Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 9 страница

19. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

городская усадьба Ваньковичей.

Валентий-Вильгельм Ванькович — броская фигура в мастерстве Беларуси первой половины XIX века, живописец-романтик. Он один из немногих белорусских живописцев этого времени, не только покинувших след в отечественной культуре, но и приобретших известность далеко за пределами Беларуси. В истории европейской культуры имя В. Ваньковича связано дружескими и творческими узами с именами Адама Мицкевича, Александра Пушкина.

12 мая 2000 года белорусская культура отметила 200-летие со дня рождения Валентия Ваньковича, к данной дате было приурочено открытие в усадебном доме постоянной экспозиции, которая позволяет познакомиться с работами В. Ваньковича и культурой белорусской усадьбы первой половины XIX века. Потому, что дом Эдуарда Ваньковича, двоюродного брата Валентия, воображал собой обычную дворянскую постройку, явилось вероятным на базе изобразительного и литературного материала воссоздать обстановку помещений усадебного дома того периода.

Восстановлены интерьеры кабинета, парадной и музыкальной гостиных. В нескольких залах размещается неповторимая коллекция усадебного портрета к.17-19 вв., которая дополняет отечественные представления о значимой роли усадьбы в развитии культуры Беларуси этого периода.Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 9 страница

В доме-музее экспонируются архивные документы, фотографии красивых полотен, настоящие произведения живописи и декоративно-прикладного мастерства, проходят камерной музыки и вечера романсов. Коллекция портретов, которая экспонируется в музее, поступила из различных усадеб. Она позволяет посмотреть в глаза предкам, перевернуть страницы их жизни, познакомиться с одним из занимательнейших разделов отечественной духовной культуры.

К сожалению, на данный момент в Республике Беларусь нет ни одной уникальной картины живописца. В Доме Ваньковичей выставлены копии с автопортрета В. Ваньковича и портрета Адама Мицкевича — самого видного произведения художника. Мастерство первой половины ХІХ в. представлено картинами живописцев — современников В. Ваньковича.

Пара помещений имеют полностью восстановленные интерьеры с мебелью, светильниками, предметами быта первой половины XIX века. Это кабинет, столовая, чайная, парадная гостиная.
Кабинет — место занятий, отдыха хозяина и деловых приёмов дома. Убранство кабинета в большинстве случаев складывалось из эргономичной, компактной, многофункциональной по собственному назначению мебели. Медные часы, светильник, книги и чубук дают представление о интересах и привычках хозяина кабинета.

Вещи, в большинстве случаев, живут продолжительнее собственных хозяев — на бюро лежит книга Испытания Монтеня, изданная в Париже в 1802 г. На ее титульном странице сохранилась надпись на французском языке: библиотека Эдуарда Ваньковича (Эдуард — двоюродный брат Валентия, обладатель усадьбы, в которой расположен отечественный музей).
Один из комнат усадьбы дан под музыкальную гостиную. В первой четверти ХIХ в. в дворянских усадьбах вошли в моду музыкальные вечера. Подобные вечера проходили и в доме Ваньковичей.

на данный момент традиция таких вечеров возрождена в усадьбе. Самый интерактивный экспонат Дома Ваньковичей — рояль. На нём играются сотрудники музея на протяжении экскурсий, он же звучит на проходящих в музыкальной гостиной концертах камерной музыки.

Вечера в усадьбе проходят не только музыкальные, но и поэтические, и исторические, посвящённые тем либо иным персонажам и событиям отечественной истории. В Беларуси многие искусства и памятники культуры в двадцатом веке постигла нелегкая судьба: большая часть уничтожено и не пользуется спросом, а часть и вовсе стёрта с лица земли. Тому обстоятельством — военное лихолетье, а иногда и недомыслие государственныхы служащих.

Настало время понять необходимость сохранить то, что осталось, и воскресить провалившееся сквозь землю. В верхнем городе, на ранее носившей наименование Волоской, а сейчас Интернациональной улице в центре Минска в бывшем господском доме усадьбы к. XVIIIвека создан музей. Муниципальный дом Ваньковичей не только монумент архитектуры классицизма, но и мемориальный объект истории отечественной культуры.

Создавая музей «Дом Ваньковичей.

искусство и Культура первой половины XIX века» в доме, где бывали Чеслав Манюшко, Ян Дамель, игрался Кароль Липиньский, авторы проекта преследовали определенную цель — вернув усадебный дом Эдуарда Ваньковича, сделать его центром музыкальной и культурной жизни современного Минска. Но так осуществлена только часть плана авторов проекта — реконструирован усадебный дом — в будущем планируется вернуть саму усадьбу: предстоит выстроить флигель управляющего, браму, Уже установлен монумент Валентию Ваньковичу. Усадьба Ваньковичей выстроена в конце ХVIII в. На протяжении проведения архитектурно — археологических изучений стало известно, что эта территория начала заселяться еще в концe XVI в., а во второй половине ХYII в. тут был выстроен каменный дом, подвалы которого на данный момент находятся под северной частью дома.Проект экспозиции музея подготовлен сотрудниками Национального музея изобразительного исскуства, филиалом которого есть Дом Ваньковичей.

19. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Замок в Любче.

Поселение Любча (Любч, Любеч), сейчас муниципальный поселок в Гродненской области Новогрудском р-на, известно с XIII в. Князь Миндовг дал его киевскому боярину Андрею Васильевичу Кияну, что спасался в Новогрудке от татарского нашествия. В 1428 г. Витовт передал Любчу во владение собственной жене Ульяне. В 1499 г. князь Александр подарил «двор Любч» подскарбию Федору Хрептовичу.

Возможно, тогда селение уже имело статус «местечка». По крайней мере в ряде документов 1517— 1528 гг. оно именуется так. В 1528 г. Любчу купил виленский воевода О. Гаштольд, а в 1547 г.— Ян Кишка, что основал тут типографию.

Как мы знаем, что в 1590 г. Любча взяла магдебургское право, имела собственный герб.

В XVII в. она принадлежала Радзивиллам.

Замок в Любче был возведен, по всей видимости, в 80-е гг. XVI в. Он стоял на высоком левом берегу Немана и занимал участок размерами 85×85 м. С трех сторон замчище окружал оборонительный ров шириной до тридцати метров и глубиной от 7—8 м (с юга и запада) до десяти метров с востока. С четвертой стороны замок был защищен Неманом.

В юго-западном и юго-восточном углах замчища сохранились две замечательные каменные башни. Первая башня (воротная) была сделана в виде замечательного куба, что на высоте около восьми метров переходил в восьмигранную призму. Основание ее — квадрат размером 9,8×9,8 м. Башня имела четыре яруса боя.

На первом ярусе было восемь ружейных бойниц, на втором — двенадцать, на третьем — восемь пушечных бойниц. Под крышей башни в каждой из восьми стен пребывали по две мушкетные бойницы. По собственной объемно-пространственной композиции она весьма сходна с башнями в Мирском, Новогрудском и Витебском замках.

Смешанная готико-ренессансная кладка разрешает сделать вывод, что башня была возведена в конце XVI в. Фундамент ее из громадных валунов уходит в почву на 3 м. В строения пребывала колония. Сначала это была единственная каменная башня в древесном замке.

В соответствии с инвентарю от 2 июля 1601 г., воротная башня замка в Любче имела «баню», покрытую «железом белым». Слева от башни находились кухня, а потом над Неманом — «башня недомурованая». Окна в ней были зарешечены «кратами».

На всем строении лежала печать запустения, поскольку строительные работы были прекращены.

Потом на замковом возвышении находились в ряд жилые и хозяйственные постройки: «дом великий на склепе высоком мурованом», клеть, второй склеп меньшего размера, изба столовая с несколькими коморами и светлицами, где были кафельные печи, «коморка потребная», подклеть, «пивница». На четвертом участке пребывала угловая юго-восточная трехъярусная каменная башня (8,9 х 8,9 м в основании).

На первом этаже были сделаны четыре ружейные бойницы, на втором — четыре пушечные, на третьем — двенадцать ружейных бойниц. Цокольный этаж башни в 1601 г. занимала «пивница». Пребывавший выше этаж тогда делал роль склепа с обитыми железом дверями.

Окна были закрыты металлическими решетками.

На участке от данной башни и до въездной находились «дом на подклете, три гмахи и дворец», а рядом — замковый бровар.

В соответствии с графическим материалам и документам XVII в., в замке было четыре башни, каждую из которых украшали флюгеры с гербами Радзивиллов. Местечко Любча было защищено парканом, имело въездные ворота «прусского муру» из кирпича и дерева.

В 1655 г. Любчу захватили казаки И. Золотаренко, и она очень сильно пострадала. В восемнадцатом веке замок потерял собственный оборонительное значение. В соответствии с описаниям замка за 1813 г., в нем было лишь две башни.

Замок соединялся двумя мостами с замковым фольварком и местечком.

В девятнадцатом веке на его территории последними обладателями рядом с этими башнями был выстроен Любчанский дворец в стиле британской неоготики.

20. Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.

Стиль: ренессанс

самые ранним совершенно верно датированным каменным протестантским храмом на почвах Беларуси есть кальвинский сбор в Заславле. Он был заложен во второй половине 70-ых годов XVI века по фундации князя Яна Глебовича в центре замковых упрочнений Заславля. Ян Глебович с 1571г. по 1585г. занимал должность каштеляна менского.

Протестантизм отрицал все христианские таинства, не считая причащения и крещения. Отрицалась кроме этого необходимость алтаря, что повлияло в архитектуре протестантских храмов. Выговор в них делался не на алтаре, а на кафедре проповедника.

Семантика протестантских храмов воплощала идеологию, оппозиционную идеологии Ватикана. Исходя из этого эстетической концепции барокко, которую применяла церковь в строительных работах храмов, протестанты противопоставили традиции местного ренессанса.

Первоначально заславский кальвинский сбор – это прямоугольное в плане строение ( 23 х 15м), накрытое высокой двухскатной крышей, без входной башни и алтарной апсиды.

В начале 17 века к храму с западной стороны пристроили 35 метровую многоярусную башню-звонницу, которая господствует в композиции. Башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Два нижние яруса башни имеют неспециализированные карнизы с количеством кафаликона, создавая аттиковый ярус, что опоясывает строение по периметру.

Следующие ярусы имеют однообразное сечение и лишь самый верхний ярус, накрытый шатром- « колпаком», более узкий.

Вход в храм сделан не по оси симметрии строения, как в большинстве случаев, а с южной стороны нижнего яруса башни, что по всей видимости было обусловлено возможностью попасть в строение лишь через укрепленную браму, которая прорезывала южную сторону земляных валов замчишча. В храм имеет крестово-купольные своды. Оконные проемы расположены ритмично и имеют полуциркульные арочные завершения.

фронтоны и ярусы башни прорезаны маленькими круглыми люнетами, каковые вероятно имели оборонительную функцию.

Плоская алтарная стенки завершается трехугольным фронтоном. В его декоративно-семантической композиции господствует крест.

Монолитность и строгую геометричность архитектурных форм храма подчеркивает скромный ренессансный декор в виде рустованных пилястр внешних стен, аркатурного пояса и плоских прямоугольных ниш, каковые украшают аттиковый ярус.

гармоничность и Простота строения в совокупности с ясной ландшафтно-архитектурной средой придают неповторимость его художественному виду.

Князь Ян Глебович предостерегал собственных потомков от отступления от протестантской веры. Но уже его сын Александр, каштелян виленский, перешел в католичество в первой половине 17 века.

Во второй половине 70-ых годов семнадцатого века кальвинский храм в Заславле стал костелом. Архангела Михаила. При нем Казимир Сапега с женой Кристиной с Глебовичей основал монастырь доминиканцев, что существовал тут до 1832г.

В монастырский комплекс входили: школа, библиотека, госпиталь и т.д. В соответствии с инвентарю 1772г. в костеле было 5 алтарей: основной каменный и 4 древесных. На древесных хорах размешался орган.

В первой половине 40-ых годов девятнадцатого века храм опять поменял собственную конфессиональную принадлежность. Он стал православной Спасо-Пребраженской церковью. Это стало причиной большой перестройке.

О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они существенно уже, чем внизу. Это разрешает высказать предположение, что существующая верхняя стенки с декоративными элементами поменяла стенки с бойницами.

Она трактована как аттик, что взял распространение в архитектуре Беларуси.

Над крышей был надстроен купол. В 1968-1972гг. строение было реставрировано. Были совершены основательные историко-археологические изучения.

Монумент входит в историко-культурный заповедник « Заславль».Сейчас церковь действующая.

21. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Дом правительства, г. Минск.

Площадь Независимости – основная площадь нашей страны. Это наименование бывшая площадь Ленина взяла по окончании принятия Главным Советом «Декларации о национальном суверенитете Республики Беларусь» (27 июля 1990 г.).

Формироваться площадь начала в 30-е годы ХХ века, но современный вид складывался в послевоенный период. Послевоенная застройка на правой стороне площади. Это основной корпус БГУ, за ним высокое с часами и флюгером – управление метро и дальше угловое строение – городской исполнительный комитет.

Левая сторона воображает сохранившиеся строения довоенной застройки – Дом правительства – а также дореволюционной – Красный костел и дома рядом с ним.

На площади выстроен подземный трехуровневый развлекательный центр с паркингом и наземная пешеходная территория с фонтанами, зеленью и скульптурными композициями (газоны, кустарники, клумбы). С окончанием комплексной реконструкции площадь не поменяет назначения и своего лица, но существенно изменится ее темперамент. Жизнь на ней будет идти не только днем, как на данный момент, но и все 24 часа в день.

Главное место на площади занимает строение Дома правительства(1934, арх. И. Лангбард).

Тут трудится законодательный орган власти – Парламент, складывающийся из двух Совета – Палаты Республики и палат представителей; Совет Министров – центральный орган аккуратной власти, другие национальные учреждения. Правительство – Совет Министров – в собственной деятельности подотчетно Президенту страны Беларусь. На строении флаг и герб страны.

Конкурс на проектирование Дома Правительства — главного административного строения республики — проводился во второй половине 20-ых годов XX века. На задание Центрального Исполкома и Совнаркома республики отозвались многие известные архитекторы страны.

Строительство сооружения, включающего в себя все главные республиканские органы управления, началось в первой половине 30-ых годов двадцатого века по проекту Иосифа Григорьевича Лангбарда. Его работа была признана полностью лучшей на конкурсе и рекомендована к осуществлению без каких-либо дополнений и изменений. В конкурсе принимали участие такие известные архитекторы, как Л.В.

Руднев, И.И. Фомин, Н.А. возведения Сложности и Троцкий проектирования правительственного комплекса заключались и в том, что Минск не имел тогда развития города и генерального плана реконструкции.

Его центральная часть с основной улицей шириной 18-26 метров была хорошо застроена. Исходя из этого размещение в исторически сложившемся центре города столь большого комплекса, каким предполагался Дом Правительства, не представлялось вероятным. Для его строительства был выбран участок в западной части города, в начале Советской улицы (сейчас проспект Скорины) в близи от железной дороги.

Данный район, сложившийся в дореволюционное время, воображал собой хаотичную в основном древесную малоэтажную застройку.

Строение Дома правительства строилось с 1929 по 1934 год. Строили его вручную без экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов. Вручную копали котлован для фундамента, почву вывозили на телегах.

Единственная механизация – выстроенный из бревен шахтный подъемник для поднятия вверх кирпича и других стройматериалов. В первой половине 30-х годов строение Дома правительства было самой высокой постройкой в Минске.

Оно и сейчас господствует над окружающей застройкой.

Архитектура строения весьма несложна и лаконична. Не обращая внимания на холодный большие размеры и серый цвет оно не думается громоздким и тяжеловесным. Строение Дома правительства ясно по собственному построению с нарастающей высотой от краев к центру. Боковые крылья его образуют нарядный двор, при входе в который возвышается монумент В.И.

Ленину (1934 г., скульптор. М. Манизер). Монумент есть центром композиции этого монументального строения и прилегающей площади.

В.И.

Ленин изображен выступающим на трибуне с речью перед красноармейцами, уходящими на Западный фронт. Так скульптор постарался связать образ Ленина с отечественной страной. На пьедестале монумента из полированного лабрадорита горельефы из латуни (эпизоды истории довоенного времени): «Октябрьская революция», «Защита Отчизны», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства».

22. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Национальная библиотека Беларуси, г. Минск

Национальная библиотека Беларуси, являясь очень полезным объектом культурного наследия белорусского народа, делает собственную миссию – собирать, хранить и предоставлять в пользование обществу универсальный фонд документов, отражающих знания человечества и имеющих, в первую очередь, отношение к Беларуси и ее национальным заинтересованностям.Еще в 1989 г. был совершён интернациональный конкурс на лучшее архитектурное ответ строения. Победителем конкурса стал проект творческого коллектива М.К.

Виноградова и В.В. Крамаренко, предложивших эффектности и оригинальное сочетание функциональности белорусского бриллианта. Проект был реализован лишь через 13 лет.7 марта 2002 г. Президент страны Беларусь А.Г.

Лукашенко издал указ О постройке строения национального учреждения Национальная библиотека Беларуси.

Закладка фундамента нового строения библиотеки состоялась 1 ноября 2002 г.В новом строении созданы все не обходимые условия для сохранности неповторимых фондов библиотеки, неисчислимые достатки которой вобрали в себя мудрость людской цивилизации. Сейчас Национальная библиотека Беларуси – основная библиотека страны, удовлетворяющая информационные потребности общества. С развитием современных IT на библиотеку возложены требования и новые задачи.

В равной степени принципиально важно сохранять как электронные, так и печатные документы, дабы не утратить отечественное культурное наследие в ущерб внукам и детям. Новая библиотека – современный информационный центр, осуществляющий эффективное использование и формирование информационных ресурсов, надежный инструмент информационного обеспечения всех сфер деятельности общества.Национальная библиотека Беларуси делает кроме этого миссию социокультурного центра, предлагающего своим визитёрам широкий спектр одолжений в данной области.Интеграция страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, содействие информатизации общества вы водят библиотеку на как следует новый уровень информационного обеспечения интеллектуального потенциала общества.

Архитектурное ответ

Храм знаний в бриллианте. Как раз так выглядит новое строение Национальной библиотеки Беларуси. Не просто так двадцатипятиэтажное строение задумано архитекторами в образе драгоценного камня, символизирующего хранящиеся в библиотеке материальные ценности и духовные, собираемые человечеством тысячелетиями.http://old.nlb.by/newbuilding/images/newbuild_.jpgЗдание библиотеки возможно поделить на две части: высотная — центральная и нижние этажи — стилобат.

Осознавая, что фондохранилище — сердце библиотеки, авторы проекта разместили его в высотной части, напоминающей шарообразный многогранник-бриллиант. Архитекторы исходили из того, что шар есть самой компактной в природе формой. Это свойство шара и легло в базу проекта библиотеки.

Из размещенного в центре строения компактного хранилища благодаря совокупности телелифтов читатель может оперативно взять заказанную литературу — всего за 15 мин.Построение нижних этажей библиотеки выполнено уступами. Это сделано чтобы зрительно раскрыть формы бриллианта.

Тут размещаются читальные залы, вестибюли, справочно-информационная территория с главными и читательскими каталогами, производственные, административные и технические помещения.Основной вход для читателей, находящийся со стороны проспекта Ф.Скорины, ведет в центральный вестибюль, где осуществляются функции контроля, находятся гардероб, справочно-регистрационная работа, отдел абонементного обслуживания. По парадной лестнице из вестибюля читатель попадет в основной зал читательских картотек и каталогов, справочно-библиографический отдел, среди них и электронный, расположенный в самом центре под фондохранилищем.

По всем трем этажам читательской территории около центрального ядра предусмотрены кольцевой коридор-холлы и рекреация. По периметру главного каталога и главного фондохранилища размещаются читальные залы, конференц-зал на 500 мест, кафе, музей книги, выставочные помещения. Читальные залы расположены радиально по отношению к центру, что снабжает четкую ориентацию в библиотеке.

Около главного зала предусмотрена кольцевая распределительная галерея, из которой сотрудники и читатели смогут легко попасть в любой нужный блок строения.Читальные залы ориентированы на ландшафтные дворики-сады под открытым небом. Из окон библиотеки раскрывается вид на природный ландшафт Слепянского водохранилища.

Зеленая территория, окружающая библиотеку, предохраняет помещения от шума и формирует комфортную воздух для работы.Блоки административно-служебных, хозяйственных и запасных помещений запроектированы со стороны Староборисовского тракта. В них организованы независимые входы, предусмотрены хозяйственные внутренние дворы для погрузочно-разгрузочных работ, что разрешает изолировать эти процессы от ландшафтной среды, не нарушая ее.Схема построения библиотеки создана так, дабы строение органично сливалось с природой. Наверху, на высоте 72 м, устроена обзорная площадка, откуда гости и обитатели города смогут обозревать окрестности Минска.

  1. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Кревский замок

Термин «замок» происходит от слова «закрывать» и под нм знают прекрасно укреплённый оборонительный комплекс, что делал функции резиденции феодала. Их появление на Беларуси связано с усложнением публичных взаимоотношений, в то время, когда ветхая планировка города с детинцем, окольным городом и пасадом прекратила соответствовать изменившимся условиям. Показалась необходимость в маленьких, но замечательных каменных цитаделях, каковые бы осуществляли контроль целые районы.

Примером для них стали замки крестоносцев в Прибалтике. По композиции они относились к типу «кастелей», что

Поиск сокровищ ТАЙНА КОВЧЕГА. Боевик, Триллер, Приключения.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: