При составлении карты создатель обязан обратить внимание на следующие моменты.
1. Любая карта имеет пара срезов. Это относится как к событийной ее части, так и к фактически картографической наполненности. а) Карта может иллюстрировать сходу пара войн, восстаний, историю нескольких стран; б) в карте выделяются слои, которые связаны с территориальным устройством стран (трансформации границ, территориальные присоединения и т.д.); в) гидросистема (реки, озера, моря); г) поселения; д) боевые действия; е) явления и иные события.
Причем, для целей обучения значительное значение имеет самая малый по содержанию составляющая карты. Разместить на карте пара сражений, походы, народные перемещения, промышленные центры и т.д. — дело не сложное и не занимающее большое количество времени. Иное дело — проработка границ, показ территориальных трансформаций, локализации населенных пунктов — это работа носит трудоемкий и довольно часто научный темперамент (вернее, обязана носить).
2. Карта по собственному содержанию обязана опираться на учебную программу, иллюстрировать учебник, в противном случае ее значение теряется.
3. Одновременно с этим содержание карты может и должно быть пара шире информации, предоставленной книжкой. Во-первых, учебник конечно скудно освещает территориальное устройство стран, трансформации их границ, территориальные утраты и т.д., неполно отражает развитие экономики, не фиксирует все главные походы и т.д. Это нереально.
К примеру, простое упоминание о том, что, скажем, князем Святославом, полководцем А.В.
Суворовым и т.д. был совершен поход куда-либо, заставляет отразить на карте события, во большое количество крат более подробные. Во-вторых, имеется масса информации, которая совсем не отражена в учебных пособиях, но без которой нереально обойтись. Это относится не только к формированию территории стран, но и к событийной части.
4. При применении карт в ходе обучения направляться обратить внимание на трудность соотнесения обучающимися события либо явления, изображенного на тематической карте в масштабе, скажем, одного страны, с местом этого события либо явления, да и самого страны на карте мира либо части света. В итоге пространственное восприятие, привязка каких-либо явлений и событий к географической карте, попросту не формируется.
Исходя из этого принципиально важно представить конкретную историческую карту в контексте большого региона. Выполнить это возможно различными методами. К примеру, врезкой на настенной карте либо карте атласа возможно дать схематическое изображение части земного шара, в котором броским цветом выделить тот участок территории, что представлен на главной карте.
Либо поместить рядом разномасштабные карты, в одной из которых представить конкретно территорию, на которой происходили изучаемые процессы и события, а на второй — место приоритетного в этом случае региона на обзорной карте. Так, к примеру, выстроена концепция Атласа Гісторыя Беларусі ў сярэднія вякі, в котором на развороте даются две карты, на одной из которых представлена конкретно территория белорусских земель либо стран, в каковые они входили, а рядом, на второй — европейский регион. Так, история Беларуси не выпадает из европейского контекста и неспециализированного исторического развития.
5. При работе над картой нужно учитывать возрастные, психотерапевтические и физиологические изюминки обучающихся. Это и упрощенная лексика, и нечрезмерная насыщенность событиями, легкие для понимания и соответствующие уровню восприятия обучающихся различного возраста. Нужно использовать громадные значки, контрастные, но одновременно с этим, мягкие, не раздражающие зрение цвета, большой четкий шрифт и т.д.
6. направляться подчернуть, что карта обязана помогать тем средством, благодаря которому у обучающихся может проявиться интерес к обучению и истории в целом. Красиво оформленная, наглядная, приятная для восприятия карта, помимо этого, выполнит воспитательную функцию, будет содействовать формированию патриотического эмоции.
Создание учебных карт и атласов идет за публикацией научной и научно-популярной картографической продукции. Оттуда черпают авторы материал для собственных карт. Но на данный момент развитие исторической географии в Беларуси лишь начинает развертываться.
Примером тут может служить раздел «История» Национального Атласа Беларуси, в котором не все периоды истории Беларуси проиллюстрированы на должном научном уровне и, помимо этого, совсем отсутствуют целые пласты исторического развития нашей страны. В нем мы не отыщем ни экономики, ни культуры, ни религиозной жизни отечественных земель в прошлом.
На настоящий момент с громадной долей уверенности возможно заявить, что и в Российской Федерации издание исторических карт и атласов находится не на высоком уровне (по большей части заимствуются советские наработки), а на Западе исторические карты создаются на иных правилах (схематизм, приоритет показа процессов, обобщения и т.д.), несовместимых с целями обучения. На что же ориентироваться отечественным авторам при составлении карт и атласов?
Непременно, сами авторы карт смогут заняться научными поисками. Так как кроме того учебная карта — место для научных изысканий, и они, последние, никак не мешают главному содержанию карты, не загружают ее, не мешают восприятию. Дело в том, что, к примеру, границы смогут быть совершенно верно совершены на карте, а смогут и условно — это не поменяет восприятие карты в целом. То же и по локализации населенных пунктов, событий, сражений и т.д.
Их точность как бы и не необходима.
Она уже относится к серьезности отношения автора к создаваемой карте. Однако, независимо от точности воспроизведения расположения границ, событий, населенных пунктов, восприятие карты будет однообразным, кроме того, возможно, лучшим при упрощения и обобщения.
Но, необходимо заметить, что неприятность создания учебных карт и атласов возможно решена лишь при наличии добротного уровня развития исторической науки и, в первую очередь, ее особой дисциплины, исторической географии у нас в стране.
История изменения границ стран Европы
Удивительные статьи:
- Общая характеристика и всемирно-историческое значение эпохи европейского средневековья
- Неофициальный, любительский перевод виктора сорокина
- Самый главный вопрос для мужчины
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Исторические карты. проблемы их создания
И применения на уроках истории В.Н. Темушев Понятие исторической карты Если сравнивать с географическими картами, исторические карты имеют собственную…
-
Работа с картами на уроке истории
«Не помещённое во времени и пространстве историческое событие представляется нам безлюдной абстракцией, лишённой настоящего содержания, не отражающей…
-
Обеспеченность школы историческими картами
В качестве наглядного учебного пособия исторические карты нашли широкое использование в советской школе. В то время было выпущено много картографических…
-
Некоторые проблемы использования карт в процессе обучения
При несомненном преобладании в ходе обучения настенных карт и атласов, нужно признать, что при их применении появляются кое-какие неудобства. Настенную…