Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 10 страница

В центре мемориала возвышается монументальная скульптура старика, держащего на собственных громадных заскорузлых руках поникшее тело мальчика. Голова старика горделиво поднята, глаза наблюдают вдаль, жёсткое лицо дышит ненавистью и гневом к убийцам. Фигура старика воспринимается как знак непокоренного советского человека.

В идейном и композиционном отношении она есть связующим звеном всего комплекса.

Скульптура старика с мальчиком стоит на площадке рядом с тем местом, где нацисты совершили собственный тёмное дело и где уложены плиты из тёмного мрамора, имитирующие упавшую крышу сарая, под которой нашли мученическую смерть хатынцы. От скульптуры идет «Дорога смерти» — последний путь жертв. Она упирается в «Венец памяти» — место захоронения хатынцев.

Заживо сожженные обращаются к живущим: «Люди, берегите жизнь. Заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари ужасных пожарищ, плодородные нивы от опустошения молохом войны и ни при каких обстоятельствах больше но допустите этого!»

Хатынский мемориал стал как бы неспециализированным монументом всем уничтоженным и сожженным белорусским сёлам в годы войны. Об этом говорит «Кладбище сёл». В строгом порядке расставлены мемориальные символы с надписями урны и деревень с почвой, взятой на местах братских могил и пожарищ.

Тут же, на маленьком возвышении под склоненными тонкоствольными березками, горит Вечиый пламя — знак неугасимой, всепобеждающей жизни.Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 10 страница Неподалеку от Вечного огня расположена «Стенки памяти жертв концлагерей». Это внушительное сооружение, имеющее в длину 128 метров, говорит о фашистском терроре, о лагерях смерти, о вторых местах массового уничтожения фашистскими вандалами мирных советских людей.

В ниши вмонтированы металлические решетки. Тексты на мемориальных плитах показывают заглавия лагерей смерти и число погибших. Числа тут по большей части трех- и четырехзначные: в годы ВОВ в Белоруссии погиб каждый четвертый человек.

Хатынский мемориал — хороший пример, синтеза трех искусств: архитектуры, музыки и скульптуры. Он, без сомнений, есть большим достижением белорусского мастерства. Его авторы — архитекторы 10.

Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. Мемориал был открыт в дни, в то время, когда белорусский парод отмечал двадцатипятилетие освобождения собственной республики от фашистских захватчиков — 5 июля 1969 г.

Художественные качества Хатынского мемориала высоко оценены: его авторскому коллективу присуждена в 1970 г. Ленинская премия.

26. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Мемориальный комплекс «Брестская крепость храбрец»

Брестская крепость была выстроена в 1830-1842гг. на месте Брестского замка как замечательный форпост России на ее западных границах. Брестская крепость, о которой в старину знали разве лишь жители и военные города, Сейчас купила славу бессмертия, стала знаком неугасимого верности и советского патриотизма солдатскому долгу.

Гарнизон крепости в то памятное раннее утро воскресного июньского дня 1941 г. первым принял на себя удар вооруженных до зубов фашистских захватчиков. Пылал металл, плавились камни, трескалась почва, но советские люди жилии вести ожесточённый битвы с ненавистным неприятелем. Больше месяца продолжалась смелая эпопея обороны крепости. «Я умираю, но по сдаюсь!

Прощай, Отчизна!

20.VII.41 г.» — эти окончательные слова безымянного храбреца, нацарапанные штыком на стене одного из казематов крепости, оптимальнеераскрывают силу духа и мужество защитников твердыни над Бугом.

Смелая защита крепости прославлена в песнях, бронзе и камне, о ней написаны книги, пьесы, поэмы, картины. В сентябре 1971 г., спустя 3 десятилетия по окончании ставшего легендарным события, был открыт громадный мемориальный комплекс защитникам крепости.

Одна из главных улиц Бреста — Столичная — подводит нас к главному входу мемориала — монолитному цементному блоку, врезанному в крепостной вал с высеченной в нем пятиконечной звездой. Тут же, у входа, на стене каземата, прикреплена доска, па которой начертан текст Указа Президиума ВС СССР о краже крепости звания «Крепость-храбрец». Так, основной вход, его формы и образное ответ заблаговременно подготавливают к тому, что мы заметим за земляным валом.

За входом, минуя мост через рукав Мухавца, мы заметим силуэт главного монумента ансамбля — скульптурную композицию «Защитник цитадели». Она расположена на Центральном острове крепости, грамотном рукавами Западного Буга и Мухавца.

Основной монумент является головойсолдата с развернутым знаменем. Это обобщенно-собирательный образ воина бессмертного гарнизона, образ многих известных и малоизвестных, погибших и выживших храбрецов обороны.

«Трудясь над монументом,— говорит начальник авторской группы мемориала народный живописец СССР А. Кибальников,— я стремился выразить в жёстком взоре солдата, его опаленных напряжённых мускулах и губах мужество, громадную силу воли, непреклонную решимость держаться до конца». Это монумент воину.

На оборотной стороне монумента размещены барельефы, «Штыковая атака»,

«Последняя граната», «Погибнем, по не сдадимся», «Артиллеристы», «Пулеметчики», «Партсобрание».

Справа от монумента вознесся ввысь 100-метровый штык-обелиск Штык — извечный знак русской храбрости, воинской сланы и доблести. Серебристый (он сделан из титаного сплава), сверкающий на солнце штык прославляет силу нашею оружия, мужество храбрецов гарнизона, неоднократно отражавших натиск неприятеля штыковыми атаками.

На площади Церемониалов, между главным штыком и монументом, уступами расположены плиты, на которых значатся имена павших храбрецов обороны. Неспециализированную композицию дополняет Вечный пламя.

Завлекает внимание скульптурная композиция «Жажда». Она расположена у реки Мухавец и есть самый законченным и ясным элементом мемориала. Скульптура иллюстрирует один из самые трагических моментов обороняющихся — борьбу за воду.

До реки — пара шагов, по данный маленький путь стоил судьбе многим смельчакам. Опаленный дымом и огнём, под яростным вражеским обстрелом, с потрескавшимися от жажды губами, солдат, опираясь на автомат, напрягая последние силы, ползет к воде, дабы наполнить каску живительной влагой, которую с нетерпением ожидают пострадавшие, дамы, дети…

В неспециализированный ансамбль мемориала включены как органические его части руины крепостных сооружений: иссеченные осколками и пулями бомб кольцевые казармы, инженерное управление и др. Эти немые свидетели разыгравшейся катастрофе подвергнуты консервации и сохранены в таком виде, в каком они остались по окончании войны.

Своеобразной изюминкой мемориала есть то,что новое создавалось с учетом ветхого. объёмы и Масштабы глав монумента, других-элементов и штыка обелиска ансамбля согласуются с существовавшими ранее
элементами. В этом его неповторимость и оригинальность.

Чувство от комплекса улучшается музыкой. Приближаясь к главному входу, мы слышим монотонный шум фашистских самолетов, прерываемый мелодией песни «Священная война». У плиты мемориала, где похоронены останки храбрецов обороны, мы слышим мелодию «Мечт» Шумана.

Крепость над Бугом и сейчас в строю. Тут в первый раз ребятам повязывают пионерские галстуки, вручают дипломы, тут клянутся в верности Отчизне юные солдаты.

27.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Монумент-обелиск на площади Победы.

Примером скульптуры и синтеза архитектуры есть кроме этого монумент-обелиск «Победа» в Минске. Он расположен на площади того же заглавия, имеющей круглую форму (раньше площадь именовалась «Круглой»). Свободное пространство площади было достаточно громадно, и выстроенные тут еще до войны жилые дома не могли служить для нее достаточно сильной оправой, т. е. композиция площади потребовала закрепления ее центра.

Этому имела возможность помогать лишь вертикаль.

И сооруженный позднее монумент-обелиск, благодаря собственной внушительной высоте (неспециализированная высота сооружения достигает 40 м)и идентичности всех сторон, прекрасно фиксирует центр площади и заодно организует прилегающий район города. Монумент-обелиск «Победа» складывается из развитого ступенчатого основания, кубической формы цоколя, па котором покоится четырехграппый ствол из серого гранита, завершающийся орденом Победы из смальты.

На проект монумента был заявлен конкурс. Проекту минских архитекторов В. Заборского и Б. Короля присудили первую премию. Монумент задуман ими как достаточно сложная архитектурно-скульптурная композиция.

Над осуществлением проекта в натуре трудились кроме этого узнаваемые белорусские ваятели 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов и С. Селиханов.

Они создали основное скульптурное убранство монумента-обелиска — четыре монументальных тематических горельефа, оформляющих его цокольную часть. Размещение горельефов, принцип их построения, тематика каждого из них строго продуманы и осмыслены.

Западный горельеф (исполнитель А. Бембель) занимает самоё ответственное место в общем композиционном ответе монумента. Он посвящен исторической победе советского народа в войне. Идейным и геометрическим центром тут есть фигура офицера Советской Армии, в одной руке держащего древко развевающегося Красного Знамени, энергичным жестом второй приветствующего мирное население.

Но сторонам расположены воины-танкисты, партизаны, дамы, дети.

У большинства из них цветы.

Заложенный в западном горельефе композиционный принцип построения, его замкнутый темперамент, возможно замечать в противоположном —- восточном, где нарисовано прощание народа с павшими храбрецами (исполнитель З.Азгур). Тут кроме этого выделено центровое построение. Горельеф решен сдержанно, перемещения людей — армейских, штатских, молодых и стариков, детей и женщин — скупы.

На их лицах — суровости и печать скорби. Люди с преимуществом, в торжественно-траурном молчании прощаются с павшими храбрецами.

В другом замысле решены северный и южный горельефы. Первый из них (исполнитель А. Глебов) показывает самоотверженную борьбу белорусских партизан в тылу неприятеля. Рельсовая война — таково конкретное содержание горельефа.

Несколько партизан во главе со своим начальником в центре разбирает ЖД полотно: одни трудятся ломами, другие — лопатами и кирками, третьи — отстреливаются от наседающих гитлеровцев.

Перемещение фигур в горельефе направлено слева направо, что имеет собственный оправдание. Это соответствует положению горельефа в общем объемно-пространственном ответе монумента.

Перемещение фигур в четвертом, южном, горельефе (исполнитель С. Селиханов), напротив, направлено справа налево. Это позвано той же обстоятельством — положением горельефа в общей композиции монумента-обелиска. Горельеф изображает эпизод наступательного боя одного из соединений Белорусского фронта.

План композиции раскрывается в основном в центральной группе, где боевое знамя части из рук смертельно раненого автоматчика переходит к второму бойцу, призывающему идти вперед на неприятеля. Расположенные с обеих сторон данной группы остальные участники события — офицеры, воины, санитарка, поддерживающая поникшее тело раненого, подчеркивают и усиливают главной план горельефа.

Монумент-обелиск «Победа» твердо вошел в художественную летопись Белоруссии, стал эмблемой нового Минска, его основной достопримечательности (монумент был открыт 3 июля 1954 г.— в 10-ю годовщину освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков).

28.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Курган Славы

Курганы. Издревле седые курганы в народных сказаниях овеяны славой. Столетиями хранят они собственную тайну.

Хоронят тайны и бессчётные курганы белорусской почвы.

…Тысячи людей учувствовали в сооружении Кургана Славы.

На том месте, где встал ввысь на целых 35 метров курган, случилось одно из памятных сражений ВОВ, приведшее к полному освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков. Как раз тут, в окрестностях Минска, на 21-м километре Столичного шоссе, в первых числах Июля 1944 г. войска четырех фронтов замкнули кольцо около многотысячной вражеской группировки и разгромили ее. В память об этом историческом событии и воздвигнут монументальный монумент, названный «Курганом славы».

Основанием кургана помогает пятиугольная площадка — стилобат, на которую ведет широкая лестница. Из этого к верхней видовой площадке, как бы обнимая бугор двумя гирляндами, спиралью идут две лестницы.

В центре верхней площадки массивный блок-основание, из которого вырастают и устремляются вверх четыре замечательных штыка из нержавеющей стали, символизирующие четыре фронта, под натиском которых германская армия откатывалась на Запад. На основании штыков два боевых ордена — Отечественной Славы и воины. Выполненные в технике рельефной мозаики, они ясны и величественны.

Нижнюю часть штыков опоясывает внушительных размеров кольцо — «Венец победы». Его внутренняя плоскость имеет красно-золотистый цвет. На этом фоне четко

вырисовываются слова: «Слава Советской Армии — Армии-освободительнице»

В случае если стать у бровки площадки. то прекрасно видно оформление наружной плоскости «Венца». На нас наблюдают неустрашимые храбрецы солдаты — пехотинец, летчик, партизан и танкист. Скульптурные изображения из цветной смальты отличаются громадной эмоциональностью и выразительностью.

Впечатляет и цветовое ответ монумента — днем, в то время, когда зеленый ковер кургана, яркие ступени лестниц, серебристая сталь штыков, броская гамма кольца создают немного поднятое, праздничное настроение, и вечером, в то время, когда лучи прожекторов превращают броскую зелень в целый изумруд, а подсвеченные снизу серебристые штыки с кольцом как будто бы парят в ночном небо. Зрелище позабываемое.

Авторам этого громадного мемориального монумента — архитектору О. скульптору и Стаховичу А. Бембелю — удалось создать уникальное по исполнению и замыслу монументальное архитектурно-скульптурное произведение, вошедшее в историю белорусской художественной культуры. Им присуждена Национальная премия БССР в области архитектуры за 1971 г.

«Курган славы» был открыт, как и Хатынский мемориал, в сутки празднования 25-летия освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков.

29.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Ружанский дворцовый комплекс

Дворец Сапег, Ружаны

Дата строительства, перестройки: 1-я добрая половина XVIII в. / 1784—86 гг. / 1930

Перестройка уничтоженного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух запасных корпусов, объединенных замечательной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Неспециализированный барочный темперамент архитектуры переплетается с элементами классицизма, пробравшимися в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный темперамент.

В замкнутом пространстве широкого парадного двора (его площадь около 1,5 га) центральное место отведено под основной корпус. Он является сочетаниемдвух количеств различной величины, в большем из которых сосредоточены зал, парадная лестница и вестибюль. Размещение основных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило главное членение фасада на цоколь, нарядный этаж и верхний полуэтаж, объединенные неспециализированным коринфским ордером.

Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а использование спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные подробности изящно прорисованы.

Внушительно выполнены главные въездные ворота, воображающие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя — украшена гирляндами и картушем, вырезанными из мореного дуба.

Дерево использовано кроме этого в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами.

Ружанский дворец очень сильно пострадал в Первую мировую: сгорел и частично обрушился. Но и по сей день его широкомасштабные формы вместе с культовыми строениями в значительной мере определяют силуэт поселения

30.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры: Национальный отвлечённый Громадный оперный театр Республики Беларусь

Строение театра (авторпроекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в сутки празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Но, от начального проекта отказались и строение театра было выстроено по проекту другого видного архитектора — И. Лангбарда в 1934-1938 гг.В первой половине 30-ых годов XX века спектаклем Кармен в Минске был открыт Государственный оперный театр. Но его история началась еще в 1920-е годы на сцене первого национального драмтеатра, имевшего в собственном составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и маленький оркестр.

Новый театр был создан на базе балета и студии оперы, а его пьесы впредь до 1938 г. шли на сцене БДТ-1 (Белорусского драмтеатра).10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого Михась Подгорный открылось собственное строение театра на Троицкой горе, выстроенное по проекту видного архитектора Иосифа Лангбарда.Строение Оперного театра находится в парке, на возвышенности. Парк ограничен улицами: М.Богдановича, А.Пашкевич, Куйбышева, Я.Купалы.

Площадь около театра названа именем Парижской коммуны 1871 г. Это наименование она взяла в 1919 г., до этого именовалась Троицкой горой, Троицким рынком, Троицким предместьем. До реконструкции 1935 г. тут был рынок, постройки. В 1949 г. около Театра оперы и балета, на месте уничтоженных в годы войны жилых построек, был заложен парк.
На протяжении войны театр пострадал незначительно. На протяжении первых бомбежек Минска в него попала авиационная бомба, уничтожившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб.

В сохранившихся помещениях была устроена конюшня. Восстанавливался театр в 1948 г. под управлением автора.В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Москве прошли Дни белорусского мастерства. На сцене Громадного театра были продемонстрированы национальные пьесы, высоко оцененные музыкальной общественностью столицы.

Восторг москвичей привёл к первому белорусскому белорусскому Соловей.

Театр наградили орденом Ленина, и он взял право именоваться Национальным Громадным оперным театром. Опера Богатырева В пущах Полесья была удостоена Национальной премии.На протяжении войны коллектив театра. складывающийся из 50 человек, трудился в Неприятном, а после этого в Коврове. По окончании освобождения Минска коллектив сразу же возвратился в родной город.

Строение театра было повреждено, исходя из этого первое время пьесы шли в Окружном Доме офицеров. Первые постановки минчане заметили уже в осеннюю пору 1944 года.

Национальному отвлечённому Громадному оперному театру Республики Беларусь — одному из архитектурных знаков столицы – на данный момент вернули черты, изначально заложенные его автором — зодчим Иосифом Лангбардом. Работу по реконструкции над таким объектом поделили на два этапа. Первый — большая реализация планов автора с учетом современных технологий и материалов: оформление интерьеров, комнат, одним словом внутреннего убранства театра.

Второй компонент — полная замена сценического оборудования.

За счет рационального проектирования удалось в промежуточном ярусе заложить три этажа, где размещаются костюмерные, красивый цех. Увеличился уклон партера, что улучшило видимость происходящего на сцене. Помимо этого, на одном из эскизов Лангбарда искусствоведами УП Белреставрация были найдены в нишах второго яруса фасада скульптуры.

Многие ведущие мировые театры украшены скульптурами, и это придает им театральность и особую торжественность.

По центру фасада театра установлена скульптурная композиция. Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними медная лента с нотным станом, на одной ее части фрагмент из оперы и первых постановок балета.

Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.Еще две музы Г. Буралкина украшают строение театра.

Это Мельпомена – покровительница театрального мастерства – держит маски, и Полигимния – покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, каковые славят олимпийских всевышних, кроме этого считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским.

Это – Каллиопа – покровительница эпической поэзии и Терпсихора – покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и любая весит практически 5 тысячь киллограм. Все статуи тонированы по особой разработке так, дабы со временем латунь не позеленела.Во второй половине 90-ых годов XX века в следствии реструкуризации единый театр разделился на независимые структуры: балета и оперы.

В 2009 году по окончании капитальной реконструкции строения было решено снова объединить труппы в единый Национальный отвлечённый Громадный оперный театр.

31. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Комайский костел

Монументальный костел Иоанна Крестителя в деревне Комаи Поставского района Витебской области есть одним из самые поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Строение было выстроено в 1603—1606 гг. на средства Яна Рудомина Дусяцкого, храбреца Хотинской битвы с турками. Имя строителя-архитектора неизвестно, но, Наверное, это был местный мастер.

Сначала строение было трехапсидным со сводчатым перекрытием над нефами, которое опиралось на четыре колонны.

В середине XVII в., в годы войны между Речью Посполитой и Русским царством, костел очень сильно пострадал на протяжении пожара. Своды упали, колонны были разобраны и заменены древесными. Вместо трех апсид была сделана одна.

Оборонительный темперамент строению придают две цилиндрические башни, замыкающие фасадную стенке. Ярусы бойниц разрешали вести деятельный пламя и фланкировать вход. Верхний ярус давал возможность защитникам храма стрелять на дальние расстояния.

Два нижних яруса бойниц редкой чашеобразной формы имели громадной сектор обстрела и употреблялись для обороны подступов к строению.

Комайский костел отличается лаконичным декором с элементами готики. Фасад завершает скромный треугольный щит с четырьмя плоскими нишами. Строение было отреставрировано в XVII в., а также в 1726-1736 и 1778 гг.

Как напоминание о бессчётных войнах, каковые редко обходили Комаи, в середине XVII в. по приказу сына Петра Рудомина в стенки костела были вмурованы ядра от шведских пушек. В 1778 г. к костелу пристроили часовню, что существенно поменяло его внешний вид. Комайский храм по своим размерам намного больше Сынковичского и Маломажейковского.

Очевидна родственность плановой композиции данной группы инкастеллированных храмов, в которой Комайский костел есть последним звеном. Это сооружение сначала было задумано как четырехбашенный оборонительный храм.

32.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Николаевская церковь в г. Могилеве

Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими особами, имевшими яркие отношения к церковной судьбе города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку Свято-Никольского храма. Во второй половине 40-ых годов семнадцатого века мещане Могилева взяли королевскую привилегию, которая, снабжала православным спокойное существование монастыря и церкви от замковой администрации и насилия униатов.

Строительство Никольского летнего собора началось во второй половине 60-ых годов семнадцатого века и закончено в первой половине 70-ых годов XVII века, в то время, когда он был освящен.

Во второй половине 90-ых годов XVII века царский стольник П.А. Толстой, в подорожных записках отмечал: «За городом – монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры». монастырьсуществовал до 1719 года, после этого в него были поселены монахи.

В первой половине 50-ых годов XVIII века монастырьбыл закрыт. С того времени Николаевская церковь стала приходской.

На протяжении пожара города 8 сентября 1708 года обгорели купола, сгорели колодки колоколов, хоры, двери, но алтарь удалось сохранить. В первой половине 20-ых годов девятнадцатого века был подновлен иконостас, а во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века вызолочен.

Храм функционировал до 1924 года. По окончании смерти его ветхого настоятеля Плещинского, 34 года прослужившего прихожанам и храму, его закрыли. По окончании войны в церкви была расположена книжная база.

В 1954 – 55 годах своды и стены были перетерты цементным раствором и оштукатурены.

На протяжении работ по реставрации в наши дни частично были вскрыты прошлые ранние росписи второй половины XVII века на своде купола, в алтарной части.

В советское время монастырь был закрыт. 6 июля 1989г. Могилевская епархия была восстановлена.

Сейчас мы можем видеть отреставрированный архитектурный комплекс, что сложился из каменных строений Никольской и «горячей» (зимней) Онуфриевской церкви, 2-направляться этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами.

Никольский храм – самый старый монумент города. Основной фасад собора отличается ярусным построением, выделяется собственной нарядностью. Таковой прием был характерен для архитектуры костелов.

Две башни на фасаде – это также элементы культовых строений западноевропейской архитектуры. Но художественное оформление фасада основано на местных белорусских приемах, оно на большом растоянии от архитектуры костелов и находится в родстве с декорацией монументов столичного зодчества. Любой ярус оформлен колоннами и пилястрами, каковые покрыты лепным орнаментом, изображающим растения.

Никольский храм внесен ЮНЕСКО в реестр самые ценных европейских монументов XVII века архитектуры барокко.

Интерьер некогда был богато разрисован фресковыми росписями. Свод купола украшала фресковая композиция «Троица новозаветная» (XVIII ст.). Стенки между оконными проемами разрисованы на 2-х уровнях на библейские и евангельские темы.

Все они были созданы в 1-й половине XVIII-го столетия. Но жаль, обновить удалось лишь фрески на своде купола. Самое выдающееся художественное творение известного храма – 4-х ярусный иконостас, выполненный позолотчиками мастерами-и могилевскими резчиками в XVII ст. в технике художественной древесной резьбы с позолотой.

Он на данный момент всецело обновлен и отреставрирован в начальном виде. Его древесные колонны покрыты необычной резьбой – виноградные лозы переплетаются между собой в самых замысловатых узорах. По характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами, среди которых трудился и Клим Михайлов, уроженец Шклова и как предполагают создатель иконостаса Николаевской церкви.

33. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Гольшанский замок.

Поселение Гольшаны с его древесным замком, известное с XIII в, появилось на высокой горе над рекой Корабль на северо-востоке от современных Гольшан. Князья Гольшанские обладали замком до 1525 г. По окончании того как княжна Елена Гольшанская стала женой Павла Сапегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была перенесена на берег речки Лусты (Жиганки).

Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. Собственной композицией он отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольное строение (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах образуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Гольшанах уже нет воротной башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера.

В них по большей части пребывали жилые и хозяйственные помещения.

Базой обороны замка стали замечательные рвы и земляные валы, наполненные водой. Проезд в замок был по центру одного из строений, фасад которого отличался монументальной простотой. Арочный портал был обрамлен архивольтом.

Наоборот въезда на противоположной стороне двора пребывала маленькая каплица, встроенная в жилое строение.

Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает кое-какие голландские замки под Антверпеном. Такое сходство разъясняется тем, что Беларусь, пребывав в составе Речи Посполитой, чувствовала достаточно замечательное влияние голландско-фламандской архитектуры. Это итог оживленных культурных и торговых связей со государствами Западной Европы.

С конца XVI в. до начала XVIII в. на почвах Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной планировкой помещений, аркадными угловыми башнями и галереями. По такому принципу, например, выстроены в конце XVI — начале XVII в. польские замки Баранов, Красичин, Суха.

Очень многое из того, что было в Гольшанах, уничтожено и окончательно потеряно. Возможно лишь утверждать, что справа от входа пребывала громадная квадратная зала с четырьмя колоннами, на каковые опирались крестовые своды. Когда-то эти стенки украшали портреты представителей рода Сапегов, оружие и живописные полотна.

В окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные плиты пола соответствовали с шикарными коврами, креслами, мраморными столиками, медными подсвечниками. Маленькие комнатки в башнях были украшены богатой лепкой.

Стенки вторых жилых покоев и залов замка, колонны и оконные проемы украшали росписи. Под замком пребывали огромные сводчатые подвалы. Современники вычисляли Гольшанский замок самым прекрасным в Литве и Беларуси.

В годы Северной войны замок был уничтожен шведами. В 1880 г. его последний хозяин Горбанев взорвал башни и стенки, а кирпич применял для постройки корчмы. Частично сохранились две башни и восточное крыло дворца.

34.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

ОГЭ по химии – 2017. Ответы и решения. Часть 1.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: