Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 8 страница

Несвижский костел — необычный монумент роду Радзивиллов. Обращают на себя особенное внимание боковые алтари. Согнувшиеся, словно бы падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов.

Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы.

Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Имеется в костеле и монумент самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами.

Рыцарское оружие лежит, неосторожно отброшенное, позади. Под барельефом — долгая латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а только странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре имеется мраморная скульптура юный дамы, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был тут похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом.

Существует множество преданий о покоящихся тут людях.

Любой из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями.Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 8 страница Но, видно, для призраков это не помеха…

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный монумент раннего барокко — кроме этого выстроен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его есть римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. мастерами Виньолой и Портой. Костел был выстроен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененны на квадраты крестовыми сводами. Шесть массивных столбов принимают нагрузку стен среднего нефа.

Основной фасад костела имеет двухъярусную композицию, где прекрасно выражены вертикальные горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Привлекают внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами.

Интерьер храма отличается пышностью и торжественностью.

В его украшении больше использована резьба и живопись, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства и картина Тайная вечеря для главного алтаря костела живописцев 18 в.сына и отца Хеских. Храм есть родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

  1. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

замок Гедимина, г.Лида

Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / финиш XX в

Стиль: готика, романский

Крепость была выстроена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и в течении нескольких столетий оставалась замечательной цитаделью на западных почвах Беларуси.

Бессчётные осады, каковые выдерживала крепость, стали причиной повреждению стен, полному уничтожению и разрушению башен ее застройки в.

Крепость заложена на насыпном бугре высотой 5—6 м в окружении водоёмов и рва. Ее замысел в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, обрамления и углы проемов облицованы кирпичом, главный массив крепости сложен из больших камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, размешались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом пребывали православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки.

В архитектуре сооружения наровне с готикой видятся формы романского зодчества, что было простым для ранних произведений монументального строительства на белорусской почва.

Сейчас Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками распознаны его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и частично художественные характеристики, что употребляется при восстановлении монумента.

  1. Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.

Дата строительства, обновления: 1633—43, 1767—83 гг.

Стиль: барокко

В Будславе — деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится монумент архитектуры позднего барокко — бернардинский костел.

В первой половине 30-ых годов XVII века при настоятеле виленского монастыря бернардинцев Флориане Колецком в Буде началось строительство каменного костела во имя Визита Марии, завершенное через десятилетие. Архитектором его был немец-униат Андрей Кромер, фундаторами ¾ Флориан Колецкий (на возведение святыни он пожертвовал все богатейшее состояние собственного отца), полоцкий воевода, гетман Януш Кишка и др.

Действительно, существует легенда, передаваемая будславцами много поколений, в соответствии с которой католический костел в Будской пуще появился в связи с прекрасным явлением тут во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века Пресвятой Девы Марии, обрисованным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня.

Позднее, уже в 1613 году, показалась чудотворная икона и тут Богородицы. Первым обладателем этого образа был минский воевода Ян Пац. Перейдя из кальвинизма в католичество, он совершил паломничество в Рим, где из рук папы Климента VІІІ в 1600 году взял эту икону, написанную двумя годами ранее.

По окончании смерти Яна Паца икона досталась капеллану его виленского дворца Исааку Солокаю, что пожертвовал икону будским монахам в тогда еще древесный костел.

В 1767—1783 годах в связи с повышением численности прибывавших в Будслав паломников отцы-бернардинцы разворачивают тут грандиозное строительство нового костела. Причем строение ветхого храма, в котором все это время пребывала чудотворная икона, сохраняется: его«» в стенки новостроящейся святыни. Данный «ветхий» Будский костел существует тут и поныне.

Его более позднее наименование — каплица Святой Барбары.

Новый костел, переориентированный алтарем на запад, превзошел по площади ветхий в восьмеро (!) и был освящен во имя Вознесения Наисвятейшей Девы Марии.

Бернардинский костел. (арх. К. Пенс), выстроен в 1783 г. с применением отдельных частей постройки середины XVII в. Необычна композиция строения: при компактном построении большей части замысла в нем очень сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, далеко от алтаря, что мало типично для построек этого типа.

Апсида в простом представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.

Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым в крыши.

Архитектура двухбашенного фасада является лесомпилястр, сложных раскреповок и полуколонн по горизонтали и вертикали. Особенно насыщена центральная часть, потерявшая простое чувство щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и в типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.

В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папом Климентом XVIII. Увлекательна роспись интерьера — в действительности некоторых колонн нет — это объемная живопись. В часовне св.

Варвары, созданной на базе храма 1643 г., сохранился неповторимый древесный алтарь (1643—47 гг.).

Официальное восстановление будславской святыни началось лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда по просьбе Казимира Свёнтека (тогда еще епископа Беларуси — кардинальское звание будет дано ему Папом Иоанном Павлом ІІ двумя годами позднее, в 1994 гожу) белорусские власти дали согласие для того, чтобы верующие по договоренности с управлением собственных фирм имели возможность посещать богослужения в Будславе 2 июля.Павел II в первой половине 90-ых годов двадцатого века присвоил костелу в Будславе титул базилика малая. (В этом случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особенный ранг храма, подчеркивающий его громадное значение для христианства. Базилики бывают малые и великие.

Наряду с этим первые, именуемые еще патриаршими, находятся в яркой юрисдикции Папы. Великих базилик лишь пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особенную сообщение со святым престолом.

По окончании кафедральных соборов, они являются наиболее значимыми храмами в собственных епархиях. — прим. В. Богданова).

  1. Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)

Собор выстроен в 1633гг. -1642.гг. в качестве главного храма католического монастырябернардинок. Одвременно с этим с северной стороны собора был выстроен П-образный монастырский корпус. Основной вход в обитель первоначально был с противоположной от храма стороны.

Строители возвели монастырь на том месте, где до начала 17 века был монастырь во имя святых Космы и Дамиана.

в течении 18-19вв. храм и прилегающий к нему монастырский корпус много раз перестраивались, перед тем как принять сегодняшний архитектурный вид.

В 1852г. католический монастырь был закрыт, его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освящен во Мефодия святых и имя Кирилла. Церковь была предназначена не только для прихожан, но и для студентов Минской семинарии, каковые по окончании собственного переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшей бернардинской обители.

17 января 1870г. тут был открыт мужской православный монастырь, что начал именоваться Свято-Духовым. Братию составили монахи Слуцкой Свято-Троицкой обители. В Минск были перевезены библиотека , ризница и второе монастырское имущество.

Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870г.

1 ноября 1870г. был освящен правый придел храма в честь Мефодия и святых Кирилла.

В соборе хранились многие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей мощей; прижизненный портрет Тихона Задонского, 4 серебряных креста с мощами святых. На главном престоле Свято-Духова храма пребывало старое Евангелие, лично переписанное слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий Монастырь.

В иконостасе собора имеется множество превосходных икон столичной отвлечённой школы. Но самая полезная реликвия – чудотворная икона Богородицы, именуемая Минской. По преданию, данный образ был написан самим евангелистом Лукой.

Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез перечень с данной иконы из Византии во второй половине 80-ых годов десятого века и установил в киевской церкви. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ кинули в Днепр. Вопреки всем законам физики, прекрасным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане заметили на Свислочи неординарное сияние и нашли у берега икону.

С того времени 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Божией матери.

Она считается покровительницей города. Недаром изображение Божией матери показалось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа собора.

В соборе в особой раке сохраняются мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских почвах. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков князя Ольгерда.

По окончании Октябрьской революции монастырь был закрыт, богослужения в храме закончились. В церкви был устроен спортивный зал для пожарной команды, после этого архив. По некоторым свидетельствам криптовая часть храма употреблялась в конце 20-х – начале 30-хгг.

Как пересыльная колония для содержания «раскулаченных» крестьян.

Богослужения возобновились в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Божией матери.

Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась.

До середины ХХ века собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали древние кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили бугор перед храмом. Сравнительно не так давно он был благоустроен, тут показались фонари и смотровые площадки наоборот собора.

К сожалению, фонари изготовлены в классическом стиле, тогда как собор воображает пример архитектуры барокко.

  1. Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: Костел св. Сымона и Алены ( Красный костел) г. Минск.

Елены Святых и Костёл Симеона (1905 – 1910, арх. В. Маркони, Г. Пояздерский) – монумент монументальной архитектуры начала ХХ в. Он успел побывать и Национальным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино. Сейчас он возвращен верующим.

Из самый чтимых святынь костела – копия Туринской плащеницы, переданная в дар (2002) Туринским собором (в том месте находится саван, хранящий отпечатки тела Иисуса Христа).

Строение костела входит в архитектурный ансамбль площади. Красный костел – так минчане довольно часто его именуют – строился по инициативе Эдуарда Войниловича и его жены. Семья утратила собственных детей: сперва 12-летнего сына Сымона, а через пара лет 19-летнюю дочь Елену.

Дабы увековечить память детей, они жертвуют собственный состояние на постройку костела в Минске, заблаговременно оговаривая с муниципальными властями, что костел будет назван в честь Елены и Святых Симеона.

Громадная башня символизирует родительскую скорбь, две другие – память о рано ушедших детях. А в храма, слева от главного входа, белый как снег бюст Эдуарда Войниловича – последнего потомка древнего белорусского шляхетского рода, наибольшего помещика Случчины. В начале ХХ в. он деятельно принимал участие в белорусском перемещении Восстановления, поддерживал создание Белорусской Народной Республики.

В композиции количеств храма, декоративном оформлении употребляются такие мотивы романской архитектуры как уравновешенность, спокойная сила величественных форм. Имеется подробности и приемы готики в декоре и в отдельных частях строения: неспециализированный вертикализм, громадное круглое окно, фигурный кирпич. Над входом на фронтоне костела – герб города Минска: Богоматерь в окружении ангелов.

Перед входом в костел установлена медная скульптура Архангела Михаила (1996, скульпт. И. Голубев), что с покон веков считается святым покровителем Беларуси. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем крылатого змея, символизирующего силы тьмы.

Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске католического Синода (1996).

В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции есть колокол – правильная копия колокола «Ангел», чудесным образом сохранившегося в ядерной бомбардировке (9 авг. 1945 г.).

Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это собственного рода монумент жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат в один момент, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…

Неподалеку от Красного костела – справа от него, уже за пределами ограды, в угловой ее части – памятный символ на месте смерти Владимира Омельянюка (1917 – 1942) – редактора первого номера подпольной газеты «Звязда», одного из создателей подпольной типографии в годы оккупации Минска. Монумент сделан в форме подхваченных ветром листовок со следами пуль.

Рядом с костелом – бывшие прибыльные дома начала ХХ в. в актуальном тогда стиле модерн. Подобными домиками был застроен до войны отрезок нынешнего проспекта практически до самого моста через Свислочь. Костел и дома образуют красивый ансамбль, удачно вписывающийся в архитектурный ансамбль площади Независимости.

Площадь в 1930-е годы имела статус центра города, в 1950-е у нее появился идеологический дублер – Главная площадь, сейчас Октябрьская.

15. Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы

( Сморгонский р-н, Гродненская обл.)

Монумент архитектуры модерна.

Выстроен в 1926-1936гг. Архитектор Адам Дубанович

Строение высотой 35 метров имеет ассиметричную многоплановую объемно-пространственную композицию. Количество нефа накрыт двухскатной крышей с вальмой над алтарной частью. К нефу присоединен трансепт и полуциркульная апсида с коническим покрытием.

Пристройки сакристий низкие и имеют криволинейные парапеты. Своеобразие постройке придают галереи-аркады. Входной тамбур полукруглый в плане.

Вертикальная доминанта строения – боковая двухъярусная башня-звонница с фигурным завершением. Двухъярусная 8-гранная башенка надстроена над средокрестием храма. Фасады декорированы фигурными щитами с волютами, ступенчатыми контрфорсами. Над входом хоры на двух колонах

В оформлении интерьера использована фресковая роспись.

Увлекательна будущее этого строения. Первый древесный храм был основан до 1598г., в то время, когда Солы принадлежили Радзивиллам. Второй возведен по окончании 1612г. благодаря фундации полоцкого воеводы Я.его жены и Кишки Кристины из Друцких-Соколинских.

В первой половине 30-ых годов семнадцатого века местечко реализовано Понятовским.

В 1656 г. на протяжении войны РП с Россией был сожжен и отстроен в 1699г. Это был древесный двухбашенный на каменно-кирпичном фудаменте. Сгорел на протяжении восстания Т.Костюшки совместно со всем местечком Солы.

Опять отстроен и сгорел на протяжении войны с Наполеоном.

В 1853г. был освящен новый костел в честь Найсвятейшей Девы Марии Руженцовой. Это был древесный двухбашенный храм. Сгорел на протяжении Первой Мировой в 1915г.

На протяжении закладки фундамента строители нашли клад, что складывался из полезной медной жирандоли с культовыми предметами и византийским орлом.

Эти сокровища были запрятаны в семнадцатом веке. С согласия курии эти находки были реализованы краковскому антиквару, а полученные деньги пошли на строительства храма. роспись костёла и Художественное оформление выполнил видный живописец Петр Сергиевич.

Это один из последних монументов «историзма» на Беларуси. Тем более, что стиль модерн по большому счету был слабо распространен на белорусских почвах. Это монумент необыкновенен кроме этого тем, что вобрал в себя черты барокко, необарокко, готики с асимметрично-плавной трактовкой этих направлений зодчества.

В итоге оказался непохожий на другие ансамбль, что складывается из самых разнообразных форм. Костел возможно ёмко охарактеризовать одним словом – различный. Он вправду поднимается перед нами различным, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти.

Своеобразие придают галереи -аркады и вертикальная доминанта костела башня-звонница.

Создается чувство, что асимметрия линий и форм символизирует продолжительную и непростую судьбу этого храма.

16.Историческая и художественная сокровище монумента

архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.

Храм оборонительного типа, что известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине поселка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письменных неточного датирования и источников существовавших документов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необыкновенная форма строения, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при постройке Сынковичской и Маломажейковской церквей послужили мусульманские минареты.

Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодковским в 1915 г., продемонстрировал, что дата 1407 г. была фальсифицирована еще в 1648 г. Детальное изучение монумента, искусствоведческий анализ характерных линия и изюминок его деталей и архитектурных форм разрешают выяснить самоё вероятное время возведения «Мурованки». Это первая добрая половина XVI в. Наверное, церковь была выстроена между 1516 и 1542 гг.

Она представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускатной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются независимыми строениями, присоединенными к главному количеству, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом.

Чувство такое, словно бы стенки храма неспешно перерастают в цилиндрические башни. Это формирует единства плана и эффект компактности.

Две западные башни маленькие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а начальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, каковые вели к обоим ярусам бойниц, и к бойницам боевой галереи фронтона.

Любая бойница имела вид неспешно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой.

Ранее в северной и южной стенках было по семь бойниц, после этого их осталось лишь шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона кроме этого были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличается от Сынковичской церкви.

Западный фронтон возвышался над крышей и был необычным декоративным щитом, поделённым по горизонтали на две части. Внизу пребывали три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана громадная ниша с двойной аркой.

Не обращая внимания на очевидную простоту, таковой декор гармонично расчленяет поверхность щита и придает ему неповторимое изящество. Этому содействуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угловыми башнями, что существенно усиливает вертикальность западного фасада.

Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности.

Восточный фронтон кроме этого имеет собственные отличительные черты. Его вертикальные линии находятся в полном созвучии с поверхностными арками ниш, каковые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой.

В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, каковые позднее были переделаны в простые окна.

Стенки Маломажейковской церкви украшены декоративными элементами. В основном это поверхностные ниши разных форм. Они броскими пятнами выделяются на фоне кирпичной кладки и снижают чувство массивности строения.

Необычными элементами архитектуры храма являются спаренные полуциркульные ниши, и круглое окно в центре западной стенки, как в монументах романской и готической архитектуры.

Богато украшены боковые фасады, башни и алтарная апсида. Внизу через все строения проходит лента классического поребрика — последовательность кирпичей, положенных на угол.

Вход в западной стенке раньше был закрыт металлическими дверями и имел оборонительную решетку, которая опускалась сверху на цепях через особый проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три практически однообразных по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.При возведении Маломажейковской церкви если сравнивать с Сынковичской был сделан еще один ход к готике.

Особенно ясно это проявилось во внутренней конструкции. Строение перекрыто сложными звездчатыми сводами с быстро профилированными нервюрами. Совокупность сводов тут более развита и говорит об усовершенствовании приемов готического строительства, умелом применении его богатых декоративных возможностей.

Не обращая внимания на неспециализированное сходство с Сынковичской церковью, Маломажейковская имеет и собственные отличия — симметричный и верный замысел, более богатое внешнее оформление и более не сильный совокупность бойниц.

В 1656 г. (на протяжении войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) «Мурованка» была очень сильно повреждена. Ее удалось вернуть лишь через пара лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли церковь обстрелу. По окончании этих событий Маломажейковская церковь пришла в запустение, ее обновили лишь в 1822 г. По окончании ремонта 1871 — 1872 гг. вид строения изменился.

Западные башни были немного подняты, и в одной из них сделали колокольню.

В восточных башнях лестниц не стало. В пара поменянном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.

17.Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

Залесский дворец М.Огинского.

Имение Залесье, где прожил двадцать собственных лучших лет создатель прославленного полонеза «Прощание с Отчизной» Михал Клеофас Огинский находится в Сморгонском р-не Гродненской области. Это монумент дворцово-парковой архитектуры 18-19вв.

Принадлежал роду Огинских.В комплекс входили 2 части – ветхая усадьба 1-й половины 18 века в стиле барокко( не сохранилась) и новый дворцово-парковый ансамль в классическом стиле, возведенный в начале 19 века.Корни генеалогического древа Огинских – ветхая восходят к белорусскому шляхтичу Дмитрию Глушонку, что около 1500 года получил от князя литовского Александра имение Огинты под Ковно. Его наследники стали писаться Огинскими.

В 21 год избранный в сейм Речи Посполитой, Михал Клеофас позднее приобретает назначение посланником в Гаагу, после этого посещает Лондон, в конце 1792 года Огинский оказывается в Петербурге, где был представлен императрице Екатерине ІІ. Под его музыку танцевали тогда на балах Северной Пальмиры. Михалу Клеофасу была предложена работа в правительстве и пост казначея Литвы.

Но он занимает важное место в восстании 1794 года. По окончании поражения восстания началось изгнание. Возвращение на родину выяснилось вероятным только по окончании вступления на престол Александра І, даровавшего Огинскому прощение его «революционных грехов».

Так показалось в его биографии Залесье.

Залесье перешло к Михалу Клеофасу в 1802 году от его родного дяди ¾ графа Огинского и Франтишека.

Михал Клеофас энергично взялся за переустройство усадьбы. Произведенные им перемены особенно ярко проявились в создании нового дворцово-паркового ансамбля.

Ветхий просторный древесный господский дом в стиле барокко с во французском вкусе парком, расположился вместе с плодовым садом и хозяйственными постройками по одну сторону от широкой липовой аллеи ¾ центральной оси преображенного дворцово-паркового ансамбля.С противоположной стороны от данной аллеи разместился, романтический британский парк с Г-образным каменным дворцом, увенчанным башенкой с часами, ¾ его фасадов коснулась уже кисть классицизма. К флигелю дворца примыкали две оранжереи, где выращивали экзотические фрукты.

На берегу пруда с островом, к которому был переброшен мостик, стояла водяная мельница ¾ одновременно утилитарный и сентиментальный элемент композиции. На аллею выходила своим боковым фасадом каплица, являвшаяся силуэтным выговором усадьбы. За рекой, цепко взятый в крепкую древесную ограду, был зверинец с дикими зверями.

Прямой потомок Михала Клеофаса, создатель книги об Огинском Анджей Залуский, «жизнь в Залесье… собственной размеренностью напоминала жизнь Версаля, если судить по описаниям герцога Сен-Симона. Утро отводилось важным занятиям: учебе, формальным встречам для дискуссии политических вопросов, деловым беседам, переписке, работе над мемуарами. Обед неизменно и для всех был в час дня. вина и Еда были особенно изысканными, и стоило лишь кому-то из гостей вскользь подметить, что он кушал за рубежом гусиный паштет из Страсбурга и тот ему понравился, как данный деликатес уже подавали на стол…»

В первой половине 20-ых годов XIX века Михал Клеофас Огинский окончательно покинул собственные «Северные Афины», как назвали Залесье музыканты и поэты. Во Флоренции он поселился в историческом центре города.

Его навещает Адам Мицкевич. 15 октября 1833 года стало его последним днем. В храме-пантеоне Санта Кроче (Святого Креста), где погребены увенчанные глобальной славой Микеланджело, Галилео Галилей, Николо Макиавелли покоится и прах Огинского.

18. Историческая и художественная сокровище монумента архитектуры:

дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.

В IX–X столетиях, продолжительное время был самой простой маленькой приграничной крепостью, и только в восемнадцатом веке начинается его постепенное возвышение.. Решающий же поворот в жизни Гомеля наступил в первой половине 70-ых годов восемнадцатого века, в то время, когда он, по окончании включения Восточной Беларуси в состав России, был подарен как “деревня в 5000 тысяч душ для увеселенья” Екатериной II фельдмаршалу графу П.А.Румянцеву-Задунайскому.

Дворец в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева,- заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Расположение дворца определилось удачными природными условиями — на бугре, над рекой Сож — и поддерживалось новой планировочной структурой города.Строительство дворцового комплекса возможно поделить на пара этапов. Первым этапом нужно считать 1785-1793 гг.

Сейчас был возведен основной корпус дворца. Второй этап — 1794 — 1805 гг.- период строительства двух боковых павильонов, колоннады и флигелей. Третий этап — 1837- 1848 гг.- связан с переходом владения к фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.Основной корпус дворца — компактное двухэтажное строение.

Центральная часть его завершается куполом.

В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный последовательностями стройных колонн. Подобное построение замысла отмечается во многих русских дворцах эры классицизма. Замысел гомельского дворца отличается ясностью и простотой в ответе группы главных помещений — без тёмных проходов и коридоров.

Раскрытые пространства придают интерьеру парадность.В дворцовых сооружениях финиша XVIII в. лестницы утратили собственную большие размеры и былую торжественность.

В случае если раньше они размешались по основной оси строения, то сейчас сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Маленькие по своим размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворцов. Разъясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье.

Подобное явление отмечается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз визитёров.Главный элемент декора зала — хороший коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены из неестественного мрамора белого цвета. Применение полой керамики в виде маленьких гофрированных труб в сводах и куполе снабжало легкость конструкции.

В интерьере было большое количество лепного орнамента и живописи узкого рисунка.Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стенки и ризалитами. В противном случае выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу.

Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика есть основной темой всей композиции.

Широкая полуциркульная терраса является удачным переходом от дворца к парку.Гомельский дворец — свидетель ответственных исторических событий. 12 ноября 1917 г. тут проходило совещание солдатских Совета депутатов и городского рабочих, на котором было издано постановление о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов.

В строении в начале революции размещался первый Полесский Совет солдатских депутатов и рабочих.Дворец очень сильно пострадал в марте 1919 г. на протяжении происходившего в Гомеле контрреволюционного мятежа. Строение было восстановлено в 1923-1925 гг.В начале ВОВ тут был штаб центрального фронта. По окончании войны от дворца остались одни только обгоревшие стенки.

на данный момент дворец всецело восстановлен. В нем размещается краеведческий музей.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ (01-03)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: