Журнальные центры и общества

В ряде государств, где этнография была представлена свободными музейными либо вузовскими центрами при отсутствии какого-либо единого центра, координирующим органом деятельности этнографов становились разного типа ассоциации либо общества и издаваемые под их эгидой издания. В этих обстоятельствах издание, объединявший этнографов одной страны через негосударственную ассоциацию и имевший редколлегию, выбиравшуюся ассоциацией и субсидировавшуюся средствами ас-

-42-

социации, становился активным проводником определенных научных идей и в значительной мере оказывал влияние на проблематику и методику этнографических изучений. Кое-какие национальные ассоциации либо общества допускали участие в работе представителей других государств, и тогда их издания имели интернациональный темперамент. В то время, когда мы говорили, что в Соединенных Штатах возможно выделить по крайней мере три больших этнографических центра, то имели в виду, что одни американские этнографы (из ведущих музеев и университетов) объединяются антропологическим отделом Национальной академии, другие (в основном из университетов Востока) — Американской антропологической ассоциацией, а третьи (из музеев и университетов Запада, в особенности Чикаго) — организациями Веннер-Греновского фонда, и а также около издания «направляться anthropology».
Журнальные центры и общества Обращаясь к отечественной истории, нужно подчернуть, что в советской этнографии и развитии русской громадна была роль Русского географического общества (РГО), имевшего этнографическое отделение и издававшего в 1853-1864 гг. «Этнографические сборники», и «Записки императорского РГО по отделению этнографии», наследниками которых являются издаваемые сейчас «Этнографические сборники отделения этнографии Географического общества СССР».

Географическое общество уже к концу XIX в. имело филиалы во всех наибольших центрах Сибири, Урала и Поволжья, что содействовало накоплению полезных сведений о народах нашей страны. В сибирских филиалах Географического общества трудились известный революционеры России — борцы с царизмом, чьим трудам русская наука была обязана распространению прогрессивных гуманистических взоров. Сейчас комиссии и этнографические отделения Географического общества СССР продолжают собственную работу в Ленинграде и в его столичном филиале.
За границей ассоциации и этнографические общества создавались с конца и середины XIX в., кое-какие — в первой половине XX в. Многие из них функционируют сейчас. К ним относятся Этнографическое общество Австрии, основанное в 1894 г. в Вене; Аргентинское антропологическое общество в Буэнос-Айресе (1936 г.); Венгерское этнографическое общество в Будапеште (1889 г.); Берлинское общество антропологии, первобытной истории и этнологии (1869 г.); Общество итальянской этнографии в Риме (1911 г.); Полинезийское общество в Веллингтоне (1892 г.); Польское этнографическое общество во Вроцлаве (1895 г.); Американская антропологическая ассоциация в Вашингтоне (1902 г.); Парижское антропологическое общество (1859 г.), Японская этнологическая ассоциация (1942 г.) и др. Особенное место занимают Общество божественного слова (миссионерская интернациональная организация, прежде имевшая центр в отделение и Веня в Берлине,

-43-

а на данный момент — в монастыре Святого Августина под Зигбургом в ФРГ), имеющее интернациональный Университет Антропос (Anthropos Institut) и особый издание «Антропос» («Anthropos»), и Ассоциация при издании «Current anthropology», открыто претендующем на роль интернационального органа, направляющего исследования наук о человеке. Участниками Ассоциации при «Current anthropology» являются как отдельные ученые из различных государств, так и этнографические университеты, музеи, вузовские центры.

Членство в таковой ассоциации при внесении ежегодного взноса в 39 американских долларов дает право на получение самого издания, и последовательности изданий Веннер-Греновского фонда антропологических изучений. Для государств «третьего мира» взнос образовывает 20 долларов. Ассоциация при «Current anthropology», будучи по своим целям интернациональной, возглавляется учеными США; сам издание продолжительное время есть органом Университета Чикаго.
Необычным публичным и журнальным центром есть Ассоциация первобытной истории Дальнего Востока, базирующаяся на отделении антропологии Гавайского университета, но имеющая интернациональное членство и издающая кроме этого интернациональный (по составу авторов и редакции) издание «Asian perspective», что выходит два раза в год. Инициатором создания этого его журнала и общества есть известный археолог, эксперт по Юго-Океании и Восточной Азии Вильгельм Солхэйм II. журнал и Общество занимаются изучением этнографии и древнейшей истории Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.
Разглядим пара подробнее задачи и состав ведущих обществ: американского, берлинского и парижского. Американская антропологическая ассоциация с центром в Вашингтоне появилась в 1902 г. как общество, координирующее научные изучения в Соединенных Штатах по этнологии, лингвистике, физической антропологии, археологии и социальной антропологии (неспециализированной и теоретической).

Цели ассоциации — помогать американским антропологам в изданиях, ежегодных встречах для обмена мнениями, отстаивать их опытные интересы. Членство в ассоциации открыто для каждого, кто интересуется проблемами антропологии. Опытные антропологи, имеющие ученую степень врача философии либо примечательные публикации по антропологии, смогут быть избраны участниками ассоциации в соответствии с представлением какого-нибудь участника ассоциации либо ответу ее аккуратного секретаря.

Раз в год в каком-либо городе США планирует съезд ассоциации, что выбирает нового президента и аккуратного секретаря. С момента создания ассоциации в нее вошла редколлегия издания «American anthropologist» (издается с 1888 г.), и данный издание, выходящий сейчас 5-б раз в год (время от времени раз в тридцать дней, время от времени раз

-44-

в 3 месяца), стал главным печатным органом ассоциации. За последние годы число участников ассоциации достигло нескольких тысяч; все они являются как личными, так и институтскими (вузовскими) подписчиками.
Увеличение роли фактически этнографии в антропологии США стало причиной созданию в 70-е годы особенного издания «Американский этнолог» («American ethnologist»), что издается раз в квартал Американским этнологическим обществом — подразделением Американской антропологической ассоциации (ААА).
Берлинское общество антропологии, первобытной истории и этнологии (сокращенно — Берлинское антропологическое общество) созданное более ста лет тому назад, ставит собственной задачей координацию изучений в области культурной антропологии, и распространение этнографических новых и знаний достижений как среди собственных участников, так и широкой публики. Общество материально поддерживает издание западноберлинских этнографических материалов и журналов этнографических симпозиумов. Число участников общества сейчас не превышает 400-500 человек; собрания общества, открытые для публики, проводятся раз в тридцать дней.
Самым ветхим в мире, по окончании этнографического отделения Русского географического общества, есть Парижское антропологическое общество (создано в 1859 г.). Общество координирует исследования этнографии, первобытной истории и физической антропологии (археологии). Его цель — содействовать формированию отечественной антропологии методом организации представительных научных конференций и собраний, и публикаций работ.

Членство открыто для всех интересующихся антропологией в пределах Франции; имеется в нем и почетные члены и члены, выбираемые из известный зарубежных ученых. Собрания общества устраиваются раз в тридцать дней во время с ноября по июнь. Общество издает Бюллетень и Записки Парижского антропологического общества и деятельно сотрудничает в издании «L’Anthropologie», являющемся большим журнальным центром французской этнографии.
В завершение раздела об этнографических центрах нужно очень выделить ключевую роль как классических этнографических музеев, так и создаваемых достаточно деятельно, в особенности в последние десятилетия, этнографических парков-музеев на открытом воздухе, каковые время от времени именуют «скансенами» 5 . Не смотря на то, что музей под открытым небом Хацелиуса не был

5 Это наименование случилось от шведского слова skansen (окоп), которым обозначалась некая возвышенность с фортификационными сооружениями XVII в. на о. Дьюгарден рядом с Северным музеем, основанным в 1880 г. Артуром Хацелиусом. На возвышенности Хацелиус организовал показ не только отдельных жилищ, но и целых усадеб.

-45-

первым, поскольку такие музеи уже были в Норвегии и что-то подобное создавалось на этнографических выставках в Москве в 1867 г., в Вене в 1873 г. и на Глобальной выставке в Париже в 1878 г., все же как раз шведский скансен стал нарицательным именем для обозначения западноевропейских музеев под открытым небом.
Так как принципом собирания коллекций есть извлечение из быта предмета, созданного данным этносом и бытовавшего у него, то этнографические собрания становятся полезнейшим источником для ответа разных научных неприятностей. В экспозициях и музейных фондах, за исключением муляжей и манекенов, изготовляемых в особых мастерских с применением всех антропологических данных по конкретному типу и всех качеств оригинала, либо моделирования фона, физико-географической среды, не допускается хранение либо показ любых, кроме того замечательно выполненных имитаций, уменьшенных моделей, если они не были изготовлены в той этнической среде, где бытуют сами прототипы.
Необходимость для того чтобы рода моделей для закрытых музеев разъяснялась невозможностью выставить в строении в натуральном размере жилище либо транспортное средство. Современные же этнопарки — музеи на открытом воздухе — располагают таковой возможностью и обходятся без моделей, что повышает научную сокровище их экспонатов.
В начале 80-х годов XX в. в 30 государствах мира было создано уже 600 этнопарков, из них практически 50 в СССР, включая самый ветхий — латышский музей Бривдабас, основанный в 1924 г.

Юрий Берёзкин — Что случилось в истории – от палеолита до ранних цивилизаций


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: