Первый гражданский в космосе

Девяносто лет назад, 7 февраля 1926 года, появился Константин Петрович Феоктистов — Герой Советского Союза, инженер-разработчик первых советских орбитальных станций и космических кораблей, лётчик-астронавт. В подростковом возрасте, будучи разведчиком на протяжении Великой Отечественной, он чуть не погиб от пули эсэсовца. Но сохранился, стал первым гражданским экспертом в космосе и совместно со собственными разработками дожил до XXI века.

Грезы, прерванные войной

В первый раз Константин увлёкся космосом ещё в десять лет, в то время, когда старший брат принёс ему книгу легендарного популяризатора науки Якова Перельмана «Межпланетные путешествия». В ней только доходчиво описывались правила космического полёта, неестественные спутники Почвы, внеземные станции, двигателей и схемы ракет для них. И первые конструкторы ракет — Оберт, Годдард, Валье, Опель и другие.

Неудивительно, что мальчик сразу же загорелся идеями о космосе.


Обложка книги Перельмана «Межпланетные путешествия», 1932 год http://epizodsspace.no-ip.org/

После этого Феоктистов заметил фильм о полёте к Луне — «Космический рейс» 1937 года, что консультировал лично Циолковский. Тогда он заявил однокласснику: «В первой половине 60-ых годов двадцатого века полечу на Луну». По расчётам Феоктистова, шесть лет должно было уйти на окончание школы, пять лет на университет, и ещё 15–17 лет — на разработку, проектирование и постройку корабля, и подготовку к полёту.Первый гражданский в космосе

Но замыслы Феоктистова, как и грезы миллионов вторых людей, нарушила Великая Отечественная война. Константину в июне 1941 года было всего 15 лет. Летом 1942-го родной Воронеж оккупировали немцы.

Вместе с беженцами Феоктистов ушел на восток. парень добился приёма в разведгруппу при Воронежском гарнизоне. Утром 6 июля Феоктистов отправился в собственную первую разведку за линию фронта.

Он переплыл реку Воронеж, ходил по улицам города и благополучно возвратился обратно.

Не имеющему фактически никакой подготовки ребёнку продолжительно везло при встрече с оккупантами. Но на пятой вылазке эсесовский патруль схватил Феоктистова. Один из эсесовцев поставил мальчика спиной к яме и выстрелил из пистолета в лицо.

Феоктистов почувствовал удар в челюсть и, утратив сознание, упал в яму. Притворившись мёртвым, Феоктистов выбрался из несостоявшейся могилы, в то время, когда немцы ушли, и ночью переплыл к своим. Пуля навылет прошла через шею и подбородок, которая так опухла, что лишь через трое дней мальчик смог выпить воды.

В медсанбате Феоктистова отыскала мать и увезла его в узбекский Коканд.

В конструкторском бюро

Уже перед окончанием школы в эвакуации Феоктистов отыскал в библиотеке книгу Макса Валье «Полёт в мировое пространство» — и решил поступать в летный университет как самый близкий к заветной цели. Но в МАИ Феоктистов опоздал подать документы, исходя из этого поступил в МВТУ имени Баумана на факультет тепловых и гидравлических автомобилей — так как ракета также, в неспециализированном-то, тепловая машина. И в МВТУ Феоктистов отыскал необходимые направления, в итоге защитив проект воздушно-реактивного двигателя.

По окончании окончания университета юный конструктор распределяется в конструкторское бюро под Златоустом, где скоро продвигается по работе и запускает линию сборки хвостового отсека ракеты Р-1. В январе 1950 года гениального инженера отправляют на стажировку в Подлипки, ОКБ-1 Королёва. После этого Феоктистов поступает в НИИ-4, занимавшийся созданием реактивного оружия, где его научным руководителем делается конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов.

Феоктистову поручают темы по теории перемещения ракет — сперва крылатых, а позже баллистических, типа Р-7.

В последних числахДекабря 1957 года Феоктистов переходит в КБ Королёва. В том месте юный эксперт начинает трудиться над пилотируемыми аппаратами — которых в то время ещё не существовало в природе. Одной из его наиболее значимых задач было отыскать оптимальный способ спуска с орбиты, и самая подходящую форму для спускаемой части космического аппарата.

В конечном счете были выбраны баллистический спуск с орбиты, посадка на парашютах и форма спускаемого аппарата шарообразной формы.

Феоктистов принимал участие в разработке «Востоков», «Зенитов», «Восходов», «Выходов» и других космических аппаратов. Помимо этого, он преподавал первой шестёрке советских астронавтов и принимал у них выпускные экзамены. Любой из слушателей должен был знать о космическом корабле «Восток-3А» практически всё, на каждом этапе полёта — от посадки в кабину до приземления, в особенности мочь сориентировать корабль перед включением тормозной установки, функционировать по окончании посадки в пустыне либо в воде.

Исходя из этого астронавты составили особую инструкцию, как функционировать будущему пилоту космического корабля в произвольных условиях — к примеру, при ручном спуске с орбиты либо, напротив, увеличенной длительности полёта. А Королёв, Каманин (руководитель и организатор подготовки), Феоктистов, Галлай её продолжительно редактировали. Феоктистов кроме этого сильно помог в проработке вариантов посадки «Востока» на территории СССР — какие конкретно витки самый благоприятны для посадки, районы, где приземлится корабль, и т.д.

В космосе

В новый корабль «Восход», созданный на базе «Востока», помещался уже несколько астронавт, а сходу три — капитан корабля, врач и учёный. Капитаном корабля должен был быть лётчик, а вот учёным имел возможность в первый раз полететь в космос гражданский эксперт. Но для вместительности было нужно пожертвовать многими совокупностями безопасности (в т.ч. катапультами для экипажа), а астронавты не надевали скафандров — лишь шерстяные спортивные костюмы.

Согласно точки зрения Каманина, условия полёта в «Восходе» были бы куда более тяжёлыми, чем в «Востоке», — исходя из этого лететь должны были физически крепкие люди.

Среди вторых кандидатур подал Феоктистов и заявление. Но на медкомиссии неожиданно оказалось, что Феоктистова из-за близорукости (при остроте зрения лишь 0,3) нельзя допускать к полётам и парашютным прыжкам на самолётах — не то что в космос. Исходя из этого Феоктистов старался не носить очки в присутствии большого руководства.

Предстоящие обследования распознали недостатки позвоночника и двенадцатиперстной кишки. Королёв, заинтересованный в том, дабы его инженеры приобрели опыт космических полётов, лично просил не отчислять Феоктистова. Но все доктора, и ВВС, и Минздрава, единогласно сделали вывод, что допускать человека с таким состоянием организма в космический полёт запрещено.

В случае если с начальником экипажа особенных вопросов не было, то неприятности кроме этого появились с кандидатурой третьего члена экипажа — доктора. Лететь обязан были или Борис Егоров, или Василий Лазарев. С одной стороны, согласно точки зрения Королёва, Егоров был более подготовлен в качестве учёного.

Но, как утверждал Каманин, у Егорова не сильный зрение, и он не хорошо переносит невесомость, в то время как Лазарев был не просто доктором, а доктором-лётчиком с 15-летним стажем в области авиационной медицины. Споры о том, кто же всё-таки полетит, получали эпический размах. В итоге армейские сдались перед энергией Королёва.

Был утверждён экипаж в составе Комарова, Егорова и Феоктистова.

Экипаж «Восхода-1» (Феоктистов слева)

http://www.leninsk.ru/

12 октября 1964 года совершенно верно в 10:00 состоялся долгожданный старт. В полёте Феоктистов замечал Почву, сделал пара сотен фотоснимков, изучал поведение жидкости в условиях невесомости, снимал характеристики ионных датчиков ориентации корабля. 16 раз облетев около Почвы, по окончании дней и нескольких мин. полёта «Восход-1» благополучно и мягко приземлился.

В первый раз была отработана совокупность мягкой посадки — её двигатель включался от выдвигающегося полутораметрового щупа. Благодаря сильному ветру, что протащил спускаемый аппарат более 150 м, астронавты бережно «вспахали» почву рядом с Целиноградом (современная Астана) и взяли медали «За освоение целинных земель». Именно сейчас Хрущёва снимали со всех постов, что послужило поводом для шуток, якобы Комаров при докладе новому главе правительства и партии Брежневу вместо классической фразы «Готовы выполнить любое задание правительства!» оговорился «Готовы выполнить задание любого правительства!».

Почтовая марка с изображением Феоктистова
И опять на Земле

Ещё неоднократно Феоктистов пробовал слетать в космос. Но сейчас доктора были полностью неумолимы — полёты стали куда дольше, времени на подготовку не хватало, да и возраст давал о себе знать. Исходя из этого волей-неволей Феоктистов посвятил себя разработке долгосрочных орбитальных станций — «Салютов».

Для более продолжительной работы в космосе нужно было значительно переделать конструкцию. К примеру, обеспечить возможность одновременной стыковки к станции и грузового, и пилотируемого корабля — станция без экипажа «грузовик» не разгрузит, а оставлять астронавтов без возможности эвакуации на пилотируемом корабле также не годится. Топливные баки стали неспециализированными для всех двигателей станции, и сейчас их возможно было заправлять горючим с грузового корабля.

Была продумана защита от микрометеоритов в долгом полёте — или особыми экранами-кожухами, или менее полезными элементами станции. На станции астронавты имели возможность кроме того принимать на борту душ.

Космическая станция «Салют»
http://www.energia.ru/

Но шло время. Возможности «Салютов» уже не удовлетворяли возросшие аппетиты. Было решено сделать такую станцию, дабы на ней возможно было поменять инструменты (к примеру, телескопы) и программу изучений.

Новая станция, названную «Мир», имела шесть узлов для стыковки, что разрешало присоединять к станции не только пилотируемые и грузовые суда, но и научные модули. Некое время программа «Мира» соперничала за ресурсы с программой «Бурана». Но однако 20 февраля 1986 года базисный модуль новой станции «Мир» был запущен на орбиту.

Спустя более чем 15 лет, 23 марта 2001 года, «Мир» был сведён с орбиты и затоплен в Тихом океане.

Космическая станция «Мир»
http://ruscosmos.narod.ru/

Феоктистов скончался 21 ноября 2009 года. По окончании себя Константин Петрович покинул большое число космических аппаратов, каковые он помогал проектировать, и ещё большее число экспертов, которых он подготовил.

литература и Источники:

  1. http://www.russianspaceweb.com/
  2. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 1 1960–1963 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1995.
  3. Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 2 1964–1967 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997.
  4. Феоктистов К. П. Но мы делали размышления: космонавта и ракеты Воспоминания-исследователя. — М.: Время, 2005.
  5. Феоктистов К. П. Траектория судьбы. Между день назад и на следующий день. — М.: Вагриус, 2000.

Генерал ФСБ Феоктистов слишком много знал


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: