Самое широкое по количеству из распоряжений Собора 1917-1918 гг. — это Определение о православном приходе, по-второму названное Приходским уставом. По поручению Собора введение к Уставу составили епископы Тверской Пермский Андроник и Серафим, Л.К. Артамонов и П.И.
Астров. Во Введении дан краткий очерк истории прихода в Старой Церкви и у нас в Российской Федерации. В нем говорится кроме этого о месте прихода в структуре Церкви: Собственную Церковь вверил Спаситель управлению апостолов и их преемников епископов, а от них эти последние, при неосуществимости одному объять всю епархию, вверяют кое-какие части ее — приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан [1].
В базе приходской судьбе обязан лежать принцип служения: Под управлением преемственно Богопоставленных пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может дарованиями и своими силами [2].
В Уставе дано определение прихода: Приходом в Православной Церкви именуется общество православных христиан, складывающееся из мирян и клира, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении собственного епархиального архиерея, под управлением поставленного последним священника-настоятеля [3].
Священной обязанностью прихода Собор провозгласил заботу о благоустроении его святыни — храма. В Уставе выяснен состав обычного приходского причта: священник, псаломщик и диакон.
На усмотрение епархиальной власти представлялось повышение либо сокращение приходских штатов до двух лиц. В соответствии с Уставу, назначение клириков должно производиться епархиальными архиереями, каковые, но, смогут учитывать и пожелания самих прихожан.
В Уставе предусматривалось избрание прихожанами церковных старост, на которых возлагалась забота о приобретении, использовании и хранении имущества храма. Для решения вопросов, которые связаны с сооружением, содержанием и ремонтом храма, обеспечением и содержанием клириков их помещением, и вопросов, касающихся избрания чиновниковов прихода, предлагалось не реже двух раз в году созывать приходские собрания, неизменно действующими органами которых являются приходские рекомендации, складывающиеся из избранных на приходском собрании клириков, церковного старосты либо его ассистента и нескольких мирян. Председательствовал и на приходском собрании, и в приходском совете настоятель храма.
Собор вынес кроме этого Определение о привлечении дам к деятельному участию на различных поприщах церковного служения. Кроме участия в приходских советах и приходских собраниях, Собор открывал дамам возможность принимать участие в деятельности благочиннических и епархиальных собраний, но не в судах и епархиальных советах. Крайне редко благочестивые христианки имели возможность допускаться и на пост псаломщиц, но без включения в клир.
В этом Определении Собор, не нарушая незыблемых догматических и канонических оснований, каковые не смешивают мужское и женское служение в Церкви, одновременно с этим выразил насущные потребности церковной судьбе. Распоряжение выяснилось своевременным и благодетельным для судьбы Русской Церкви. Христианки, составляющие в последние десятилетия XX века солидную часть православно верующего народа, стали у нас оплотом церковности.
На собственной третьей сессии Собор вынес два определения, направленные на защиту преимущества священного сана. Опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (I Тим. 3:2; Тит. 1:6) и на святые каноны (3 прав.
Трулл.
Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священников. Вторым определением подтверждалась невозможность восстановления в сане лиц, каковые отнять у него на основании решений суда духовных судов, верных по существу и по форме.
Беспрекословное соблюдение этих определений православным духовенством, верным нравственным заветам Христа, строго хранящим канонические основания Богозданного строя Церкви, в 1920-1930 годы уберегло его от дискредитации, которой подверглись группировки обновленцев, поправших и нравственный закон, и святые каноны.
Определением от 18 (31) июля 1918 г. Собор снизил возрастной ценз для безбрачных кандидатов священства, не пребывающих в монашестве: с 40 лет, как было установлено в Русской Церкви, до 30 лет. По событиям времени, не все положения Приходского Устава удалось провести в судьбу.
1. Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Русском Церкви. Вып. 3. С. 10. ^
2. В том месте же. ^
3. В том месте же. С. 13. ^
Удивительные статьи:
- История русской дипломатии
- Составление методической разработки
- Проблема нравственной деградации личности
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Приходское управление по положению об управлении … поместного собора 1945 г
Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с национальным законодательством и учитывая настоящие условия судьбы, сложившиеся в 1940 годы, создал новые нормы…
-
Епархиальное управление по определениям поместного собора 1917-1918 гг
Собор 1917-1918 гг., на котором обсуждались наиболее значимые церковные дела, разглядел и вопрос о епархиальном управлении. Доклад на эту тему от имени…
-
Поместный Собор Русском Православной Церкви, прошедший в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и совсем…
-
Приходское управление по уставу об управлении … 1988 г
Новый Устав об управлении Русской Православной Церкви, изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной степени, но не в полной мере, возвратил то…