал тремя САУ М8, тремя самоходными минометами М4 либо М21, 72-мя вооруженными и тремя невооруженными БТР М3А1, девятью 57-мм пушками и девятью 60-мм минометами.

Для эвакуации раненых в мотопехотных частях употреблялись невооруженные БТР М3
Источник: en.wikipedia.org
В Западной Европе

К моменту высадки союзников в Нормандии (6 июня 1944 года) прошло уже три месяца с того времени, как в Соединенных Штатах прекратили производство полугусеничных БТР. Однако, изготовленного количества в полной мере хватало чтобы вооружить 48 мотопехотных батальонов – по три в каждой из 16-ти американских танковых дивизий.

Предполагалось организовать ещё 15 отдельных мотопехотных батальонов, предназначавшихся для усиления дивизий, действовавших на главном направлении удара, но скоро от этих замыслов отказались. Имевшегося запаса БТР в полной мере хватило для компенсации утрат, понесенных на протяжении боев в Западной Европе (на Тихоокеанском театре боевых действий не сражалась ни одна американская танковая дивизия). Но во многих случаях американцы прибегали к «реконверсии» в БТР ненужных спецмашин на их базе (к примеру, САУ либо ЗСУ).

Тактика, использовавшаяся американцами в Западной Европе, предусматривала прорыв основной линии вражеской обороны силами пехотных дивизий при авиации и мощной поддержке артиллерии, и приданных пехотным дивизиям отдельных танковых и танкоистребительных батальонов. После этого в прорыв вводились танковые дивизии, каковые преодолевали последующие пределы обороны и преследовали отступающего соперника. Так, танковые дивизии по собственной природе были формированиями «наступательными», а оборонительные битвы вели только крайне редко (к примеру, на протяжении германского прорыва в Арденнах в декабре 1944 года).

Мотопехотные батальоны в составе танковых дивизий кроме этого были «заточены» на наступательные действия. Кроме высокой подвижности, они имели и другие преимущества если сравнивать с простой пехотой – более высокую огневую мощь (кроме штатного оружия отделения любой БТР М3 располагал ещё одним пулеметом, а М3А1 – двумя, а также, одним крупнокалиберным), и возможность перевозить на бронетранспортерах солидный боезапас.

На протяжении Второй мировой организация американских мотопехотных частей прошла определенную эволюцию, перейдя от полковой структуры к батальонной. Мотопехотные батальоны бронетанковых дивизий, всецело укомплектованные полугусеничными бронетранспортерами, прекрасно доходили для сотрудничества с танками. В случае если сравнивать их с подобными формированиями в других армиях, то, возможно, как раз американские мотопехотные батальоны направляться признать самые мощными и подвижными.

Литература:

  1. Field Manual FM 17–42 Armored Infantry Battalion
  2. Fiszer какое количество., Gruszczynski J. Polgasenicowy transporter opancerzony Half Track Personnel Carrier M3 // Technika Wojskowa Historia. – 2014. – NS. 17
  3. Zaloga S.J. M3 Infantry Half-Track. – Oxford, 1994
  4. Брэдли О.Н. Записки воина. – М.: Изд-во зарубежной литературы, 1957
  5. Куртуков И. Организация бронетанковых дивизий США, http://tankfront.ru/США/org/org_brtd.html

Ужин по Американски


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ключевая битва за филиппины

    Идите через японцев, идите в обход японцев, долбитесь об японцев — но придите в Манилу! Дуглас Макартур Фраза «I’ll be back» в Соединенных Штатах стала…

  • Мымирные люди, нонаши трамваи: гражданская техника навойне

    Громадный 17,5-метровый лайнер пустыни на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315 6 употреблялся Английскими ВВС в Северной Африке, где…

  • 15 Главных самолетов второй мировой

    Германия Messerschmitt Bf.109 Messerschmitt Me.262 Heinkel-111 Junkers Ju 87 Stuka Focke-Wulf Fw 189 Uhu Messerschmitt Me.262 Самолет запомнился не…

  • Победители

    К очередной годовщине Великой Победы мы запустили новый проект «Фронтовой альбом», в котором любой пользователь может поделиться историями и фотографиями…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: