Рабочий лист 1
Прочтите документы и ответьте на вопросы.
Д о к у м е н т 1 1
О благоверные христиане русские! Кто по многим почвам плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую
теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре
Пасхи прошли, а я, безнравственный не знаю, в то время, когда Пасха либо пост, ни Рождества не выполняю, ни вторых праздничных дней, ни
среды, ни пятницы не выполняю: книг у меня нет. В то время, когда меня пограбили, книги у меня забрали. И я от многих бед отправился в
Индию, по причине того, что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каи-
не, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской почва, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесер-
мен, в Бидаре, в этот самый момент большое количество печалился по вере христианской.
Вопросы к документу 1:
Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, у которого в собствености приве-
денный выше отрывок текста. Чем оно отличается от аналогичных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории
его создания? Кто есть его автором?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 2 2
В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский отправился в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птоле-
меев, со собственными воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с воинами и великой охотой, и пищей, и да-
рами. И всевышний вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата собственного
Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата собственного, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына
Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагер-
ду, родичу собственному; Илирика же, брата собственного, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона создал правителем в Золо-
тых почвах, каковые сейчас именуются Угорской почвой; а Пруса, родича собственного, отправил _____на берега Вислы-реки в города
Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, именуемой Неманом и впадаю-
щей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с того времени до нынешних времен зовется это место Прус-
ской почвой.
И вот в то время некоторый воевода новгородский по имени Гостомысл перед смертью собственной созвал всех правителей Нов-
города и сообщил им: «О мужи новгородские, рекомендую я вам, дабы отправили вы в Прусскую почву умных мужей и призвали
бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую почву и нашли в том месте некоего князя по имени Рюрик, кото-
рый был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, дабы шел он к ним кня-
жить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а
третий – племянник его по имени Олег. С того времени начал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем вели-
кий князь Рюрик.
А четвертое колено от князя Рюрика – князь Владимир, что просветил Русскую почву святым
крещением в году 6496 (988). А от князя Владимира четвертое колено – правнук его Владимир Всеволодович Мо-
номах.
Вопросы к документу 2:
Фрагмент какого именно произведения русской литературы финиша XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политиче-
ское и литературное значение?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
1 Монументы литературы Старой Руси: вторая добрая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.
2 Монументы литературы Старой Руси. Финиш XV – первая добрая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 3 3
Кроме того от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие
славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего правителя князя, пра-
вославного владыки и христианского царя всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой мировом соборной
апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, что вместо римского и константинополь-
ского владык воссиял. Потому что ветхого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-
града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот сейчас третьего, нового Рима, державного твое-
го царства святая соборная апостольская церковь во всех финишах вселенной в православной христианской вере по всей под-
небесной больше солнца светится.
Так пускай знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в
едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И направляться тебе, царь, это беречь испуганно божьим,
убойся всевышнего, давшего тебе это, не сохраняй надежду на богатство и золото, и славу: все это тут планирует и тут, на земле, остается.
Вопросы к документу 3:
Строчка из какого именно произведения XVI столетия приведены выше? Дайте чёрта его основополагающих идей.
Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, из-за чего как раз сейчас зародились подобные теории?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 4 4
Как устроить дом прекрасно и чисто.Согрев утром воды, перемыть, стереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки
и всякие сосуды. То же сделать по окончании обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки кроме этого постоянно
вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все принадлежности и сосуды должны быть неизменно чисты, не
должны разбрасываться по скамейкам, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стенки, скамейки, пол, двери, кроме того
в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, дабы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить
для вытирания ног. Дабы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью либо рогожку, либо ветхий войлок. В гряз-
ную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку либо войлок. За всем этим супруга обязана наблюдать, всему
она обязана учить детей и слуг, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но в случае если супруг заметит, что у слуг и жены
нет порядка и делается не так, как тут написано, то обязан он жену научить. В то время, когда она делает все как направляться, то заслужи-
вает жалования и любви; в случае если же она не живет по наставлению, сама не выполняет собственных слуг и обязанностей не учит испол-
нять, то пускай супруг накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и сообщит хорошее слово. Должно наказывать с лю-
бовью; не нужно мужу злиться на жену, а жене на мужа, но жить им в откровенности и любви. Со детьми и слугами по-
ступать так же: наказать по вине и побить, позже пожаловать.
Но в случае если супруга, либо сын, либо приказания и дочь слова не слушают, не опасаются, не делают того, что супруг, папа либо мать по-
велевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по
уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем металлическим и древесным не ударять. Тот, кто в сердцах
так бьет, может большой ущерб причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки либо ноги. Должно бить плетью и разумно, и
больно, и страшно, и здорово. В то время, когда вина громадна, в то время, когда ослушание либо небрежение было большое, снять рубаху и
плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, дабы бешенства не было, сообщить нежное слово. Да дабы люди этого не
видели и не слышали.
Вопросы к документу 4:
Отрывок из какого именно известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произве-
дения? Кто, согласно точки зрения большинства исследователей, есть его автором?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
3 Монументы литературы Старой Руси. Финиш XV – первая добрая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.
4 Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С.
132.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 5 5
Царю, всевышним прославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, сейчас же – за грехи отечественные –
ставшему супротивным (пускай разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов
безбожных. И более сообщённого сказать обо всем по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тяжёлых от
власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сообщить тебе, царь хотя бы немногое.
Для чего, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе всевышним для противодействия врагам , разным казням
предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученической обагрил церковные пороги, и на
доброхотов твоих, душу собственную за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил,
оболгав православных в чародействе и изменах и в другом непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое
назвать неприятным?
Вопросы к документу 5:
Дав наименование одного из самых известных произведений древнерусской литературы, отрывок из которого приведен вы-
ше, выясните, кто являлся участником данной полемики? Какова история создания данного литературного монумента?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 6 6
А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, в то время, когда был в том месте епископом. А писал и собирал и воедино
их объединял двенадцать лет, истратив на то громадные средства, наняв большое количество писцов, не щадя всяческих воздаяний и серебра.
Но очень заботы и большие трудности преодолел при переводе и исправлении на русский язык зарубежных и древних со-
чинений: как всевышний нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и поныне в них осталось не исправлено, и это ос-
тавили тем, кто с божьей помощью сможет исправить это по окончании нас. А вдруг я где и погрешил по собственному незнанию, в этих
зарубежных и древних изречениях либо в случае если среди этих святых книг окажется написанным фальшивое либо отреченное святыми
отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у господа всевышнего в этом прощения молитвами всех святых, о
которых в этих книгах написано.
Вопросы к документу 6:
Строчка из какого именно произведения русской литературы середины XVI столетия приведены выше? Из-за чего, на Ваш взор,
многие исследователи именуют его «энциклопедией русской книжности»?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 7 7
5 Монументы литературы Старой Руси. Вторая добрая половина XVI века. – М., 1986. – С. 18.
6 Монументы литературы Старой Руси. Вторая добрая половина XVI века. – М., 1986. – С. 481.
Изволением отца и свершением святого и помощью сына духа, по повелению великого князя и благочестивого царя
Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии
многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, в особенности
же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы муж царь украшал чтимыми
святыми и иконами книгами, и ризами и сосудами и другими церковными вещами, по преданию и правильно святых апо-
столов и богоносных отцов и по распоряжению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – юстиниана
и великого Константина и Феодоры и Михаила и других благочестивых царей, в свое время бывших. И исходя из этого благочес-
тивый великий князь и царь Иван Васильевич всея Русии повелел брать святые книги на торгу и полагать их во святых
церквах – псалтыри, евангелия, прочие святые и апостолы книги. Но из них мало выяснилось годных, остальные же все иска-
жены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало
известно царю, и он начал думать, как бы опубликовать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у других
народов, дабы впредь святые книги излагались верно. И без того возвещает идея собственную преосвященному Макарию митро-
политу всея Руси. Святитель же, услыхав, очень был рад и, воздав благодарение всевышнему, сообщил царю, что идея эта ни-
спослана всевышним и имеется дар, нисходящий более чем. И без того, по повелению великого князя и благочестивого царя Ивана Василье-
вича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в
год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его муж царь повелел устроить на средства собственной царской каз-
ны дом, где создавать печатное дело.
И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Фе-
дорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение , пока дело их не при-
шло к завершению. И начали печатать в первый раз эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апо-
стола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древ-
ней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 сутки при епископе Афанасии, митрополите всея Ру-
сии, в первоначальный год святительства его, во славу всемогущей живоначальной сына и Троицы отца и святого духа. Аминь.
Вопрос к документу 7:
О каком событии в культурной жизни России XVI столетия говорится в приведенном выше документе?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 8 8
Та же Пилат, отправившись от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И других отечественных на Москве жарили да пекли:
Исаию сожгли, и по окончании Авраамия сожгли, и иных поборников церковных очень многое множество погублено, их же число всевышний изо-
чтет.
Чюдо, как то в познание не желают приити: огнем, да кнутом, да висилицею желают веру утвердить! Каковые то апостоли
обучили так? Не знаю. Мой Христос не приказал отечественным апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру
приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир целый, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет
крестится – спасен будет, а иже не имет веры – осужден будет». Наблюдай, слышателю, волею кличет Христос, а не приказал
апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вывешивать! Татарской всевышний Магмет написал во собственных книгах сице: «Не-
покаряющихся закону и нашему преданию повелеваем главы их мечем подклонити». А отечественный Христос ученикам своим нико-
гда так не повелел. И те преподаватели явны яко шиши антихристовы, каковые, приводя в веру, портят и смерти предают; по вере
собственной и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Неимеетвозможности древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод хорош
творити: от плода бо всяко древо познано не редкость».
Да што большое количество сказать? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в
Персиду, в противном случае дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спаси-
теля отечественного Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых папа – вот тебе царство небесное дома появилось! Всевышний благо-
словит: мучься за сложение перст, не рассуждай большое количество! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен
значительно, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых папа преданная, свята и непорочна сущность. Держу до смерти,
яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над
жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. В противном случае удумали со сатаной книги перепечатать, вся переменить:
крест на церкви и на просвирах переменить, вовнутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении
очевидно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит,
7 У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.
8 Монументы литературы Старой Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.
такоже и, церкви святя, против солнца же и, брак венчав, против солнца же водят, – очевидно неприятно творят, – а в крещении и
не отрицаются сатоны. Чему быть? – Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что большое количество сказать? Ох, правовер-
ной душе! Вся горняя долу быша. Как сказал Никон, адов пес, так и сделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, только бы
не по ветхому!» – так; су, и сделал. Да больши тово нечим переменить. Погибнуть за сие всякому подобает. Будьте оне прокля-
ты, окаянные, со всем лукавым планом своим, а страждущим от них вечная память 3-жды!
Вопросы к документу 8:
Отрывок из какого именно известного произведения русской литературы XVII века приведен выше? Как выражается его нова-
торский темперамент? В чем сущность церковного раскола, и каков темперамент мировоззрения автора данного литературного па-
мятника?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 9 9
Потому что тоя сын и поборник верный бяше,
Учением правым то миру показаше;
В защищение церкве книгу Жезл создал имеется,
В ея же пользу Обед и Венец издал имеется.
Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием,
Вертоград многоцветный с Беседословием.
Вся оны книги умный он супруг сотворивый,
В научение роду российску явивый.
Вопрос к документу 9:
Что Вам известно о жизни и творчестве известного русского поэта, проповедника и писателя XVII в., о котором ведет
обращение в собственном «Епитафионе» Сильвестр Медведев?
_______________________________________________________________________________________________________
дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников
Удивительные статьи:
- Вечеринка и её последствия 4 страница
- Vol 4. победителей не судят 5 страница
- Вечное молчание гор, словно мудрое напоминание 3 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Эквивалентность. к определению понятия
Неприятность верности перевода, в далеком прошлом изучавшаяся филологами, на данный момент излагается в иных терминах, центральным Из которых есть термин…
-
Понятие о лирическом герое и поэтике жуковского
Так как поэзия, в соответствии с представлением Жуковского, соединяет земную и небесную жизни, то она мыслится поэтом особенным духовным пространством. В…
-
Определения лингвистических понятий
Определение [1] морфемы как мельчайшей значимой части слова правильно ухватывает сущность этого понятия. Морфа – совокупность морфем, попарно…
-
Трансформация и деформация. к определению понятий
Все межъязыковые преобразования, совершаемые в ходе перевода, смогут быть выяснены как трансформации или как деформации. Попытаемся проанализировать…