Дайте определение понятиям

Рабочий лист 1

Прочтите документы и ответьте на вопросы.

Д о к у м е н т 1 1

О благоверные христиане русские! Кто по многим почвам плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую

теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре

Пасхи прошли, а я, безнравственный не знаю, в то время, когда Пасха либо пост, ни Рождества не выполняю, ни вторых праздничных дней, ни

среды, ни пятницы не выполняю: книг у меня нет. В то время, когда меня пограбили, книги у меня забрали. И я от многих бед отправился в

Индию, по причине того, что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каи-

не, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской почва, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесер-

мен, в Бидаре, в этот самый момент большое количество печалился по вере христианской.

Вопросы к документу 1:

Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, у которого в собствености приве-

денный выше отрывок текста. Чем оно отличается от аналогичных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории

Дайте определение понятиям

его создания? Кто есть его автором?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 2 2

В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский отправился в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птоле-

меев, со собственными воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с воинами и великой охотой, и пищей, и да-

рами. И всевышний вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата собственного

Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата собственного, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына

Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагер-

ду, родичу собственному; Илирика же, брата собственного, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона создал правителем в Золо-

тых почвах, каковые сейчас именуются Угорской почвой; а Пруса, родича собственного, отправил _____на берега Вислы-реки в города

Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, именуемой Неманом и впадаю-

щей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с того времени до нынешних времен зовется это место Прус-

ской почвой.

И вот в то время некоторый воевода новгородский по имени Гостомысл перед смертью собственной созвал всех правителей Нов-

города и сообщил им: «О мужи новгородские, рекомендую я вам, дабы отправили вы в Прусскую почву умных мужей и призвали

бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую почву и нашли в том месте некоего князя по имени Рюрик, кото-

рый был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, дабы шел он к ним кня-

жить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а

третий – племянник его по имени Олег. С того времени начал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем вели-

кий князь Рюрик.

А четвертое колено от князя Рюрика – князь Владимир, что просветил Русскую почву святым

крещением в году 6496 (988). А от князя Владимира четвертое колено – правнук его Владимир Всеволодович Мо-

номах.

Вопросы к документу 2:

Фрагмент какого именно произведения русской литературы финиша XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политиче-

ское и литературное значение?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

1 Монументы литературы Старой Руси: вторая добрая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.

2 Монументы литературы Старой Руси. Финиш XV – первая добрая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 3 3

Кроме того от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие

славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего правителя князя, пра-

вославного владыки и христианского царя всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой мировом соборной

апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, что вместо римского и константинополь-

ского владык воссиял. Потому что ветхого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-

града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот сейчас третьего, нового Рима, державного твое-

го царства святая соборная апостольская церковь во всех финишах вселенной в православной христианской вере по всей под-

небесной больше солнца светится.

Так пускай знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в

едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И направляться тебе, царь, это беречь испуганно божьим,

убойся всевышнего, давшего тебе это, не сохраняй надежду на богатство и золото, и славу: все это тут планирует и тут, на земле, остается.

Вопросы к документу 3:

Строчка из какого именно произведения XVI столетия приведены выше? Дайте чёрта его основополагающих идей.

Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, из-за чего как раз сейчас зародились подобные теории?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 4 4

Как устроить дом прекрасно и чисто.Согрев утром воды, перемыть, стереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки

и всякие сосуды. То же сделать по окончании обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки кроме этого постоянно

вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все принадлежности и сосуды должны быть неизменно чисты, не

должны разбрасываться по скамейкам, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стенки, скамейки, пол, двери, кроме того

в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, дабы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить

для вытирания ног. Дабы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью либо рогожку, либо ветхий войлок. В гряз-

ную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку либо войлок. За всем этим супруга обязана наблюдать, всему

она обязана учить детей и слуг, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но в случае если супруг заметит, что у слуг и жены

нет порядка и делается не так, как тут написано, то обязан он жену научить. В то время, когда она делает все как направляться, то заслужи-

вает жалования и любви; в случае если же она не живет по наставлению, сама не выполняет собственных слуг и обязанностей не учит испол-

нять, то пускай супруг накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и сообщит хорошее слово. Должно наказывать с лю-

бовью; не нужно мужу злиться на жену, а жене на мужа, но жить им в откровенности и любви. Со детьми и слугами по-

ступать так же: наказать по вине и побить, позже пожаловать.

Но в случае если супруга, либо сын, либо приказания и дочь слова не слушают, не опасаются, не делают того, что супруг, папа либо мать по-

велевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по

уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем металлическим и древесным не ударять. Тот, кто в сердцах

так бьет, может большой ущерб причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки либо ноги. Должно бить плетью и разумно, и

больно, и страшно, и здорово. В то время, когда вина громадна, в то время, когда ослушание либо небрежение было большое, снять рубаху и

плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, дабы бешенства не было, сообщить нежное слово. Да дабы люди этого не

видели и не слышали.

Вопросы к документу 4:

Отрывок из какого именно известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произве-

дения? Кто, согласно точки зрения большинства исследователей, есть его автором?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

3 Монументы литературы Старой Руси. Финиш XV – первая добрая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.

4 Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С.

132.

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 5 5

Царю, всевышним прославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, сейчас же – за грехи отечественные –

ставшему супротивным (пускай разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов

безбожных. И более сообщённого сказать обо всем по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тяжёлых от

власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сообщить тебе, царь хотя бы немногое.

Для чего, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе всевышним для противодействия врагам , разным казням

предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученической обагрил церковные пороги, и на

доброхотов твоих, душу собственную за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил,

оболгав православных в чародействе и изменах и в другом непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое

назвать неприятным?

Вопросы к документу 5:

Дав наименование одного из самых известных произведений древнерусской литературы, отрывок из которого приведен вы-

ше, выясните, кто являлся участником данной полемики? Какова история создания данного литературного монумента?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 6 6

А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, в то время, когда был в том месте епископом. А писал и собирал и воедино

их объединял двенадцать лет, истратив на то громадные средства, наняв большое количество писцов, не щадя всяческих воздаяний и серебра.

Но очень заботы и большие трудности преодолел при переводе и исправлении на русский язык зарубежных и древних со-

чинений: как всевышний нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и поныне в них осталось не исправлено, и это ос-

тавили тем, кто с божьей помощью сможет исправить это по окончании нас. А вдруг я где и погрешил по собственному незнанию, в этих

зарубежных и древних изречениях либо в случае если среди этих святых книг окажется написанным фальшивое либо отреченное святыми

отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у господа всевышнего в этом прощения молитвами всех святых, о

которых в этих книгах написано.

Вопросы к документу 6:

Строчка из какого именно произведения русской литературы середины XVI столетия приведены выше? Из-за чего, на Ваш взор,

многие исследователи именуют его «энциклопедией русской книжности»?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 7 7

5 Монументы литературы Старой Руси. Вторая добрая половина XVI века. – М., 1986. – С. 18.

6 Монументы литературы Старой Руси. Вторая добрая половина XVI века. – М., 1986. – С. 481.

Изволением отца и свершением святого и помощью сына духа, по повелению великого князя и благочестивого царя

Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии

многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, в особенности

же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы муж царь украшал чтимыми

святыми и иконами книгами, и ризами и сосудами и другими церковными вещами, по преданию и правильно святых апо-

столов и богоносных отцов и по распоряжению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – юстиниана

и великого Константина и Феодоры и Михаила и других благочестивых царей, в свое время бывших. И исходя из этого благочес-

тивый великий князь и царь Иван Васильевич всея Русии повелел брать святые книги на торгу и полагать их во святых

церквах – псалтыри, евангелия, прочие святые и апостолы книги. Но из них мало выяснилось годных, остальные же все иска-

жены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало

известно царю, и он начал думать, как бы опубликовать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у других

народов, дабы впредь святые книги излагались верно. И без того возвещает идея собственную преосвященному Макарию митро-

политу всея Руси. Святитель же, услыхав, очень был рад и, воздав благодарение всевышнему, сообщил царю, что идея эта ни-

спослана всевышним и имеется дар, нисходящий более чем. И без того, по повелению великого князя и благочестивого царя Ивана Василье-

вича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в

год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его муж царь повелел устроить на средства собственной царской каз-

ны дом, где создавать печатное дело.

И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Фе-

дорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение , пока дело их не при-

шло к завершению. И начали печатать в первый раз эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апо-

стола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древ-

ней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 сутки при епископе Афанасии, митрополите всея Ру-

сии, в первоначальный год святительства его, во славу всемогущей живоначальной сына и Троицы отца и святого духа. Аминь.

Вопрос к документу 7:

О каком событии в культурной жизни России XVI столетия говорится в приведенном выше документе?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 8 8

Та же Пилат, отправившись от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И других отечественных на Москве жарили да пекли:

Исаию сожгли, и по окончании Авраамия сожгли, и иных поборников церковных очень многое множество погублено, их же число всевышний изо-

чтет.

Чюдо, как то в познание не желают приити: огнем, да кнутом, да висилицею желают веру утвердить! Каковые то апостоли

обучили так? Не знаю. Мой Христос не приказал отечественным апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру

приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир целый, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет

крестится – спасен будет, а иже не имет веры – осужден будет». Наблюдай, слышателю, волею кличет Христос, а не приказал

апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вывешивать! Татарской всевышний Магмет написал во собственных книгах сице: «Не-

покаряющихся закону и нашему преданию повелеваем главы их мечем подклонити». А отечественный Христос ученикам своим нико-

гда так не повелел. И те преподаватели явны яко шиши антихристовы, каковые, приводя в веру, портят и смерти предают; по вере

собственной и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Неимеетвозможности древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод хорош

творити: от плода бо всяко древо познано не редкость».

Да што большое количество сказать? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в

Персиду, в противном случае дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спаси-

теля отечественного Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых папа – вот тебе царство небесное дома появилось! Всевышний благо-

словит: мучься за сложение перст, не рассуждай большое количество! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен

значительно, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых папа преданная, свята и непорочна сущность. Держу до смерти,

яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над

жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. В противном случае удумали со сатаной книги перепечатать, вся переменить:

крест на церкви и на просвирах переменить, вовнутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении

очевидно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит,

7 У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.

8 Монументы литературы Старой Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.

такоже и, церкви святя, против солнца же и, брак венчав, против солнца же водят, – очевидно неприятно творят, – а в крещении и

не отрицаются сатоны. Чему быть? – Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что большое количество сказать? Ох, правовер-

ной душе! Вся горняя долу быша. Как сказал Никон, адов пес, так и сделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, только бы

не по ветхому!» – так; су, и сделал. Да больши тово нечим переменить. Погибнуть за сие всякому подобает. Будьте оне прокля-

ты, окаянные, со всем лукавым планом своим, а страждущим от них вечная память 3-жды!

Вопросы к документу 8:

Отрывок из какого именно известного произведения русской литературы XVII века приведен выше? Как выражается его нова-

торский темперамент? В чем сущность церковного раскола, и каков темперамент мировоззрения автора данного литературного па-

мятника?

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Д о к у м е н т 9 9

Потому что тоя сын и поборник верный бяше,

Учением правым то миру показаше;

В защищение церкве книгу Жезл создал имеется,

В ея же пользу Обед и Венец издал имеется.

Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием,

Вертоград многоцветный с Беседословием.

Вся оны книги умный он супруг сотворивый,

В научение роду российску явивый.

Вопрос к документу 9:

Что Вам известно о жизни и творчестве известного русского поэта, проповедника и писателя XVII в., о котором ведет

обращение в собственном «Епитафионе» Сильвестр Медведев?

_______________________________________________________________________________________________________

дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: